Проблемы развития и функционирования малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.
Целью в данной работе будет произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.

Содержание

Введение 2
1.Малый бизнес в современной России 3
1.2.Необходимость разделения предприятий на крупные, средние и мелкие. 4
1.3.Критерии выделения малых предприятий 4
1.4.Виды малых предприятий. 5
2.Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России 6
2.1. Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации. 14
3.Статистические данные. 18
Заключение 21
Список используемой литературы: 22
Приложение. 23

Вложенные файлы: 1 файл

malbizn (1).docx

— 132.09 Кб (Скачать файл)

- в способах  разделения труда;

- расстановке  кадров;

- распределения  прав и ответственности;

- проведения  маркетинговой политики;

- налаживания  финансовых потоков на предприятии;

- получении  информации и т.д.

            В настоящее время, по оценкам самих предпринимателей, в своей деятельности они сталкиваются с проблемами, такими как высокие налоги, дороговизна материально-технических средств, отсутствие кредитных ресурсов, что негативно сказывается на  финансовом состоянии их предприятий.6

 

Низкий платежеспособный спрос населения

            Серьезным сдерживающим фактором является низкий платежеспособный спрос населения, которое является основным потребителем продукции услуг малого бизнеса. Как отмечают специалисты, главная черта современной пирамиды в России – формирование и хроническое воспроизводство масштабной бедности, которая на протяжении десятилетия охватывает более 30% населения страны. Среди них более 10% в обозримой перспективе не имеют шансов изменить свое материальное и общественное положение.

              Согласно многим исследованиям, предприниматели, особенно мелкие, единодушно жалуются на тотальный и повседневный грабеж со стороны государственных чиновников. Государственные службы буквально терроризируют их требованиями мелочной отчетности, частыми инспекциями и штрафами.

Административные  барьеры

        Одним из факторов, вызывающим  многочисленные нарекания предпринимателей, является избыточное государственное  регулирование деловой активности - так называемые административные  барьеры. Следуют отметить значительное  число проверок предприятий со  стороны органов контроля и  надзора, а также продолжительные  по времени процедуры получения  необходимых разрешений и согласований  в различных инстанциях.

         Экспертные исследования и практический  опыт свидетельствуют о наличии  прямой зависимости между состоянием  бизнес-среды и созданием новых  рабочих мест. Чем меньше в  стране препятствий в процедуре  создания компаний, получении лицензий, привлечении кредитов, регистрации  прав собственности, найме работников, выходе предприятий на внешние  рынки, тем более комфортно  чувствует себя бизнес, тем больше  эффективных рабочих мест он  создаёт. В устранении административных  барьеров в этих и других  областях кроется значительный  потенциал расширения малого  предпринимательства и создания  новых рабочих мест.

 

Потеря административного  управления

            Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

           Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

           Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

            О сложностях взаимоотношений предпринимателей и региональных властей свидетельствуют также данные экспертного опроса, проведенного Союзом промышленников и предпринимателей. В опросе приняли участие 919 человек, отнесенных к категории «эксперты» и представляющих в основном малый (66%) и средний (20%) бизнес из всех федеральных кругов РФ, Москвы и Санкт-Петербурга. Из них 79,0% считают, что региональная власть своими действиями создает проблемы в бизнесе, так как преследует свои интересы близких к ней предпринимателей. Проводимая административная реформа, по мнению 42% слушателей Академии народного хозяйства при правительстве РФ, вряд ли изменит или даже ухудшит отношения между бизнесом и властью.

            На низком уровне предприниматель также сталкивается с непониманием и субъективным отношением к малому бизнесу со стороны местной бюрократии. По мнению президента всероссийской ассоциации предпринимателей «Честное дело», Н.В. Бархатовой, «мелкий чиновник  - это самое опасное, что может быть для бизнеса». 7

 

Недостаток финансовых ресурсов

             Но главной причиной слабого развития малых предприятий является низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы. По оценкам экспертов лишь малая часть - примерно 30% от имеющейся потребности в кредитах для малого бизнеса сегодня удовлетворена, а в части микрокредитов (сумм до 300 тыс. рублей) - то и вовсе 10%. Особенно сложно получить кредит начинающему предпринимателю.

          Основная часть предпринимателей  не пользуется кредитными и  заемными средствами прежде всего  из-за отсутствия у малых предприятий  необходимого обеспечения. Другой  причиной являются высокие риски,  связанные с кредитованием малых  предприятий, и накладные расходы  банков, которые почти одинаковы  как для небольших ссуд, так  и для крупных.

 

Проблемы в налогообложении

            Среди наиболее актуальных проблем, от итогов решения которых, во многом, зависит дальнейшее развитие малого бизнеса в нашей стране, являются проблемы в налогообложении. Хотя данные проблемы решаются путем неоднократного пересмотра и внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения субъектов малого бизнеса. В частности, 31 декабря 2001 г. Президент РФ подписал Федеральный закон РФ  №198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Данным законом внесены существенные изменения, касающиеся налогообложения субъектов малого бизнеса, в частности, с 1 января 2002 г. индивидуальные предприниматели и организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, становятся плательщиками единого социального налога (ЕСН). К сожалению, это лишь «малая капля» в облегчении жизненного пути малого предпринимательства.8

Много нареканий  вызывает и существующая громоздкая система заполнения налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности.

          При этом необходимо отметить, что с введением упрощённой  системы налогообложения и специального  налогового режима уплаты единого  налога на вменённый доход  (ЕНВД) налоговая нагрузка на малый  бизнес значительно сократилась.  Так, большинство индивидуальных  предпринимателей перешло на  указанные специальные режимы  налогообложения. Вместе с тем,  упрощённая система налогообложения  имеет свои недостатки и ограничения.  Однако в ближайшее время налоговые  послабления для малого бизнеса,  включая повышение предельного  порога доходов, позволяющего  применять упрощенную систему  налогообложения, не предусматриваются. 

 

Проблема доступа  к выполнению государственных заказов

Имеет место  быть и проблема доступа к выполнению государственных заказов. Специфика государственных потребностей предполагает наличие нужд, которые могут быть удовлетворены лишь малыми предприятиями, так как для крупных компаний такие заказы часто не представляют значимого интереса. Для малого бизнеса работа по государственному заказу может оказаться наиболее приемлемым способом загрузки своих мощностей и поиска клиентов.

 

Проблема продвижения  товаров и услуг на рынке

Многие предприниматели  обладают ограниченными возможностями  в организации сбыта продукции, в организации рекламы и продвижении  продукта на рынке, испытывают трудности  в поиске клиентов, установлении связей с поставщиками и потребителями. Проведение маркетинговых исследований субъектами предпринимательства еще  не стало распространенной практикой, что повышает вероятность принятия ошибочных решений и связанных  с ними финансовых потерь.

         Предприятия, как правило, не  имеют средств для рекламирования  своих товаров и услуг. Выставочно-ярмарочные  мероприятия зачастую становятся  для малого бизнеса единственной  доступной площадкой, которую  можно использовать для продвижения  своей продукции и расширения  её сбыта. Таким образом, бизнес  является самым массовым и  одним из самых заинтересованным  участником выставочно-ярмарочных  мероприятий.

 

Низкая квалификация персонала

 Некомпетентность  управляющих или недостаточная  способность персонала принимать  решения стала главной причиной  разорения малых фирм.

Предприятия часто испытывают недостаток квалифицированных  специалистов. В условиях конкуренции  лучших специалистов получают компании с большими бюджетами, которые могут  предложить более высокий уровень  оплаты труда и социальный пакет. Предприятия функционируют в  постоянно меняющейся информационной среде, и руководителю необходимо постоянно  отслеживать изменения в своей  сфере деятельности, быть профессионалом в своей области. Для этого  ему необходимо повышать свою квалификацию, а также квалификацию своих специалистов.

           Оценивая причины закрытия предприятий,  около половины опрошенных предпринимателей  считают, что дело не только  в факторах внешней среды, но  и в низкой квалификации и  собственных ошибках предпринимателей.

          Поэтому для предприятий является  актуальной проблема повышение  квалификации существующего персонала  и получение им необходимых  деловых и специальных знаний. Эти задачи можно решать путём  проведения семинаров, круглых  столов, тренингов, дистанционного  обучения, оказания консультаций.

 

Потребность в деловой  информации

          Предприятия нуждаются в своевременном получении полной и достоверной деловой информации о различных аспектах ведения бизнеса для нормального функционирования на рынке, для принятия управленческих решений. Тут на помощь приходит интернет, в сети постоянно расширяется система информационного обеспечения предпринимательства. Благодаря существующим Интернет-порталам деловой информации, малые предприятия могут получать интересующие их сведения практически по любому вопросу, находить партнеров в производственной сфере, а также повышать собственную квалификацию, благодаря системе дистанционного обучения и дистанционного консалтинга.

 

Проблема нежилых  помещения для предприятий

Также, очень  актуальной проблемой является проблема нежилых помещений для предприятий. Существует значительный дефицит приспособленных для осуществления предпринимательской деятельности нежилых помещений.

           Именно этот фактор во многом  сдерживает развитие инновационного  и производственного предпринимательства.  Нехватку нежилых помещений испытывают  как начинающие предприниматели,  желающие открыть собственное  дело, так и успешно функционирующие  предприятия, нуждающиеся в помещениях  для расширения своей деятельности.

            Специфическими проблемами в некоторых регионах РФ, в основном Сибири, являются высокая доля транспортной составляющей в расходах (62,4%), трудности сбыта продукции (20,6%), информационный голод (12,4%) и некомпетентность чиновников (3%).

             Усилия предпринимателей по преодолению указанных проблем направлены в основном на улучшение технологии, снижении затрат, повышение профессионального уровня работников. Государство же, по мнению предпринимателей,  должно направлять свои усилия на снижение налогов (64%), обеспечение доступности кредитов (62,8%), совершенствование законодательства (51,2%), резкое сокращение числа контролирующих инстанций (47,2%), защиту прав собственника (36,8%), искоренение коррупции и произвола чиновников (31,6%). Но 25% предпринимателей считает, что специфических региональных проблем в развитии бизнеса нет.9

           Удельные издержки производства и обращения у малых предприятий, как правило, выше, чем у крупных предприятий: им труднее получить кредит, наладить рекламу; требуется затрачивать относительно больше средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой информации и т.д., поэтому практически во всех индустриально развитых странах малым предприятиям устанавливаются определенные льготы и оказывается государственная поддержка.

             В России по мере развития малого и среднего бизнеса и укрепления рыночных отношений возникли общественные организации малого и среднего предпринимательства, например, Союз предпринимателей России. Существуют также федеральные и местные фонды финансовой помощи, основной задачей которых является стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности малых предприятий. Ежегодно проводятся различные экономические форумы, посвященные проблемам малого предпринимательства как на федеральном, так и на местном уровнях.

            В последние годы широко исследуются вопросы о наиболее эффективных и формах и методах государственной поддержки, не подрывающих основ предпринимательства и интересов частного собственника, и одновременно способных оказывать реальную помощь в становлении и развитии малого предпринимательства в России.

Информация о работе Проблемы развития и функционирования малого бизнеса в России