Проблемы конкурентоспособности предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение теоретических и методологических аспектов конкурентоспособности предприятия. Для достижения поставленной цели работы нужно определить и последовательно решить ряд взаимосвязанных задач: – уточнить сущность конкурентоспособности предприятия; – рассмотреть показатели конкурентоспособности предприятия; – проанализировать подходы к оценке конкурентоспособности предприятия;
– определить классификационные признаки и характеристики методов, которые применяются при проведении оценки конкурентоспособности предприятия; – определить пути увеличения конкурентоспособности предприятия в условиях глобализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1) ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
1.3 Механизм обеспечения конкурентоспособности предприятия
2) МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия
2.2 Характеристика методов оценки конкурентоспособности предприятия
3) ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

проблемы конкурентоспособности предприятий.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Обеспечение конкурентоспособности — это важная проблема, решение которой связано с совершенствованием разработки, изготовления, продажи и технического обслуживания продукции, т.е. с осуществлением целенаправленной деятельности по установлению, формированию и поддержанию требуемого уровня конкурентоспособности на всех этапах жизненного цикла продукции.

Как правило, усилия направляются на достижение следующих целей:

• повышение качества;

• снижение издержек производства;

• повышение экономичности  и оперативности послепродажного оборудования;

• стимулирование маркетинговых  усилий.

Составляющие элементы конкурентоспособности являются многофакторными  характеристиками, которые рассматриваются  как самостоятельные объекты  управления.

Особую роль в повышении  конкурентоспособности играет стратегический подход в управлении конкурентоспособностью предприятия. Выделяют следующие основные стратегии:

• виолентная (силовая),

• патентная (нишевая),

• коммутантная (соединяющая),

• эксплерентная (пионерская)3.

В теории конкурентных преимуществ М. Портера рассматриваются два основных источника преимуществ: маркетинг и издержки. Преимущества в маркетинге — это конкурентное преимущество в товарах и услугах, которые в большей степени удовлетворяют потребителя, чем товары конкурента. Преимущество в издержках — это конкурентное преимущество, возникающее благодаря более низким производственным и маркетинговым затратам, чем затраты конкурентов, что позволяет компании снизить цены или использовать экономию на рекламу и распределение.

Для обеспечения конкурентоспособности предприятий может быть рекомендована система обеспечения конкурентоспособности. В теории проблема обеспечения конкурентоспособности выпускаемых товаров рассматривается одновременно как структура и как процесс. Обеспечение конкурентоспособности как структура — это система, состоящая из внешнего окружения организации (вход, выход, связи с внешней средой, обратная связь) и ее внутренней структуры, нацеленной на обеспечение конкурентоспособности выпускаемых товаров. Система обеспечения конкурентоспособности как процесс — это реализация взаимосвязанных научных подходов, принципов, методов, средств и мероприятий, разрабатываемых по всем функциям управления и стадиям жизненного цикла управляемых объектов и нацеленных на обеспечение конкурентоспособности выпускаемых товаров.

При сравнительной оценке эффективности маркетинговой деятельности фирм-конкурентов (в целом по совокупности деятельности на всех рынках или относительно отдельных рынков) могут быть использованы следующие критерии, сгруппированные по элементам комплекса маркетинга.

1. Продукт: марка продукта; разнообразие номенклатуры (ассортимента) продуктов; интегральный показатель  уровня качества продукта; качество  упаковки; уровень предпродажной  подготовки; уровень послепродажного  обслуживания; рыночная доля; скорость изменения объема продаж).

2. Цена: уровень цен;  гибкость ценовой политики; назначение  цен на новые товары.

3. Распределение продукта: объем реализации по разным  каналам сбыта; численный состав  сотрудников сбытовых служб и  торговых агентов; уровень их квалификации; эффективность работы каналов сбыта (соотношение объема реализации с затратами по созданию и функционированию отдельных каналов сбыта); использование инструментов прямого маркетинга.

4. Продвижение продукта (уровень рекламной деятельности) оценивается по следующим показателям: бюджет рекламной деятельности; виды рекламы; используемые СМИ; характеристика отдельных направлений рекламных кампаний; уровень и методы стимулирования сбыта (отдельно для работников сбытовых служб предприятия, торговых организаций и потребителей); использование персональной продажи (число привлекаемых торговых агентов, объем их продаж в общем объеме реализации, оплата и стимулирование их труда и т.п.); использование инструментов связей с общественностью (наличие специального подразделения или отдельных сотрудников, осуществляющих связь с общественностью, оплата и премирование их труда, используемые инструменты: презентации, пресс-релизы и т.п.).

Для достижения конкурентоспособности  предприятия необходимо:

1) обеспечить конкурентоспособность  выпускаемой продукции в целевых  сегментах рынка. Под конкурентоспособностью  товара подразумевается свойство  товара, на основе которого данный  товар превосходит в определенный  момент времени по качественным  и ценовым характеристикам аналоги в конкретном сегменте рынка без ущерба для производителя;

2) поднять потенциал  конкурентоспособности предприятия,  а следовательно, и его подразделений,  до уровня мировых производителей  в данной отрасли. Этот показатель  характеризует возможность успешной работы организации в будущем.

Для обеспечения конкурентоспособности  предприятие должно обладать определенным набором внутренних конкурентных преимуществ, количественную оценку факторов можно  представить в следующем виде:

• конкурентоспособность изделия,

• финансовое состояние  предприятия,

• эффективность маркетинговой  деятельности,

• рентабельность продаж,

• имидж (марочный капитал) предприятия,

• эффективность менеджмента.

Таким образом, конкурентоспособность  предприятия — это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Поддержание на высоком

уровне конкурентоспособности  обеспечивается всеми компонентами имеющихся у предприятия маркетинговых  средств. Производство и эффективная реализация конкурентоспособных товаров и услуг — обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой производственный, научно-технический, трудовой, финансовый потенциал.

 
 
(1 Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М., 2000. С. 223.

2 Данько Т.П. Управление  маркетингом. М., 2004. С. 206.

3 Мазилкина Е.И., Паиичкияа  Г.Г. Основы управления конкурентоспособностью. Саратов, 2005. С. 23-24.

4 Портер М. Конкуренция.  М., 2000.) к третьему

 

Заключение

Проведя в работе теоретические  и практические исследования приемов, методов реализации маркетинговых  стратегий современными предприятиями  была доказана актуальность выбранной  темы.

Проблема повышения конкурентоспособности предприятия является актуальной для любого предприятия, особенно на современном этапе. Конкуренция является очень тонким и гибким механизмом. Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит от развитости и степени монополизации производства.

При рассмотрении основных видов конкуренции применительно  к рыночной структуре можно выделить четыре модели рынка: чистая конкуренция; монополистическая конкуренция; олигополия; чистая монополия.

В современной экономике, для того, чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. В условиях усиления конкуренции особое значение приобретает анализ конкурентоспособности предприятия, ее факторы.

Обобщая полученные в  курсовом проектировании сведения, можно сделать основные заключительные выводы:

1. Конкурентоспособность  предприятия зависит от таких  факторов, как: конкурентоспособность  товаров на внешнем и внутреннем  рынках; вид производимого товара; ёмкость рынка; лёгкость доступа  на рынок; однородность рынка; конкурентные позиции конкурентов; конкурентоспособность отрасли; возможность технических новшеств в отрасли; конкурентоспособность региона и страны.

2. Особенностью современных  условий планирования для предприятия  является поиск путей, направленных на создание конкурентного преимущества с целью выживания в неблагоприятных внешних условиях. При подготовке плана необходимо предусмотреть те события, которые могут произойти не так, как предполагалось, и затормозить движение к цели.

3. При принятии решения о выборе стратегии используется ряд методов, которые помогут упорядочить и оценить цели, рассмотреть задачи, которые необходимо решить, и разместить их в порядке выполнения: диаграмма «оценка целей»; матрица определения проблемы; лист проверки воздействия; оценка степени зависимости от покупателей; оценка степени зависимости от поставщиков; анализ поля сил и др.

4. Оценка стратегии  является заключительным этапом  стратегического планирования и  продолжается на всех этапах  реализации стратегии. Она может производиться по двум направлениям: оценка выработанных конкретных стратегических вариантов для определения их пригодности, осуществимости, приемлемости для организации; сравнение результатов реализации стратегии с уровнем достижения целей. Система оценки, ее критерии является важнейшим компонентом самой программы стратегии предприятия.

Рассмотрены теоретические  основы конкурентоспособности и конкурентности предприятий, изучены принципы формирования стратегий конкурентности современных предприятий, проанализированы подходы к реализации конкурентных стратегий, процессам реализации и оценке его результатов.

На основании проведенного исследования можно заключить, что  обеспечение конкурентоспособности  объективно является основной стратегической задачей любого предприятия, а уровень конкурентоспособности определяется большим числом факторов, которые выделяются в различные направления в решении этой задачи.

 

 

1. Гасанов Р.М Промышленный шпионаж  на службе монополий. - М.: Международные  отношения. 2006

2. Зайдель. Х , Теммен.Р Основы учения об экономике. - М.: Дело ЛТД. 2005

3. Львов. Ю.А Основы  экономики и организации бизнеса. - С-П. Формика. 2005

4. Маконнелл. К., Брю.  С. Экономикс : принципы, проблемы  и политика. М.: Республика. 2007. Т. 1

5. Портер. М Международная конкуренция. М.:1999

6. Робинсон. Дж. Экономическая  теория несовершенной конкуренции. - М. 2003

7. Рузавин. Г.И. Основы  рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 2005.

Яковлев С.М. Проблема конкурентоспособности  российских предприятий.-М, Ялини.2007.


Информация о работе Проблемы конкурентоспособности предприятий