Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 17:56, курсовая работа
Актуальность и востребованность темы курсовой работы. Уже не одно столетие эпицентром рыночной экономики выступают биржи. За многие годы их успешного функционирования накоплен огромный опыт, очень полезный сегодня для нашей страны.
Переход России к рыночной экономике востребовал не только изменения существующего рынка, но и создания новых рынков, не естественных для системы плановой экономики. Это привело к образованию новых и изменению традиционных форм торговли, послужило объективным основанием возрождения в России биржевой торговли и бирж - валютных, товарных, фондовых.
Исходным материалом для котировки служит информация о контрагентах сделки, а также о ценах, по которым они желали бы приобрести (продать) данный товар.
Арбитражная комиссия - своеобразный суд, не являющийся высшей судебной инстанцией. Его членами не могут стать посетители и участники биржи так как этот орган не должен зависеть от кого бы то ни было. Арбитражная комиссия решает спорные вопросы, связанные с:
• продажей контрактов
• проведением торгов
• соблюдением правил и законодательства
• непосредственным выполнением контрактов.
Наряду с этим комиссия может доводить до сведения участников биржи информацию о клиентах, которые не выполняют взятые на себя обязательства.
Биржевая торговля не может существовать без торговой информации. Многие биржи выпускают свои информационные издания. В биржевых бюллетенях публикуются рыночные цены, котировальные таблицы, предложение и спрос. Эти бюллетени служат связующим звеном всей биржевой сети, что достигается путем обмена бюллетенями между биржами.
3. Фондовая биржа как хозяйствующий субъект современной рыночной экономики
3.1 Фондовая биржа как экономическая категория
Согласно действующему российскому законодательству фондовая биржа относится к участникам рынка ценных бумаг, организующим их куплю-продажу.
По закону фондовая биржа не может совмещать деятельность по организации торговли ценными бумагами с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, кроме клиринговой и депозитарной (клиринговые организации осуществляют расчетное обслуживание участников рынка ценных бумаг, а депозитарии оказывают услуги по учету прав собственности на ценные бумаги и/или хранению сертификатов ценных бумаг).
Признаки классической фондовой биржи: [13, с.29]
• это централизованный рынок, с фиксированным местом торговли, т.е. наличием торговой площадки;
• на данном рынке существует процедура отбора наилучших товаров (ценных бумаг), отвечающих определенным требованиям (крупные размеры эмитента массовость ценной бумаги как однородного и стандартного товара и финансовая устойчивость, массовость спроса, четко выраженная колеблемость цен и т.д.);
• существование процедуры отбора лучших операторов рынка в качестве членов биржи;
• наличие временного регламента торговли ценными бумагами и стандартных торговых процедур;
• централизация регистрации сделок и расчетов по ним;
• установление официальных (биржевых) котировок;
• надзор за членами биржи (с позиций безопасного ведения бизнеса, соблюдения этики фондового рынка, их финансовой устойчивости,).
Фондовая биржа - это организованный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг и других финансовых инструментов.
Она представляет собой механизм чрезвычайно важный для организации предпринимательской деятельности, и для функционирования современной рыночной экономики в целом.
Фондовая биржа создается в форме некоммерческого партнерства. Основная цель ее деятельности в создании благоприятных условий для эффективной и широкомасштабной торговли ценными бумагами. Фондовая биржа организует торговлю только между членами биржи. Другие участники рынка ценных бумаг могут совершать операции на бирже исключительно через посредничество членов биржи.
Членами фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые осуществляют деятельность, указанную в главе 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».
Порядок вступления, в члены фондовой биржи, выхода и исключения из членов фондовой биржи определяется фондовой биржей самостоятельно на основании ее внутренних документов.
Фондовая биржа вправе устанавливать количественные ограничения числа ее членов. Сдача мест в аренду и их передача в залог лицам, не являющимся членами данной фондовой биржи, неравноправное положение членов фондовой биржи, не допускаются.
Фондовая биржа обязана обеспечить публичность и гласность проводимых торгов путем оповещения ее членов о котировке и списке ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже, о результатах торговых сессий, о времени и месте проведения торгов, а также предоставить другую информацию, указанную в статье 9 Федерального закона.
Фондовая биржа самостоятельно устанавливает процедуру включения в список ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже, процедуру делистинга и листинга. Фондовая биржа не вправе устанавливать размеры вознаграждения, взимаемого ее членами за совершение биржевых сделок.
Операторами фондовой биржи выступают брокерские конторы, финансовые и инвестиционные фонды и компании, банки.
Для того чтобы лучше вникнуть в сущность фондовой биржи, разберем ее основные задачи и функции. Являясь организатором рынка ценных бумаг, фондовая биржа первоначально занималась исключительно созданием необходимых условий для ведения эффективной торговли, но по мере развития рынка все большее значение стало приобретать не столько организация торговли, сколько ее обслуживание.
Задачи фондовой биржи:
1. Создание постоянно действующего рынка, т. е. фондовая биржа централизует место, где может проходить как продажа ценных бумаг их первым владельцам, так и вторичная их перепродажа;
2. Выявление равновесной биржевой цены. Выполнение этой задачи возможно в силу того, что биржа собирает большое количество как покупателей, так и продавцов, что позволяет выявить приемлемую цену(стоимость) конкретных ценных бумаг;
3. Содействие в передаче прав собственности и аккумуляция временно свободных денежных средств;
4. Обеспечение открытости, гласности биржевых торгов. Биржа отвечает за централизованное распространение биржевой информации;
5. Обеспечение гарантий исполнения заключенных в биржевом зале сделок. Выполнение этой задачи достигается тем, что биржа гарантирует надежность ценных бумаг, которые котируются на ней;
6. Разработка этических стандартов, кодекса поведения участников биржевой торговли. Биржа должна контролировать разработанные ею кодекс и стандарты поведения, применять штрафные санкции вплоть до лишения лицензии в случае их необходимости.
3.2 Регулирование деятельности фондовых бирж
Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников.
Регулирование участников рынка может быть внутренним и внешним. Внутреннее регулирование - это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: правилам, уставу и прочим документам. Внешнее регулирование - это подчиненность деятельности данной организации других организаций, международным соглашениям, нормативным актам государства.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:[18, с.208]
• установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;
• регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами обязательств и условий, предусмотренных в них;
• лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
• создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
• запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.
Представительные органы местного самоуправления и органы государственной власти устанавливают предельные объемы эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня. Саморегулируемые организации - это негосударственные, некоммерческие организации, создаваемые профучастниками рынка ценных бумаг на добровольной основе, с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.
3.3 Развитие биржевого
фондового рынка наряду с
Тoргoвля цeнными бумaгами может быть организoвана сaмым различным oбразом, а встречи продaвцов и покупaтелей для заключения сделок купли-продажи может происходить на различных площадках.
Организация фондового рынка прошла путь от так называемого «уличного» (дикого) рынка ценных бумаг до фондовой биржи и современных систем торговли ценными бумагами.
Фондовая биржа является одной из наиболее развитых форм организации торговли ценными бумагами. Биржевой рынок представляет собой институционально организованный рынок, на котором обращаются ценными бумагами высокого качества и на котором операции совершают профессиональные участники рынка ценными бумагами.
Внебиржевой и «уличный» рынок ценными бумагами - не тождественные понятия, поскольку внебиржевой рынок подразделяется на неорганизованный и организованный. «Уличный» может быть охарактеризован как внебиржевой неорганизованный рынок.
Значение внебиржевых и биржевых рынков в организации торговли ценными бумагами, их соотношение в различных странах неодинаково. В одних государствах торговля вне бирж не играет существенной роли, а в других - даже запрещена. В то же время в ряде стран во внебиржевом обороте находится значительная масса ценных бумаг.
Наибольшее развитие внебиржевой рынок получил в США, где преобладающее большинство торговых сделок с государственными ценными бумагами производится с помощью телефонов или через компьютерные экраны , без биржевых посредников и телексов.
Еще одной альтернативой биржевому рынку в США является Система автоматической котировки Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам-НАСДАК, которая образовалась как междилерский рынок зарегистрированных, но не котирующихся на бирже ценных бумаг.
Характерными чертами компьютеризированного рынка являются:[12, с.253]
• отсутствие физического места, где встречаются продавцы и покупатели, и, следовательно, отсутствие прямого контакта между ними;
• полная автоматизация процесса торговли и его обслуживания; роль участников рынка сводится в основном только к вводу своих заявок на куплю-продажу ценных бумаг в систему торгов.
3.4 Проблемы развития фондовых бирж в России и направления их совершенствования
История фондового рынка в США и Западной Европе насчитывает более чем три столетия. Организованный рынок ценных бумаг в России существует всего 10 лет.
Организационно возрождение бирж было частично подготовлено системой аукционной торговли производственными ресурсами (1988-1989гг).
Советская экономика в течение долгового времени была экономикой дефицитной, т.е. денежный спрос превышал товарное предложение в форме предметов потребления и средств производства.
Появление биржевых структур явилось одним из направлений вложения избыточных денежных средств. Отличительной чертой крупнейших бирж РФ всегда была их универсальность, т.е. на одной и той же бирже совершаются операции товарные и фондовые.
Формирование бирж в РФ осуществлялось в условиях отсутствия нормативно-правовой базы, а также в условиях нестабильной экономики и спада производства. Было связано с большим риском для инвесторов. Ситуация на бирже характеризовалась взлетом и падением заработков. Сейчас в РФ биржи уже прошли ряд этапов:[4, с.29]
• возрождение;
• быстрый рост;
• спад биржевой активности;
• реорганизация бирж (этот этап предполагает выживание в рыночных условиях).
Этапы развития
1991-1992
Формирование первичной нормативно-законодательной базы. Появление государственных облигаций на биржевых торгах. Создание бирж, начало функционирования первых инвестиционных компаний, появление первых открытых АО.
1992-1995
Ваучерная приватизация. Развитие и создание организованного рынка государственных ценных бумаг.
В 1994 г. рынок ценных бумаг в России начинает оказывать значительное влияние на экономическое и политическое развитие страны: способствует снижению темпов инфляции и разрешению кризиса неплатежей. Первые крупные вложения иностранных инвесторов в акции приватизированных российских предприятий.
Дальнейшее развитие инфраструктуры рынка: создание в середине 1996 г. Российской торговой системы (РТС), возникновение саморегулируемых организаций участников рынка.
Эпоха пирамид
В 1993-1994 гг. в России функционировали ряд организаций - т.н. "финансовых пирамид": "Олби-дипломат", "Хопер-инвест", "Русский Дом Селенга", "Властелина", "Гермес", и др. Наибольшую известность получило АО "МММ", которое на пике активности зарабатывало на продаже своих акций 20 млрд. неденоминированных рублей в неделю, обещая своим вкладчикам от 1000% до 3000% годовых. Число вкладчиков по самым скромным оценкам превысило 10 млн. человек.
К моменту прекращения деятельности МММ имела обязательства перед вкладчиками на 3 трлн. руб. и 50 млрд. руб. неуплаченных налогов. Неуплата налогов стала причиной, по которой 22 июля 1994 года милиция опечатала офисы АО "МММ". После краха аферы МММ и ей подобных пирамид государство обратило пристальное внимание на необходимость защиты прав инвесторов.
Теперь процедура эмиссии ценных бумаг регулируется "Законом о рынке ценных бумаг"
1996 - октябрь 1997
Вступление в силу в 1996 г. законов РФ "О рынке ценных бумаг" и "Об акционерных обществах". Рост капитализации и ликвидности рынка.
В 2000 году внутренний рынок государственных бумаг федерального уровня по объему операций практически вернулся на докризисные позиции. Министерство финансов РФ изменило политику заимствований, значительно уменьшив их объем. Кроме того, была резко сокращена доля нерезидентов (на конец года иностранные инвесторы владели менее чем 10% облигаций от общего объема ГКО-ОФЗ в обращении), что способствовало уменьшению зависимости рынка от мировой конъюнктуры. Обязательства государства перед владельцами ГКО были реструктурированы.
Информация о работе Роль бирж в обеспечении эффективности функционирования экономики