Роль государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ экономической роли государства.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. определена сущность экономической политики государства;
2. выявлены инструменты экономической политики;
3. охарактеризованы недостатки государственного сектора;

Содержание

• Введение
• Сущность, основные направления и цели экономической деятельности
• Инструменты экономической политики государства
• Теория общественного выбора
• Недостатки государственного сектора
• Заключение
• Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 47.48 Кб (Скачать файл)

"Прозрачность" позволяет  рынкам определить, какие шаги  правительство предприняло в  действительности, и сравнить финансовые  операции, предусмотренные бюджетами,  с фактическими. Поскольку "прозрачность" в бюджетной сфере требует подотчетности, она усиливает демократическое содержание политики и укрепляет доверие граждан к своему правительству.

 В апреле 1998 г. МВФ  принял так называемый "Кодекс  рекомендуемой практики по обеспечению  фискальной прозрачности - декларация  принципов".

"Кодекс" охватывает  весь процесс формирования, исполнения  и контроля бюджета. Он содержит  четыре подраздела: "Четкость  в распределении ролей и обязанностей", "Общедоступность информации", "Открытость процесса подготовки  и исполнения бюджета и отчетности  по бюджету" и "Независимый  контроль состоятельности" . В каждом из этих подразделов перечислены основные принципы, которые странам рекомендуется придерживаться.

1. Государственный сектор  должен быть ясно отличим от  остальной экономики, внутри государства  должны быть четко определены  роли в сфере политики и  управления.

2. Должна существовать  четкая административно-правовая  структура управления в бюджетной  сфере.

3. Полная информация о  прошлых, текущих или предполагаемых  фискальных мероприятиях государства  должна быть достоянием гласности.

4. Принять публичное обязательство  о своевременном опубликовании  налогово-бюджетной информации.

5. В бюджетной документации  должны указываться цели фискальной  политики, макроэкономические условия,  политика, положенная в основу  бюджета, и возможные фискальные  факторы риска.

6. Классификация и форма  представления бюджетных предположений  должна облегчать анализ политики  и процедуру отчетности.

7. Должны быть четко  определены процедуры исполнения  бюджета и контроля за расходами.

8. Бюджетная отчетность  должна быть своевременной, всеобъемлющей  и достоверной; в ней должны  быть указания на отклонения  от бюджета.

9. Состоятельность фискальной  информации подлежит независимому  гласному контролю.

 

 В "Кодексе" говорится  о национальном ревизионном ведомстве,  которое, по решению законодательного  органа, уполномочено своевременно  докладывать законодателям о финансовой состоятельности государственных счетов. Таким ведомством в РФ является Счетная палата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Рассмотренная в настоящей  работе тема дает обильную пищу для  размышлений. Очень часто государство  является первопричиной изменений  экономического поведения предпринимателей. Для сглаживания социальных противоречий связанных с производством и  распределением экономических благ используется активная экономическая  политика, проводящаяся соответствующими государственными органами. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микро уровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Конечно, вмешательство государства  в экономические отношения не должно быть безграничным - экономика  не должна быть излишне административно  «зарегулирована», так как это  ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться  в те сферы экономики, где его  вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

В целом трудно переоценить  роль государства в экономике. Оно  создает условия для экономической  деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства в  экономике дает ему и некоторые  преимущества. Главное из них - возможность  очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые  ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных  проблем (строительство крупных  промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения. Государственное  вмешательство может в некоторых  случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х - начале 80-х  годов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался  отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986 году.

В начале XXI столетия человечество стоит перед задачей, как органически  соединить рыночную экономику, социальную политику государства и все возрастающую необходимость охраны окружающей среды. В цивилизованном обществе экономика  должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии  на нее государства, в условиях, когда  высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. По всей видимости, основная задача государства  состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере  влияния на рыночную экономику.

 

 

Список литературы.

    1. ГосударБственное регулирование рыночной экономики :энциклопедия рыночного хозяйства / Под ред. В.И. Видяпина.
    2. М.: Путь  России :экономическая литература,2002.
    3.    Долан Э., Линдсей Д. Макроэкономика/ Перевод с английского – С.-П., 1994.
    4.    История экономических учений/Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 784с. – (Серия “Высшее образование”).
    5. Курс экономической теории / под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров: АСА. 2001.
    6. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997.
    7. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д.Камаева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 640 с.

1 Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д.Камаева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 640 с.

2 ГосударБственное регулирование рыночной экономики :энциклопедия рыночного хозяйства / Под ред. В.И. Видяпина. М.: Путь  России :экономическая литература,2002.

3 История экономических учений/Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 784с. – (Серия “Высшее образование”).

4 Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997.


Информация о работе Роль государства в рыночной экономике