Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 20:38, курсовая работа
Понятие современного экономического кризиса и его влияние на макроэкономическое равновесие в России…………………………………………………
2. Проблемы стабилизации макроэкономического равновесия в посткризисный период в России……………….
3. Анализ направлений антикризисной политики государства и реализации антикризисных мер…………………………
2.1 Характеристика и общая оценка основных направлений антикризисной политики
2.2 Основные инструменты, используемые при реализации
антикризисных мер
4. Перспективы развития экономического кризиса
Меры в рамках таможенно-тарифной политики
Постоянное существенное повышение ввозных тарифов в течение 2001—2008 гг. наблюдалось только по мясу и автомобилям. Оно продолжилось и в рамках антикризисной политики (более 30 пунктов для мяса и старых автомобилей). По товарам, на которые пошлины ранее снижались или были стабильными, ставки повысились по следующим группам: молочные продукты, продукция черной металлургии, трубы, автобусы и некоторые виды специальных автомобилей, а также техника для лесного хозяйства. При этом увеличение ставок было относительно умеренным — только в отдельных случаях оно превышало 10%, а в основном составило 5—10%. Более резкое повышение — до 20 пунктов — произошло в отношении техники для лесного хозяйства. Существенно (более чем на 5 пунктов) повышены ввозные пошлины на товары, которые ранее облагались пошлинами не более 5%: продукция черной металлургии, грузовики и машины для лесного хозяйства. Снижены ввозные пошлины на некоторые товары, включая каучук и сырье для черной металлургии (лом, отходы, стружка).
По оценкам, которые были сделаны на базе данных за 2007 г., изменения ввозных пошлин касаются импорта объемом примерно 30 млрд долл., при этом около 75% приходится на повышение пошлин в пределах 5—10 пунктов, около 7% — выше 35 пунктов, снижение затронуло примерно 3%. Изменение пошлин по товарным позициям с более крупными объемами импорта было не таким существенным, как по менее значимым товарным позициям.
Общая оценка. Отметим, что эффективность применения тарифных инструментов для компенсации негативных последствий кризиса и для расширения внутреннего спроса изначально ограничена. Дело
в том, что повышение ставок тарифа может привести к росту цен на внутреннем рынке и способствовать снижению спроса. Чтобы избежать такого негативного эффекта, потребители должны быстро переключиться на продукцию внутреннего производства. Для этого необходимы незагруженные мощности или инвестиционные ресурсы для быстрого расширения производства, а также высокий уровень коммерческой взаимозаменяемости импортных и местных товаров.
В условиях спада использование тарифных инструментов наиболее целесообразно в рамках эффективной тарифной защиты, то есть посредством снижения пошлин на импортные виды сырья и оборудования, которые необходимы для стимулирования и поддержания производства и не могут быть обеспечены местными поставщиками. Этот механизм эффективен и в условиях депрессии, и при оживлении. Однако такого рода меры в «антикризисном пакете» представлены недостаточно. По некоторым направлениям более эффективными могут оказаться антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры.
Меры по развитию малого и среднего предпринимательства
В условиях кризиса поддержка малого и среднего бизнеса имеет очень большое значение не только для стимулирования экономического роста, но и для обеспечения занятости и смягчения кризисных последствий в социальной сфере. Судя по числу мер поддержки, ориентированных на МСП, это направление действительно представляется одним из важнейших приоритетов антикризисной политики. На него государство выделяет дополнительно 6 млрд руб. по Программе финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства; 30 млрд руб. выделил Внешэкономбанк на поддержку кредитования МСП.
Среди наиболее важных новых «денежных» мер в рамках Программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства можно назвать выделение грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса. По оценкам, на эти цели может быть израсходовано до 4,5 млрд руб., а грантовую поддержку получат около 15 тыс. начинающих предпринимателей. В целом указанную меру эксперты оценивают положительно, однако отмечают, что ее трудно администрировать из-за отсутствия наработанной практики. Кроме того, максимальная сумма гранта начинающему предпринимателю (300 тыс. руб.) значительно ниже необходимой для запуска бизнеса. Многие меры по поддержке «старта» новых предприятий, декларируемые как антикризисные, запоздали — они были бы более эффективны на этапе роста экономики.
Значительное число мер по поддержке
малого бизнеса сопряжено с
Двухэтапность присутствует и в наиболее «сильной» мере по расширению кредитования малого бизнеса через Внешэкономбанк. Общий лимит на этот вид деятельности в 2008 г. составлял 9 млрд руб., причем кредиты смогли получить лишь 5 тыс. малых и средних предприятий (для сравнения: всего в стране их насчитывается 2,4 млн). По оценкам экспертов, реальные средства в рамках программы Внешэкономбанка дойдут до конечных заемщиков не раньше середины 2009 г.
В качестве наиболее оперативной антикризисной меры в сфере поддержки малого бизнеса можно рассматривать предоставление регионам права снижать до 5% налоговую ставку в рамках упрощенной системы налогообложения по доходам за вычетом расходов. Но эта мера не лишена существенных недостатков. В силу жестких ограничений бенефициарами в действительности выступают микропредприятия. Кроме того, большинство работающих по упрощенному режиму фирм используют единую ставку 6% от доходов. Наконец, далеко не все регионы поспешили воспользоваться данной возможностью: к началу марта соответствующие законы были приняты только 13 субъектами Федерации, в некоторых случаях лишь для отдельных видов деятельности.
Значимыми могут стать «неденежные» институциональные меры, связанные с обеспечением доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению заказов при закупках товаров (услуг) субъектами естественных монополий и государственными корпорациями, а также к муниципальным заказам, но при условии обеспечения реальной конкуренции и прозрачности таких закупок.
Общая оценка. В целом совокупность антикризисных мер по поддержке МСП не противоречива и стимулирует развитие этого сегмента экономики. Вместе с тем многие меры недостаточно оперативны и окажут эффект только летом—осенью 2009 г., что не позволяет высоко оценивать их эффект в острой фазе кризиса. Однако они, вероятно, помогут экономике быстрее восстановиться после прохождения нижней точки кризиса.
Наиболее эффективные меры по поддержке МСП сопряжены с большим числом рисков, в частности, предполагают эффективное администрирование принятия большого числа решений (на уровне регионов, региональных банков, муниципалитетов). В связи с этим важны мониторинг достигнутых результатов, сопоставление усилий различных регионов по поддержке МСП.
Еще раз отметим, что большинство мер, декларируемых с позиций поддержки малого и среднего предпринимательства, на самом деле в основном направлены на поддержку малого бизнеса. Кроме того, наметился определенный сдвиг от поддержки инновационных малых фирм к поддержке малого бизнеса в целом. В принципе такое смещение акцентов в условиях кризиса объяснимо, но приоритет развития инноваций, формирования новых инновационных предприятий, создания соответствующей инфраструктуры необходимо сохранить.
Правительственный взляд на кризис
Согласно заявлению главы
Того же мнения придерживается и помощник президента РФ Аркадий Дворкович, он так же ранее заявлял, что дефицит бюджета РФ в 2009 году составит от 3% до 5% ВВП. Согласно его словам, бюджет на 2009 год станет дефицитным из-за падения цен на нефть, доходы от которой являются основным источником формирования доходной части бюджета.
Кудрин так же заверил, что государство не допустит снижения выплат бюджетникам и готово выполнить все свои обязательства перед ними и хотя по его словам государство собирается значительно переориентировать расходы, однако ни в коей мере не собирается их снижать, к тому же эта мера не должна затронуть ни зарплаты, ни пенсии, по его словам эти бюджетные расходы будут выполняться в полном объеме, так что бюджетникам в этом смысле не о чем беспокоиться.
Последствия мирового финансового кризиса
Экономисты уже пытаются заглянуть по ту сторону финансового кризиса и угадать, как он изменит мировую экономику. Всемирный экономический форум (ВЭФ) выпустил большой доклад «Будущее мировой финансовой системы», посвященный этой проблеме. В нем он предложил четыре сценария. Они достаточно сильно отличаются друг от друга, сказать, который из них реалистичнее, сложно. Хотелось бы, чтоб сбылся оптимистический вариант.
В отчете ВЭФ отмечает, что эпоха мощного роста, длившаяся более двух десятилетий, подошла к концу. Сейчас финансовым институтам приходится работать в условиях сокращения кредитов, замедления экономического развития и усиления влияния государства.
«Развитие финансовой системы с 2008-го по 2020 год может пойти по одному из четырех сценариев» Эти и другие факторы, действие которых было запущено кризисом, приведут к изменению картины мировой экономики. Специалисты ВЭФ считают, что развитие финансовой системы с 2008-го по 2020 год может пойти по одному из четырех сценариев.
Первый называется «Финансовый регионализм». Согласно ему, экономика развитых стран – США и Европы – продолжает замедляться. Рост ВВП здесь не превышает 1,2% в год. Параллельно с этим развивающиеся страны наращивают темпы роста. Их ВВП составляет 9% в год. И, чтобы оградить себя от влияния развитых стран, их идей, они разрывают связи с ними, формируя свой блок. США оказываются в изоляции. Их экономическая связь с миром сводится к туризму и покупке энергоресурсов. Вопрос энергетической безопасности становится главным.
Доллар и евро перестают быть единственными резервными валютами. Центр экономики смещается на восток, причем в Азии на лидирующие позиции выходит Китай. Мир, таким образом, распадается на три силы: Демократический торговый альянс, ведомый США, Евросоюз и Восточное интернациональное экономическое сообщество, где лидером выступает Китай.
Второй сценарий носит название «Воссозданный западный центризм». По нему, наоборот, развивающиеся экономики понесут наибольшие потери. И лидерство, как экономическое, так и моральное, сохранят западные страны. Рост мирового ВВП составит 3,6%, причем на развивающиеся страны придется 6%, а на развитые – 3,1%. Будет создан новый наднациональный регулирующий орган. Тем не менее в ходе реформ интересы развивающихся стран не будут учитываться в должной степени.
В результате происходит маргинализация развивающихся рынков. Растут поставки инновационных продуктов и услуг из США и Европы. Такой сценарий предполагает возникновение нового кризиса.
Третий сценарий под названием «Изолированный протекционизм» является самым пессимистичным. Мир раздирают конфликты. Рецессия обрушивается на все страны, и они изолируются друг от друга, преследуют исключительно собственные интересы, предъявляя друг другу претензии, проводя политику протекционизма и популизма. Усиливаются конфликты на почве нехватки энергоресурсов, масло в огонь подливает терроризм и природные катастрофы.
Мировой ВВП снижается до 2,3%. Усиление контроля над капиталом и людскими ресурсами добавляет негатива. Евросоюз к 2014 году распадается из-за противоречий между его членами. Банки национализируются, доверие уходит из мировой экономики.
И четвертый, самый оптимистичный
– «Сбалансированная
Постепенно мировой ВВП
Антон Гаген
Информационное Агентство "Финансовый Юрист
(ИНСОР)
Масштабный кризис в российской экономике требует серьезного анализа и нуждается в прогнозировании. Сейчас можно утверждать, что его нельзя однозначно считать ни «инфекцией», занесенной из западной экономики, ни чисто российским циклическим кризисом. Сочетание внешних и внутренних факторов придает ему известную уникальность. Важно осмыслить происходящие процессы, сформулировать требования к их мониторингу, определить меры, смягчающие остроту кризисных явлений, и выработать подходы, направленные на поиск «спящих» сегодня сил, которые способны стать двигателем последующей модернизации российской экономики.
Существуют две принципиально разные точки зрения на происходящие кризисные процессы. Согласно первой, более распространенной, текущий экономический кризис стал результатом регулярного циклического развития экономики, нынешняя же фаза рецессии более глубокая и длительная, чем обычно. В этом случае активная политика по поддержанию спроса и предотвращению необратимых потерь в промышленности позволит сохранить производственный потенциал.
Информация о работе Проблемы стабилизации макроэкономического равновесия в посткризисной России