Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:52, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть экономическую сущность и роль малого и среднего бизнеса, а произвести анализ состояния и развития малого и среднего бизнеса в нашей стране с целью всестороннего описания проблемных зон на исследуемый объект.
Введение……………………………………………………………………………..3
1.Сущность и роль малого и среднего бизнеса в экономике…………………….6
1.1.Исторические аспекты развития малого бизнеса…………………………......6
1.2. Функциональное назначение малых предприятий,
их роль в экономике страны………………………………………………………8
1.3.Государственная поддержка малого бизнеса в России………………………13
2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России и
Алтайском крае. …………………………………………………………………....16
2.1 Развитие и состояние малого бизнеса на данном этапе в России и Алтайском крае .………………………………………………………………….16
2.2. Решение проблем на пути развития малого бизнеса в России и Алтайском крае……………………………………………………..……………....22
Заключение…………………………………………………….……………………27
Список литературы…………
Анализ распределения числа зарегистрированных малых предприятий по видам экономической деятельности показывает, что в промышленности в первом квартале 2009 г. число зарегистрированных МП составило 40,2 тыс., т.е. сократилось с начала года почти на 6 тыс. А это привело в результате к сокращению числа рабочих мест на 55,9 тыс. человек. При снижении деловой активности в экономике, усилении спада инвестиций в основной капитал и уменьшении объемов работ в строительстве в первом квартале 2009 г. число занятых на МП в строительстве сократилось на 141,0 тыс. человек. Отметим, что в соответствии с Программой антикризисных мер принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, частично разрешит проблему трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, а также будет способствовать распространению практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями.
В рамках создания более 2,5 тыс. МП ожидается формирование до 30 тысяч рабочих мест, в первую очередь, для выпускников вузов. Доминирующая часть предприятий и рабочих мест в малом бизнесе приходится на предприятия торговли и на услуги по операциям с недвижимостью. В целом по стране малые предприятия торговли обеспечивали рабочими местами 14,2% занятых по виду деятельности «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования». В первом квартале 2009 г. численность работников МП торговли уменьшилась на 229,9 тыс. человек. При этом падение численности занятых наблюдалось практически во всех федеральных округах и по всем видам экономической деятельности и сопровождалось сокращением масштабов выпуска продукции и услуг. По большинству видов деятельности с четвертого квартала 2008 г. фиксируется или абсолютное уменьшение объемов оборота МП, или резкое сокращение величины прироста оборота относительно предыдущего периода.
Очевидно, что снижение в первом квартале 2009 г. относительно первого квартала 2008 г. в российской экономике объемов строительства на 19,3% , оборота розничной торговли на 1,1% и оптовой торговли на 4,7% оказало негативное воздействие на характер функционирования малых предприятий. В целом по итогам первого квартала 2009 г. оборот МП составил 1832,5 млрд. руб., или 12,4% от оборота по всем видам деятельности в российской экономике, при этом доля оборота МП по виду деятельности «строительство» составила 31,8%, в рыболовстве и рыбоводстве – 21,1%, в сельском хозяйстве – 17,4%, в торговле – 16,4% и в промышленности – 6,1% , согласно данным приведенным в таблице 2. [16]
Таблица 2
Оборот малых предприятий по видам экономической
деятельности, в млрд руб., без микропредприятий
2008 г. |
В том числе по кварталам |
2009 г. 1-ый квартал | ||||
1-ый |
2-ой |
3-ий |
4-ый | |||
Всего: |
10093,5 |
2072,9 |
2550,1 |
2751,9 |
2718,6 |
1832,5 |
С/хоз-во, охота и лесное хозяйство |
170,7 |
32,8 |
35,2 |
50,7 |
52 |
37,7 |
Рыболовство, рыбоводство |
23,1 |
4,8 |
6,1 |
6,5 |
5,7 |
5,1 |
промышленность |
1418,7 |
280,6 |
365,8 |
403 |
369,3 |
243,2 |
Добыча полезных ископаемых |
59,8 |
10,5 |
13,9 |
19,7 |
15,7 |
7,9 |
Обрабатывающее производство |
1311,3 |
258,7 |
340,9 |
372,1 |
339,6 |
219,1 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
47,6 |
11,4 |
11 |
11,2 |
14 |
15,4 |
строительство |
1228,4 |
183 |
300,1 |
353,6 |
391,7 |
161,7 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
6095,5 |
1332,5 |
1551,3 |
1615,8 |
1595,9 |
1120,6 |
Гостиницы и рестораны |
106,7 |
23,1 |
28,4 |
27,9 |
27,3 |
32,0 |
Транспорт и связь |
306,7 |
61,7 |
75,1 |
94,4 |
75,5 |
61,9 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
627,4 |
131 |
157,9 |
168,3 |
170,2 |
142,8 |
В российской экономике структура
оборота малых предприятий
В наиболее острой форме сокращение масштабов деятельности предприятий малого бизнеса отмечается в Центральном, Северо-Западном, федеральных округах, на которые приходится почти половина абсолютного уменьшения объемов оборота малых предприятий в целом по России.
По сравнению с западным, российский бизнес существует в обстановке неразвитой правовой системы и гипертрофированной исполнительной власти, существенно ориентированной на собственные интересы. Поэтому те вопросы, которые там решаются с помощью правовых механизмов, в России относительно чаще решаются по-другому. Это делает российский бизнес более личным и неформальным, более теневым и коррумпированным, более краткосрочно ориентированным и т.д. Российское предпринимательство является не только и даже не столько комплексом отношений сторон (учредителей, персонала, клиентов и контрагентов), закрепленных юридической поддержкой государства, а, прежде всего интерфейсом между данным бизнесом и органами власти, озабоченными соблюдением своих интересов. Поскольку речь здесь идет не только об официальных ведомственных интересах, но и об участии в бизнесе самих представителей власти, имеет место нечестная конкуренция, масштабы которой можно оценить количественно.
Одна из острейших и всем известных проблем развития предпринимательства состоит в том, что малый бизнес сталкивается с монополизмом на местном уровне. Предпринимателей не пускают на рынки, затруднена транспортировка товаров по дорогам, конечные продавцы поддерживают монопольно высокие цены. И с точки зрения доступности недвижимости новые малые предприятия проигрывают более крупным и более старым. Решению этих проблем могло бы способствовать введение для малых предприятий специальных льгот, а также создание различных инфраструктур поддержки малого предпринимательства.
Наконец, хотелось бы отметить, что в целом вопросы развития малого предпринимательства не обсуждаются практически лишь из-за того, что нет нужной информации, а информация отсутствует, поскольку на нее нет платеже-способного спроса.
На основе полученных данных,[10,с.2-6] по ситуации с малым предпринимательством в Алтайском крае, по итогам первого квартала, можно охарактеризовать как "неблагоприятную". По всем показателям, которые были взяты для мониторинга, в регионе отмечается острая негативная динамика. Следует отметить, что положительная динамика зафиксирована лишь в 10 субъектах Федерации.
Так, по результатам квартала край попал в группу со значительным сокращением числа зарегистрированных малых предприятий. Если год назад в нашем регионе на 100 тыс. жителей приходилось 310 таких предприятий, то на 1 апреля 2009 года— 108. Падение составило, по оценкам столичных экспертов, 65,8%. Впрочем, такая тенденция характерна в целом для России.
Не лучше обстоят дела со средней численностью занятых на малых предприятиях. По этому показателю Алтайский край в первом квартале находился в седьмом десятке регионов с динамикой сокращения 45,8%. Здесь в большей степени в целом по стране пострадали строительство (-11,6%), оптовая и розничная торговля (- 10,8), ремонт автотранспортных средств и бытовых изделий.
Большое количество вопросов вызывает последнее место нашего края по сокращению оборота малых предприятий в первом квартале (на 70,5%). В НИСИПП не смогли подробно прокомментировать данный факт.[11,с.232] Однако рассматривая общероссийскую статистику, авторы исследования отмечают, что кризис оказал значительное влияние на уход малых предприятий в теневой сектор. Доля теневой активности в обороте малых предприятий до кризиса составляла 30-40%, а в этом году увеличилась до 50- 60%.
И, наконец, по объему инвестиций в основной капитал на малых предприятиях, по ряду исследований [17,18] Алтайский край также к началу апреля находился среди регионов с наибольшим сокращением показателя (на 74,5%о). Если оценивать инвестирование в разрезе отраслей, то здесь в наибольшей степени пострадали ресторанный и гостиничный бизнес (78%), сельское хозяйство (47,7%), добыча полезных ископаемых (44,2%).
2.2. Решение проблем на пути развития
малого бизнеса
Малый бизнес объективно занимает более слабую позицию на рынке по сравнению с крупным и средним. Как показывает зарубежный опыт, устойчивое развитие малого предпринимательства во многом зависит от функционирования разветвленной инфраструктуры поддержки малых предприятий как на уровне государства, так и на региональных уровнях. Например, важную роль в достижении успехов предприятиями малого бизнеса в США играют Администрация по делам малого бизнеса США, органы конгресса США по делам малого бизнеса, министерство торговли, Федеральная торговая комиссия, торговые ассоциации, торгово-промышленные палаты, банки, федеральные фонды и другие организации.
В Российской Федерации сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации.
К федеральным органам, осуществляющим регулирование развитие малого предпринимательства, его поддержку (в том числе функциональную), относятся Президент РФ, федеральные министерства, службы, федеральные агентства. В определенной мере они являются гарантом развития малого бизнеса.
Как показывает опыт, малое
предпринимательство успешно
В настоящее время почти во всех регионах Российской Федерации созданы государственные органы поддержки и развития малого предпринимательства, действуют региональные фонды поддержки малого предпринимательства, а также другие институты инфраструктуры малого предпринимательства (бизнес-инкубаторы, информационно-аналитические центры, лизинговые компании, консалтинговые организации и др.).
Отсутствие достаточного стартового капитала и ликвидного обеспечения под банковский кредит у предпринимателей ставят малый бизнес в России в разряд одного из самых рискованных секторов финансовых вложений. Банки, обладая достаточными финансовыми средствами, не рискуют в условиях еще достаточно высокой инфляции вкладывать их в малые предприятия, им нужны надежные гарантии. По оценкам экспертов Ассоциации российских банков, доля кредитов малому бизнесу в России непозволительно мала: не более 2% от ВВП.
В США данный показатель составляет 20%, в среднем по странам ЕС - 30%, в Японии - до 40%. К тому же спрос на кредиты малому бизнесу сегодня удовлетворен максимум на 10-15%. Если кредиты и выдаются, то под очень высокие проценты. В большинстве стран правительство снижает ставку рефинансирования до 1 - 2%. В России ставка рефинансирования сейчас уже 13%. Банки дают кредиты под 20 - 25%, а некоторые объявляют запретительные ставки в 30%. Займы даются на очень короткие сроки, иногда на несколько месяцев, а производитель за это время не в состоянии получить прибыль. Многие банки начали пересматривать условия по ранее заключенным договорам и повышать процентную ставку либо требуют новый залог.
В Алтайском крае в период с 2005 по 2009 год создана эффективная система работы с предпринимателями. [10,с.2-6] Так, в 2009 году расходы краевого бюджета на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства увеличены по сравнению с 2005 годом более чем в 11 раз. Согласно анализу Национального института системных исследований проблем предпринимательства, Алтайский край по количеству малых предприятий и среднесписочной численности на них входит в тройку лидеров Сибирского федерального округа. С 2005 по 2008 годы количество малых предприятий в регионе выросло на 62%: если в 2005 году их насчитывалось 13 671, то 2008 - 22 178 малых предприятий. Число занятых в малом бизнесе за три года увеличилось на 20%): в 2005 году - 366 тыс. человек, в 2008 году - 440 тыс. человек. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в валовом региональном продукте выросла в сравнении с 2005 годом на 5,4 процентных пункта и достигла 16%.
Информация о работе Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России