Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 18:51, курсовая работа
Экономическая специфика продовольственного рынка определяется иерархией потребностей, высокой степенью локальности и автономности, институциональной и структурной устойчивостью потребления его товаров, низкой ценовой эластичностью и стратегическим значением на макро- и микроуровне. Роль и динамика рынка продовольствия зависят от его объема, открытости, насыщенности, самообеспеченности, экспортной ориентации, импортной зависимости, степени безопасности, перспектив роста и развития в направлении, необходимом для расширенного воспроизводства хозяйственной системы страны. Социальная значимость данного рынка повышает и поддерживает его экономическую значимость, обусловливая приоритетность его регулирования на всех уровнях хозяйствования.
Производство падает в результате разрушения его жизненно необходимых связей. Цены на продовольствие повышаются, прежде всего, вследствие искусственного роста цен на топливно-энергетические ресурсы, подгонки их под мировой уровень, роста цен на другие факторы производства, роста курса доллара. Поэтому выход из кризиса состоит не в рассасывании товарных запасов, а в снижении цен и повышении платежеспособного спроса населения.
«Фаза депрессии также имеет отличительные черты от того, о чем обычно говорят как о стабилизации. Депрессия, прежде всего, держится на товарных запасах, созданных в период кризиса. В это время приостанавливается падение цен, рассасываются в результате этого товарные запасы, нет дальнейшего падения производства и капиталовложений» [6, с. 94]. Мы же имеем дальнейшее падение производства, капиталовложений, которые сведены чуть ли не к нулю, рост цен, снижение платежеспособного спроса, собственное производство замещается импортом товаров из-за рубежа. Поэтому стабилизация должна характеризоваться, прежде всего, остановкой роста цен, восстановлением экономических связей, началом роста производства и капиталовложений.
В фазе оживления характерным показателем является массовое обновление основного капитала, направленное на сохранение и увеличение прибылей в условиях низких товарных цен. Этого также не наблюдается в современных условиях, когда отечественный капитал в массовом порядке экспортируется за границу, а значительного притока иностранного нет.
В связи с этим мы имеем дело не с циклическим кризисом, вызванным перепроизводством товаров, а с разрушительным кризисом, вызванным разрушением экономики как целостной системы, ориентированной на обеспечение жизнедеятельности народа. Поэтому методика изучения и анализа конъюнктуры на товарных рынках должна быть иной и основываться на иных теоретических посылках. Она должна основываться на выявлении тенденций, характеризующих начало приостановки кризиса, и на поиске путей и средств восстановления нормального функционирования экономики.
К показателям, используемым при изучении конъюнктуры рынков продовольственных товаров относятся показатели общеэкономические, внутреннего и внешнего товарооборота, межрегионального товарооборота, показатели кредитно-денежной сферы, показатели отраслей сельского хозяйства и сферы переработки, и реализации, данные об объеме капиталовложений, ценах и др.
К общеэкономическим
показателям относятся динамика
объемов валового внутреннего продукта,
индексы промышленного и
«Показатели внутреннего
товарооборота характеризуют
Платежеспособный спрос населен
Рост товарных запасов свидетельствует о возникших затруднениях в реализации продовольствия, связанных с понижением спроса. Это признак ухудшения конъюнктуры. Рассасывание же запасов говорит о повышении спроса и улучшении конъюнктуры.
Внешнеторговый оборот характеризуется показателями ввоза и вывоза в пределах России, а также экспорта и импорта за ее пределы сельскохозяйственного сырья и готового продовольствия.
Показатели кредитно-денежной сферы важны для оценки общехозяйственной конъюнктуры в стране и регионах. К ним относятся курс акций, величина учетного процента, количество банкротств, банковские депозиты и др.
Таким образом, в данной главе раскрыты теоретические основы функционирования продовольственного рынка. Проведенный анализ позволяет отметить следующее.
Продовольственный рынок является неотъемлемым структурным звеном любой рыночной экономики и относится к ресурсному типу рынков.
Продовольственный рынок
– это система социально-
Продовольственный рынок подразделяется на субрынки и рыночные сегменты.
Ключевыми вопросами и для тех, кто производит продукты, и для тех, кто торгует ими, являются следующие:
«В начале 1990 годов
среднедушевой ежемесячный
Нужно отметить, что при развитии личных доходов населения уровни в $200, $400 и $800 являются переходными, оказывающими «революционное» влияние на поведение потребителей.
Рассмотрим основные стадии формирования рынка.
Итак, на «старте» личные доходы составляли десятки долларов в месяц. Это называется нищетой. Безусловно, на эти деньги можно было покупать только товары первой необходимости. Собственно говоря, ни о каком развитии – ни личном, ни семейном – не могло быть и речи. С точки зрения рыночных отношений, это означает полное отсутствие рынка. Компании не могут предложить потребителям широкий ассортимент качественных товаров.
Когда величина среднемесячного душевого дохода пересекает границу в $100 – 120, начинается развитие рынка. Происходит увеличение продаж продуктов питания на 40 – 60 %, а в некоторых случаях и на 80 % по отношению к предыдущему периоду.
Следующий этап наступает тогда, когда регион, город или страна пересекает отметку в $200 – 240 ежемесячного среднедушевого дохода. Идет поступательное развитие рынка. У производителей и продавцов появляется много возможностей, например в резком расширении ассортимента, правда, пока в пределах дешевого и среднего ценовых сегментов. Время дорогого и премиальных ценовых сегментов впереди.
Следующий принципиальный момент наступает при преодолении планки личного ежемесячного дохода в $400 – 480. При этом возникает неожиданное явление: люди начинают потреблять продукты питания в большем количестве.
«Рассмотрим ситуацию на
примере покупки
Следующие изменения наступают при уровне дохода $800 и более на человека в месяц. Это фактически последний шаг на пути к полновесному развитому рынку, где начинают работать в полном объеме рыночные механизмы, где целиком формируется ассортиментная линейка. Происходит быстрый рост продаж продуктов сегмента «премиум»: дорогого печенья, элитных конфет и других товаров. Продажи растут на 40 – 50 %, а зачастую даже на 60 – 70 % в год. Возникают специальные ниши, например, для мясных изделий по 800 - 900 руб. за килограмм. К слову, объем продаж элитных товаров в Москве уже превысил объем продаж таких же товаров в Нью-Йорке.
Существует, еще один этап развития. На данном этапе уровень личного дохода превышает $1600 и даже доходит до $2000 в месяц. Несомненно, цифра в $2000 в месяц высока. Однако большое количество отдельных российских городов уже дошли до этого уровня развития.
Здесь и возникает принципиально новая модель потребления продуктов питания. С одной стороны, происходит скачкообразное увеличение их потребления, с другой – меняется сама структура потребления. И, наконец, меняются цены, вплоть до резкого падения.
Сейчас многие бизнесмены
планируют либо входить в
Специалисты выделяют основной комплекс мероприятий для входа и удержания позиций на растущем и насыщенном рынках.
Вход на продовольственный рынок растущего региона.
Для достижения оптимальной и наименее убыточной процедуры входа в регион необходимо держать под контролем пять моментов.
Первое – поставки идут через дилеров и дистрибьюторов, а не путем открытия самостоятельных филиалов.
Второе – широкая дистрибьюция осуществляется через средние и большие розничные точки: крупных супер- и гипермаркетов еще нет, а у мелких точек – слишком маленькие продажи.
Третье – как правило, необходимо придерживаться стратегии низких цен.
Четвертое – суженный ассортимент поможет прокачать первые месяцы эффективных продаж.
Соответственно, необходимы агрессивные массовые коммуникации, реклама – наружная, телевизионная. Частота и объем коммуникаций зависят от продукта и от того, чем компания занимается. Это и будет пятым пунктом.
Пять позиций выделяются не потому, что другие бизнес-процессы меньше работают, просто меняются акценты. Здесь указаны позиции, актуальные именно на этапе вхождения компании на растущий продовольственный рынок.
И как только вхождение на рынок
растущего региона
Удержание позиций на продовольственном рынке растущего региона. Первым шагом здесь будет расширение дистрибьюции, работа с небольшими и мелкими точками. Вторым – регулярное обновление ассортимента, иногда на 20 – 30 % в год. Как правило, расширение и обновление ассортимента связано с ростом региона. В данной ситуации многие люди только пробуют продукты питания, которых были лишены, и им хочется попробовать много нового. В момент удержания позиций на рынке необходимо предлагать это новое. Третьим шагом станет проведение акций стимулирования.
Удержание позиций характеризуется наличием таких ситуаций, как борьба за место на полках в магазине, аренда полок, покупка полочного пространства.
Вход на продовольственный рынок насыщенного региона.
Безусловно, если региональный рынок насыщен, входить туда интересно: там большой объем продаж, но и конкуренция жесткая. Ведь рынок насыщен именно потому, что конкуренты продают уже давно и много.
И первый путь здесь, к сожалению, не всем доступен – войти на рынок через марки - лидеры.
Второй момент – открытие своего филиала. «Практика показывает – очень опасно производить поставки или отдавать переговоры со средними и крупными клиентами дилерам: последние не склонны учитывать интересы самого поставщика или производителя» [1, с. 13].
Третье – четкое позиционирование на насыщенных рынках; понимание, чем товар, услуга, процедура поставки в данной продовольственной группе лучше, чем у конкурентов.
Безусловно, ключевым моментом являются переговоры с крупными сетевыми объединениями. Крупные сетевые компании, например такие, как «Метро», «Ашан», появляются на территории России и открывают свои магазины именно в насыщенных регионах.
Следующий важный момент – стимулирование сбыта. На этом этапе наиболее оправданы дегустации, раздача бесплатных образцов – как торговым партнерам, так и конечным потребителям. Весьма эффективны также коммуникации в местах продаж: оформление витрин, оформление полочного пространства и так далее.
Информация о работе Продовольственный рынок России и меры по его стабилизации