Продовольственный рынок России и меры по его стабилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая специфика продовольственного рынка определяется иерархией потребностей, высокой степенью локальности и автономности, институциональной и структурной устойчивостью потребления его товаров, низкой ценовой эластичностью и стратегическим значением на макро- и микроуровне. Роль и динамика рынка продовольствия зависят от его объема, открытости, насыщенности, самообеспеченности, экспортной ориентации, импортной зависимости, степени безопасности, перспектив роста и развития в направлении, необходимом для расширенного воспроизводства хозяйственной системы страны. Социальная значимость данного рынка повышает и поддерживает его экономическую значимость, обусловливая приоритетность его регулирования на всех уровнях хозяйствования.

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ.doc

— 468.50 Кб (Скачать файл)

Производство падает в результате разрушения его жизненно необходимых связей. Цены на продовольствие повышаются, прежде всего, вследствие искусственного роста цен на топливно-энергетические ресурсы, подгонки их под мировой уровень, роста цен на другие факторы производства, роста курса доллара. Поэтому выход из кризиса состоит не в рассасывании товарных запасов, а в снижении цен и повышении платежеспособного спроса населения.

«Фаза депрессии также  имеет отличительные черты от того, о чем обычно говорят как  о стабилизации. Депрессия, прежде всего, держится на товарных запасах, созданных в период кризиса. В это время приостанавливается падение цен, рассасываются в результате этого товарные запасы, нет дальнейшего падения производства и капиталовложений» [6, с. 94]. Мы же имеем дальнейшее падение производства, капиталовложений, которые сведены чуть ли не к нулю, рост цен, снижение платежеспособного спроса, собственное производство замещается импортом товаров из-за рубежа. Поэтому стабилизация должна характеризоваться, прежде всего, остановкой роста цен, восстановлением экономических связей, началом роста производства и капиталовложений.

В фазе оживления характерным  показателем является массовое обновление основного капитала, направленное на сохранение и увеличение прибылей в  условиях низких товарных цен. Этого также не наблюдается в современных условиях, когда отечественный капитал в массовом порядке экспортируется за границу, а значительного притока иностранного нет.

В связи с этим мы имеем  дело не с циклическим кризисом, вызванным перепроизводством товаров, а с разрушительным кризисом, вызванным разрушением экономики как целостной системы, ориентированной на обеспечение жизнедеятельности народа. Поэтому методика изучения и анализа конъюнктуры на товарных рынках должна быть иной и основываться на иных теоретических посылках. Она должна основываться на выявлении тенденций, характеризующих начало приостановки кризиса, и на поиске путей и средств восстановления нормального функционирования экономики.

К показателям, используемым при изучении конъюнктуры рынков продовольственных товаров относятся показатели общеэкономические, внутреннего и внешнего товарооборота, межрегионального товарооборота, показатели кредитно-денежной сферы, показатели отраслей сельского хозяйства и сферы переработки, и реализации, данные об объеме капиталовложений, ценах и др.

К общеэкономическим  показателям относятся динамика объемов валового внутреннего продукта, индексы промышленного и сельскохозяйственного  производства, занятость, реальные доходы населения. Эти показатели характеризуют состояние общехозяйственной конъюнктуры. При росте валового внутреннего продукта, промышленного и сельскохозяйственного производства, занятости создаются хорошие предпосылки и для благоприятной конъюнктуры на продовольственном рынке, т. к. растут доходы населения и увеличивается платежеспособный спрос на продовольствие.

«Показатели внутреннего  товарооборота характеризуют положение  на национальном и региональном рынках. В их состав входят данные о розничной  и оптовой торговле, платежеспособном спросе населения, движении товарных запасов, внутренних перевозках. Рост товарооборота розничной и оптовой торговли в сопоставимых ценах свидетельствует о благоприятной конъюнктуре на продовольственном рынке» [23, с. 31].

Платежеспособный спрос населения определяется индексом стоимости жизни (индексом прожиточного минимума), индексом роста доходов, дифференциацией уровня доходов среди населения, индексом стоимости набора продовольственных товаров. Сопоставление индекса прожиточного минимума, а также индекса стоимости потребительского набора с индексом доходов и потребительских цен позволяет судить об изменении платежеспособного спроса населения и о его влиянии на конъюнктуру рынка.

Рост товарных запасов  свидетельствует о возникших  затруднениях в реализации продовольствия, связанных с понижением спроса. Это признак ухудшения конъюнктуры. Рассасывание же запасов говорит о повышении спроса и улучшении конъюнктуры.

Внешнеторговый оборот характеризуется показателями ввоза  и вывоза в пределах России, а  также экспорта и импорта за ее пределы сельскохозяйственного сырья и готового продовольствия.

Показатели кредитно-денежной сферы важны для оценки общехозяйственной  конъюнктуры в стране и регионах. К ним относятся курс акций, величина учетного процента, количество банкротств, банковские депозиты и др.

Таким образом, в данной главе раскрыты теоретические основы функционирования продовольственного рынка. Проведенный анализ позволяет  отметить следующее.

Продовольственный рынок  является неотъемлемым структурным звеном любой рыночной экономики и относится к ресурсному типу рынков.

Продовольственный рынок  – это система социально-экономических  отношений субъектов хозяйствования по поводу производства, обмена, распределения  и потребления продуктов питания.

Продовольственный рынок подразделяется на субрынки и рыночные сегменты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ

2.1 Проблемы  формирования продовольственного  рынка

 

Ключевыми вопросами  и для тех, кто производит продукты, и для тех, кто торгует ими, являются следующие:

  • в каких регионах развитие продовольственного рынка происходит наиболее бурно;
  • где возможна более быстрая отдача на вложенные инвестиции, наибольший рост прибыльности;
  • что должна делать компания для повышения эффективности и конкурентоспособности с точки зрения принятия бизнес - решений.

«В начале 1990 годов  среднедушевой ежемесячный доход  в России составлял $10 – 20. Сегодня  большинство людей уже затрудняются сказать: что можно купить и как можно жить на $15 в месяц, а ведь тогда так жил каждый из 150 млн. россиян. За последние 14 лет личные доходы граждан РФ выросли почти в 20 раз. В 2009 году среднедушевой доход в России превышал $300 в месяц, а в крупных региональных центрах – отметку в $400 в месяц. При этом в Москве и «нефтяных» городах Западной Сибири с наиболее развитым рынком эта сумма составила $1000 и более на человека в месяц. Необходимо подчеркнуть, что речь здесь идет о всем совокупном личном доходе: и о зарплате, и о приработках, и о пособиях, и о неофициальных конвертах, и о другом» [13].

Нужно отметить, что при  развитии личных доходов населения  уровни в $200, $400 и $800 являются переходными, оказывающими «революционное» влияние  на поведение потребителей.

Рассмотрим основные стадии формирования рынка.

Итак, на «старте» личные доходы составляли десятки долларов в месяц. Это называется нищетой. Безусловно, на эти деньги можно  было покупать только товары первой необходимости. Собственно говоря, ни о каком развитии – ни личном, ни семейном – не могло быть и речи. С точки зрения рыночных отношений, это означает полное отсутствие рынка. Компании не могут предложить потребителям широкий ассортимент качественных товаров.

Когда величина среднемесячного  душевого дохода пересекает границу в $100 – 120, начинается развитие рынка. Происходит увеличение продаж продуктов питания на 40 – 60 %, а в некоторых случаях и на 80 % по отношению к предыдущему периоду.

Следующий этап наступает  тогда, когда регион, город или  страна пересекает отметку в $200 – 240 ежемесячного среднедушевого дохода. Идет поступательное развитие рынка. У производителей и продавцов появляется много возможностей, например в резком расширении ассортимента, правда, пока в пределах дешевого и среднего ценовых сегментов. Время дорогого и премиальных ценовых сегментов впереди.

Следующий принципиальный момент наступает при преодолении  планки личного ежемесячного дохода в $400 – 480. При этом возникает неожиданное  явление: люди начинают потреблять продукты питания в большем количестве.

«Рассмотрим ситуацию на примере покупки бутилированного  растительного масла. При увеличении личного дохода до $400 возникает рост показателей: допустим, если раньше человек  покупал 1,5 бутылки масла в месяц, то теперь – 2 – 2,5. Иначе говоря, скорость потребления увеличивается» [9, с. 4].

Следующие изменения  наступают при уровне дохода $800 и  более на человека в месяц. Это  фактически последний шаг на пути к полновесному развитому рынку, где начинают работать в полном объеме рыночные механизмы, где целиком формируется ассортиментная линейка. Происходит быстрый рост продаж продуктов сегмента «премиум»: дорогого печенья, элитных конфет и других товаров. Продажи растут на 40 – 50 %, а зачастую даже на 60 – 70 % в год. Возникают специальные ниши, например, для мясных изделий по 800 - 900 руб. за килограмм. К слову, объем продаж элитных товаров в Москве уже превысил объем продаж таких же товаров в Нью-Йорке.

Существует, еще один этап развития. На данном этапе уровень  личного дохода превышает $1600 и даже доходит до $2000 в месяц. Несомненно, цифра в $2000 в месяц высока. Однако большое количество отдельных российских городов уже дошли до этого уровня развития.

Здесь и возникает  принципиально новая модель потребления  продуктов питания. С одной стороны, происходит скачкообразное увеличение их потребления, с другой – меняется сама структура потребления. И, наконец, меняются цены, вплоть до резкого падения.

 Сейчас многие бизнесмены  планируют либо входить в регионы,  либо стараться удерживать в  них свои позиции. «Существуют ли технологии для входа на новые рынки? Какие решения можно использовать для удержания существующих позиций? К каким технологиям надо готовиться при переходе рынка к более медленным темпам развития?» [9, с. 4].

Специалисты выделяют основной комплекс мероприятий для входа и удержания позиций на растущем и насыщенном рынках.

Вход на продовольственный  рынок растущего региона.

Для достижения оптимальной  и наименее убыточной процедуры  входа в регион необходимо держать  под контролем пять моментов.

Первое – поставки идут через дилеров и дистрибьюторов, а не путем открытия самостоятельных филиалов.

Второе – широкая  дистрибьюция осуществляется через  средние и большие розничные  точки: крупных супер- и гипермаркетов  еще нет, а у мелких точек –  слишком маленькие продажи.

Третье – как правило, необходимо придерживаться стратегии  низких цен.

Четвертое – суженный ассортимент  поможет прокачать первые месяцы эффективных продаж.

Соответственно, необходимы агрессивные  массовые коммуникации, реклама –  наружная, телевизионная. Частота и объем коммуникаций зависят от продукта и от того, чем компания занимается. Это и будет пятым пунктом.

Пять позиций выделяются не потому, что другие бизнес-процессы меньше работают, просто меняются акценты. Здесь  указаны позиции, актуальные именно на этапе вхождения компании на растущий продовольственный рынок.

И как только вхождение на рынок  растущего региона осуществилось, возникает следующий вопрос –  как удержать свои позиции.

Удержание позиций на продовольственном  рынке растущего региона. Первым шагом здесь будет расширение дистрибьюции, работа с небольшими и мелкими точками. Вторым – регулярное обновление ассортимента, иногда на 20 – 30 % в год. Как правило, расширение и обновление ассортимента связано с ростом региона. В данной ситуации многие люди только пробуют продукты питания, которых были лишены, и им хочется попробовать много нового. В момент удержания позиций на рынке необходимо предлагать это новое. Третьим шагом станет проведение акций стимулирования.

Удержание позиций характеризуется наличием таких ситуаций, как борьба за место на полках в магазине, аренда полок, покупка полочного пространства.

Вход на продовольственный рынок  насыщенного региона.

Безусловно, если региональный рынок  насыщен, входить туда интересно: там  большой объем продаж, но и конкуренция жесткая. Ведь рынок насыщен именно потому, что конкуренты продают уже давно и много.

И первый путь здесь, к сожалению, не всем доступен – войти на рынок  через марки - лидеры.

Второй момент – открытие своего филиала. «Практика показывает – очень опасно производить поставки или отдавать переговоры со средними и крупными клиентами дилерам: последние не склонны учитывать интересы самого поставщика или производителя» [1, с. 13].

Третье – четкое позиционирование на насыщенных рынках; понимание, чем товар, услуга, процедура поставки в данной продовольственной группе лучше, чем у конкурентов.

Безусловно, ключевым моментом являются переговоры с крупными сетевыми объединениями. Крупные сетевые компании, например такие, как «Метро», «Ашан», появляются на территории России и открывают свои магазины именно в насыщенных регионах.

Следующий важный момент – стимулирование сбыта. На этом этапе наиболее оправданы  дегустации, раздача бесплатных образцов – как торговым партнерам, так  и конечным потребителям. Весьма эффективны также коммуникации в местах продаж: оформление витрин, оформление полочного пространства и так далее.

Информация о работе Продовольственный рынок России и меры по его стабилизации