Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 21:51, доклад
Работа содержит перечень рыночных работ 90-х годов 20 века, их итоги и последствия.
Экономические реформы в России в 1990-х годах — экономические реформы, проведённые в России в 1990-х годах. К этим реформам, в частности, относятся либерализация цен, либерализация внешней торговли и приватизация. Кроме того в тот период были произведены существенные преобразования в налоговой, земельной и ряде других сфер.
1 Характеристика……………………………………………………………………………3
2 1992—1994…………………………………………………………………………………3
3 Реформы……………………………………………………………………………………6
3.1 Либерализация цен………………………………………………………………………6
3.2 Приватизация…………………………………………………………………………….6
3.3 Налоговая реформа………………………………………………………………………7
3.4 Земельная реформа………………………………………………………………………7
3.5 Денежные реформы……………………………………………………………...………7
3.6 Реформа угольной отрасли…………………………………...…………………………7
4 Последствия и оценки……………………………….…………………………………….8
5 Список литературы………………………………………………………………………...9
6 Примечания…………………………………………………………………………….…..9
ХАКАССКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ –
ФГАОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА «Э и М»
РЕФЕРАТ
По дисциплине:
История экономики и экономических учений.
ТЕМА:
Программы радикальных рыночных реформ в России 90-е годы ХХ века.
Выполнила:
Позднякова Елена
Группа: 71-3
Проверила:
Панасенко И.В.
Абакан
2012
Содержание:
1 Характеристика…………………………………………
2 1992—1994………………………………………………………
3 Реформы……………………………………………………………
3.1 Либерализация цен…………………………………
3.2 Приватизация………………………………………………
3.3 Налоговая реформа…………………………………
3.4 Земельная реформа…………………………………
3.5 Денежные реформы……………………………………
3.6 Реформа угольной отрасли………………
4 Последствия и оценки…………………………
5 Список литературы……………………………………………………
6 Примечания……………………………………………………
Экономические реформы в России в 1990-х годах — экономические реформы, проведённые в России в 1990-х годах. К этим реформам, в частности, относятся либерализация цен, либерализация внешней торговли и приватизация. Кроме того в тот период были произведены существенные преобразования в налоговой, земельной и ряде других сфер.
Российские
реформы 1990-х годов были полной противоположностью
китайским. В основе избранной стратегии
лежала шоковая терапия, ориентация
на современные американские и европейские
институты при отсутствии значительных
институциональных инноваций и
опоры на институциональный эксперимент.
Все основные реформы проводились
практически одновременно без тщательного
учета ресурсных ограничений
и выбора последовательности реформенных
мероприятий. Игнорировались интересы
слабых (под предлогом недопустимости
популизма) — достаточно упомянуть
полное обесценение сбережений в 1992
году, резкое падение жизненного уровня,
невыплаты заработной платы, фактическое
разорение большинства
Принципиальное отличие российских рыночных реформ от, например, реформ в большинстве стран Восточной Европы состоит в том, что в России они были начаты без создания соответствующей рыночной системе институциональной среды. Точнее говоря, российское государство отказалось от выполнения своих главнейших институциональных функций, связанных со спецификацией и защитой прав собственности, обеспечением соблюдения контрактных обязательств, функционированием независимой судебно-правовой системы и т. д. Оно не создало необходимых для эффективного функционирования рыночной экономики «правил игры», что стало непреодолимым препятствием для заключения долгосрочных контрактов между хозяйствующими субъектами, а соответственно, для «институциональной интеграции» между ними. При этом оно зачастую нарушало свои собственные обязательства перед частным сектором (не выплачивая вовремя заработную плату и т. д.). В то же время, за 1990-е годы сохранилась и даже усилилась практика поддержки отдельных групп хозяйствующих субъектов, например, представителей АПК, ТЭК и т. д. Иными словами, государство своими действиями только способствовало хозяйственному неравноправию экономических субъектов. Кроме того, в начале реформ государство отказалось от управления государственными предприятиями, бросив их на произвол судьбы.
В 1991 году российское политическое руководство осознало неизбежность срочных мер для сохранения Российского государства как единой многонациональной державы, основанной на принципах федеративного устройства. Судьба России зависела от быстрого и успешного проведения комплекса реформ во всех сферах, способных остановить разрушительные дезинтеграционные и возродить интеграционные процессы.
В
противовес потерпевшему неудачу стремлению
в годы «перестройки» совместить
введение рыночных механизмов с социалистической
экономикой российское руководство
во главе с Борисом Ельциным предложило
альтернативный вариант — либерально-
В конце октября 1991 года на V Съезде народных депутатов президент России Б. Ельцин обнародовал программу экономических преобразований на 1992 год. Молодые экономисты Егор Гайдар, Александр Шохин, Анатолий Чубайс, подготовившие программу либеральных реформ с учётом советов западных экспертов, были убеждены в том, что административно-командную экономическую систему с централизованным управлением и распределением необходимо немедленно сломать. В основе радикальной «шоковой терапии» лежали методы, разработанные «чикагской школой», предусматривавшие одномоментный запуск всех рыночных механизмов без ограничений с целью быстрого перехода к рыночной экономике. Реформаторы считали, что рынок сам выведет страну из экономического кризиса без государственного регулирования экономики. Программа либеральных реформ предусматривала приватизацию, то есть разгосударствление собственности и передачу её в частные руки с целью создания слоя собственников и превращения частного сектора в преобладающий сектор экономики. Это должно было привести к максимальной свободе и полной ответственности владельцев предприятий за результаты хозяйственной деятельности, избавить государство от несвойственных ему функций.
Важнейшим направлением реформ была либерализация, а именно введение свободных цен на товары и услуги. Механизм свободного ценообразования покажет, что, как и какое количество товаров производить и на каких рынках продавать. Предприятиям потребуется избавиться от больших потерь и растраты ресурсов. Платёжеспособный спрос потребителей превратится в регулятор производства, дефицит будет преодолен. При этом перекладывать на потребителей удорожание затрат на производимую продукцию будет все сложнее. И, наконец, финансовая стабилизация, нацеленная на достижение макроэкономического равновесия, снижение до минимума инфляции, сокращение дефицита государственного бюджета, укрепление курса национальной валюты и достижение конвертируемости рубля; с помощью либерализации финансового рынка обеспечение притока иностранных инвестиций в страну.
Предложенная
программа либерально-
Б.Ельцин сам возглавил правительство реформ, а молодые экономисты-реформаторы вошли в состав нового правительства. Выступая на V съезде народных депутатов России, Б. Ельцин предупредил, что лишения ждут всех россиян примерно полгода. «Затем снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами, а к осени 1992 года — стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей».
Программа либеральных реформ начала действовать. В январе 1992 года были «отпущены» розничные цены. Но в условиях всеобщего товарного дефицита и отсутствия конкуренции товаропроизводителей цены выросли не в 3-5 раз, как предполагали новые министры, а в 10-12 раз, а к концу года 100—150 раз. Замороженные в январе 1992 года денежные вклады населения обесценились. Повышение в бюджетной сфере заработной платы, пенсий, стипендий и других выплат на 70 % далеко отстало от темпов роста цен. Результаты либерализации оказались неожиданными. Произошло резкое падение уровня жизни большинства населения, особенно занятых в бюджетной сфере. В промышленности проявился кризис взаимных неплатежей. Не получая денег за произведенную продукцию, предприятия страны оказались практически в состоянии паралича. Задерживались выплаты заработной платы, пенсий, пособий. Курс рубля резко упал, в стране произошла бурная инфляция. Финансовая стабилизация не состоялась. Меры по либерализации привели к возникновению «теневого» бизнеса, оттоку капитала из России за рубеж до 20 млрд долларов в год.
Все
эти негативные явления обострили
отношения между
В
этих сложных социально-
Экономика
продолжала оставаться в тисках кризиса.
Реформационный процесс 1992—1993 годов
был внутренне противоречивым. Жизнь
показала утопичность стремления реформаторов
построить в течение одного года
рыночную экономику. С одной стороны,
наметились позитивные тенденции: наполнение
рынка товарами и постепенное
формирование рыночных отношений благодаря
массовой приватизации. Структурная
перестройка затронула основные
отрасли экономики с усилением
ведущей роли спроса и предложения,
а не госзаказа. С другой стороны,
разрушение существовавшей экономической
системы повлекло за собой катастрофические
социальные последствия. После либерализации
цен в январе 1992 года произошли
изменения в самой структуре
общества, возникла её сильная поляризация.
До 80 % населения страны оказались
либо на грани, либо за чертой бедности,
а доходы 4 % высших слоев в 1993 году
превысили примерно в 300 раз доходы
самых бедных граждан. Обострилась
проблема безработицы. Угроза развала
нависла над наукоемкими
В
начале 1993 года правительство во главе
с новым председателем
Однако негативные явления в реальном секторе экономики не удалось преодолеть. Бюджетный дефицит составил 12-18 %, инфляция достигла 200—250 %, угрожая перерасти в гиперинфляцию. Спад промышленного производства составил 50 % в сравнении с 1991 годом, а в машиностроении и наукоёмких отраслях до 70 %. И только в нефтяной и газовой промышленности, черной и цветной металлургии, имеющих выход на зарубежные рынки, обстановка была относительно благоприятной. В октябре 1994 года введён фиксированный обменный курс рубля по отношению к свободно конвертируемой валюте. Но это не остановило роста цен, многие из которых превысили мировые. Результаты такой политики оказались весьма противоречивыми.
К
середине 1990-х годов тяжёлая
Россия
в начале 1990-х годов вступила в
качественно новый этап своего развития,
содержанием которого стали быстрый
демонтаж административно-командной
системы, попытка «скоростного»
перехода к рыночной экономике. Были
ликвидированы институты
Реформа (лат. reformo) — преобразование, вводимое законодательным путем. В частности процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы — укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда несёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и наоборот — увеличение доходов. Реформа так же может трактоваться как "re-" и "form", т.е. изменение формы, изменение содержания или сути чего-либо (какого-то объекта реализации реформы). Реформа предполагает существенные изменения в механизме функционирования объекта, возможна смена основополагающих принципов, ведущих к принципиально новому результату и получению принципиально нового объекта. Не стоит путать понятия "реформа" и "усовершенствование" или "модернизация". Реформа, в таком случае это, по сути, коренной перелом устоявшихся процессов, традиций и т.д. Именно такая, более жесткая трактовка понятия "реформа", используется в историческом аспекте: Отмена крепостного права, Столыпинская аграрная реформа, Реформа русской орфографии 1918 года и т.д.
Информация о работе Программы радикальных рыночных реформ в России 90-е годы ХХ века