Роль государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ экономической роли государства.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. определена сущность экономической политики государства;
2. выявлены инструменты экономической политики;
3. охарактеризованы недостатки государственного сектора;

Содержание

• Введение
• Сущность, основные направления и цели экономической деятельности
• Инструменты экономической политики государства
• Теория общественного выбора
• Недостатки государственного сектора
• Заключение
• Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 47.48 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ

“САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ ПРАВА”

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине:” ЭКОНОМИКА”

На тему: ”Роль государства в рыночной экономике”

 

Выполнил:

Студент 1 курса 2 группы

Заочного факультета

Гиричевой Евгении Константиновны

 

 

 

 

 

САРАТОВ 2012

 

 

ПЛАН

 

  • Введение
  • Сущность, основные направления и цели экономической деятельности
  • Инструменты экономической политики государства
  • Теория общественного выбора
  • Недостатки государственного сектора
  • Заключение
  • Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   ВВЕДЕНИЕ

 

В течение последних десятилетий  экономика ряда стран пережила или  переживает специфический этап своего развития, характеризующийся переходом  от закрытой, централизованно-плановой к открытой, рыночной форме функционирования. Переход в направлении либерализации экономики не может не вызывать к жизни проблему выбора пути такого перехода, его основных направлений, темпов и инструментария.         

Роль государства в  этих процессах весьма велика, поскольку  именно государство может определить основные задачи и этапы перехода, а также средства и методы достижения поставленной цели. В частности, одним  из важнейших вопросов в этом плане  является вопрос о соотношении государственного протекционизма и либерализации  на основных этапах перехода.

Целью государственного регулирования  экономики является стабилизация экономики, поддержка отечественного производства, поддержка сельского хозяйства, других важных для страны отраслей, производство в которых по законам  рынка является неэффективным.

Развитие институциональной  формы экономических отношений  во многом определяется тем, что в  современных условиях экономическая  система России все еще продолжает претерпевать существенные изменения.

Целью данной курсовой работы является анализ экономической роли государства. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

1.  определена сущность  экономической политики государства;

2.  выявлены инструменты экономической политики;

3.  охарактеризованы  недостатки государственного сектора;

Объектом исследования в  курсовой работе является рыночная экономика, предметом – роль государства  в ее регулировании.

Поставленные цель и задачи обусловили структуру курсовой работы, состоящей из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы  .

 

 

 

 

 

Сущность, основные направления и цели экономической                         деятельности государства.

 

Экономическая политика представляет собой совокупность государственных  мер по воздействию на экономические процессы для достижения определенных целей. Государственное регулирование — динамичное явление. В нем отражается процесс изменения хозяйственной ситуации, с одной стороны, и перемены экономического мышления — с другой.

Реализация экономической  политики осуществляется несколькими  субъектами. Ведущую роль играют субъекты исполнения: государство и его  институциональные органы. Существуют также субъекты влияния: общественные и политические объединения, средства массовой информации, видные личности. Влияние оказывает также каждая личность (в роли потребителя и  избирателя).

Эффективность воздействия  государства на макроэкономические процессы зависит от умелого сочетания  перспективных и текущих целей. К перспективным задачам относится, например, формирование социально-рыночного  варианта экономики. В то же время, в  конкретных программах и планах отражаются текущие задачи (например решение проблемы дефицита бюджета, государственного долга и т.д.).

Согласно другой классификации, цели принято подразделять на иные две группы. К первой относятся  те задачи, которые не поддаются  операционному решению (общественное благосостояние, свобода, правовой порядок, безопасность). Во второй группе принято  называть цели, поддающиеся операционному  решению (поддержание постоянного  и соразмерного экономического роста, обеспечение стабильности цен и  денег, достижение высокой степени  занятости, обеспечение внешнеэкономического равновесия).

 

В условиях российской экономики  старт реформе в 1992 г. был дан  за счет активного использования  кредитно-денежных методов. В настоящее  время в экономике РФ (как и  во всех развитых странах) активно используются оба инструмента регулирования.

 

Ориентация экономической  политики на достижение множества целей дает возможность выделять несколько ее направлений. Наиболее типичная их классификация включает конъюнктурное, структурное, региональное и социальное направления.

В экономической литературе существуют различные подходы к  характеристике понятия «экономическая политика». Приведем вариант определения, данный известным ученым ФРГ X. Гиршем. Согласно ему, экономическая политика государства представляет собой  совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или непосредственно предопределить их протекание. Говоря о содержании экономической политики, надо учитывать несколько принципиальных положений 1.

1. Экономическая политика  испытывает на себе влияние  двух аспектов: изменения хозяйственной  ситуации, с одной стороны, и  перемены экономического мышления, с другой. Оба момента взаимосвязаны,  но в то же время они обладают  относительной самостоятельностью. В процессе развития общества  экономическое мышление неизбежно  меняется, поскольку другими становятся  представления о ценностях. В  связи с этим, даже традиционные  задачи нередко принято решать  с новых позиций.

2. Сложившаяся практика  показывает: эффект экономической  политики выше в том случае, когда решения принимаются правительством  с ориентацией на имеющиеся  в данной стране реалии –  политический расклад сил и  уровень развития страны (производственно-технический  потенциал, состояние социальной  структуры, институциональный порядок  общегосударственного и местного  управления).

3. Экономическая политика  является решающим средством  поддержки политического курса  страны.

 

В системе государственных  мер регулирования можно обозначить различные стороны, например практическую и научную. Практический аспект представляет собой совокупность конкретных мер  по реализации государственного регулирования. В рамках же экономической теории постепенно сложился самостоятельный  раздел, посвященный роли государства  и его взаимодействию с другими  субъектами экономики.

 

Основными направлениями  экономической политики государства  являются:

 

  1. структурное (устранение диспропорций в отраслях экономики);

 

  1. инвестиционная политика;

 

  1. финансовая, ценовая политика;

 

  1. обеспечение экономической безопасности;

 

  1. внешнеэкономическая политика;

 

  1. экологическая политика;

 

  1. региональная политика;

 

  1. антиинфляционная политика;

 

  1. антимонопольная политика;

 

  1. политика занятости.

 

 

Инструменты экономической  политики государства.

 

Экономические инструменты  государственного регулирования подразделяются

на средства денежно-кредитной  и бюджетной политики.

Самостоятельным комплексным  инструментом государственного регулирования

экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики – это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. О государственном секторе и экономическом программировании речь пойдет ниже.

Основные экономические  инструменты - это:

1) регулирование учетной  ставки (дисконтная политика осуществляемая центральным банком);

2) установление и изменение  размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;

3) операции государственных  учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

 

При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов

в финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

 

Прямое государственное  хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников доходов их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается  и принимается законодательным органом - парламентом страны, штата или муниципалитетным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о

своей деятельности по мобилизации  доходов и осуществлению расходов в соответствие с принятыми в предыдущем году законом о бюджете.

Расходы на вооружение и  материальное обеспечение внешней политики, а также административно - управленческие расходы воздействуют на спрос на потребительские товары и услуги.

Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружений и военное строительство.

 

Размеры этих расходов существенно  воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций. В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время перегрева конъюнктуры - сокращаются.

Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты,

обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа.

Это внешнеэкономический  аспект политики бюджетных расходов.

Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм; во- вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

Главным инструментом мобилизации  финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная

роль налогов - регулирующая. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени  в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом

воздействия на частное хозяйство.

Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам.

Значительная  часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как

правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно - государственных компаний.

Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного

хозяйства.

Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор стал

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике