Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:52, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть экономическую сущность и роль малого и среднего бизнеса, а произвести анализ состояния и развития малого и среднего бизнеса в нашей стране с целью всестороннего описания проблемных зон на исследуемый объект.
Введение……………………………………………………………………………..3
1.Сущность и роль малого и среднего бизнеса в экономике…………………….6
1.1.Исторические аспекты развития малого бизнеса…………………………......6
1.2. Функциональное назначение малых предприятий,
их роль в экономике страны………………………………………………………8
1.3.Государственная поддержка малого бизнеса в России………………………13
2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России и
Алтайском крае. …………………………………………………………………....16
2.1 Развитие и состояние малого бизнеса на данном этапе в России и Алтайском крае .………………………………………………………………….16
2.2. Решение проблем на пути развития малого бизнеса в России и Алтайском крае……………………………………………………..……………....22
Заключение…………………………………………………….……………………27
Список литературы…………
Алтайский край является одним из лидеров среди регионов Сибирского федерального округа по общему размеру субсидий, привлеченных на оказание поддержки субъектам малого бизнеса. Объем средств, направленных за период с 2006 по 2008 годы на эти цели, составил 323,7 млн. рублей, в том числе 197,6 млн. рублей - за счет средств федерального бюджета.
Впервые в 2009 году апробирована схема грантовой поддержки начинающих предпринимателей. Гранты на открытие собственного дела размером до 300 тысяч рублей предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования. В 2008 году государственную поддержку в форме субсидирования части банковской процентной ставки получили 458 инвестиционных проектов, сумма привлеченных кредитных ресурсов приблизилась к 1 млрд. рублей. Свыше 100 субъектов предпринимательства участвовали в реализации проектов по техническому перевооружению крестьянских (фермерских) хозяйств края. Доля доходов, перечисляемых в бюджетную систему Российской Федерации от субъектов малого и среднего предпринимательства региона, в прошлом году составила более 13,6 млрд. рублей, или 35% в общем объеме платежей налогоплательщиков края. [17; 18]
Хорошо развитый и устойчивый сектор малого бизнеса обеспечивает рост уровня и качества жизни любой страны. Малые предприятия обеспечивают рынок такими товарами и услугами, которые в силу экономических причин не производят.
В современных условиях мирового
финансового кризиса малый
во-первых, суммарная финансовая поддержка Правительства РФ в 2009 превысила 40 миллиардов рублей;
во-вторых, рассматривается возможность «налоговых каникул». Предприятия малого и среднего бизнеса, выбравшие упрощенную систему налогообложения по принципу «доходы минус расходы», платят в казну налог по ставке 15% с разницы. В ноябре прошлого года правительство в рамках антикризисных мер дало право субъектам РФ снизить ставку с 15 до 5%. Необходимо отметить, что по расчетам правительства области, в 2009 году от введения дополнительных льгот для малого и среднего бизнеса потери областного бюджета составят всего 88,5 млн. рублей;
в-третьих, правительство
РФ намерено передать часть федерального
имущества в специальные
в-четвертых, широкое распространение получают технико-внедренческие зоны, замечательные тем, что уже оформлена земля, есть инфраструктура, нет барьеров. Так, на сегодняшний день в стране существует 100 бизнес-инкубаторов, и планируется довести их число до 500, на территории РФ действует 19 венчурных фондов. Существует большое количество конкурсных программ и предпринимательских проектов для малого бизнеса главная цель которых - поставить на ноги и поддержать развитие предприятия малого бизнеса. Однако, на практике, они не дают ожидаемого результата, в связи со сложностью выполнения условий конкурса и узконаправленности;
в-пятых, в планах произвести в ближайшее время увеличение порога расчета упрощенной системы налогообложения для малых предприятий с 30 млн. рублей до 60 млн. рублей оборота в год. Этот шаг даст возможность использовать режим „упрощенки" предприятиям с доходами до 60 млн. рублей, но без последующей индексации. Исходя из этого, исчезнут сдерживающие факторы для развития бизнеса. Однако, «упрощенка» не компенсирует увеличение страховых взносов. С учетом того, что налоговые органы будут требовать начислять своим сотрудникам зарплаты в три-четыре раза больше минимальных, налогообложение на фонд оплаты труда может быть очень высоким, что отразится на затратах на производство и себестоимости продукции. Что опять же, не в пользу малого бизнеса.
в-шестых, помимо описанных мер, правительство будет пристально следить за банками, получающими госсредства, с тем, чтобы они направляли их на кредитование малого бизнеса. Но здесь также имеется неразрешенный вопрос: для банков крайне невыгодно получать подобные госсредства, так как это требует постоянной отчетности о своих действиях по выдаче кредитов малому бизнесу, а следовательно, привлечения самих предпринимателей для получения кредитов. Но для банков это представляется невозможным, потому что малые предприниматели не соглашаются кредитоваться под большие процентные ставки, которые, к примеру, в Томской области, колеблются от 27 до 35 % годовых.
Несмотря ни на что, малый бизнес может оказаться более живучим в условиях глобального кризиса: малые предприятия более динамично реагируют на рыночные изменения. Гибкость и высокая приспособляемость является главным их достоинством. Именно с развитием предпринимательства власти связывают надежды на то, что экономический рост в нашей стране не остановиться, в то время как другие страны окажутся в рецессии.
Заключение
Подводя итог проделанному исследованию можно сказать, что малое предпринимательство – неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности. Следовательно, создание мощного сектора мелкого предпринимательства является одним из ключей к экономическому и социальному процветанию страны. Современные условия глобализации, либерализация хозяйственной деятельности и активное развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятий малого бизнеса.
Малый бизнес играет большую роль в национальной экономике. Он во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, а также формирует новый социальный слой предпринимательства.
В России, несмотря на, казалось бы, принимаемые меры, до сих пор не созданы условия, действительно способствующие не только увеличению количества малых предприятий, но и их эффективному развитию, которое протекает замедленно и противоречиво.
Значение малого предпринимательства для развития экономики Алтайского края сложно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду, препятствовать монополизации рынка, создавать новые рабочие места и повышать доходы населения за счет самозанятости граждан. Малый бизнес региона прошел достаточно длинный путь эволюционного развития и сложился как устойчивая социально-экономическая категория, однако его развитие идет недостаточно быстрыми темпами.
Мировой кризис, с которым столкнулась глобальная экономика, особенно остро сказался на проблемных участках национальной экономической системы. Поэтому Алтайский край, являясь агроориентированным регионом – реципиентом бюджетных ресурсов со слабой ресурсно-сырьевой базой, испытывает серьезные трудности в преодолении кризисных тенденций. Значительно обострились и проблемы функционирования и развития малого предпринимательства в регионе.
Основные сложности, с которыми сталкиваются субъекты малого бизнеса в регионе, могут быть структурированы следующим образом:
1) финансовые, связанные
с несовершенством кредитных
и бюджетных отношений,
2) организационные,
3) административные, носят
характер ограничения
4) маркетинговые, связанные со сбытом произведенной продукции, товаров, работ и услуг.
Очевидно, что представители малых форм хозяйствования в период мирового кризиса особенно остро нуждаются в мерах государственного регулирования и поддержки.
Среди наиболее перспективных мер, нацеленных на стабилизацию ситуации в сфере малого бизнеса и его вывода на траекторию устойчивого роста, на наш взгляд, можно выделить следующие.
Во-первых, это повышение доступности кредитных ресурсов для субъектов малого предпринимательства. Немаловажную роль в данном процессе следует уделять развитию микрофинансового сектора. Причем, необходимо дать широкую огласку в СМИ, так как многие предприниматели и не догадываются о возможности получения микро кредитов для развития своего дела.
Во-вторых, процедуру субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам под реальный бизнес-план следует расширить на субъекты малого бизнеса, особенно если соответствующий заемщик расположен в сельской местности и его функционирование отвечает потребностям населения или направлено на повышение доходов собственных домохозяйств, включая несельскохозяйственную занятость. Аналогично, крайне важно решение залоговых проблем для мелких фермерских хозяйств, владельцев малого бизнеса, включая предоставление гарантий со стороны местных органов власти.
В-третьих, для улучшения финансового состояния, связанного с проявлением последствий мирового кризиса, режимы налоговых каникул, инвестиционного налогового кредита, беспроцентной отсрочки платежа было бы целесообразно распространить на субъекты малого предпринимательства, особенно расположенного в сельской местности.
В-четвертых, упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к системе государственного и муниципального заказа. Здесь видится необходимым рассмотреть возможность увеличения квоты заказов, размещаемых у малых предприятий, с 20%, в настоящее время, до 40%. А так же необходимо повысить эффективность контроля за выполнением установленной квоты по размещению заказа у субъектов малого предпринимательства.
В-пятых, для решения проблем со сбытом произведенной продукции, товаров, работ, услуг необходима корректировка программы развития потребительской кооперации в сельской местности. Кроме того, перспективны программы развития полного цикла производства. От выращивания до производства и сбыта готовой продукции. Поэтому было бы целесообразно предусмотреть кредитные программы под бизнес-планы, ориентированные на достижение этих целей.
В-шестых, стимулирование спроса является актуальным направлением сглаживания маркетинговых проблем субъектов малого бизнеса, занятых в агропромышленной сфере. В этой связи было бы целесообразно на федеральном и региональном уровнях предусмотреть продовольственные субсидии для домохозяйств, в которых уровень доходов на одного члена семьи ниже прожиточного минимума (по аналогии с теми, что действуют в странах ЕС и особенно развиты в США).
Реализация этих мероприятий, на наш взгляд, сыграет значительную роль в стабилизации ситуации в секторе малого предпринимательства региона и его устойчивом экономическом развитии.
Список литературы
: [части первая от 30 ноября 1994г. 51-ФЗ, вторая от 26 января 1996г. 14- ФЗ и третья от 26 ноября 2001г. 146-ФЗ] с изменениями от 2 февраля 2006г. - //СЗ РФ. - 2006. - 4. - ст. 1452.
Информация о работе Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России