Проблемы стабилизации макроэкономического равновесия в посткризисной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Понятие современного экономического кризиса и его влияние на макроэкономическое равновесие в России…………………………………………………
2. Проблемы стабилизации макроэкономического равновесия в посткризисный период в России……………….
3. Анализ направлений антикризисной политики государства и реализации антикризисных мер…………………………
2.1 Характеристика и общая оценка основных направлений антикризисной политики
2.2 Основные инструменты, используемые при реализации
антикризисных мер
4. Перспективы развития экономического кризиса

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы стабилизации макроэкономического равновесия.doc

— 344.50 Кб (Скачать файл)

 

— смягчение негативных социальных последствий и развитие рынка  труда (увеличение пособий по безработице, софинансирование региональных программ занятости, ограничения на использование иностранной рабочей силы);

 

— стимулирование внутреннего спроса (госзакупки, авансирование, преференции  для отечественных производителей, закупки и инвестиционные программы  субъектов естественных монополий, лизинг, защитные таможенные меры, субсидии по кредитам потребителей);

 

— поддержка малого и среднего предпринимательства (софинан-сирование  региональных программ по развитию МСП, программы кредитования МСП Внешэкономбанка), развитие конкуренции.

 

Отметим, что ряд мер сложно отнести только к одной из выделенных задач. Например, некоторые антикризисные меры в рамках социальной политики могут также рассматриваться в контексте стимулирования внутреннего спроса на продукцию отдельных отраслей, развития предпринимательства.

 

В целом общий объем дополнительных ресурсов, исходя из существующих оценок «стоимости» отдельных антикризисных  мер в отношении реального  сектора экономики, в октябре 2008 — декабре 2009 г. оценивается в 2,1—2,5 трлн руб. На первом месте стоят меры по расширению доступа реального сектора к финансовым ресурсам (1,1 — 1,2 трлн руб.5), на втором — меры по снижению нагрузки на бизнес (бюджетные потери — 500—700 млрд руб.), на третьем — меры социальной политики, связанные со стимулированием спроса населения, поддержкой начинающих предпринимателей, — 250—300 млрд руб., далее — стимулирование внутреннего спроса (180—240 млрд руб.) и на последнем месте — меры по поддержке МСП (60 — 90 млрд руб.)6 (см. рис. 1).

 

 

В «антикризисном пакете» недостаточно представлены меры по стимулированию экспорта, прежде всего высокотехнологичного, развитию конкурентной среды7. Крайне мало мер, связанных со стимулированием инновационной активности и развития компаний, повышением эффективности деятельности субъектов естественных монополий и крупных госкомпаний; отсутствуют меры по привлечению иностранных инвесторов и формированию особых экономических зон. К тому же заметно определенное ослабление инновационной направленности созданных еще до кризиса финансовых институтов развития: в некоторых случаях усиливается их роль как агентов правительства в ущерб функциям институтов развития (Внешэкономбанк), иногда — сокращаются (изымаются) ресурсы, находящиеся в их распоряжении («Роснано»), в отдельных случаях усиливается критика базовых принципов их деятельности (Российская венчурная компания).

 

 

 

Основные инструменты, используемые при реализации антикризисных  мер

 

Для оценки инструментов, используемых при реализации антикризисных мер, важно сначала разделить последние  с точки зрения принадлежности к общей экономической или промышленной политике10.

 

К мерам экономической политики отнесены те, которые затрагивают  всех хозяйствующих субъектов (не обязательно  в равной степени): главным образом  меры по изменению общего налогового режима либо меняющие «правила игры» на всех или большей части рынков, а также затрагивающие неопределенный круг субъектов. К мерам промышленной политики отнесены те, которые направлены на поддержку отдельных предприятий (селективные меры), групп предприятий в одном секторе, отдельных отраслей (секторов) экономики11.

 

Выяснилось, что количество мер  общеэкономической политики хотя и  несколько меньше, но вполне сопоставимо  с количеством мер промышленной политики (соответственно 45 и 55%). Однако в ресурсном выражении промышленная политика имеет заметно больший вес. По нашим оценкам, меры экономической политики (прежде всего снижение налога на прибыль, амортизационная премия) в 2009 г. обойдутся в сумму 600—900 млрд руб. В то же время меры промышленной политики — в частности, повышение необлагаемого минимума по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), поддержка в разных формах жилищного строительства, меры по поддержке отдельных отраслей, предоставление субсидий и госгарантий — будут стоить примерно 1,4 — 1,7 трлн руб.12

 

Спектр инструментов, с помощью  которых государство реализует  те или иные антикризисные меры, довольно широк и включает почти  полный набор имеющихся в его  распоряжении рычагов — от налоговой  политики до административно-организационных  инструментов. Отметим, что в рамках промышленной политики 2/3 мер — это инструменты содействия доступу предприятий к финансовым ресурсам и стимулирования спроса на конкретных отраслевых рынках, а среди мер экономической политики примерно половину составляют меры институционального характера.

 

Рассмотрим инструменты реализации антикризисных мер в рамках основных типов государственной политики. Здесь в основном задействованы  следующие группы инструментов:

 

— налоговые (снижение ставок отдельных  налогов; налоговые льготы; изменения в порядке начисления);

 

— таможенные (множественные разнонаправленные  изменения ставок таможенных пошлин).

 

Активность государства в изменении  таможенных пошлин, прежде всего ввозных, существенно возросла. Наблюдается  усиление «индивидуализации» таможенного регулирования, детализации товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности на основе определения дополнительных подсубпозиций, ориентации регулирования больше на интересы отдельных крупных предприятий и некоторых крупных проектов, чем на развитие соответствующих товарных рынков;

 

— закупки для государственных  нужд (своевременное размещение заказов, увеличение авансирования, распространение  принципов размещения заказов на поставку товаров для государственных  нужд на закупки субъектов естественных монополий и госкомпаний, установление преференций для закупок российских товаров).

 

Реализация мер по закупкам для  государственных нужд в интересах  стимулирования спроса по сравнению  с другими мерами значительно  запаздывает. Поэтому их роль с точки  зрения предотвращения распространения кризиса в экономике пока незначительна. Заслуживают позитивной оценки меры по развитию лизинга;

 

— бюджетные (субсидии на процентные ставки, госгарантии, капитализация  специализированных банков и финансовых институтов развития для расширения кредитования реального сектора экономики, капитализация отдельных системообразующих компаний).

 

Эти меры в основном направлены на расширение кредитования компаний. Особый акцент сделан на мерах по субсидированию процентных ставок и предоставлению госгарантий по кредитам. Можно отметить активность в обеспечении выпуска компаниями инфраструктурных облигаций, включая развитие регулирования в данной области.

 

С позиций характера (способа) распределения  выгод от реализации мер между  хозяйствующими субъектами можно условно  выделить три группы используемых инструментов (см. рис. 2):

 

— селективные (выбор отдельных  предприятий, индивидуализированные  решения по множеству трудно формализуемых критериев);

 

— конкурсные (конкурсный отбор, критерии отбора и доступа четко определены);

 

— системные (все предприятия, иногда — соответствующие некоторым  условиям по масштабу бизнеса или  по продуктовой направленности, получают выгоды).

 

 

Как показал анализ, половину всех рассмотренных мер можно отнести  к системным, 20% предполагают конкурсные процедуры в рамках соответствия субъектов формальным критериям, а 30% носят селективный характер. В  то же время по объемам перераспределяемых ресурсов в «антикризисном пакете» доминируют селективные меры: на них приходится почти половина ресурсов, что связано с концентрацией антикризисной политики на крупных и сверхкрупных предприятиях. Конечно, в условиях кризиса селективные меры объективно необходимы, но, вероятно, не в столь больших масштабах, особенно с учетом необходимости принимать множество «волевых» решений, что ослабляет устойчивость к давлению различных заинтересованных групп.

 

Роль конкурсных мер в целом  снижается, что связано с сокращением расходов по целевым бюджетным программам; при этом пока отсутствует видение их новой роли и места в период кризиса. Как следствие, лоббирование, вероятно, будет перемещаться от программ (где издержки их формирования в силу существующих правил довольно высоки) к расширению набора селективных мер, увеличению объемов их финансирования. Задержки в размещении госзаказа дополнительно усиливают предпосылки для более активной реализации селективных мер применительно к предприятиям, не «дождавшимся» заказа. Предпринятые системные меры в условиях кризиса характеризуются снижающейся эффективностью. Они в недостаточной степени ориентированы на поддержание позитивной динамики развития бизнеса.

 

Таким образом, можно говорить об определенном дисбалансе в пользу селективных мер, причем по мере расширения негативного влияния кризиса подобная «смещенность» может возрастать. В известной мере это обусловлено отсутствием системных инструментов проведения промышленной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализуемые антикризисные меры и принципы принятия соответствующих решений требуют совершенствования. Осуществление ряда дополнительных мер позволит адекватно противостоять выявленным вызовам.

 

Регулятивные меры в  финансовой сфере

 

Механизмы генерирования и распределения  финансовых потоков могут передавать как дополнительные кризисные импульсы, так и стимулы к макроэкономической стабилизации. Поэтому поддержание работоспособности финансовой системы должно быть безусловным приоритетом антикризисной политики. В первую очередь необходимо отметить курсовую политику Центрального банка РФ, приближающую «цену» рубля (а значит, и все финансовые параметры) к новому равновесному состоянию.

 

Потратив в августе—ноябре (до 10 ноября) 2008 г. на поддержание курса  рубля около 100 млрд долл., с 11 ноября Банк России был вынужден приступить к «плавному» ослаблению национальной валюты путем постепенного расширения коридора допустимых колебаний стоимости бивалютной корзины. В итоге, по состоянию на 21 января 2009 г. и по отношению к максимуму, зафиксированному в июле 2008 г., курс рубля к доллару снизился на 44,5%, к евро — на 17,5%, к корзине валют — на 29,2%. Заметно сократились и международные резервы РФ — на 1/3 по сравнению с рекордной величиной 598,1 млрд долл., достигнутой 8 августа 2008 г. По оценке главы Центробанка С. Игнатьева, на 20 января 2009 г. объем международных резервов составил 397,5 млрд долл. (из них на национальные фонды приходилось 209,6 млрд, средства банков на валютных счетах ЦБ составляли 38,4 млрд, резервные средства Банка России — 148,5 млрд).

 

23 января 2009 г. ЦБ сообщил, что  завершает постепенную корректировку  границ технического коридора, определяющего  допустимые колебания стоимости  бивалютной корзины — операционного  ориентира Банка России, используемого  при реализации курсовой политики. С 23 января 2009 г. верхняя граница технического коридора установлена на уровне 41 рубль, что при курсе 1,3 долл. США за 1 евро соответствует примерно 36 руб. за 1 долл. По расчетам Банка России, сложившийся в настоящее время курс рубля при установившихся ценах на нефть и другие значимые товары российского экспорта обеспечит сбалансированность текущего счета платежного баланса РФ. Для поддержания стабильности национальной валюты в рамках установленных ориентиров Банк России в дополнение к валютным интервенциям будет использовать и другие инструменты денежно-кредитной политики (процентные ставки, количественные ограничения на объемы рефинансирования).

 

Иными словами, ЦБ РФ создал для себя возможность управлять курсом рубля, контролируя банковскую ликвидность: в случае возобновления спекулятивных атак на рубль Центробанк просто сократит ее предоставление банкам. В этих условиях продажа валюты будет осуществляться в основном для целей рефинансирования внешних корпоративных займов. Отметим, что при необходимости ЦБ может воспользоваться и такими административными мерами, как обязательное резервирование для юридических лиц части средств, которые предполагается вывезти из страны, и обязательная продажа экспортерами части валютной выручки. Еще одна возможная мера — введение норматива резервирования, который начинает автоматически действовать при превышении величины иностранных активов над иностранными пассивами в чистой валютной позиции. Как отмечают многие участники рынка, подобных ограничений можно избежать, если в качестве инструмента регулирования краткосрочной валютной ликвидности использовать начисление хотя бы минимальных процентов на остатки по счетам банков в ЦБ в иностранных валютах. Полезны были бы и аукционы валютных облигаций Банка России.

 

Однако следовать выбранной линии поведения ЦБ придется в непростых условиях. Во-первых, побочный результат ступенчатой девальвации — рост рублевой стоимости внешнего корпоративного долга более чем на 20%. Применительно к программе рефинансирования ВЭБом долгов российских заемщиков это означает дополнительные издержки в сумме порядка 250 млрд руб. Во-вторых, нельзя исключать заметного укрепления рубля. По итогам 2008 г. динамика его реального эффективного курса была положительной (4,5% — декабрь 2008 г. к декабрю 2007 г.; 5,1% — 2008 г. к 2007 г.). Декабрьское снижение на 3,6% продолжилось и в январе, но возникшей «экспортной премией» промышленность воспользоваться еще не успела.

 

В целом положительно оценивая тактику  ЦБ РФ по определению ориентиров курсообразования, необходимо отметить, что в своих действиях денежные власти подошли к нескольким «развилкам».

 

Первая «развилка». Нынешняя курсовая политика Банка России, приближаясь  к режиму плавающего курса, позволяет  решать наиболее острые задачи: дать населению  время определиться, что делать со своими сбережениями, и отладить инструментарий денежно-кредитной политики с целью существенно ослабить в среднесрочной перспективе (2—3 года) давление монетарной инфляции (снизить ее до 6—7%).

 

Поскольку в России, в отличие  от многих других стран, высокая инфляция, то у нее и другой вектор денежно-кредитной политики. Поддержание высоких процентных ставок, ориентированных на ставку рефинансирования, требует обеспечить в 2009 г. как минимум реальную нулевую (а лучше — минимально положительную) доходность по депозитам. Существует риск избыточного контроля за денежным предложением, когда в силу чрезмерного ограничения денежной базы и сдерживания роста денежной массы спрос на деньги в экономике будет удовлетворяться не в полной мере. В результате выход из кризиса может затянуться. Денежные власти должны определить, какую «цену» они готовы заплатить за сдерживание инфляции.

Информация о работе Проблемы стабилизации макроэкономического равновесия в посткризисной России