Проблемы и тенденции экономической интеграции России и Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы выступает изучение понятия международной экономической интеграции и, в частности, отношений России и Беларуси с этой точки зрения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 выявить сущность понятия «международная экономическая интеграция»,
 определить, какие предпосылки и факторы способствуют этому процессу;
 каковы современные интеграционные процессы в мировой экономике;
 рассмотреть Беларусь как часть мировой экономической системы и ее участие в международных интеграционных процессах;
 оценить экономическую интеграцию России и Беларуси в историческом аспекте и на современном этапе

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Международная экономическая интеграция…………………………...5
1.1 Сущность и предпосылки международной экономической
интеграции………………………………………………………………...5
1.2 Современные интеграционные процессы в мировой экономике….9
2 Беларусь как часть мировой экономической системы и ее участие в
международных интеграционных процессах…………………………...13
3 Экономическая интеграция России и Беларуси………………………19
3.1 История интеграционных процессов России и Беларуси………..19
3.2 Современное состояние отношений России и Беларуси:
тенденции, проблемы и перспективы………………………………….22
3.3 Таможенный союз…………………………………………………..30
4 Направления совершенствования экономической
интеграции России и Беларуси………………………………………...32
Заключение………………………………………………………………..33
Список использованных источников……………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

     Формирование  Союзного государства оказало благотворное влияние на развитие науки и высоких  технологий в России и Беларуси. На протяжении 1995–2000-х гг. российско-белорусская  научная интеграция последовательно  усиливалась, охватывая все новые сферы научно-исследовательской деятельности и производства. В течение пяти лет, с 2000 по 2005 год осуществлялся проект межгосударственной программы России и Беларуси «Обеспечение единого научно-технологического пространства», разработанный Минпромнаукой РФ и Российской Академией Наук совместно с Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь.

     Вопрос  особой значимости для строительства  Союзного государства – это наличие  эффективных СМИ и ведение  активной информационной политики. В рамках Союзного государства была создана в 1994–2000-е годы система средств массовой информации, включающая телерадиовещательную организацию Союза (ТРО), радиостанцию «Союз», программы которой выходят на общенациональных каналах России и Беларуси. В конце 1990-х гг. началась трансляция телепрограмм по союзной тематике «Москва-Минск». «Крестьянская застава», «Союзное вече» и др. 25 января 2000 года решением Совета Парламентского собрания была учреждена газета «Союзное вече», в феврале того же года получившая статус самостоятельного периодического издания Парламентского собрания. В 2002 году был создан Совет по информационной политике Союзного государства.

     Неуклонно расширяется информационное сотрудничество между Россией и Беларусью. Так, Республика Беларусь была объявлена Почетным гостем российской выставки «Пресса – 2006». В рамках форума состоялся также «День белорусских и союзных СМИ», на котором российские и белорусские журналисты обсудили дальнейшие перспективы сотрудничества, было проведено специальное заседании пресс-клуба.

     Экономическая составляющая взаимоотношений России и Беларуси в 1998–2000-е годы стала  стержнем Союзного государства.

     Формирование  Союзного государства происходило  по этапам, каждый из которых создавал предпосылки для развития следующего. В интеграции России и Беларуси «в настоящее время выстраивается такая цепочка: энергосистема, транспорт, граница, таможня, налоги и на последнем этапе – денежное обращение». Происходит развитие хозяйственных связей и рост крупномасштабного производства, активизация деятельности акционерных компаний.

     В период 1994–1996 гг. Беларуси удалось  сохранить основы своего индустриального  производства, что является существенным фактором экономического развития Союзного государства. Происходит интенсивное  развитие кооперационных связей между российскими и белорусскими производителями. В то же время, предстоит еще решать такие существенные проблемы, как различия в бюджетной и налоговой системах, кризис неплатежей, недостаточность развития институциональной основы банковской системы как Беларуси, так и России.

     Преодоление этих негативных явлений в рамках Союзного государства – лишь вопрос времени, в долгосрочной перспективе  развития России и Беларуси в XXI веке данные факторы должны утратить свое значение.

     В рамках Союзного государства России и Беларуси осуществляется европейская модель социально ориентированной рыночной экономики, которая предполагает активную роль государства в регулировании социально-экономических процессов, обеспечении высокой степени социальной защиты населения. В настоящее время в Беларуси, как и в России, созданы условия экономического роста в XXI веке: стабилизированы макроэкономические показатели, прекращен спад производства, восстановлены интеграционные связи. В рамках Союзного государства формируется структура будущей технологичной экономики наших стран, опирающаяся на макроэкономическую сбалансированность, создание условий для устойчивого роста в виде стимулирования предпринимательства и деловой активности, развития малого и среднего бизнеса, обеспечения инвестирования экономики.

     В перспективе предстоит совершенствовать платежно-расчетные отношения в  рамках Союзного государства, осуществлять постепенный переход к конвертируемости национальных валют, создать действенный  механизм привлечения инвестиций в экономику, стимулировать предпринимательство и деловую активность, способствовать ускорению развития современных наукоемких технологий и технологичного производства. Тенденции экономического развития России и Беларуси в рамках Союзного государства позволяют говорить о реальности решения подобных задач.

     Концепция строительства Союзного государства  России и Беларуси предполагает также  постепенный переход на единые стандарты  социальной защиты, трудоустройства  и оплаты труда граждан государств – участников Союза, совместную социальную политику, создание единой нормативной базы в области трудового законодательства и т.д. Итогом совместной работы российских и белорусских министерств и институтов стала разработка более 30 проектов унифицированных нормативных правовых документов, закладывавших исходную базу правовой унификации социально-трудовой сферы. Большинство из них нашло отражение в «Концепции социального развития Союзного государства».

     В настоящее время разработаны  проект Военной доктрины Союзного государства, успешно реализуется программа совместной подготовки кадров военнослужащих на период до 2008 года.

     В 2005-2006 годах российско-белорусская  интеграция поступательно развивалась. Состоялись Первый белорусско-российский экономический форум в Минске, Второй форум делового сотрудничества «Беларусь – Москва», активно работает Государственный Совет Союзного государства. Объединительные процессы продолжают набирать силу.

     Союзное государство России и Беларуси –  новейшее модернизированное формирование, призванное обеспечить странам-участницам успешное развитие в условиях глобализирующейся мировой экономики, способное повысить конкурентоспособность российских и белорусских предприятий на международных рынках, создать новый центр торгово-экономического влияния в мире, наряду с Евросоюзом, Американской зоной свободной торговли и Организацией Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества.

     Строительство Союзного государства позволило  сделать крупный шаг к объединению  возможностей России и Беларуси во внешнеэкономической сфере, вести активную линию на согласование позиций по основным международным проблемам, эффективнее отвечать на внешнеполитические вызовы современности.

     В перспективе Союзное государство  России и Беларуси может стать  интеграционных моделью для других стран СНГ и таким образом выступить в качестве значимого фактора социально-экономической и политической трансформации и модернизации постсоветского пространства в XXI веке.

     Российско-белорусская  экономическая интеграция пока развивается  не столько в соответствии с хозяйственно-рациональными расчетами и потребностями, сколько является следствием политических инициатив руководства России и Белоруссии, учитывающих прежде всего геополитическую и военно-стратегическую составляющие союза двух стран.

     Поскольку Россия проводит курс на либеральные в своей основе рыночные реформы, а Республика Беларусь предпочитает реформировать свою экономику под жестким государственным контролем, интеграционные процессы между ними развиваются медленно, противоречиво, а многие из провозглашенных начинаний так и остаются декларациями о намерениях. По данным представителя белорусского президента в исполнительных органах Союза Белоруссии и России Василия Довгалева, 90% из 1300 правовых актов, заключенных между союзниками, пока что «не работают». Россия во многом продолжает быть своего рода экономическим донором Белоруссии, оплачивающим «стратегическое партнерство» с нею.

     В значительной степени именно сближение  с Россией и финансовая подпитка с ее стороны (явная или опосредованная) позволили Беларуси остановить спад промышленного производства и приступить к восстановлению докризисных масштабов производства в народном хозяйстве республики. По итогам 1997 г. макроэкономические показатели Республики Беларусь оказались наиболее высокими в СНГ, включая и Россию. Это - реальный факт, но свидетельствует ли он о реальной стабилизации экономики страны на новой, рыночной основе, говорить пока что рано.

     Проблема  выработки подобной оценки состоит  в том, что «белорусское чудо»  связано прежде всего с использованием административно-директивных методов в регулировании экономической деятельности. Отвергнув российский вариант «шоковой терапии» в переходе к рынку, А. Лукашенко избрал путь постепенной адаптации экономики к новым принципам и условиям хозяйствования, сохранив за государством (и прежде всего за собой) командные позиции в управлении народным хозяйством. Отказавшись от «огульной» приватизации, одномоментной либерализации цен, сохранив государственную поддержку сельскохозяйственного производства и ведущих экспортопроизводящих предприятий, Беларусь смогла достигнуть лучших экономических показателей, нежели Россия. В то же время есть серьезные сомнения в том, что разогретая неокейнсианскими методами белорусская экономика сможет удержать достигнутые макроэкономические показатели сколько-нибудь длительное время. По мнению аналитиков, в лучшем случае положительная динамика может сохраниться до восстановления докризисных объемов производства, характерных для 1990 г.

     Белорусские власти, лишенные достаточных инвестиций извне, пошли по пути эмиссионного стимулирования роста народного хозяйства и неизбежно столкнулись с рядом негативных моментов, среди которых на первом месте - высокий уровень инфляции и растущий торговый дефицит (в 1997 г. - свыше 1 млрд. долл.). При оценке хозяйственной ситуации в Беларуси нельзя проходить мимо того факта, что увеличение валового внутреннего продукта страны было достигнуто в том числе и за счет 50-процентного увеличения экспорта, в первую очередь в Россию. Указанные обстоятельства при том или ином резком изменении внешнеэкономической конъюнктуры могут спровоцировать гиперинфляцию, способную мгновенно уничтожить все достижения белорусской экономики. Специалисты сходятся во мнении, что даже при нынешнем уровне инфляции поддержание достигнутых уже показателей роста в экономике представляется немыслимым.

     В то же время было бы неверным представлять дело таким образом, что белорусское  руководство занято только количественным или экстенсивным ростом производства, не заботясь о его качественных характеристиках. Оно отдает себе отчет в том, что промышленный рост осуществляется в основном на прежней производственной базе в отсутствие внешних инвестиций и даже амортизационных отчислений. Кроме того, до определенного времени узкий и нетребовательный российский рынок сглаживал проблему модернизации, особенно актуальную в условиях экспортоориентированного характера белорусской экономики. В условиях же наполнения и даже сокращения российского рынка решение проблем, связанных со структурной перестройкой экономики, модернизацией производства и нахождением своего места не только на российском, но и мировом рынке, становится для Беларуси задачей, требующей незамедлительного решения. Поэтому белорусское руководство весьма озабочено модернизацией народного хозяйства республики, в первую очередь отраслей, обеспечивающих экспортные поставки. Пока Беларуси с помощью ряда западных транснациональных корпораций делает только первые шаги на пути к выборочной модернизации технологической базы своей промышленности.

     При всей специфике белорусской модели реформирования экономики она, тем  не менее, приближается к рыночным параметрам хозяйствования, и это заставляет официальные власти действовать  с оглядкой на требования внешней  рыночной среды. Здесь можно и нужно отметить хотя и медленно, но все же идущий процесс приватизации, целевое привлечение на рыночных условиях иностранных инвестиций, осознание необходимости и первые попытки структурной перестройки экономики в соответствии с рыночной ориентацией ее развития и т. д. Объективно это заставляет Беларусь все больше разворачиваться в сторону Запада и в то же время работает в направлении роста привлекательности Беларуси в глазах западных предпринимателей. При определенном изменении имиджа белорусского властного режима (или изменении самого режима) это может послужить основой серьезной диверсификации внешнеэкономических связей и обменов этой страны в рамках глобальной экономики. Экономическая интеграция России и Беларуси в таком случае станет определяться возможностями и потребностями их экономик, приобретет собственную логику развития и обзаведется механизмом саморегуляции, а не будет, как сейчас, производным военно-стратегических расчетов и соображений.[ 5 ]

     Экспертное  сообщество отметило следующие проблемы интеграции:

     Отсутствие  ясной идеи интеграции государств на постсоветском пространстве. Некоторыми экспертами эта проблема названа  первичной и определяющей. Отсутствие четкой концепции снижает мотивацию  участников интеграционных процессов  к согласованным совместным действиям, побуждает «тянуть одеяло на себя». В качестве решения предлагалось сформулировать идею интеграции либо общими усилиями, либо на основе создания «института интеграции».

     Значительные  различия между странами-участниками  интеграционных процессов по уровню и темпам развития, отсутствие концептуальных моделей эффективной интеграции. Отмечается отсутствие взвешенных подходов к данной проблеме и наличие ряда альтернативных вариантов политики в отношении регионов, отличающихся по уровню развития (ждать, пока «подтянутся» сами; исключить из интеграции; создать программы помощи и т.д.). Отмечаются попытки организационного решения проблемы при недостатке концептуального осмысления.

     Недостаточное осознание политическими элитами  государственных интересов, отсутствие содержательной государственнообразующей идеи (исключение в данном случае составляет, возможно, только Казахстан). В результате отсутствуют надсубъективные регуляторы, действия лидеров государств во многом ориентируются на соображения политической конъюнктуры. Это вносит в переговорный процесс нестабильность: смена руководства в одной из стран приводит к возобновлению переговоров «с чистого листа».

Информация о работе Проблемы и тенденции экономической интеграции России и Беларуси