Проблемы развития и функционирования малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.
Целью в данной работе будет произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.

Содержание

Введение 2
1.Малый бизнес в современной России 3
1.2.Необходимость разделения предприятий на крупные, средние и мелкие. 4
1.3.Критерии выделения малых предприятий 4
1.4.Виды малых предприятий. 5
2.Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России 6
2.1. Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации. 14
3.Статистические данные. 18
Заключение 21
Список используемой литературы: 22
Приложение. 23

Вложенные файлы: 1 файл

malbizn (1).docx

— 132.09 Кб (Скачать файл)

2.1. Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации.

Механизм  формирования и осуществления поддержки  малого бизнеса может сложится только под влиянием тех задач, которое  поставит перед собой государство.

Опыт  развитых стран показывает, что для  вовлечения предпринимательского потенциала в развитие экономики требуется  содействие государства в создании необходимых предпосылок для  нормального функционирования малого и среднего бизнеса, в устранении возникающих проблем и отклонений от намеченных целей.

К сожалению, в России система развития и поддержки  малого предпринимательства осуществляется в условиях заметного ослабления государственного воздействия на данные процессы. Деятельность многочисленных государственных и полугосударственных  структур поддержки малого предпринимательства  сводится в ряде случаев к самообеспечению, фиксированию проблем и препятствий, возникающих перед предпринимателями, а реальная помощь носит единичный характер.

  Отметим, ряд функций государства, благодаря которым должна осуществляться государственная поддержка малого предпринимательства. Во-первых, государство выступает как властная структура, устанавливающая рамочные условия функционирования субъектов рынка, т.е. разработка и контроль за соблюдением нормативно-правовых актов. Во-вторых, государство является собственником имущества, что служит основанием для распоряжения и непосредственного управления государственным имуществом. И в-третьих, государство является своеобразным инструментом экономического регулирования и стимулирования рыночных процессов. Таким образом, исходя из этих функций, в ряде документов есть отражение государственной поддержки малого и среднего бизнеса по следующим направлениям:

  • создание институциональных основ;
  • управленческая научно-методическая поддержка;
  • правовое обеспечение и защита предпринимательства, отраженные в законодательствах о предприятиях, антимонопольном, налоговом, внешнеторговом, отраслевом законодательствах, хозяйственном, коммерческом кодексах, в системе специальных законов о статусе и льготах для мелких и средних предприятий, инновационных предприятий;
  • финансово-кредитная поддержка;
  • налоговая политика;
  • антимонопольная политика.

Рассмотрим  лишь некоторые формы государственной  поддержки на развитие малого и среднего бизнеса.

Динамичное  развитие малого предпринимательства  и его эффективное участие  в решении социально-экономических  проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях во многом зависят от наличия необходимых  институциональных основ.10

Государственная финансовая программа поддержки  малого и среднего предпринимательства

             Минэкономразвития России осуществляет  реализацию государственной финансовой  программы поддержки малого и  среднего предпринимательства с  2005 года.

             Порядок предоставления средств  федерального бюджета на конкурсной  основе в виде субсидии бюджетам  субъектов Российской Федерации  установлен постановлением Правительства  Российской Федерации от 27 февраля  2009 г. № 178 «О распределении  и предоставлении субсидий из  федерального бюджета бюджетам  субъектов Российской Федерации  на государственную поддержку  малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

          Субсидии предоставляются в целях  софинансирования расходных обязательств  субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки в данном субъекте Российской Федерации в соответствии с утвержденной им программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Основными направлениями финансирования программы  поддержки малого и среднего предпринимательства  являются:

- увеличение  объемов поддержки малых инновационных  компаний, осуществляющих разработку  и внедрение инновационной продукции  (инновационные гранты, субсидии  действующим инновационным компаниям,  поддержка компаний, выходящим на  биржу, программы обучения);

-  увеличение  объемов поддержки средних компаний (субсидирование процентной ставки  по кредитам; компенсация расходов  на приобретение оборудования);

- увеличение  объемов содействия развитию  лизинга оборудования малых компаний (приоритет – лизинг оборудования, гранты на уплату первого взноса, поддержка мобильных платформ);

- увеличение  объемов грантовой поддержки  начинающих предпринимателей (приоритет  – безработные, уволенные в  запас, поддержка социального  предпринимательства);

- повышение  капитализации специальной инфраструктуры  поддержки малого и среднего  предпринимательства: микрофинансовые  центры, гарантийные фонды, фонды  прямых инвестиций;

- сохранение  темпов поддержки экспорта продукции  малых компаний (приоритет- создание  Центров поддержки экспорта, гранты  начинающим экспортерам);

- создание  бизнес-инкубаторов, промышленных  парков, технопарков, центров предпринимательства,  центров кластерного развития, центров  прототипирования, центров дизайна,  центров коллективного доступа  к оборудованию.11

Ведомственные целевые программы поддержки  малого и среднего предпринимательства

           В соответствии с Постановлением  Правительства РФ от 19.04.2005 № 239 «Об утверждении Положения о  разработке, утверждении и реализации  ведомственных целевых программ»  ведомственные целевые программы  могут формироваться в 2 видах:

  • утверждаемая ведомственная целевая программа;
  • утверждаемый субъектом бюджетного планирования комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой измеряемыми целевыми индикаторами. Целевая программа ведомства является самостоятельным документом, отдельные ее положения и параметры включаются в доклад о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования;
  • аналитическая ведомственная целевая программа - выделяемая в аналитических целях при подготовке доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования группировка расходов, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой целевыми индикаторами.12

Полностью устранить или существенно ограничить действие всех негативных факторов можно  только с помощью мер государственной  поддержки малого предпринимательства  в рамках специализированных программ.

Основным  направлением государственной политики в области поддержки малого предпринимательства  в Ростовской области является создание благоприятного инвестиционно-финансового  климата, организационно-правовых условий  для повышения устойчивости и  динамичного развития малого предпринимательства  на региональном и муниципальном  уровнях по приоритетным направлениям, отвечающим задачам структурной  перестройки и экономического роста.

Это достигается  решением следующих задач:

  • нормативно-правовое обеспечение условий для устойчивой деятельности малых предприятий;
  • ускоренное освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов, облегчающих доступ субъектов малого предпринимательства к ресурсам;
  • совершенствование региональной системы гарантий;
  • повышение эффективности действующих и новых объектов инфраструктуры по поддержке малого предпринимательства;
  • развитие системы переподготовки и профессионального обучения занятых в малом бизнесе;
  • улучшение условий налогообложения, учета, отчетности, финансово-кредитной поддержки;
  • совершенствование арендно-имущественных отношений;
  • привлечение малых предприятий к выполнению госзаказа для региональных и муниципальных нужд;
  • организация производственно-технологической кооперации малых предприятий с крупным производством;
  • привлечение малых предприятий к рекламно-выставочной деятельности, информационному и консультационному обслуживанию предпринимательства.

3.Статистические  данные.

      Когда мы говорим о проблемах с налогами, коррупцией, финансированием, рынками сбыта и т.д., мы говорим о проблемах в ведении бизнеса, а не о том, что у предпринимателей пропадает мотив открыть свой бизнес. Открываться малые предприятия будут и будут работать. Вопрос в том – уйдет ли большая часть малого бизнеса в теневой сектор или российская экономика сможет со временем опереться на легальный и сильный малый бизнес.

13

          Это подтверждает и статистика малого бизнеса 2011 – «рождаемости» предприятий Росстата, где количество новых предприятий на 1000 существующих зависит скорей от общего экономического положения, чем от изменений в налоговом законодательстве и т.д. (цифра за 2011 год дана расчетно). А вот количество официально закрывшихся в 2011 году свидетельствует как раз о том, что наш малый бизнес устремился в тень. И, не смотря на разговоры о важности малого бизнеса, условия для его ведения стали хуже, даже чем в 2008 году.

         Основная часть малых предприятий  России занимается предоставлением  услуг и сервисом – 60-80%. Вернемся  снова к статистике малого бизнеса России в 2011 году. По данным Росстата на октябрь 2011 года (без микро предприятий) структура нашего малого бизнеса была такой:

13

        Около 50% составляет торговля  и услуги населению. В отличие  от  производства и строительства, которое трудно перевести в область теневой экономики, доминирующие у нас отрасли малого бизнеса довольно легко могут уйти «в тень». Ведь мы с Вами как потребители предпочтем отремонтировать свой телевизор, например, у частного мастера, который не даст нам чека или какого-то документа вообще, но значительно дешевле, чем в официально работающей организации.

         К чему это может привести  – к тому, что качество услуг  ухудшится, появится много недобросовестных  предпринимателей. А это приведет  к новому витку «закручивания  гаек», что вызовет очередную  волну миграции «в сумрак»  тех предпринимателей, которые пытаются  еще заниматься честным бизнесом.

Что касается возможностей развития, т.е. получения кредитов, повышения качества обслуживания покупателей, более активного продвижения компании и ее услуг. Кредитование малого бизнеса, ссуды и господдержка работают неэффективно. Кредит брать не выгодно, да и не возможно для только что появившегося бизнеса через полгода начать выплаты по кредиту. Поэтому однажды уйдя в теневую экономику, малый бизнес не спешит возвращаться в легальную часть, даже при снижении налогового бремени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На  основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее: малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Также он создает атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

Возрождение России нельзя осуществить без развития данного сектора экономики, именно поэтому так важно принимать срочные меры, направленные на решение проблем предпринимательства.

Хотя  у предприятий, как и у государства  до сих пор остаются открытыми  большое количество проблем, и до сих пор  сохраняется довольно сложное экономическое положение, все же продолжается реформирование экономики, что  способствует освоению  новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию.

Если  государству пока не удается стимулировать  граждан заняться предпринимательством, то надо хотя бы не давать уже существующему  бизнесу уходить в тень. Чтобы малый бизнес вернулся в официальную экономику и стал опорой государства, необходимо предложить ему что-то еще, кроме дорогих кредитов и зажигательных речей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1)http://b2bzona.org/2012/02/24/small-business-russia-statistics-2011/

2)http://bibliofond.ru/view.aspx?id=22941

3)http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/4778-2012-11-20-14-19-44

4)http://smb.gov.ru/

5)http://www.rcsme.ru/common/totals.asp

6)http://gks.ru

7)А.Г. Зельднер, И.Ю. Ваславская, В.К. Южелевский. Государство и экономика: Факторы роста / А.Г. Зельднер, И.Ю. Ваславская, В.К. Южелевский.

8)З.И. Калугина. Большие проблемы малого бизнеса Сибири // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства, № 2, с. 105 – 127

9) http://base.garant.ru/12125263/

10) З.И. Калугина. Большие проблемы малого бизнеса Сибири // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства, с. 105 – 127

11) Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

 

Таблица 1. Ключевые цифры  по статистике малого и среднего бизнеса  в России, по предварительным итогам сплошного наблюдения Росстата в 2011г. Данные Росстата.14


 

ИП

Микро-предприятия (юрлица)

Малые предприятия (юрлица)

Средние предприятия (юрлица)

МСП, всего

Количество зарегистрированных, ед.

2,9 млн.

1, 4 млн.

229 тыс.

25, 7 тыс.

4,6 млн.

Количество действующих, ед.

1,9 млн.

1 млн.

227 тыс.

25,7 тыс.

3,2 млн.

Численность работников, чел.

5,3 млн.

3,9 млн.

7,2 млн.

2,6 млн.

19 млн.

Выручка, руб.

4,5 трлн.

5,7 трлн.

13,3 трлн.

7,3 трлн.

30,8 трлн.

Информация о работе Проблемы развития и функционирования малого бизнеса в России