Проблемы и тенденции экономической интеграции России и Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы выступает изучение понятия международной экономической интеграции и, в частности, отношений России и Беларуси с этой точки зрения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 выявить сущность понятия «международная экономическая интеграция»,
 определить, какие предпосылки и факторы способствуют этому процессу;
 каковы современные интеграционные процессы в мировой экономике;
 рассмотреть Беларусь как часть мировой экономической системы и ее участие в международных интеграционных процессах;
 оценить экономическую интеграцию России и Беларуси в историческом аспекте и на современном этапе

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Международная экономическая интеграция…………………………...5
1.1 Сущность и предпосылки международной экономической
интеграции………………………………………………………………...5
1.2 Современные интеграционные процессы в мировой экономике….9
2 Беларусь как часть мировой экономической системы и ее участие в
международных интеграционных процессах…………………………...13
3 Экономическая интеграция России и Беларуси………………………19
3.1 История интеграционных процессов России и Беларуси………..19
3.2 Современное состояние отношений России и Беларуси:
тенденции, проблемы и перспективы………………………………….22
3.3 Таможенный союз…………………………………………………..30
4 Направления совершенствования экономической
интеграции России и Беларуси………………………………………...32
Заключение………………………………………………………………..33
Список использованных источников……………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

     3.Решающим  условием использования преимуществ, связанных с интернационализацией хозяйственной  жизни,   в   интересах  экономического развития страны является проведение государством внутренней политики, открывающей возможность структурной перестройки народного хозяйства, предпринимательства и конкуренции, ориентирующей предприятия и фирмы   на   выпуск  продукции и производство услуг,   сопоставимых  с  зарубежными образцами по качеству, ценам и издержкам на их изготовление.

     4. Более эффективная интеграция  Республики Беларусь в мировое  хозяйство могла бы стать  возможной также в результате   концентрации  усилий    государства на решении проблем реального развития интеграции, поддержки экспорта, временного усиления защиты внутреннего рынка и поддержки отечественного производства, рационализации международных заимствований и последовательного осуществления мер, направленных на обеспечение обратимости белорусской валюты.

     Корректировка макроэкономической и внешнеэкономической  политики могла бы способствовать экономическому росту, улучшению пропорций осуществляемого республикой внешнеэкономического обмена и, следовательно, увеличению национального богатства и повышению, жизненного уровня населения.

 

      3 Экономическая интеграция  России и Беларуси  

     3.1 История интеграционных  процессов России  и Беларуси 

     Создание  Союзного государства России и Беларуси в настоящее время стало важным фактором социально-экономической и политической реинтеграции на постсоветском пространстве, моделью государственного и экономического объединения стран СНГ новой формации. Сегодня мы являемся свидетелями того, как идея объединения России и Беларуси в рамках Союзного государства последовательно обретает формы: разработана законодательная база нового государства, определена социальная политика, в значительной степени создан его экономический фундамент.

     Объединение России и Беларуси – процесс объективный, обусловленный общими тенденциями развития человечества. Так, европейская интеграция началась уже довольно давно и проходит достаточно успешно. Процесс объединения России и Беларуси находит поддержку, как у руководства наших стран, так и у белорусского и российского народов. Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что «есть большое стремление обоих государств к строительству совместных государственных структур». Соответственно, политика России и Беларуси в вопросе создания Союзного государства строится именно в данном контексте.

     В феврале 1995 года между правительствами  Российской Федерации и Республики Беларусь было заключено «Соглашение  о сотрудничестве в области культуры, образования и науки» одновременно с «Договором о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь». Стержень этого соглашения – идеалы дружбы, добрососедства, сотрудничества, восстановление поспешно разрушенных отношений между культурными и общественными организациями. Соглашение предусматривало также развитие связей между творческими союзами, ассоциациями и фондами наших стран, а также совместную деятельность государств в разных областях культуры и искусства. Оно было призвано содействовать развитию сотрудничества в подготовке кадров в области культуры, образования и науки, обмену опытом между заинтересованными ведомствами и организациями, установлению и расширению прямых связей между регионами. В этот же период были сделаны первые шаги к объединению России и Беларуси на уровне повседневной жизни граждан. Так, 26 мая 1995 года у белорусской деревни Речка был убран пограничный столб; границы между Россией и Республикой Беларусь не стало.

     В 1996 году Россия и Беларусь встали на путь непосредственного восстановления и укрепления экономических, политических и историко-культурных связей, которые на протяжении многих веков связывали братские народы. При этом в процессе формирования Союзного государства происходит не механическое сложение потенциалов двух наших стран, а рост их возможностей в геометрической прогрессии, качественное усиление позиций – политических, дипломатических, экономических. В результате этого удалось добиться преодоления последствий происходившей в 1994-1996 гг. дезинтеграции производственно-технологических и организационных связей между предприятиями и центробежных процессов в торгово-экономических отношениях России и Беларуси; к 1997 г. социально-экономическая ситуация стабилизировалась, что стало одним из конструктивных факторов процесса институционализации Союзного государства.

     2 апреля 1996 года в Москве президенты  Б.Н. Ельцин и А.Г. Лукашенко  подписали «Договор об образовании  Сообщества Беларуси и России».  Стороны решили образовать глубоко  интегрированное политически и  экономически Сообщество в целях  объединения экономического, политического, интеллектуального ресурсов своих государств. 29 апреля 1996 года в Санкт-Петербурге руководителями парламентов двух государств было подписано «Соглашение о Парламентском Собрании Сообщества Беларуси и России». Начинают вырисовываться первые контуры будущего Союзного государства.

     После подписания Договора были сформированы рабочие органы Сообщества России и  Беларуси, которые проступили к формированию механизма интеграции. Главным органом  Сообщества стал Высший Совет, в который  вошли руководители государств, правительств и парламентов двух стран.

     Развитие  Сообщества России и Беларуси создало  предпосылки для преобразования его в более высокое по качеству интеграционное объединение – Союзное  государство, которое призвано полнее удовлетворять интересы граждан наших стран на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов, проведения экономических преобразований, укрепления демократии, обеспечения общей безопасности. В июне 1996 года начал свою работу Исполнительный Комитет как постоянно действующий орган для налаживания практической стороны реализации Договора. В том же месяце Высший Совет Сообщества утвердил решение о создании Таможенного Комитета Сообщества Беларуси и России с образованием коллегии с равным представительством стран.

     Созданием Сообщества завершился первый этап российско-белорусской  интеграции; в то же время были созданы  предпосылки для дальнейшего  социально-экономического и государственного и политического объединения  наших стран.

     2 апреля 1997 года в Москве президенты России и Беларуси подписали «Договор о Союзе Беларуси и России». Начинается новая фаза строительства, которая характеризовалась развитием его институциональной основы, структуризацией функций, определением перспективных задач. В сентябре 1997 года ООН зарегистрировала «Договор о Союзе Беларуси и России» и «Устав Союза» – важнейшие основополагающие документы второго этапа формирования Союзного государства.

     25 декабря 1998 года была подписана  «Декларация о дальнейшем единении  России и Беларуси». В ней декларировались демократические принципы формирования Союзного государства, в том числе: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина на основе общепризнанных принципов и норм международного права, проведения свободных демократических выборов и т.д.

     В 1999 году было достигнуто окончательное  соглашение о создании Союзного государства  Беларуси и России. Начался процесс  разработки наиболее оптимальных форм государственно-политической и экономической  интеграции. 8 октября 1999 года в газетах  «Советская Белоруссия» и «Российская газета» был опубликован проект «Договора о создании Союзного государства» для его всенародного обсуждения. Идея единения получила поддержку подавляющего числа граждан России и Беларуси. Была также разработана «Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства», в которой определялись этапы создания Союзного государства, раскрывалось их содержание и сроки реализации конкретных задач взаимодействия.

     В Договоре выделялось в качестве приоритетной стратегической цели на первоначальном этапе создания Союзного государства формирование единого экономического пространства. Договор и Программа стали фактически концепцией и стратегией развития по-настоящему всесторонней интеграции двух стран, формирования условий их реального объединения в рамках Союзного государства.

     Важнейшее значение процесса создания Союзного государства России и Беларуси заключается, прежде всего, в том, что положено начало формированию принципиально иной геополитической и экономической конфигурации на постсоветском пространстве. В 2010-е годы в СНГ должно быть создано полноценное государство России и Беларуси, которое по уровню своего экономического развития и по политическому весу будет лидировать в СНГ.

     Процесс создания Союзного государства России и Беларуси вышел на качественно  новый уровень в 2000 году в результате системных усилий российского и  белорусского руководства. Подписанный 35 января 2000 года президентом Российской Федерации В.В. Путиным и президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко Договор о Союзном государстве создал принципиально новые условия для взаимоотношений между двумя странами.

     В рамках Союзного государства Беларуси и России была найдена удачная  формула сохранения государственного суверенитета стран-участниц. Высшим органом Союзного государства был определен Высший Государственный Совет, в состав которого вошли главы государств, правительств и руководители палат парламентов стран-участников. 26 января 2000 года состоялось первое заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства. Для обеспечения исполнения решений Высшего Государственного Совета и оперативного управления подчиненной ему системой отраслевых и функциональных органов Союзного государства был утвержден коллегиальный исполнительный орган – Совет Министров Союзного государства.

     Был также утвержден бюджет Союзного государства России и Беларуси, который  активно используется для финансирования модернизационных, образовательных  и социально-культурных программ.

     На  выборах президента Республики Беларусь в 2001 и 2006 годах убедительную победу одерживал действующий президент  А.Г. Лукашенко, что является демонстрацией  поддержки белорусским народом  политики Союзного государства. При  этом большинство наблюдателей ОБСЕ констатировало, что президентские выборы в Республике Беларусь прошли в соответствии с международными нормами избирательного права.

     Союзное государство выражает волю российского  и белорусского народов и в  своей правовой основе имеет законодательную базу, созданную путем выполнения всех необходимых демократических процедур. Гражданам России и Беларуси предоставляются равные права и равные возможности в деле построения своей социальной судьбы: доступ в высшие учебные заведения обеих стран, возможность участвовать в имущественных отношениях и т.д.

     В рамках Союзного государства развивается  сотрудничество с международными финансовыми, промышленными, научными и общественными  организациями. Так, на 1 апреля 2001 года только в Республике Беларусь работало 1023 представительства иностранных организаций и 51 страны мира; при этом компании из стран Евросоюза являются основными инвесторами на территории Беларуси. В то же время финансово-экономические отношения с Российской Федерацией являются для Беларуси приоритетными; в 2010-е годы предполагается их всестороннее расширение и интенсификация. 

     3.2 Современное состояние  отношений России  и Беларуси: тенденции,  проблемы и перспективы 

     Российско-белорусские  отношения активно развивались  еще до образования СНГ. В декабре 1990 года впервые в истории двусторонних отношений между Россией и Республикой Беларусь был подписан политический договор со сроком действия десять лет. В последующие годы, по мере того как в Содружестве стали проявляться несовпадающие интересы объединенных в нем новых независимых государств и разнонаправленность их геостратегических устремлений, вошедшие в СНГ страны начали отдавать предпочтение двусторонним и региональным связям, а не многостороннему сотрудничеству. На этом фоне российско-белорусские отношения занимают особое место и интеграция российской и белорусской экономик не имеет аналогов в других странах СНГ.

     Говоря  о формировании Союзного государства  необходимо отметить, что Россия и  Беларусь – страны многонациональные, в них проживают представители десятков различных народов; и все они в равной мере выступают за интеграцию, в первую очередь, экономическую. При этом в рамках Союзного государства все народы получают возможность всемерно сохранять и развивать национальную идентичность, жить в условиях правового государства.

     Россия  и Беларусь стремятся к достижению нового качества взаимодействия образовательных  систем наших стран в рамках Союзного государства. В 2000 году была создана  рабочая группа по вопросам информатизации образования, изучается вопрос о возможности привлечения к двухстороннему сотрудничеству в сфере информатизации образования Института информационных технологий в образовании (ЮНЕСКО). Первым шагом в этом направлении явилась совместная разработка «Концепция развития системы образования, подготовки и переподготовки кадров в Сообществе Беларуси и России». Процесс формирования единого образовательного пространства Союзного государства в настоящее время поступательно развивается, создается его правовое поле, идет институционализация и т.д.

Информация о работе Проблемы и тенденции экономической интеграции России и Беларуси