Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 15:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы выступает изучение понятия международной экономической интеграции и, в частности, отношений России и Беларуси с этой точки зрения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить сущность понятия «международная экономическая интеграция»,
определить, какие предпосылки и факторы способствуют этому процессу;
каковы современные интеграционные процессы в мировой экономике;
рассмотреть Беларусь как часть мировой экономической системы и ее участие в международных интеграционных процессах;
оценить экономическую интеграцию России и Беларуси в историческом аспекте и на современном этапе
Введение…………………………………………………………………….3
1 Международная экономическая интеграция…………………………...5
1.1 Сущность и предпосылки международной экономической
интеграции………………………………………………………………...5
1.2 Современные интеграционные процессы в мировой экономике….9
2 Беларусь как часть мировой экономической системы и ее участие в
международных интеграционных процессах…………………………...13
3 Экономическая интеграция России и Беларуси………………………19
3.1 История интеграционных процессов России и Беларуси………..19
3.2 Современное состояние отношений России и Беларуси:
тенденции, проблемы и перспективы………………………………….22
3.3 Таможенный союз…………………………………………………..30
4 Направления совершенствования экономической
интеграции России и Беларуси………………………………………...32
Заключение………………………………………………………………..33
Список использованных источников……………………………………35
3.Решающим условием использования преимуществ, связанных с интернационализацией хозяйственной жизни, в интересах экономического развития страны является проведение государством внутренней политики, открывающей возможность структурной перестройки народного хозяйства, предпринимательства и конкуренции, ориентирующей предприятия и фирмы на выпуск продукции и производство услуг, сопоставимых с зарубежными образцами по качеству, ценам и издержкам на их изготовление.
4. Более эффективная интеграция Республики Беларусь в мировое хозяйство могла бы стать возможной также в результате концентрации усилий государства на решении проблем реального развития интеграции, поддержки экспорта, временного усиления защиты внутреннего рынка и поддержки отечественного производства, рационализации международных заимствований и последовательного осуществления мер, направленных на обеспечение обратимости белорусской валюты.
Корректировка
макроэкономической и внешнеэкономической
политики могла бы способствовать экономическому
росту, улучшению пропорций
3 Экономическая интеграция
России и Беларуси
3.1
История интеграционных
процессов России
и Беларуси
Создание Союзного государства России и Беларуси в настоящее время стало важным фактором социально-экономической и политической реинтеграции на постсоветском пространстве, моделью государственного и экономического объединения стран СНГ новой формации. Сегодня мы являемся свидетелями того, как идея объединения России и Беларуси в рамках Союзного государства последовательно обретает формы: разработана законодательная база нового государства, определена социальная политика, в значительной степени создан его экономический фундамент.
Объединение России и Беларуси – процесс объективный, обусловленный общими тенденциями развития человечества. Так, европейская интеграция началась уже довольно давно и проходит достаточно успешно. Процесс объединения России и Беларуси находит поддержку, как у руководства наших стран, так и у белорусского и российского народов. Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что «есть большое стремление обоих государств к строительству совместных государственных структур». Соответственно, политика России и Беларуси в вопросе создания Союзного государства строится именно в данном контексте.
В феврале 1995 года между правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь было заключено «Соглашение о сотрудничестве в области культуры, образования и науки» одновременно с «Договором о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь». Стержень этого соглашения – идеалы дружбы, добрососедства, сотрудничества, восстановление поспешно разрушенных отношений между культурными и общественными организациями. Соглашение предусматривало также развитие связей между творческими союзами, ассоциациями и фондами наших стран, а также совместную деятельность государств в разных областях культуры и искусства. Оно было призвано содействовать развитию сотрудничества в подготовке кадров в области культуры, образования и науки, обмену опытом между заинтересованными ведомствами и организациями, установлению и расширению прямых связей между регионами. В этот же период были сделаны первые шаги к объединению России и Беларуси на уровне повседневной жизни граждан. Так, 26 мая 1995 года у белорусской деревни Речка был убран пограничный столб; границы между Россией и Республикой Беларусь не стало.
В
1996 году Россия и Беларусь встали на
путь непосредственного
2
апреля 1996 года в Москве президенты
Б.Н. Ельцин и А.Г. Лукашенко
подписали «Договор об
После подписания Договора были сформированы рабочие органы Сообщества России и Беларуси, которые проступили к формированию механизма интеграции. Главным органом Сообщества стал Высший Совет, в который вошли руководители государств, правительств и парламентов двух стран.
Развитие Сообщества России и Беларуси создало предпосылки для преобразования его в более высокое по качеству интеграционное объединение – Союзное государство, которое призвано полнее удовлетворять интересы граждан наших стран на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов, проведения экономических преобразований, укрепления демократии, обеспечения общей безопасности. В июне 1996 года начал свою работу Исполнительный Комитет как постоянно действующий орган для налаживания практической стороны реализации Договора. В том же месяце Высший Совет Сообщества утвердил решение о создании Таможенного Комитета Сообщества Беларуси и России с образованием коллегии с равным представительством стран.
Созданием Сообщества завершился первый этап российско-белорусской интеграции; в то же время были созданы предпосылки для дальнейшего социально-экономического и государственного и политического объединения наших стран.
2 апреля 1997 года в Москве президенты России и Беларуси подписали «Договор о Союзе Беларуси и России». Начинается новая фаза строительства, которая характеризовалась развитием его институциональной основы, структуризацией функций, определением перспективных задач. В сентябре 1997 года ООН зарегистрировала «Договор о Союзе Беларуси и России» и «Устав Союза» – важнейшие основополагающие документы второго этапа формирования Союзного государства.
25
декабря 1998 года была подписана
«Декларация о дальнейшем
В 1999 году было достигнуто окончательное соглашение о создании Союзного государства Беларуси и России. Начался процесс разработки наиболее оптимальных форм государственно-политической и экономической интеграции. 8 октября 1999 года в газетах «Советская Белоруссия» и «Российская газета» был опубликован проект «Договора о создании Союзного государства» для его всенародного обсуждения. Идея единения получила поддержку подавляющего числа граждан России и Беларуси. Была также разработана «Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства», в которой определялись этапы создания Союзного государства, раскрывалось их содержание и сроки реализации конкретных задач взаимодействия.
В Договоре выделялось в качестве приоритетной стратегической цели на первоначальном этапе создания Союзного государства формирование единого экономического пространства. Договор и Программа стали фактически концепцией и стратегией развития по-настоящему всесторонней интеграции двух стран, формирования условий их реального объединения в рамках Союзного государства.
Важнейшее значение процесса создания Союзного государства России и Беларуси заключается, прежде всего, в том, что положено начало формированию принципиально иной геополитической и экономической конфигурации на постсоветском пространстве. В 2010-е годы в СНГ должно быть создано полноценное государство России и Беларуси, которое по уровню своего экономического развития и по политическому весу будет лидировать в СНГ.
Процесс создания Союзного государства России и Беларуси вышел на качественно новый уровень в 2000 году в результате системных усилий российского и белорусского руководства. Подписанный 35 января 2000 года президентом Российской Федерации В.В. Путиным и президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко Договор о Союзном государстве создал принципиально новые условия для взаимоотношений между двумя странами.
В рамках Союзного государства Беларуси и России была найдена удачная формула сохранения государственного суверенитета стран-участниц. Высшим органом Союзного государства был определен Высший Государственный Совет, в состав которого вошли главы государств, правительств и руководители палат парламентов стран-участников. 26 января 2000 года состоялось первое заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства. Для обеспечения исполнения решений Высшего Государственного Совета и оперативного управления подчиненной ему системой отраслевых и функциональных органов Союзного государства был утвержден коллегиальный исполнительный орган – Совет Министров Союзного государства.
Был также утвержден бюджет Союзного государства России и Беларуси, который активно используется для финансирования модернизационных, образовательных и социально-культурных программ.
На
выборах президента Республики Беларусь
в 2001 и 2006 годах убедительную победу
одерживал действующий
Союзное государство выражает волю российского и белорусского народов и в своей правовой основе имеет законодательную базу, созданную путем выполнения всех необходимых демократических процедур. Гражданам России и Беларуси предоставляются равные права и равные возможности в деле построения своей социальной судьбы: доступ в высшие учебные заведения обеих стран, возможность участвовать в имущественных отношениях и т.д.
В
рамках Союзного государства развивается
сотрудничество с международными финансовыми,
промышленными, научными и общественными
организациями. Так, на 1 апреля 2001 года
только в Республике Беларусь работало
1023 представительства иностранных организаций
и 51 страны мира; при этом компании из стран
Евросоюза являются основными инвесторами
на территории Беларуси. В то же время
финансово-экономические отношения с
Российской Федерацией являются для Беларуси
приоритетными; в 2010-е годы предполагается
их всестороннее расширение и интенсификация.
3.2
Современное состояние
отношений России
и Беларуси: тенденции,
проблемы и перспективы
Российско-белорусские отношения активно развивались еще до образования СНГ. В декабре 1990 года впервые в истории двусторонних отношений между Россией и Республикой Беларусь был подписан политический договор со сроком действия десять лет. В последующие годы, по мере того как в Содружестве стали проявляться несовпадающие интересы объединенных в нем новых независимых государств и разнонаправленность их геостратегических устремлений, вошедшие в СНГ страны начали отдавать предпочтение двусторонним и региональным связям, а не многостороннему сотрудничеству. На этом фоне российско-белорусские отношения занимают особое место и интеграция российской и белорусской экономик не имеет аналогов в других странах СНГ.
Говоря о формировании Союзного государства необходимо отметить, что Россия и Беларусь – страны многонациональные, в них проживают представители десятков различных народов; и все они в равной мере выступают за интеграцию, в первую очередь, экономическую. При этом в рамках Союзного государства все народы получают возможность всемерно сохранять и развивать национальную идентичность, жить в условиях правового государства.
Россия и Беларусь стремятся к достижению нового качества взаимодействия образовательных систем наших стран в рамках Союзного государства. В 2000 году была создана рабочая группа по вопросам информатизации образования, изучается вопрос о возможности привлечения к двухстороннему сотрудничеству в сфере информатизации образования Института информационных технологий в образовании (ЮНЕСКО). Первым шагом в этом направлении явилась совместная разработка «Концепция развития системы образования, подготовки и переподготовки кадров в Сообществе Беларуси и России». Процесс формирования единого образовательного пространства Союзного государства в настоящее время поступательно развивается, создается его правовое поле, идет институционализация и т.д.
Информация о работе Проблемы и тенденции экономической интеграции России и Беларуси