Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – раскрыть экономическую сущность и роль малого и среднего бизнеса, а произвести анализ состояния и развития малого и среднего бизнеса в нашей стране с целью всестороннего описания проблемных зон на исследуемый объект.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1.Сущность и роль малого и среднего бизнеса в экономике…………………….6
1.1.Исторические аспекты развития малого бизнеса…………………………......6
1.2. Функциональное назначение малых предприятий,
их роль в экономике страны………………………………………………………8
1.3.Государственная поддержка малого бизнеса в России………………………13
2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России и
Алтайском крае. …………………………………………………………………....16
2.1 Развитие и состояние малого бизнеса на данном этапе в России и Алтайском крае .………………………………………………………………….16
2.2. Решение проблем на пути развития малого бизнеса в России и Алтайском крае……………………………………………………..……………....22
Заключение…………………………………………………….……………………27
Список литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России.docx

— 85.19 Кб (Скачать файл)

 

Анализ распределения  числа зарегистрированных малых  предприятий по видам экономической деятельности показывает, что в промышленности в первом квартале 2009 г. число зарегистрированных МП составило 40,2 тыс., т.е. сократилось с начала года почти на 6 тыс. А это привело в результате к сокращению числа рабочих мест на 55,9 тыс. человек. При снижении деловой активности  в экономике,  усилении  спада инвестиций в  основной капитал  и уменьшении объемов работ в строительстве в первом квартале 2009 г. число занятых на МП в строительстве сократилось на 141,0 тыс. человек. Отметим, что в соответствии с Программой антикризисных мер принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, частично разрешит проблему трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, а также будет способствовать распространению практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями.

В рамках создания более 2,5 тыс. МП ожидается формирование до 30 тысяч рабочих мест, в первую очередь, для выпускников вузов. Доминирующая часть предприятий и рабочих мест в малом бизнесе приходится на предприятия торговли и на услуги по операциям с недвижимостью. В целом по стране малые предприятия торговли обеспечивали рабочими местами 14,2% занятых по виду деятельности   «оптовая   и   розничная   торговля;   ремонт   автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования». В первом квартале 2009 г. численность работников МП торговли уменьшилась на 229,9 тыс. человек. При этом падение численности занятых наблюдалось практически во всех федеральных округах и по всем видам экономической деятельности и сопровождалось   сокращением   масштабов   выпуска   продукции   и   услуг.   По большинству видов деятельности с четвертого квартала 2008 г. фиксируется или абсолютное уменьшение объемов оборота МП, или резкое сокращение величины прироста оборота относительно предыдущего периода.

Очевидно, что снижение в  первом квартале 2009 г. относительно первого  квартала 2008 г. в российской экономике объемов строительства на 19,3% , оборота розничной торговли на 1,1% и оптовой торговли на 4,7% оказало негативное воздействие на характер функционирования малых предприятий. В целом по итогам первого квартала 2009 г. оборот МП составил 1832,5 млрд. руб., или 12,4% от оборота по всем видам деятельности в российской экономике, при этом доля оборота МП  по  виду  деятельности   «строительство» составила 31,8%,  в   рыболовстве и рыбоводстве – 21,1%, в сельском хозяйстве – 17,4%, в торговле – 16,4% и в промышленности – 6,1% , согласно данным приведенным в таблице 2. [16]

Таблица 2

Оборот малых предприятий  по видам экономической

деятельности, в млрд руб., без микропредприятий

 

2008 г.

В том числе по кварталам

2009 г. 

1-ый 

квартал

1-ый

2-ой

3-ий

4-ый

Всего:

10093,5

2072,9

2550,1

2751,9

2718,6

1832,5

С/хоз-во, охота и лесное хозяйство

170,7

32,8

35,2

50,7

52

37,7

Рыболовство, рыбоводство

23,1

4,8

6,1

6,5

5,7

5,1

промышленность

1418,7

280,6

365,8

403

369,3

243,2

Добыча полезных ископаемых

59,8

10,5

13,9

19,7

15,7

7,9

Обрабатывающее производство

1311,3

258,7

340,9

372,1

339,6

219,1

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

47,6

11,4

11

11,2

14

15,4

строительство

1228,4

183

300,1

353,6

391,7

161,7

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

6095,5

1332,5

1551,3

1615,8

1595,9

1120,6

Гостиницы и рестораны

106,7

23,1

28,4

27,9

27,3

32,0

Транспорт и связь

306,7

61,7

75,1

94,4

75,5

61,9

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

627,4

131

157,9

168,3

170,2

142,8


 

В российской экономике структура  оборота малых предприятий почти  на 55% формировалась предприятиями  оптовой и розничной торговли, и изменение ситуации на внутреннем потребительском и оптовом рынках оказывало доминирующее влияние на позиции малого бизнеса.

В наиболее острой форме  сокращение масштабов деятельности предприятий малого бизнеса отмечается в Центральном, Северо-Западном, федеральных округах,  на  которые  приходится  почти  половина  абсолютного  уменьшения объемов оборота малых предприятий в целом по России.

По сравнению с западным, российский бизнес существует в обстановке неразвитой правовой системы и гипертрофированной исполнительной власти, существенно ориентированной на собственные интересы. Поэтому те вопросы, которые там решаются с помощью правовых механизмов, в России относительно чаще решаются по-другому. Это делает российский бизнес более личным и неформальным, более теневым и коррумпированным, более краткосрочно ориентированным и  т.д. Российское  предпринимательство является не только и даже не столько комплексом отношений сторон (учредителей, персонала, клиентов и контрагентов), закрепленных юридической поддержкой государства, а, прежде всего интерфейсом между данным бизнесом и органами власти, озабоченными соблюдением своих интересов. Поскольку речь здесь идет не только об официальных ведомственных интересах, но и об участии в бизнесе самих представителей власти, имеет место нечестная конкуренция, масштабы которой можно оценить количественно.

Одна из острейших и  всем  известных проблем развития предпринимательства состоит в  том, что  малый бизнес сталкивается с монополизмом на местном уровне. Предпринимателей не пускают на рынки, затруднена транспортировка товаров по дорогам, конечные продавцы поддерживают монопольно высокие цены. И с точки зрения доступности недвижимости новые малые предприятия   проигрывают   более  крупным   и  более  старым.   Решению   этих проблем могло бы способствовать введение для малых предприятий специальных льгот, а также создание различных инфраструктур поддержки малого предпринимательства.

Наконец, хотелось бы отметить, что в целом  вопросы развития малого предпринимательства не обсуждаются  практически лишь  из-за  того,  что нет нужной информации, а информация отсутствует, поскольку на нее нет  платеже-способного спроса.

На основе полученных данных,[10,с.2-6] по ситуации с малым предпринимательством в Алтайском крае, по итогам первого квартала, можно охарактеризовать как "неблагоприятную". По всем показателям, которые были взяты для мониторинга, в регионе отмечается острая негативная динамика. Следует отметить, что положительная динамика зафиксирована лишь в 10 субъектах Федерации.

Так, по результатам квартала край попал в группу со значительным сокращением числа зарегистрированных малых предприятий. Если год назад в нашем регионе на 100 тыс. жителей приходилось 310 таких предприятий, то на 1 апреля 2009 года— 108. Падение составило, по оценкам столичных экспертов, 65,8%. Впрочем, такая тенденция характерна в целом для России.

Не лучше обстоят дела со средней численностью занятых на малых предприятиях. По этому показателю Алтайский край в первом квартале находился в седьмом десятке регионов с динамикой сокращения 45,8%. Здесь в большей степени в целом по стране пострадали строительство (-11,6%), оптовая и розничная торговля (- 10,8), ремонт автотранспортных средств и бытовых изделий.

Большое количество вопросов вызывает последнее место нашего края по сокращению оборота малых  предприятий в первом квартале (на 70,5%). В НИСИПП не смогли подробно прокомментировать данный факт.[11,с.232] Однако рассматривая общероссийскую статистику, авторы исследования отмечают, что кризис оказал значительное влияние на уход малых предприятий в теневой сектор. Доля теневой активности в обороте малых предприятий до кризиса составляла 30-40%, а в этом году увеличилась до 50- 60%.

И, наконец, по объему инвестиций в основной капитал на малых предприятиях, по ряду исследований [17,18] Алтайский край также к началу апреля находился среди регионов с наибольшим сокращением показателя (на 74,5%о). Если оценивать инвестирование в разрезе отраслей, то здесь в наибольшей степени пострадали ресторанный и гостиничный бизнес (78%), сельское хозяйство (47,7%), добыча полезных ископаемых (44,2%).

 

2.2. Решение проблем на пути развития малого бизнеса                                             в Росси и Алтайском крае.

Малый бизнес объективно занимает более слабую позицию на рынке  по сравнению с крупным и средним. Как показывает зарубежный опыт, устойчивое развитие малого предпринимательства во многом зависит от функционирования разветвленной инфраструктуры поддержки малых предприятий как на уровне государства, так и на региональных уровнях. Например, важную роль в достижении успехов предприятиями малого бизнеса в США играют Администрация по делам малого бизнеса США, органы конгресса США по делам малого бизнеса, министерство торговли, Федеральная торговая комиссия, торговые ассоциации, торгово-промышленные палаты, банки, федеральные фонды и другие организации.

В Российской Федерации сложилась  определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации.

К федеральным органам, осуществляющим регулирование развитие малого предпринимательства, его поддержку (в том числе функциональную), относятся Президент РФ, федеральные министерства, службы, федеральные агентства. В определенной мере они являются гарантом развития малого бизнеса.

Как показывает опыт, малое  предпринимательство успешно развивается, если в регионах страны создана и функционирует действенная инфраструктура малого предпринимательства, так как малые предприятия являются активными субъектами рыночной экономики в первую очередь на территории субъектов Федерации, которые имеют право применять законодательные акты по поддержке и развитию малого предпринимательства, формировать органы поддержки малых предприятий, направлять собственные материально-технические, финансово-кредитные и другие ресурсы для поддержки малых предприятий. Важной функцией местных органов самоуправления является разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства.

В настоящее время почти  во всех регионах Российской Федерации  созданы государственные органы поддержки и развития малого предпринимательства, действуют региональные фонды поддержки малого предпринимательства, а также другие институты инфраструктуры малого предпринимательства (бизнес-инкубаторы, информационно-аналитические центры, лизинговые компании, консалтинговые организации и др.).

Отсутствие достаточного стартового капитала и ликвидного обеспечения под банковский кредит у предпринимателей ставят малый бизнес в России в разряд одного из самых рискованных секторов финансовых вложений. Банки, обладая достаточными финансовыми средствами, не рискуют в условиях еще достаточно высокой инфляции вкладывать их в малые предприятия, им нужны надежные гарантии. По оценкам экспертов Ассоциации российских банков, доля кредитов малому бизнесу в России непозволительно мала: не более 2% от ВВП.

В США данный показатель составляет 20%, в среднем по странам  ЕС - 30%, в Японии - до 40%. К тому же спрос  на кредиты малому бизнесу сегодня удовлетворен максимум на 10-15%. Если кредиты и выдаются, то под очень высокие проценты. В большинстве стран правительство снижает ставку рефинансирования до 1 - 2%. В России ставка рефинансирования сейчас уже 13%. Банки дают кредиты под 20 - 25%, а некоторые объявляют запретительные ставки в 30%. Займы даются на очень короткие сроки, иногда на несколько месяцев, а производитель за это время не в состоянии получить прибыль. Многие банки начали пересматривать условия по ранее заключенным договорам и повышать процентную ставку либо требуют новый залог.

В Алтайском крае в период с 2005 по 2009 год создана эффективная  система работы с предпринимателями. [10,с.2-6] Так, в 2009 году расходы краевого бюджета на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства увеличены по сравнению с 2005 годом более чем в 11 раз. Согласно анализу Национального института системных исследований проблем предпринимательства, Алтайский край по количеству малых предприятий и среднесписочной численности на них входит в тройку лидеров Сибирского федерального округа. С 2005 по 2008 годы количество малых предприятий в регионе выросло на 62%: если в 2005 году их насчитывалось 13 671, то 2008 - 22 178 малых предприятий. Число занятых в малом бизнесе за три года увеличилось на 20%): в 2005 году - 366 тыс. человек, в 2008 году - 440 тыс. человек. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в валовом региональном продукте выросла в сравнении с 2005 годом на 5,4 процентных пункта и достигла 16%.

Информация о работе Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России