Проблемы конкурентоспособности предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение теоретических и методологических аспектов конкурентоспособности предприятия. Для достижения поставленной цели работы нужно определить и последовательно решить ряд взаимосвязанных задач: – уточнить сущность конкурентоспособности предприятия; – рассмотреть показатели конкурентоспособности предприятия; – проанализировать подходы к оценке конкурентоспособности предприятия;
– определить классификационные признаки и характеристики методов, которые применяются при проведении оценки конкурентоспособности предприятия; – определить пути увеличения конкурентоспособности предприятия в условиях глобализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1) ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
1.3 Механизм обеспечения конкурентоспособности предприятия
2) МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия
2.2 Характеристика методов оценки конкурентоспособности предприятия
3) ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

проблемы конкурентоспособности предприятий.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Система внешних и  внутренних факторов не претендует на достаточную полноту. Однако, даже в таком виде она показывает, насколько сложна проблема повышения конкурентоспособности и удержания позиций предприятия на рынке. (образовательный сайт Кучеровой Е.Н.)

 

 

1.3 Механизм обеспечения  конкурентоспособности предприятия

 

 

 

 

2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Подходы к оценке  конкурентоспособности предприятия

 

Методология оценки конкурентоспособности (КС) предприятия во многом, если не в решающей степени, связана с  состоянием данного объекта, и в первую очередь с тем, что предприятие является главным экономическим объектом, действующим на внутреннем и внешнем рынках.

Цель анализа конкурентоспособности  на рынке заключается в выявлении  приоритетных направлений и эффективных  идей и убеждений, направленных на максимальное удовлетворение нужд и потребностей покупателей.

Функции процедуры анализа  конкурентоспособности предприятия  заключается в предварительном  планирование методических показателей; реальный анализ и оценка внутренних и внешних показателей; функционировании предприятия; выявлении приоритетных направлений для дальнейшей адаптации в рамках собственной деятельности.

Для оценки конкурентоспособности  применяется классификация факторов и показателей, а также метод  экспертной оценки. В каждой группе выделены ключевые факторы. (приложение 1) Определение ключевых факторов зависит от отраслевой принадлежности предприятия. [8, стр. 95-99]

В настоящее время  отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности организаций.

При анализе международного опыта можно выделить шесть подходов (методов) оценки конкурентоспособности организаций.

Первый подход - изучение конкурентоспособности с позиций  сравнительных преимуществ. [7, стр. 80]

Второй подход - оценка по теории равновесия организации и отрасли (по факторам производства) заключается, в соответствии с теорией А. Маршалла, в том, что в условиях равновесия, когда у производителя не существует стимулов для перехода в другое состояние, он достиг максимально возможного объема выпуска и сбыта товара при неизменном характере спроса и уровне развития техники на данном рынке. [7, стр. 82]

Третий подход - структурный, по рыночным позициям организации исходит  из знания уровня монополизации отрасли, т.е. концентрации производства и капитала, и барьеров для вновь вступающих на отраслевой рынок организаций. [7, стр. 84]

Четвертый подход - функциональный заключается в определении соотношения: издержки - цены, загрузки производственных мощностей, объемов выпуска продукции, нормы прибыли и т.д. [7, стр. 89]

Пятый подход - оценка конкурентоспособности  производителя по качеству продукции  с использованием многоугольных  профилей базируется на выявлении критериев  удовлетворения потребностей потребителей применительно к конкретному  продукту, установлении иерархии потребностей, их сравнительной важности в пределах того спектра, который может оценить потребитель. Затем проводится сравнение технико-экономических показателей данного продукта с другими конкурирующими продуктами.

Шестой подход - матричная  методика оценки конкурентоспособности «Бостонской консалтинговой группы» (БКГ) основан на построении матриц и предварительном выборе стратегии, основу которого составляет оценка продукции предприятия. [7, стр. 90-121]

 

2.2 Методы оценки конкурентоспособности товара

 

Конкурентоспособность товаров является мерой прибыли предприятий-изготовителей или исполнителей, так как увеличение КС обусловливает возрастание объема продаж. Поэтому оценка КС играет важную роль в определении и достижении запланированной прибыли как одной из целей организации.

При оценке КС товара используется бальная оценка экспертов по определенным параметрам товара. Параметры группируются:

    • технические (назначение (классификационные, технические, конструктивные), эргономические, эстетические);
    • экономические (цена, отражающая затраты на реализацию продукции, гарантийное обслуживание продукции, применение инновационных разработок);
    • интегральные (связующие все технические и экономические параметры в рамках интегрального коэффициента).

Технические параметры  включают в себя:

  1. Назначение - область применения и функции товара: технические, классификационные, конструктивные.

Классификационные - принадлежность товара к определенной товарной номенклатурной группе, с целью выявления товаров  конкурентов и проведение сравнительного анализа.

Технические - оценивают  степень выполнения товаром определенных функций.

Конструктивные параметры - оценивают решения, принимаемые при разработке и производстве товаров, его состав, структуру, весовые характеристики, габариты и др.

  1. Эргономические параметры.

Характеризуют продукцию  с позиции соответствия человека при её использовании.

  1. Эстетические параметры - внешнее свойство товаров.

Экономические параметры  включают в себя:

    • цену, отражающую затраты на реализацию продукции;
    • гарантийное обслуживание продукции за счет производителя в течение определенного срока;
    • применение инновационных разработок, направленных на снижение затрат производства, соответственно влияющих на снижение ставок, тарифов и цен.

При анализе конкурентоспособности  товара экспертные оценки по техническим и экономическим параметрам суммируются, и определяется интегральный коэффициент по каждому товару. Производится сравнительный анализ интегральных коэффициентов на товары представленные в оценке конкурентоспособности товаров.

Методы, применяемые при  оценки КС товара: дифференциальный, комплексный, смешанный.

При рассмотрении международного опыта можно выделить много методов  оценки конкурентоспособности предприятия, такие как изучение конкурентоспособности, с позиций сравнительных преимуществ, оценка по теории равновесия организации и отрасли, структурный, функциональный, оценка конкурентоспособности производителя по качеству продукции, матричная методика оценки конкурентоспособности «Бостонской консалтинговой группы» (БКГ), интегральный, экспертный и т.д. Т.е оценить уровень конкурентоспособности предприятия можно, применяя комплексный метод оценки показателей функционирование предприятия, включающий в себя классификацию факторов и показателей, метод экспертной оценки предприятия и его товара. [5, стр. 48]

 

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В условиях рынка нереально  добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать его эффективное  развитие, не аккумулировать постоянно  информацию о собственных перспективах и возможностях, о состоянии целевых рынков, о положении на них конкурентов и своей конкурентоспособности.

Конкурентоспособность предприятия — это относительная  характеристика, которая выражает степень  отличия данного предприятия  от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей клиентов.

Высокая конкурентоспособность  предприятия обусловливается удовлетворенностью и готовностью потребителей повторно приобрести продукцию этой фирмы, отсутствием  претензий к предприятию со стороны  общества, акционеров, партнеров, престижностью работы на данном предприятии.

Конкурентоспособность предприятия, будучи многогранным понятием, не только включает качественные и  ценовые параметры промышленной продукции, но зависит от уровня менеджмента, сложившейся системы управления финансовыми потоками, инвестиционной и инновационной составляющими его деятельности. Кроме того, на конкурентоспособность оказывает влияние конъюнктура, складывающаяся на том или ином рынке, степень конкуренции, испытываемая предприятием со стороны других участников рынка, техническая оснащенность, степень внедрения инноваций, мотивация и квалификация персонала, финансовая устойчивость.

При прочих равных условиях важнейшую роль приобретает маркетинговая  составляющая конкурентоспособности  предприятия. Маркетинг ориентирован на выявление наиболее значимых потребностей клиентов, учет изменений потребительских предпочтений, оценку перспективности сегментов рынка, разработку и претворение действенных стратегий по повышению конкурентоспособности.

Необходимым условием определения конкурентоспособности выступает наличие конкуренции. Конкуренция осуществляется на рынке — условном месте купли-продажи конкретного вида товара, заключения торговых сделок, которые осуществляются в определенных по интенсивности условиях конкуренции с соблюдением этических и правовых норм и правил.

Конкурентоспособность товара — способность отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке. Она определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами, с другой стороны—ценами, устанавливаемыми продавцами товаров. Кроме того, на конкурентоспособность влияют мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, ситуация на рынке, колебания спроса.

Таким образом, конкурентоспособность  товара — рыночная характеристика, совокупность его преимуществ на рынке, способствующих успешной реализации в успешной конкуренции. Данное понятие  определяется системой технических, потребительских и экономических показателей: техническим уровнем продукции, функциональными, социальными, эстетическими и другими полезными свойствами, ценой покупки и затратами на потребление. Оценка проводится путем сравнения этих показателей с товаром-конкурентом, перспективными образцами и нормативами.

У разных авторов в  определениях конкурентоспособности по значимости лидируют качество, полезность, соотношение «цена - качество», привлекательность, способность к реализации, умение выдерживать конкуренцию и тд. Нам представляется, что конкурентоспособность —комплексный показатель товара, результат работы всех элементов маркетинга, обеспечивающий конкурентное преимущество на рынке.

В основе формирования конкурентоспособности  предприятия лежит система его конкурентных преимуществ. На базе анализа различных подходов к классификации конкурентных преимуществ предлагается осуществлять их классификацию по следующим признакам:

• отношение к системе,

• сфера возникновения  преимущества,

• содержание фактора преимущества,

• время реализации преимущества,

• место реализации преимущества,

• вид получаемого  конечного результата.

Классификация перечисленных  конкурентных преимуществ с последующим  их кодированием необходима для автоматизации  процесса учета и анализа конкурентоспособности объектов1.

Факторы конкурентного  преимущества организации подразделяются на внешние (проявление которых в  малой степени зависит от организации), и внутренние (почти целиком определяемые руководством организации).

К типовым конкурентным преимуществам относятся структурные, ресурсные, технические, управленческие, рыночные, эффективности.

В качестве индикаторов  конкурентоспособности Т. Данько предлагает использовать также размер относительной  доли рынка, величину издержек, отличительные свойства товаров, степень освоения передовых технологий, метод продаж, известность фирмы, ее имидж2.

При всем многообразии трактовок  конкурентоспособности предприятия  можно выделить следующие характерные  признаки:

• Большинство авторов  не всегда рассматривают понятие «конкурентоспособность предприятия» с точки зрения занимаемой им доли рынка и конкурентоспособности продукции.

• Конкурентоспособность  предприятия характеризует величину и эффективность использования  всех его ресурсов.

• Конкурентоспособность предприятия развивается во времени, изменения зависят как от внешних, так и от внутренних факторов.

• Конкурентоспособность  — относительный показатель. Базой  для сравнения выступают аналогичные  показатели конкурентоспособности  предпри-ятий-конкурентов либо идеальных эталонных предприятий.

• Конкурентоспособность  продукции и предприятия —  взаимосвязанные понятия.

• Конкурентоспособность  — это свойство объекта, характеризующееся  степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

• Конкурентоспособность  предприятия — это способность  выдерживать конкуренцию в сравнении  с аналогичными объектами на данном рынке.

• Конкурентоспособность  предприятия показывает уровень  развития данной фирмы в сравнении с уровнем развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности клиентов и по эффективности производственной деятельности.

• Конкурентоспособность  предприятия характеризует его  привлекательность для инвестора.

• На конкурентоспособность  предприятия оказывают влияние  экологическая и социальная среда.

Конкурентоспособностью  продукции можно и нужно управлять, поскольку она играет большую роль в обеспечении конкурентоспособности предприятия. Моделирование показателей конкурентоспособности проводится на стадии проектирования товара. Задача специалистов по маркетингу в этой части работы заключается в нахождении параметров качества, послепродажного обслуживания, сервиса, цены, которые обусловливают конкурентоспособность изделия, программируя его успех на рынке.

В основе обеспечения  конкурентоспособности товара на рынке  лежит соотношение качества, сервиса  и цены. Конечно, причиной удачи или неудачи может быть влияние других факторов (рекламы, престижа марки и др.). Но конкурентоспособность закладывается на этапе проектирования и производства, поэтому ограниченно поддается влиянию маркетинга в ходе сбытовой деятельности.

Информация о работе Проблемы конкурентоспособности предприятий