Проблемы найма; Экономические и социальные вопросы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

С началом рыночных реформ в России неожиданно в полной рост встала проблема безработицы. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Решение проблем занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране. Меня заинтересовала эта тема курсовой работы именно своей важностью и распространенностью. В своей курсовой работе я рассмотрела ряд интересующих меня вопросов. До каких пределов будет повышаться уровень безработицы? Будет ли сокращение занятости явлением временным или постоянным? Какой уровень безработицы можно будет считать нормальным, после того как в России наладится рыночная система? Какой должна быть политика в этой области?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. Классификация безработицы
1.2. Причины и формы безработицы
2.СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И БЕЗРАБОТНЫХ
2.1. Структура поведения безработного
2.2. Социальная адаптация в современных условиях
2.3. Социальные последствия безработицы
3. БЕЗРАБОТИЦА И РЫНОК ТРУДА
3.1. Измерение уровня безработицы в условиях рыночной экономики
3.2. Психология воздействия на рынок труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Булдаев Тумэн.doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

участвовали в социальном  обслуживании  и  социальной  защите, 

организованными прежде в советской системе, главным  образом,  по  месту 

работы. С потерей работы человек утрачивает связи с профсоюзом.

       Испытав  отторжение  от  своей  профессиональной  среды  и  переживая

психологически неопределенность социального статуса, безработный имеет

мало шансов вступить во, взаимоотношения с какими-либо социальными 

организациями (кроме службы занятости). В настоящее время не  существует 

целостной сети социальных организаций, специализирующихся на поддержке

населения, оказания разнообразных услуг - юридических, консультативных,

психологических. Где то создаются  организации  типа  клубов,  но  членство  в  

них избирательно, информация о них  недостаточна.  Каждый  пятый  респондент заявил, что он вообще не знает организаций, которые оказывали бы

помощь. Лишь 19% наших респондентов назвали организации, в которые они  обращались за помощью, - Отдел защиты населения и районная служба

занятости (примечательно, что они  один не обратился в профком  по  месту 

прежней работы ). Им была оказана помощь в виде талонов на  питание,  Все

одежду, разовых денежных выплат. Все  обращения   за    помощью    в    поиске   

подходящей работы остались  неудовлетворенными. Причины необращения за 

помощью объясняются не только  слабой информированностью безработных,

но и при отсутствии опыта  социально взаимодействия, неясным осознанием

нуждаемости в различных видах  поддержки, кроме материальной помощи.

      Безработные, не  требуя помощи  извне,  не  претендуя   на  всестороннюю

поддержку общества (за исключением  формальных  взаимоотношений  со 

службой занятости), в свою  очередь,  сами  сознательно  отделяются  от 

социальной, политической  жизни.  Вопрос   об   участии   безработных   в  

общественной деятельности, по сути, остался без ответа, лишь 6 % 

респондентов отметили, что они входят в спортивные общества. 1 %  -  в  общественное движение. Из всех  гражданских  прав  их  заботит  в  основном 

право на пособие по безработице. Они формируют свое автономное

существование, замыкаются в мире собственных проблем.

      Однако  общеполитические  процессы  не  оставляют   их   равнодушными:

большинство  смотрят  программы  телевидения,  слушают  радио,  а  некоторые

интересуются  программами  политических  партий.  Лишь  29  %   респондентов ответили, что они совсем не интересуются политикой.

      Трудно с уверенностью  утверждать, насколько использованные  показатели

гражданской  активности  безработных   соответствуют   средним   показателям

активности россиян. В основном они сохраняют интерес к общественной   жизни. А формированию процесса самоизоляции безработных от внешнего мира, который наблюдался  в  нашем  обследовании  1994г.,  противостоит  рост потенциала социальной самоорганизации безработных на протяжении последующих двух лет.

      Безработные, так же как и основная часть российского населения,  имеют

невысокий  уровень  правового  сознания.  В  этом  отношении   не   является

исключением трудовая сфера. В  исследовании  предприняли  попытку 

выяснения рефлексии безработных  по  поводу  трудовых  прав  и  анализа  их 

правового поведения в процессе поиска доходной занятости.

      Прежде всего,  можно отметить в качестве  позитивного явления  то,  что,

несмотря на уязвимость  положения  безработного,  в  их  взаимоотношениях  с

работодателями   присутствуют   элементы    «торгов»,    споров    (1996г.).

«Переговорная сила» безработного довольно слабая и тем не менее 90  % 

наших респондентов отметили, что они обсуждают  с  работодателями  условия  найма.

Больше всего обсуждается оплата труда, ее размер  и  своевременность  выплат

(87 %  респондентов),  далее   –  условия  труда  (56  %),  продолжительность

рабочего дня и режим труда  (44  %).  В  меньшей  степени  предметом  торгов

является заключение письменного  контракта/трудового договора (38 %).

      Таким   образом,   безработные,   которые   вытеснены    из    системы

организованных трудовых отношений, вынуждены вступать в  трудовые 

отношения с частными лицами  (самые  неустойчивые  отношения,  не 

защищенные нормами трудового   права   и   институтом   социального  

обеспечения). Согласно социологическим обследованиям, социальное

обеспечение полность отсутствует  при  работе  на  частных  лиц,  далеко  не 

всегда обеспечивают социальные гарантии частные фирмы. Уяснение этой  ситуации одновременно с пониманием узкого спектра подходящих работ

приводит к тому, что при поиске работы лица около четверти соискателей предъявляют работодателю требования  относительно гарантий социального обеспечения. В 80 % таких случаев это  касалось оплаты больничных листов, медицинской страховки и  начисления  трудового  стажа. 

В период вынужденной не занятости три четверти  наших  респондентов

выполняли  временные или разовые  (поденные  работы  для  получения  дохода,  при  этом письменные контракты, трудовые договора с работодателем заключали 32 %  этой категории  безработных.  Контрактами  оформлялся,  как   правило,   наем   в строительный бизнес и  на работы  по  интеллектуальному

обслуживание фирм (консультации,  художественное  оформление  офисов,  компьютерные  работы  и т.п.).

      Таким  образом,  становится  очевидным,  что   в   период   вынужденной

 

 

незанятости более трети безработных, выполнявших временные работы,

вступали в полулегальные или  нелегальные  отношения  с  работодателями, 

что  сильно ограничивает возможности работника в защите  своих  прав  и 

настаивании  на своих требованиях.

      Занятость обеспечивает социальную легитимность, так же как и доступ  к

доходам. На противоположном полюсе - безработица и случайные,  социально 

не защищенные работы, которые ведут к отторжению как от материальной, так и  от символической сфер общества. Открытая безработица все в

возрастающей  мере становится критическим фактором, исключающим людей

не только из  мира  работ  и  доходов,  но  и  нарушающим   их   социальную   . 

идентичность.  Из всех обследованных   нами   категорий   населения  

(работники  ,госпредприятий, находящиеся в состоянии скрытой  безработицы;

занятые  в  частном  секторе; микро-предприниматели) безработные являются 

самыми  незащищенными,  наиболее нуждающимися   в   поддержке 

государства. Они   не   защищены   трудовым законодательством,  утратили  социальные  связи  с  институтами  труда,   не подлежат социальной защите,

«выпали» из системы социального  контроля.  Они, в основном, находят опору в родственно-дружеских связях.

      Имеется явное   несовпадение  ожиданий  безработных  социальной  защиты

«человека труда» (действенная помощь в поиске работы со  стороны 

учреждений инфраструктуры  рынка  труда,  гарантии  получения   работы   в  

нормальных условиях, своевременная выплата «хороших»  денег  за 

выполненную  работу  и т.д.) и официальной доктрины социальной защиты,  направленной  исключительно

на оказание разовой  материальной  помощи  отдельным  категориям 

малоимущих (деньгами,  продуктами,   одеждой,   предоставлением   ночлега  

бездомным).Различные  формальные  социальные  институты  могли   бы  

действовать   как амортизаторы негативного действия на  индивидов 

экономического  коллапса  и  социальных и культурных шоков переходного периода.

      Реально государство  могло бы помочь людям интегрироваться  в  рыночную

экономику посредством организации  системы переподготовки  кадров, 

массовой, бесплатной, нацеленной  на  создание  конкурентоспособной 

рабочей  силы.  В настоящее время система переподготовки является

узкоутилитарной  и  доступна лишь для ограниченного круга официально зарегистрированных безработных.

 

                    2.1. Структура поведения безработного

 

       Проблемам формирования  рынка труда  в  переходный  период,  занятости

населения и социальным вопросам безработицы  в отечественной 

социологической и экономической литературе  уделяется  в  последние  годы  достаточно  много внимания.

Между тем особенности поведения  безработного на рынке  труда,  его

личностные характеристики практически  остаются еще не известными.  В  то 

же время радикальные общественные и экономические преобразования  не 

могут  не затрагивать поведения  человека,  его  установок  и  ценностных  ориентаций.

Формирование новой экономики  и  рынка  предполагает  и  формирование 

нового субъекта труда.

     Проблеме поведенческих особенностей безработного как нового  субъекта

труда было посвящено исследование, проведенное в апреле-мае  1999  г.  Целью

его  являлась  типологизация   безработных   по   поведенческим   стилям   в

соответствии  с   типом   личности   и   особенностями   психоэмоционального

реагирования на  жизненно  неблагоприятные  ситуации.  Комплексный 

характер исследования  обусловил  использование  социологических  и   психологических методов.

      Социологические   методы.  Для  получения   информации   о   социально-

демографических  параметрах,   материальном   и   социально-

профессиональном положении респондентов, их трудовых  мотивациях, 

социальных  ориентациях  и  душевном состоянии использован метод

структурированного интервью.  При  этом интервьюер  ориентировался 

на  список  из  39  вопросов,  используемой  для подсказок.

      Психологические  методы. Использовалась  экспертная  оценка  поведения,

темперамента и отдельных черт характера респондента.  Поскольку  в  качестве

интервьюеров выступали психологи, надежность  экспертных  оценок 

достаточно высока; они коррелировали с аналогичными тестовыми данными

(тест  самооценки Дембо-Рубинштейна;  тест–опросник  выявления  типа 

стратегии  поведения   в  конфликте К.Томаса;  тест  индивидуальной  иерархии 

терминальных  ценностей М.Рокича в модификации Ю.М.Плюснина; тест

инверсии эмоционального  отражения  для оценки уровня стрессированности

индивида В.П.Леутина – Е.И.  Николаевой;тест-опросник оценки  адаптивности 

поведения  Е.И.Николаевой).  Применялись основные  параметрические  и  

непараметрические   методы   анализа   данных (описательные статистики, корреляционный анализ, ANOVA, факторный анализ).

      Объект исследования  – безработные в России, опрашивавшиеся 10

районных отделах службы занятости населения (N = 380, 173  мужчины  и  207 

женщин  в среднем    возрасте    35    лет).    Поскольку    исследование    

являлось социопсихологическим, обращалось внимание на равное, а  не 

пропорциональное представительство мужчин и женщин  и преимущественное 

преобладание  лиц  в возрастном  интервале  24-45  лет  как   наиболее 

активном   трудоспособном возрасте. Таких в выборке 68 %; лиц в возрасте до

25 лет – 14 %;  старше  45лет – 18 %. Большинство безработных женаты (70 %

мужчин) или замужем  (68  %женщин).  Большинство  безработных  имеет  высшее   или   средне-специальное образование (39 % с высшим и

незаконченным  высшем;  29  %  мужчин  и  37  %женщин – со средне-специальным образованием). Среднее образование  имеют 25 % мужчин

и 16 % женщин. Незаконченное среднее  –  7  %  всех  безработных.

 

 

В  выборке представители 220 специальностей. По продолжительности

Информация о работе Проблемы найма; Экономические и социальные вопросы