Роль современной России в мировой экономической жизни: реалии и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы определить место и роль России в мире в политической и экономической жизни.
Исходя из цели, следует решить следующие задачи:
- дать характеристику экономики России на современном этапе;
- определить место России в мировой экономике;
- спрогнозировать место России в мировой экономике к 2020 году;
- определить риски и приоритеты развития России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Россия в мировой экономике………….……………………………..…5
1.1. Характеристика экономики России на современном этапе…………….....5
1.2. Место России в мировой экономике…………………………………...….12
Глава 2. Перспективы развития современной России в мире………………...17
2.1. Прогноз места России в мировой экономике к 2020 году………………..17
2.2.Риски и приоритеты развития России……………………………………24
Заключение…………………………………………………………………….....30
Список использованной литературы……………………………………...……33

Вложенные файлы: 1 файл

роль россии пров.docx

— 103.86 Кб (Скачать файл)

Россия (Центральный банк России) к планированию темпов инфляции. Ситуация в сфере бюджетных расходов смотрит еще более интенсивное  принятие во внимание значительного  объема обязательств счета, принятых во время предвыборного периода. Это обстоятельство делает бюджетную политику одной из ключевых зон риска, способного, чтобы стать генератором неустойчивости российской экономики в 2013.

Однако, несмотря на довольно высокие показатели экономического роста, структура экономики России не отвечает всем современным требованиям  быстро развивающаяся страна.  Это  значительно отличается от той структуры, которую экономика развитых стран  имеет, определенный вес науки, чем  здравоохранение и образование  намного выше.

При таких обстоятельствах  необходимо увеличить стабильность народного хозяйства благодаря  улучшению ее структуры, модернизации в сфере социального обеспечения, к введению новшеств, улучшению власти, транспорта и финансовой инфраструктуры, формирования окружающей среды, более  благоприятной для предпринимательской  деятельности.

Есть две главных проблемы:

Во-первых, внутренний рынок, дизайн структуры валового внутреннего  продукта, организации рынка. На рынке  мы должны потреблять, сделать решающее производство. Особенно это фактическое  накануне ратификации соглашения о  России со ВТО, которая может наконец разрушить обрабатывающую промышленность.

Вторая проблема – чтобы  обратить внимание, которое крайне важно для организации новой  индустриализации.  Все еще год  назад В. В. Путин отметил, что  страна нуждается в новой индустриализации и 25 миллионах высококвалифицированных  рабочих мест.  Важно обратить внимание на сферу машиностроения.

Согласно научно-исследовательскому институту в прошлом году больше чем 80% внутренних гражданских транспортных средств были выполнены с использованием иностранных самолетов. Необходимо восстановить авиационную промышленность, машиностроение, вместо жаловаться на сырую зависимость.

 

 

1.2 Место России  в мировой экономике

 

Территория нашей страны около 17,5 млн. км2, обходя Америку почти в 2 раза. По количеству населения (примерно 146 млн. чел.) Россия занимает 6 месте в мире - после Китая, Индии, Америки, Бразилии и Индонезии.

Россия имея населения, составляющее 2,5% земного, располагает огромной минерально-сырьевой базой, составляющей в 25% земных ресурсов. Ее запасы предполагаемых полезных ископаемых к 2000 году оценивались в 28 трлн. долл.

Российская Федерация  является крупнейшим мировым производителем топливно-сырьевых ресурсов, занимая:

- 1-е место в мире  по имеющимся запасам природного газа;

- 3-е место в мире  по запасам угля;

- 7-е место в мире  по разведанным запасам нефти;

- 4-е место в мире  по запасам железной руды;

- 6-е место в мире  по разведанным запасам медных  руд;

- 3-е место в мире  по площади сельскохозяйственных  угодий;

- 1-е место в мире  по запасам древесины. Экономический  потенциал страны не используется в полной силе. Процент используемых минерально-сырьевых ресурсов Россией является примерно 4% от их мирового потребления.

 

Рис.1. – Темпы прироста российской и мировой экономики

По расчетам В. Кудрова (МЭ и МО. 2000. № 5), в 1998 году объем промышленного производства в России составлял 8,2% уровня США, 36% - Германии, 61% - Франции и 73% - Великобритании. ВВП РФ в этом же году был равен 7,5% ВВП США, 32,5% - Германии, 44,5% - Франции, 47,5% ВВП Великобритании6.

Соотношение отдельных макроэкономических показателей современной России и США представлено в табл 1.

Доля России в ВВП мира в 1997 году равнялась 1,7%, в мировом  промышленном производстве - 1,8%.

Все это намного ниже, чем в СССР в 1987 году и в России в 1913 году.

В 1901 году Россия давала 50% мировой  добычи нефти и занимала 1-е место  в мире по производству и экспорту зерна. В 1913 году на Россию приходилось 8,2% мирового производства продукции  обрабатывающей промышленности. По душевому доходу страна занимала 7-е место  в мире (1/3 уровня Германии и 1/6 уровня США). На иностранный капитал в 1913 году приходилась 1/3 инвестиций в экономику России.

Ограничивающий фактор экономического развития Российской Федерации - внешний  долг, который сделал на 01.01.2002 из 130,9 миллиардов. доллары. Процент на его оплате делает также внушительный размер: в течение следующих 10 лет ежегодные платежи только по выплате долгов международным финансовым организациям и платежей процента инвесторам, которые купили российские еврооблигации, сделают от 3,5 до 5 миллиардов. доллары.

В то же самое время с  накоплением оттока внешнего долга  капиталов из России, различными оценками, от 20 до 35 миллиардов. доллары год наблюдаются.

Объемы капиталовложений уменьшены: по сравнению с 1990 их общая  сумма была уменьшена приблизительно к 5 разам, который более двух раз  превышает сокращение валового внутреннего  продукта и промышленного производства. После финансового кризиса квитанций 1998 года в страну иностранных инвестиций были уменьшены. Среди стран TsVE Россия берет предпоследнее место на среднем полном притоке на душу населения инвестиций в 1989-1999, который делает 60 долларов, по сравнению с 1652 долларами в Венгрии, 968 долларами в Чешской Республике, 596 долларами в Словении.

В 2000 впервые в течение  многих лет реформ тенденция к  экономическому росту, увеличению социальных платежей, уменьшению в темпах инфляции, рост дохода населения определялся. Народное хозяйство перемещается в  том же самом направлении и  в 2001-2002. У страны есть устойчивый положительный  баланс торгового баланса.

Имея большое прошлое, страна имеет право рассчитывать на то же самое будущее, и с этой целью необходимо иметь ясное  представление о своих конкурентных преимуществах и слабостях.

Конкурентные преимущества российского удовольствия экономики:

- существование большого  количества главных типов полезных  ископаемых;

- дешевый труд в сочетании  с довольно высоким уровнем  его квалификации;

- долгосрочное присутствие  российского технического машиной  производства в ряде рынков  страны (главным образом, в третьем  мире), который обеспечивает существование  определенных рычагов контроля  этих экспортных ниш;

- существование передовых  и уникальных технологий во  многих отраслях промышленности (космос, лазер, создание инструмента,  кораблестроение, и т.д.);

- значительные весы накопления  фиксированных деловых активов,  универсального технологического  оборудования, позволяя понижать капитальную интенсивность технологической модернизации и отделяют отделения и отдельные проекты;

- низкая капитальная интенсивность  сектора научных исследований  в скорее развитом ее инфраструктура  и существование серьезного технического  прогресса и запасов в ряде  указаний.

Но к нашему разочарованию, реализация всех данных преимуществ России на деле осложняется несколькими конкурентными слабостями, среди них:

- в стране отсутствуют четкие программы экономического развития и структурной перестройки экономики;

- изменившаяся геополитическая  структура современного мира, спровоцировавшая  резкую переориентацию российских  внешнеэкономических связей на  индустриально развитые страны, что привело к усилению сырьевой  направленности российского экспорта  и потере традиционных рынков  сбыта промышленной продукции  и технологий; - значительный физический  износ и моральное старение  основных фондов страны (в машиностроении 1/4 всего технологического оборудования старше 20 лет, износ же производственных фондов страны превышает 60%);

- падение производства, конверсия ВПК является не продуманной, приведшие к потере традиционных рынков (в частности, оружия) и протекционистская позиция ведущих стран мира, перекрывающая России пути выхода на те рынки, где она имеет конкурентные преимущества (рынок космических технологий и услуг и др.);

- сосредоточение основной  массы конкурентоспособных технологий  в военно-промышленном комплексе,  где они использовались для  серийного и даже единичного  производства, что привело к ослаблению  контроля за материальными затратами и увеличению энерго- и ресурсоемкости российской продукции и технологий;

- сокращение государственных  расходов на науку (0,2% ВВП в  1997 г.), НИОКР, свертывание государственного  заказа на наукоемкую продукцию,  деградируемый внутренний спрос на нее, что ликвидировало внутреннюю конкурентную среду "для обкатки" товаров и технологий, предшествующих их продвижению на мировые рынки; отсутствие в России механизмов и моделей консолидации конкурентоспособных технологических совокупностей, нацеленных на агрессивный экспорт (кластеров);

- слабая мотивация и  низкая интенсивность труда, бюрократизация  экономики, социально-политическая  неустойчивость;

- ощутимая после распада  единого народно-хозяйственного  комплекса иррациональность размещения  производства и инфраструктуры;

- большая зависимость  модернизации производства и  стандарта жизни от импорта  и иностранных кредитов;

- большая внешняя задолженность  страны;

- отставание по уровню  использования высоких технологий  от индустриальных стран (например, по обеспеченности автоматизированными  комплексами РФ отстает от  Японии в 8 раз, от Германии - в 6 раз);

- низкий уровень производительности  труда в промышленности (в 5-6 раз  ниже, чем в развитых странах  и в 3-4 раза ниже, чем в НИСах) и сельском хозяйстве (в 15-20 раз ниже, чем в ведущих странах Запада)7.

Поднять Российскую экономическую мощь не получится без интеграции в мировую экономику, однако данный процесс не может ограничиваться отраслями топливно-энергетического комплекса, первичной обработки минерального и сельскохозяйственного сырья. Приоритетом государственной экономической политики России должно стать сохранение и развитие научно-технического потенциала стран, сокращение издержек производства, повышение производительности труда и эффективности производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Перспективы  развития современной России в мире

 

2.1 Прогноз места России в мировой экономике к 2020 году

 

Цивилизованная рыночная экономика, которая основана на множестве  форм собственности и предпринимательской  деятельности на открытом и честном  соревновании и надежной правовой основе — главное и обязательное условие  будущего процветания России. Рыночный механизм с соревнованием — является механизмом творческого потенциала миллионов, механизмом самоорганизации  и непрерывного улучшения. В то же самое время это и реальный механизм научно-технического прогресса, формирование инновационной модели экономики.

Формирование в России широкого диапазона компетентных и  профессионально обучаемых бизнесменов  и менеджеров, способных к большим  инвестициям в народное хозяйство, неизбежно. Согласно Институту социологического анализа, 80% активных русских рассчитывают уже сегодня на себя и силы, который  устанавливает оптимизм. Необходимо, чтобы Россия стала привлекательной  и для западных инвесторов, которые  продвинут activization инновационной деятельности, обновление основного капитала, модернизацию производственного устройства, причастности к производству огромного не загруженные мощности на обновленной основе. Важно таким образом, чтобы государство каждым возможным способом продвинуло инвестиции и инновационный прогресс не только прямые государственные инвестиции и затраты научных исследований, но также и экономические меры регулирования, включая налоговые привилегии, обесценивание и промышленную политику8.

Выше перечисленное помогает составить прогноз экономики России. У экономики, как полагается, свои законы, и политические игры и противостояния не могут остановить их. Безусловно, правительство может разогнать или застопорить рост экономики или спад производства, но подъем или спад производства рыночной экономики обычно зависит от законов ее циклического развития. Но все же общество устало от нерешительности и неопределенности властей в области экономической политики, чему немало способствует замедление и застой в реформах, отсутствие промышленной и структурной политики, проявившие себя после 2003 г.. В этой ситуации, на наш взгляд, возможны два варианта государственной экономической политики на перспективу до 2020 г.:

а) частичный возврат к  авторитарным методам прямого государственного воздействия на развитие экономики  с использованием рыночных механизмов, экономических рычагов и стимулов на базе уже созданных элементов  рыночной инфраструктуры;

б) более решительное и  властное продолжение ранее начатых  рыночных реформ с признанием допущенных ошибок, их исправлением и корректировкой рыночного курса, дальнейшим сотрудничеством  с передовыми странами Запада, упором на ценности правового государства  и гражданского общества, на инновационную  модель развития9.

И тот и другой вариант  исходит из необходимости отхода от остаточной рыхлости в экономической  политике и предусматривает рост российской экономики. Ресурсы для  этого в стране есть. Предпочтителен, на наш взгляд, второй вариант.

Сегодня в стране широко обсуждается вопрос об удвоении объема ВВП в течение ближайших 10 лет, т.е. о достижении среднегодовых  темпов прироста этого макроэкономического  показателя на уровне 7,2%. Возможно ли такое? Если вновь вернуться к жестким  мобилизационным мерам по искусственному стимулированию экономического роста  с помощью «административного ресурса», то возможно. Но этот рост будет показной, без инноваций и неизбежно с затухающими темпами, как уже было. Куда важнее обеспечить ускорение экономического роста за счет расширения и углубления экономических реформ, совершенствования работы рыночных институтов, создать благоприятный деловой (в том числе инвестиционный и инновационный) климат, способствующий развитию частного предпринимательства, обстановки доверия к властным структурам и рыночным институтам. Это требует современной законодательной базы и введения экономического роста в рамки правового государства и гражданского общества, осуществления давно назревшей административной реформы в целях оздоровления всего общества, пресечения деятельности чиновников-бюрократов, вмешивающихся в естественный процесс конкурентной хозяйственной деятельности в корыстных интересах10.

Информация о работе Роль современной России в мировой экономической жизни: реалии и перспективы