Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 19:16, курсовая работа
Актуальность проблем «теневой экономики» в России связана с тем, что удельный вес и влияние криминального сектора в экономике приблизились к той черте, за которой вероятна утрата обществом контроля за направленностью социально-экономических и политических процессов. В условиях криминализованной экономики возрастает потребность в комплексном изучении теневой, скрытой от регистрации и противоправной экономической деятельности как с позиции криминологии, криминалистики, уголовного права, так и экономических наук.
Одной из наиболее значимых проблем теневой экономики, по мнению автора курсовой работы, как сотрудника МВД, является внешнеэкономическая деятельность, как одна из составляющих современной экономической деятельности в России.
Введение
1. Определение и сущность теневой экономики
1.1. Понятие теневой экономики…………………………………………3
1.2. Масштабы явления теневой экономики……………………………..4
1.3. Структура теневой экономики……………………………………….7
2. Причины и последствия теневой экономики
2.1. Причины возникновения теневой экономики……..…………..……....11
2.2. Эволюция теневой экономической деятельности…………..….……..13
2.3. Социально-экономические последствия теневой и криминальной
экономической деятельности……………………………………….....16
3. Методы борьбы с теневой экономикой
3.1 Социально-правовой и Уголовно-правовой контроль над экономической преступностью в России……………….……………………………..……..27
3.2 Практикуемые подходы к «высветлению» теневой экономики…….35
Заключение………………………………………………………………….38
Перечислим лишь некоторые более или менее однородные группы преступлений, предусмотренных статьями, содержащимися в различных разделах и главах Особенной части УК:
преступления против личности (от убийств и причинений вреда здоровью, торговли людьми до незаконного усыновления и нарушения авторских и смежных прав), совершенные по найму и другим корыстным побуждениям;
преступления в сфере экономики (от краж, хищений, вымогательств до незаконного предпринимательства, монополистических действий, фиктивного банкротства и неуплаты налогов);
преступления против общественной безопасности (от организации преступного сообщества, бандитизма, захвата заложника, торговли оружием и наркотиками до экологических и компьютерных преступлений);
преступления против государственной власти (от злоупотреблений, присвоений и других форм коррупции до преступлений против правосудия и порядка управления).
Следует признать, как бы цинично это не звучало, что самые кровавые преступления чаще всего являются лишь «пеной» на безбрежной экономической и корыстной преступности в нашей стране. Ныне бытует даже такое выражение: «Если человека убивают по политическим мотивам, то в конечном итоге дело связано с деньгами».
Преступный бизнес, как и любой другой вид преступлений, связан со всей системой общественных отношений, в том числе и, может быть, прежде всего, - с социально-правовым контролем, о значении которого уже говорилось выше. Ясно, что без социально-правового контроля экономика нормально развиваться не может. Она сразу же превращается в криминальную со всеми вытекающими отсюда последствиями. Криминал в погоне за прибылью и сверхприбылью сам по себе ни перед чем не останавливается.
Выводы напрашиваются достаточно очевидные. Необходим серьезный комплексный критический анализ существующих экономических, криминологических и правовых реалий. Реалистичная минимизация криминальной теневой экономики возможна лишь при условии решения государством и обществом сложных двуединых задач: обеспечения свободы и безопасности, свободы и социально-правового контроля, эффективности борьбы с интенсивно растущей преступностью и гуманности, строжайшего соблюдения фундаментальных прав человека.
Задачи эти весьма непросты, особенно в условиях борьбы различных политических сил. Более того, иногда кажется, что решить эти задачи невозможно, что криминал непобедим. Но другого выхода у нас нет.
1 Фидо М. Хроника преступлений.
Известные преступники XIX-XX вв. и их чудовищные
злодеяния. Пер. с англ. М.: 1997; Белкин P.C.
Криминалистическая энциклопедия. М.:
БЕК, 1997
2 Newman Graeme. Crime and the Human Condition.
Essays Crime and Development. UN1CRI, Rome, 1990. р. 80-82)
3 Лунеев В.В. Преступность XX
века. Мировые, региональные и российские
тенденции. М.: Норма, 1997. с. 30-39
4 Freda Adler. Nations not Obsessed with Crime.
Littleton/Colorado, 1983
5 Лунеев В.В. Социально-правовой
контроль и предупреждение преступности.
// Проблемы социальной и криминологической
профилактики преступлений в современной
России. М.: 2002
6 Предупреждение организованной
и коррупционной преступности средствами
различных отраслей права. Сборник материалов
конференций. Под ред. В.В. Лунеева. М.: 2002.
с. 15-30 и далее
7 Дискреционные полномочия
- властная деятельность, зависящая от
личного усмотрения
8 Независимая газета. 2002, 11
апреля
9 Российская газета. 2004, 27 февраля
10 Лунеев В.В. Тенденции современной
преступности и борьбы с ней в России.
// Государство и право, 2004. №1. с. 15
11 Горяииов К.К., Овчинский B.C.,
Кондратюк Л.В. Улучшение взаимоотношений
граждан и милиции. М.: 2001. с. 10-11
12 Ренан Э. Де-Саси и либеральная
школа. Полное собрание сочинений в 12 томах.
Т.3. Киев, 1892. т.3. с. 1
3.1. Теневая экономика: понятие, виды, характеристика, соотношение с понятиями организованной и экономической преступности
В российской научной литературе под «теневой экономикой» понимается вся совокупность экономической деятельности, которая не учитывается официальной статистикой и не включается в валовой национальный продукт страны, т.е. это всякая экономическая активность незарегистрированная официальными органами.
В структуре теневой
- - фиктивная экономика – экономика приписок, фиктивных контрактов и сделок, взяточничества и всякого рода мошенничества, связанных с получением и передачей денег;
Таким образом, теневая экономика
не является обособленной
Целью деятельности субъектов теневой экономики является получение доходов (экономической выгоды в той или иной форме), позволяющих не только покрывать понесенные при этом издержки, но и получать прибыль. Особой зоной теневой экономики является организованная преступность, которая всегда стремится к получению сверхдоходов и сверхприбыли, а потому она в значительной степени контролирует большую часть теневой экономики, одновременно проникая в легальную экономику и финансовую систему. Подавляющее большинство организованных преступников так или иначе, вовлечено в теневую экономическую деятельность. Между тем организованная преступность и теневая экономика - это пересекающиеся круги, полностью не накладывающиеся друг на друга.
При определении соотношения понятий теневой экономики и организованной преступности невозможно обойти вниманием еще один вид преступности, частично совпадающий по содержанию с рассматриваемыми понятиями, особенно если речь идет о преступной деятельности в экономической и финансовой сферах. Это экономическая преступность, которая может быть определена как экономическая деятельность, осуществляемая в сфере производства, распределения, обмена, потребления материальных благ и услуг методами, запрещенными уголовным законом, с целью незаконного обогащения, получения сверхприбылей [3] .
При определении групп
Соответственно экономическая преступность представляет собой ту часть теневой экономики, которая запрещена уголовным законом. Тем не менее, она не охватывает всей теневой экономики, противоправное поле деятельности которой значительно шире.
Большинство преступлений, совершаемых в экономической сфере, являются хорошо подготовленными и организованными. Однако очевидно, что не все они связаны с организованной преступностью. Одна часть таких преступлений совершается отдельными преступниками, другие экономические преступления могут быть подготовлены и совершены группами лиц, которые могут и не иметь никакой связи с преступными сообществами.
Таким образом, теневая экономика,
экономическая и
Нельзя отрицать и того
факта, что существуя реально
в экономической
Теневая экономика не является
феноменом для современной
Начало реформаторского
Значимость «теневой», параллельной экономики в последующие годы не только не снизилась, а существенно увеличилась. Определить масштабы распространения этого явления крайне сложно, поскольку сущность теневой экономики как раз и заключается в ее «невидимости». Между тем даже в официальных данных теневая составляющая российской экономики достигла предельных величин. Об этом свидетельствует значительный рост доли валового внутреннего продукта (ВВП), произведенного в теневом порядке, который за последние десять лет официально увеличился в 2 раза ( с 12% в 1989 году до 23% и более в 1998) [6] .
Экспертные же оценки
О повышении значимости
В качестве определенных
параметров, очерчивающих контуры
российских «невидимых»
- общее падение объемов ВВП за годы реформ превысило 50%, а уровень энергопотребления, например, снизился только на 25%;
- за последние годы наблюдается огромный разрыв между данными Госкомстата о валовом накоплении основного капитала и отчетами предприятий об объемах капитальных вложений. Ежегодная разница превышает 40 млрд. долларов;
- банковские процентные ставки в несколько раз превосходят рентабельность, представляемую предприятиями в официальных отчетах;
- котировки денежных суррогатов сразу же после выпуска резко понижены относительно номинала (нередко на 50 - 70 пунктов), оставляя «черные дыры» для скрытых финансовых комбинаций: например, схема по которой налогоплательщику, имеющему ликвидную продукцию и соответственно денежную выручку (ликеро-водочные предприятия), предлагается закрыть его обязательства перед бюджетом на 50%;
- по официальным данным, как минимум 25% доходов население получает в скрытой форме, по оценкам экспертов эта цифра достигает 60% [9] .
Все больше отраслей уходит
в «тень», осуществляя экономическую
деятельность вне контроля со
стороны государства, не вступая
с ним как с субъектом
Существенное расширение
Государство же, судя по осуществляемой
экономической политике, фактически
не придает значения уходу
предпринимательской
Рост на 15,3% в 1998 году только выявленных преступлений в сфере экономики (а они всегда являются высоколатентными) достаточно объективно отражает общую тенденцию дальнейшего усиления криминализации финансово-хозяйственного комплекса. Преступные элементы, опираясь на разветвленные коррумпированные связи в структурах власти, стремятся расширить источники незаконного обогащения, «прибрать к рукам» наиболее прибыльные сферы экономической деятельности [10] . К таковым не без основания относятся государственные программы, финансируемые из бюджета; приватизация и инвестиции; кредитно-финансовая сфера; внешнеэкономическая деятельность; сырьевая и перерабатывающая промышленность; сфера обращения драгоценных камней и металлов; шоу-бизнес и т. п.
Абсолютно очевидно, что в России вместо цивилизованного, регулируемого рынка действует устойчивая система высоко- криминализированных экономических отношений, тормозящих честный бизнес, вытесняющих его как неконкурентноспособный и воспроизводящих организованную преступность. Именно теневой финансовый капитал является экономической основой организованной преступности, которая создала «государство в государстве», активно действует в различных отраслях экономики, внедрилась в легальные сферы и общественную жизнь. Она полностью взяла в свои руки криминальный промысел (нарко-, порно-бизнес, производство и торговлю оружием, фальшиво-монетничество, контрабанду валюты, проституцию, выбивание долгов, заказные убийства, рэкет и др.), продолжает совершенствовать криминальные формы управления хозяйством, политикой, легитимной властью, широко используя для этого разнообразные методы террора, подкупа, шантажа [11] .
Теневой финансовый капитал,
увеличивая свое могущество, набирая
силу и укрепляя свои
Криминализация
Рост теневых процессов, и
прежде всего экономической
Таким образом, теневая экономика стала тем стержнем, на котором сформировалась современная криминальная структура (уголовная преступность) и коррумпированные государственные чиновники. Теневой финансовый капитал с его мощной ресурсной базой подчинил себе уголовный элемент и привлек на свою сторону значительные силы бюрократического аппарата, создав сплоченные организованные группы. Сращивание этих сил создало в обществе такую систему специфических криминальных экономических отношений, которые стали способны определять и регулировать значительную часть общественных процессов в стране.
Современная теневая
Глубина проникновения
Распространение контроля
В рассматриваемом секторе
экономики нет хозяйского
Криминализация экономики и, как следствие, социальной жизни России существенно препятствует иностранным инвестициям, поскольку зарубежные предприниматели опасаются за свой капитал, жизнь, здоровье и благополучие. Между тем иностранные инвестиции в легальную экономику страны, свободную от контроля организованной преступности, могли бы в значительной мере оздоровить состояние экономической и социальной системы в целом. Примером тому может служить Китай, экономическое развитие которого за последние годы в значительной степени прогрессирует, а объем иностранных инвестиций в китайскую экономику превосходит аналогичные показатели в России в 20 раз [14] .
В России же постепенное сокращение реально управляемой государством доли экономики не позволяет во всем объеме решать общественные проблемы. Экономическая политика направлена на решение сиюминутных проблем, в основном связанных с разваливающейся от ветхости системой хозяйствования. Нет сколько-нибудь определенной стратегии экономического развития хотя бы на среднесрочную перспективу, да, вероятно, это вряд ли возможно в стране, где каждые два-три месяца меняется правительство. Происходящее смыкание интересов государства с интересами теневого капитала ведет к формированию криминально направленной экономики, падению доверия к государственной власти и ее институтам со стороны населения.
Между тем российская
Криминологические
3.2. Коррупция
Коррупция – многоликое явление, которое несмотря на разнообразие политических, правовых и экономических систем в разных странах, где она существует, обладает едиными закономерностями своего развития, а ее история не уступает по древности самой человеческой цивилизации. Коррупция существенно влияет на стабильность и безопасность целых государств, подрывает их демократические и моральные устои, препятствует их экономическому и политическому развитию. И потому международным сообществом коррупция рассматривается как основная общественная проблема, решение которой является приоритетным направлением в борьбе с преступностью.
Для того, чтобы эта борьба была успешной, необходимо иметь реалистичное определение коррупции, которое способствовало бы принятию конкретных мер на национальном и международном уровнях. На протяжении многих лет на научных международных форумах активно обсуждалось ее определение. При этом традиционные правовые определения этого явления были подвержены критике как недостаточно исчерпывающие, недооценивающие серьезность проблемы и в результате не позволяющие дать всеобъемлющий ответ [15] .
Вопросы концептуального
Это понятие включает в себя: взяточничество, непотизм (покровительство на основе личных связей), незаконное присвоение публичных средств для частного использования и другие злоупотребления государственных должностных лиц [17] .
Рабочее определение
В этом контексте можно
сказать, что коррупция представляет
собой совокупный эффект
Российский проект Закона
о борьбе с коррупцией в
ст. 2 определяет коррупцию как «
Таким образом, в настоящее
время российское общество
Между тем в разных странах состояние и структура коррупции, ее причины и условия, а также методы борьбы с ней могут существенно различаться. Эти различия определяются не только особенностями различных государственных систем, но и социальными и экономическими проблемами, существующими в обществе, его нравственным состоянием, правовой и политической культурой.
Наиболее ярко эти особенности проявляются в России, где коррупция является одной из наиболее острых проблем, угрожающих самому существованию Российского государства, все глубже деморализующих общество в целом.
Согласно рейтинговой системе,
представленной
Революционная ломка форм собственности, непродуманная приватизация, слабость и непредсказуемость президентской власти, бесконечная смена правительства, неразвитость и несовершенство законодательства, легализация теневой экономики и паралич системы судопроизводства являются определяющими условиями беспрецедентного роста должностных преступлений, связанных с использованием госчиновниками своего служебного положения.
Как совокупный результат монополии власти государственных должностных лиц, их широких дискреционных полномочий при отсутствии открытости, подотчетности и подконтрольности, коррупция закономерно ведет к олигархии и авторитаризму [21] .
Коррупция неоднородна по своей природе, она имеет различные виды. В частности, коррупция может быть «верхушечной» и «низовой». Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказов, изменение форм собственности и т.д.). Например, в МВД России имеются оперативные сведения о сумме взятки в 300 млн. долларов США, полученной высокопоставленным чиновником [22] . Вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации, налоги и таможенные сборы, освобождение от призыва в армию и т.п.). Обнищание населения России и неспособность государства обеспечить государственным служащим достойное содержание подталкивают и тех и других к нарушениям, приводящим к массовой низовой коррупции.
Масштабная низовая коррупция предельно опасна, поскольку, во-первых, ее жертвами, как правило, являются наиболее бедные и уязвимые слои общества, во-вторых, она создает благоприятный психологический фон для существования других форм коррупции, является базой для ее верхушечной формы. Последняя представляет собой исходный материал для формирования организованных коррупционных структур и сообществ.
Как низовая, так и верхушечная коррупция может быть либо систематической, либо ситуативной. Систематическая коррупция приводит к экономическим потерям в результате нарушения стимулов, политической нестабильности ввиду подрыва институциональной основы и социальным затратам вследствие перераспределения богатства и власти в пользу олигархических и привилегированных лиц.
Верхушечная коррупция может быть, кроме того, транснациональной и местной, поскольку государственным должностным лицам легче и безопаснее сделать большие суммы денег не на местных, а на международных сделках. Даже в тех случаях, когда крупная коррупционная сделка полностью совершается в одной стране, необходимость перевода средств за границу представляет собой международный элемент.
В этой связи угроза, которую представляет коррупция, становится еще более серьезной из-за связи с организованной транснациональной преступностью. В мире, который постоянно меняется и становится более взаимозависимым, долгосрочные последствия такой связи заслуживают внимания и принятия конкретных мер [23] .
Между тем неразвитость правового общественного сознания, серьезные деформации его нравственной сферы приводят к общественному восприятию коррупции не только как обычного явления общественной жизни, но и как эффективного средства достижения цели или определенного результата. Так, в частности, считают 87,7% граждан, принимавших участие в социологическом исследовании, проведенном автором. При этом все опрошенные согласны с тем, что взятки, коррупция – негативные общественные явления, подрывающие устои государства, условиями развития которых в обществе являются: развитая бюрократическая система (14%), продажность чиновников (16,6%), неэффективная работа правоохранительных органов (16%), недостаточно жесткая уголовная ответственность (20%), низкий уровень культуры и правосознания (33,4%).
Пониженный правовой иммунитет российских граждан приводит к тому, что фактически отсутствует массовое сопротивление низовой коррупции. Так, 73,7% граждан полагают, что это явление неискоренимо и не представляют существование общества без взяточничества и коррупции. Только 16,5%, думают, что коррупцию можно держать под контролем и при определенных условиях (улучшение экономической ситуации) бороться с ней.
Привлекательность низовой коррупции состоит в том, что при минимальном риске для обеих сторон, она обладает специфической ценностью быстро и эффективно решать многие возникающие в повседневной жизни проблемы, а также позволяет за небольшую плату иметь постоянную возможность мелких нарушений законов и инструкций. Большая часть принявших участие в исследовании граждан (73,4%) допускает или сама давала взятки для достижения не только законных целей. Более половины респондентов уверены, что каждый чиновник имеет свою «цену», что любое должностное лицо может взять взятку.
Низовая коррупция в России пронизывает все сферы, в которых рядовой гражданин сталкивается с необходимостью обращаться к государству. Так, 60,2% опрошенных признали, что давали взятки должностным лицам, при этом 78,8% из них делали это неоднократно; среди опрошенных бизнесменов, предпринимателей не нашлось ни одного, кто бы многократно не давал взятки. Треть всей выручки от розничной торговли идет на «расходы, связанные с коррупцией», оплачивают эти затраты, как правило, российские потребители [24] . В России коррупция превратилась в общепринятый метод ведения успешного бизнеса.
По подсчетам экспертов общественной организации «Технология –ХХI век», мелкие предприниматели тратят по всей стране на взятки чиновникам минимум 500 млн. долларов в месяц. В год это оборачивается суммой в 6 млрд. долларов [25] . Если к этому добавить еще и ущерб, наносимый коррупцией «верхних эшелонов» государственных служащих в виде предоставления эксклюзивных прав, льготных кредитов, противозаконного лоббизма в законодательных органах, перевода государственного имущества в акционерные общества и использование в корыстных целях распределения бюджетных средств – сумма экономических потерь от коррупции может составлять от 10 до 20 млрд. долларов в год.
Сегодня в России более 1 млн. чиновников, в чьей власти «дать» или «не дать», решить или не решить тот или иной вопрос. В связи с доминированием механизмов локального корпоративного (монополистического) регулирования [26] бюрократия получает особые возможности определять условия деятельности коммерческих структур. При крайне неравномерном распределении в обществе доходов в связи с его разделением на сильно- и слабокорпоратизированные секторы платой бюрократии за обеспечение коммерческим структурам благоприятных условий хозяйствования становится взятка. При этом она превращается в основной стимул деятельности чиновника и становится средством все более тесного сближения коррумпированных представителей власти с организованной преступностью.
В период проведения реформ
получили распространение не
только традиционные формы
Однако действующий уголовный закон регламентирует лишь часть форм коррупции должностных лиц, являющихся, по мнению законодателя, уголовно наказуемыми: получение взяток (ст. 290 УК РФ); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и их превышение (ст. 286 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ).
Между тем в настоящее время существует масса других различных видов некриминализированных коррупционных технологий, совершение которых не влечет за собой уголовной ответственности, но которые влекут за собой те же последствия, что и уголовно наказуемые формы коррупции. Среди них можно назвать, например, такие, как предоставление эксклюзивных прав для своей корпоративной группы с отвлечением государственных доходов; использование подставных лиц, родственников в коммерческих структурах; манипулирование информацией с целью извлечения личной и корпоративной выгоды; лоббирование при принятии нормативных актов в интересах корпоративных групп и т.п.
Расширение масштабов
- прямой подкуп должностных лиц, общественных и политических деятелей, имеющих возможность содействовать успеху коммерческой структуры;
- - вложение государственных средств в частные структуры под каким-либо благовидным предлогом и т.д. [27]
Многочисленны и сферы, которые
поражены все более
Сюда же следует отнести коррупционные нарушения, не подпадающие под прямую уголовную ответственность: оценивание приватизируемых объектов по заниженным суммам, манипуляции условиями конкурсов, скупка предприятий чиновниками через доверенных лиц.
Еще одна благодатная сфера для коррупционеров - распределение бюджетных средств. По свидетельству экспертов взяткой сопровождается почти половина актов по выдаче государственных кредитов или распределение бюджетных средств. Этому благоприятствует неуклюжая налоговая система, согласно которой деньги, собираемые в регионах, должны попасть в федеральный бюджет, а потом снова вернуться в регион в виде трансфертов. Коррупцию подстегивает нереальный, нереализуемый бюджет, который позволяет чиновникам решать, кому сколько недодать, кому перевести деньги раньше, кому позже. По той же причине недостаточного финансирования создаются внебюджетные фонды различных ведомств, манипуляции которыми также сопровождаются коррупцией. Отсутствие контроля за расходованием бюджетных средств в регионах питает коррупцию на этом уровне.
Распределение бюджетных
Кроме того, допускаемые высшими
чиновниками злоупотребления
Так, по данным заместителя председателя Счетной палаты Российской Федерации Ю.И. Болдырева, Генеральная прокуратура обычно воздерживается от возбуждения уголовных дел, если речь идет о вскрытых злоупотреблениях такого рода. Для иллюстрации этой ситуации, был назван факт изъятия из бюджета страны в 1995 году суммы, эквивалентной 9 млрд. долларов США, которые «растворились неизвестно где». Ю.И. Болдырев объясняет эту позицию Генпрокуратуры тем, что Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от нее Президентом и, соответственно, зависим от него [29] .
Правильность этих суждений
Предоставление эксклюзивных прав (льгот, в том числе по экспорту и импорту, налогам, лицензирование и т.п.) – широчайшее поле для коррупции. К этой же категории следует отнести такие коррупционные рычаги, как отсрочки налоговых платежей, предоставление льгот заемщикам бюджетных средств, продление кредитных договоров, предоставление государственных гарантий.
Региональные власти не
Банковская сфера в России
стала преобразовываться одной
из первых, на рубеже 80 – 90-х годов
фактически происходила
Еще в 1996 году Генеральная прокуратура сообщала о своей озабоченности положением дел в Центральном банке России и его территориальных управлениях, а в 1998, после возбуждения Генеральной прокуратурой нескольких уголовных дел в отношении руководящих работников Центробанка, выяснилось, что сам Центральный банк перед кризисом, вместо того чтобы пытаться удержать рубль, стал активно сбрасывать ГКО, зарабатывая огромные деньги и усугубляя ситуацию в стране. Сами же ГКО служили своеобразной стиральной машинкой для высших чиновников и представителей криминалитета [30] .
Противозаконный лоббизм в законодательных органах труднее всего поддается контролю и уголовному преследованию, прежде всего из-за гипертрофированной депутатской неприкосновенности. Именно поэтому из общего числа должностных лиц, привлеченных к ответственности за деяния, которые можно квалифицировать как коррупцию (хотя этого термина и нет в Уголовном кодексе), законодатели составляют 3% [31] .
Серьезно коррумпированы
В 1996 году за взяточничество было
привлечено к уголовной
Согласно собственным
Суммарный объем числа
Структура зарегистрированной
Статистические данные о коррупционных действиях, совершенных в России за последние 10 лет. свидетельствуют, что регистрация должностных хищений, присвоений и растрат сократилась практически вдвое, а судимость за них снизилась почти в 10 раз. Аналогичные тенденции демонстрируют сведения о взяточничестве и должностных злоупотреблениях. По всем трем видам деяний на одного осужденного приходится 11 зарегистрированных коррупционных преступлений, 15 злоупотреблений, 13 хищений и 5 взяточничеств [36] . В 1997 году только 49% из числа всех обвиняемых за взяточничество осуждены за совершение преступления [37] .
При увеличении за последние
два года количества
лишь 0,2 – 0,5% коррупционеров [38] .
Таким образом, соотношение между состоянием фактической коррупции, уровнем зарегистрированных должностных преступлений и реально осужденными чиновниками (см. табл. 5) составляет несколько порядков.
Степень латентности
Таблица 5
Динамика преступлений в системе государственной службы
за 1993-1995 годы
|
1993 |
1994 |
1995 |
Возбуждено дел на Коррумпированных лиц На работников : органов госуправления в том числе: кредитно-финансовой и банковской системы контролирующих органов таможенной службы органов внутренних дел прокуратуры органов власти Из них депутатов Направлено в суд угол. дел на коррумпирован. лиц |
2469 1483 238 108 67 611 14 92 60 1191 |
2678 1673 295 202 93 786 16 57 29 1319 |
3504 2323 487 300 171 924 20 120 33 1949 |
В сферу коррупции вовлечено
огромное количество людей, начиная
от простых граждан до
Эффективность борьбы с
Проблемы, порождаемые коррупцией, воздействуют на все сферы жизни общества. Так, экономические последствия проявляются прежде всего в том, что расширяется теневая экономика. Это приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие – государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств. Неэффективное использование бюджетных средств, в частности при распределении государственных заказов и кредитов, еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны. Нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это приводит к снижению эффективности рынка и дискредитации идей рыночной конкуренции. За счет коррупционных «накладных расходов» повышаются цены. В итоге страдает потребитель. Теряется доверие агентов рынка к способности власти устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов.
Социальные последствия
В итоге не менее разрушительны политические последствия существования коррупции, проявляющиеся в смещении целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок. В результате уменьшается доверие к власти, растет отчуждение ее от общества. Падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее политической и экономической изоляции. Профанируется и снижается политическая конкуренция. Граждане разочаровываются в ценностях демократии, а следовательно, возникает угроза разложения демократических институтов. Кроме того, серьезно увеличивается риск крушения нарождающейся демократии по распространенному сценарию прихода диктатуры на волне борьбы с коррупцией [40] .
Коррупция, таким образом, являясь краеугольным камнем, посредством которого связаны между собой российская бюрократия и организованная преступность, влияет не только на их развитие, но и имеет серьезные негативные последствия во всех проявлениях общественной жизни. Поэтому, если не начать реальную, не на словах, экономически очень выгодную для страны борьбу с коррупцией, не проявить политическую волю и твердость в этом вопросе, под угрозу будут поставлены не только экономические интересы и демократические институты, но и национальная безопасность страны.
3.3. Легализация доходов, полученных незаконным путем
Размах криминального бизнеса,
масштабы теневой экономики
В самом общем виде «отмывание грязных денег» можно определить как «перевод незаконно полученных наличных денег в другой актив, сокрытие истинного источника или собственности, от которых незаконным образом получены деньги, и создание характера законности для источника и для собственности» [42] . Таким образом, это любая деятельность, сделка или финансовая операция, которая совершается в целях сокрытия источников происхождения, существования, распределения, перераспределения и потребления денежных средств или иного имущества, полученных в результате какого-либо преступления на первой стадии, с тем, чтобы на второй стадии приступить к извлечению из них регулярных доходов. Иными словами, согласно определению президентской комиссии США по организованной преступности 1984 года, «отмывание денег – процесс посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов, а затем маскировка их таким образом, чтобы они казались имеющими законное происхождение».
Как уже указывалось, пропорции
соотношения легального и
Таким образом, колоссальные средства, полученные от торговли оружием, незаконного игорного и наркобизнеса, контрабанды, хищений, другой противоправной деятельности, организованные преступники стремятся легализировать, придать им видимость законных, пустить в оборот.
Способы отмывания таких доходов различны. Многие из них представляют собой достаточно сложный и продолжительный процесс, включающий множество разнообразных операций. Наиболее распространенной является трехфазовая модель легализации преступных доходов. Каждая фаза имеет свою цель и набор форм для ее достижения.
В первой фазе происходит введение «грязных» наличных денег в легальный хозяйственный оборот. Основными формами такого введения являются: мошенничество с использованием подставных лиц и фирм; подкуп и запугивание лиц, ответственных за проведение идентификации клиента; организованная покупка легко преобразуемых имущественных ценностей (пятая часть легализируемых средств расходуется на приобретение недвижимости), при этом каждая покупка осуществляется либо на сумму ниже той, с которой возникает обязанность идентификации, либо платежи осуществляются мелкими суммами на один банковский счет. Часто используются обменные сделки – обмен денег на купюры иного достоинства или другую валюту без использования банковских счетов; использование предприятий с большим наличным оборотом, к легальной выручке которых примешиваются «грязные» деньги; создание собственных фиктивных предприятий, декларирующих такие деньги в качестве выручки (1,5 тыс. организованных преступных группировок имеют собственные коммерческие структуры).
В России введение «грязных» наличных денег в легальный оборот существенно облегчается благодаря значительному нелегальному наличному обороту между легальными предприятиями, которые за обмен своих безналичных средств на «черные» наличные деньги еще и платят коммисионные в размере 1 - 8% от суммы сделки [44] .
Значительная доля доходов от преступной и иной незаконной деятельности легализируется путем обмена на иностранную валюту и перевода ее за рубеж. В России эти функции нередко берут на себя банки так называемых свободных экономических зон – СЭЗ, которые позволяют зачислять на свои счета «грязные» деньги и конвертировать их.
По оценке экспертов
Цель второй фазы процесса легализации – отделение преступных доходов от источника их происхождения путем проведения комплекса финансовых операций. В результате обрывается цепочка следов и обеспечивается анонимность имущественных ценностей. Для осуществления операций во второй фазе широко используются подставные лица и фиктивные фирмы, выставляющие фиктивные счета, служащие основанием перевода денег. Операции второй фазы часто носят международный характер, для их проведения большую роль играют оффшорные зоны и иные страны с мягким налоговым режимом и слабо развитой системой финансового контроля.
В третьей фазе деньги обретают легенду происхождения и могут инвестироваться в легальную экономику.
Большую роль в легализации незаконно полученных средств играет банковский сектор. Несовершенство банковского и уголовного законодательства, неадаптированность финансовых институтов к рыночным реалиям привели к тому, что банковские учреждения до сих пор используются для накопления капитала противоправными способами и для отмывания преступных доходов.
В числе наиболее
Несмотря на то, что Россия имеет коммерческую банковскую систему чуть более 10 лет, она превращается в один из крупнейших центров по отмыванию грязных денег. Этому способствует несколько факторов. Во-первых, благоприятный климат для отмывания денег в России связан с особенностями депонирования в нашей стране, когда в отличие от западных стран, при помещении денег на депозит отсутствует даже минимальный контроль за источниками средств. Во-вторых, большие возможности для отмывания возникают в связи с наличным характером обращения денежных средств в России, а дефицит инвестиционных ресурсов снижает порог чувствительности к проблеме легализации «грязных» капиталов. Кроме того, отмывание активизируется в связи с расширением контроля криминальных структур над коммерческими банками страны.
Непосредственная связь
Использование криминального
капитала для развития
Однако при этом не следует
забывать, что при легализации
криминального капитала
Проблемы экономической
Особенности оффшорного банковского дела таковы, что позволяют легализировать незаконно полученные доходы. При этом имитируется легальный бизнес, и на бумаге оффшорные сделки выглядят вполне законными. Однако их законность трудно проверить, поскольку законы, охраняющие банковскую тайну, запрещают обмениваться информацией об операциях по счетам, а в нерегулируемых оффшорных центрах никакая отчетность не ведется. Трастовые законы также делают невозможной идентификацию подлинных владельцев фирм, вызывающих подозрение, и поэтому невозможно установить, кто является владельцем собственности. Учитывая эти возможности, которые находятся в распоряжении преступников, понятно, что почти невозможно отследить отмывание денег между несколькими оффшорными корпорациями [51] .
Таким образом, можно говорить
об использовании трех
Способы отмывания «грязных»
денег с использованием
В России эти методы были адаптированы к существующей экономической, социально-политической и правовой ситуации, и по характеру и объему операций в 1993 - 1995 годах превзошли все имеющиеся в мире аналоги. Так, в 1993 - 1994 годах только из-за несовершенства системы межбанковских расчетов преступными группировками с использованием поддельных банковских документов было введено в обращение примерно 3 - 4 трлн. рублей, значительная часть которых была конвертирована и переведена в зарубежные банки.
В 1993 - 1995 годах наступило время
бурной мошеннической
Фактически аналогичная схема
была использована в 1996 - 1998 годах,
однако строительством «
Игра на финансовом рынке страны шла через определенные банки (в этом принимал активное участие и сам Центробанк) и подставные финансовые структуры. Решение о дефолте даже не было оформлено постановлением правительства – это было корпоративное решение группы людей [54] . В результате страна была ввергнута в сильнейший системный кризис, была парализована банковская система, большинство коммерческих банков разорилось или спрятало свои валютные активы в оффшорах, несколько десятков миллионов простых вкладчиков вновь оказалось обманутыми. Обогатилась небольшая группа людей, которая конвертировала доходы от ГКО в валюту и уже в виде «законных» денег поместила их на счета западных банков.
Таким образом, на протяжении последних пяти лет в России существовали беспрецедентные по мировым масштабам возможности для одновременного получения супердоходов и их легализации.
Между тем, легализацию и
сокрытие теневых российских
денег трудно представить без
основного промежуточного
Борьба с легализацией
Это свидетельствует о том,
что обширный опыт легализации
незаконных доходов у
В России ужесточение
Кроме того, Россия так и не подписала Конвенцию Совета Европы «Об отмывании, расследовании и конфискации преступных доходов» от 8 ноября 1990 года. Осложняет расследование этой категории дел и отсутствие соглашений об экстрадиции между Россией и рядом стран. Поэтому для повышения эффективности борьбы с легализацией денежных средств, полученных преступным путем, которая по сути является смыслом предшествующей ей преступной деятельности, необходимо окончательно принять Федеральный закон, регламентирующий борьбу с этим явлением, а также присоединиться к Европейской конвенции, которая позволит перекрыть пути российскому криминальному капиталу на Запад.
3.4. Организованная преступность
в кредитно-финансовой и
Кредитно-финансовая сфера является «кровеносной системой» общественно-экономического организма, поэтому отлаженное ее действие под контролем государства создает условия для наиболее эффективного развития хозяйства страны.
Между тем в этой сфере сформировались наиболее острые проблемы, характерные для экономики переходного периода: отставание законодательного процесса от реалий, складывающихся в хозяйственных отношениях; несовершенство существующих банковских технологий и структур обеспечения собственной безопасности в сравнении с общепринятыми в мире; активное внедрение в ее деятельность организованных преступных сообществ.
Поскольку в условиях
По данным Интерпола, доходы организованной преступности в кредитно-финансовой сфере превышают доходы от всех преступлений в экономике и занимают третье место по прибыльности после наркобизнеса и торговли оружием. В России в финансово-кредитной сфере доходы криминальных структур были оценены западными экспертами приблизительно в 4 млрд. долларов США [57] .
Экономическая преступность
в кредитно-финансовых
Массовый характер стали
приобретать такие виды
По количеству хищений в крупных размерах и мошенничеств кредитно-финансовая система вышла на первое место среди прочих сфер экономики. Материальный ущерб только по оконченным производством уголовным делам в 1994 - 1997 годах составил 1 трлн. рублей [59] . В 1998 году было выявлено свыше 34 тыс. преступлений в этой сфере, а причиненный ими ущерб оценивается в 7,9 млрд. рублей [60] . Абсолютные показатели состояния преступности в кредитно-финансовой системе за последние семь лет увеличились более чем в 65 раз: с 617 зарегистрированных преступлений в 1992 году - до 40595 в 1999. При этом максимальный рост деяний данного вида пришелся на 1993 год, когда абсолютное их количество увеличилось в 8,7 раза (было зарегистрировано 5400 преступлений).
Негативные процессы в
Создание системы рассчетно-
Проблема расчетов была
Всего за эти годы только из-за несовершенства системы межбанковских расчетов преступниками посредством использования поддельных банковских документов было введено в обращение примерно 3 - 4 трлн. рублей, значительная часть которых была конвертирована и переведена в зарубежные банки [61] . «Отмыванием» похищенных сумм занимались 900 банков и 1,5 тыс. предприятий в 68 субъектах Федерации.
В более позднее время (1993
- 1994) характерными стали
С конца 1994 года наступил
этап незаконного получения
Незаконное получение кредита
осуществляется посредством
Распространение получили
Активно криминализируется
в настоящее время сфера
В 1995 - 1996 годах производилась
массовая эмиссия векселей
В вексельных пирамидах
Вексельные схемы в
Широкое использование векселей является во многом следствием проблемы недостатка наличных денег в обращении. Поэтому, наряду с фиктивными векселями, широко применяется для получения нелегальных доходов, особенно на региональном уровне, использование реальных “денежных суррогатов” - векселей крупных предприятий, банков, которые входят в систему оплаты бюджетных средств. Вексель, как 100-процентный платеж попадает через администрации регионов в конкретные организации, которым необходимы живые деньги, чтобы выплатить заработную плату, обеспечить различные платежи. С векселем эти вопросы решить невозможно, для решения платежных проблем бюджетной организации его необходимо продать. Однако никто за 100% цены такой вексель не покупает. Иными словами, организации ставятся в такие условия, что могут просто потерять его и, в конечном итоге, вынуждены вексель, который получен как 100-процентная оплата бюджетных средств, поменять на 50% или, может быть, менее живых денег. Между тем этот вексель возвращается назад к тем же структурам, которые его выдали, и принимается опять как 100-процентный. Таким образом, 50 и более процентов чистой прибыли начинает работать уже на беловоротничковую преступность.
Следует отметить, что из общего объема векселей в 300 трлн. рублей, в 1997 году на долю банков приходилось 13%; Минфина – 2%; субъектов Федерации – 2%; муниципальных образований – 1%; предприятий и организаций – 77,5% [64] .
С помощью векселей также
обеспечиваются различные
Все более широкое
Хищение денежных средств
с помощью компьютерных систем
связано с осуществлением
В некоторых случаях в
банках существует
Опасность сложившейся
Наиболее характерным
Таким образом, существует реальная
угроза перехода контроля над
денежным обращением к
Поражен криминальными
В начале октября 1999 года в Москве задержана преступная группа, специализировавшаяся на продаже крупных партий драгоценных камней, при попытке продажи партии оценочной стоимостью 17 млн. долларов. В группу входил вице-президент ЗАО «Беларус-Диамант», при обыске у которого были изъяты 815 ювелирных изделий, 58 пакетов с мелкими камнями и 1475 крупных камней, оценочной стоимостью 144 млн. долларов. Судя по описанию изъятых драгкамней и их оценочной стоимости, эта группа осуществляла преступную деятельность в гораздо более крупных масштабах, чем печально известная «Голден-Ада». Ее деятельность полностью контролировалась этническими, в том числе чеченскими группировками [68] .
Сверхприбыли от сделок с
промышленным золотом и
На российском рынке алмазов
появилось значительное
В целом в 1997 году было
зарегистрировано 1785 преступлений, связанных
с незаконным оборотом
Ситуация в банковской сфере между тем свидетельствует о том, что действие криминогенных факторов, способствующих криминализации банков, не ослабевает. Период инфляционного бума образования банков с дутыми уставными капиталами сменился периодом активных валютных спекуляций, совершаемых с помощью пирамидообразных займов на межбанковских рынках. Крах спекулятивного валютного рынка и рынка межбанковских кредитов плавно перерос в стадию бюджетного кризиса, при котором дефицит бюджета финансировался за счет КО, векселей Минфина, различного рода взаимозачетов и других квазиденежных инструментов. В связи с ухудшением положения коммерческих банков и реальной подорванностью денежного обращения в качестве денежных заменителей используется целый спектр финансовых, зачастую противоправно вводимых инструментов расчета: региональные и отраслевые векселя, акции, купоны, облигации, квитанции, аккредитивы, депозитарные расписки, трастовые и коммерческие договоры и другие, оформляемые для расчетов в качестве ценных бумаг.
Появились новые способы
совершения преступлений в
Криминализация банковской сферы имеет особую опасность, поскольку она дестабилизирует кредитно-денежную систему, подчиняя своему влиянию ключевые сегменты рынка, формируя финансовую базу для врастания организованной преступности в различные органы государственной власти с помощью коррупции. Она проявляется в различных формах: это может быть сращивание криминального капитала с банковским; хищение денежных средств банков с помощью различных мошеннических операций; использование банков в незаконных операциях представителями различных органов государственной власти; отмывание «грязных» капиталов через банковские операции.
Наиболее ярким примером тому является уголовное дело по обвинению членов международной организованной преступной группы, которые в течение 4 лет занимались незаконной банковской деятельностью, выражающейся в легализации денег, добытых преступным путем. У 26 привлеченных к ответственности граждан России и Германии были изъяты денежные средства и иностранная валюта в сумме эквивалентной 2,5 млн. долларов США. В качестве другого примера можно привести привлечение к уголовной ответственности в 1998 году руководителей коммерческих банков «Кредитный союз», «Московский инновационный банк», «Авиабанк» за совершение финансовой аферы, в результате которой похищено и переведено за рубеж свыше 230 млн. долларов США. [72]
Давление теневого капитала
на банковский сектор идет
с самого начала формирования
современной банковской
Достаточно широкое
Хищения и мошеннические
операции проводятся с
3.5. Преступные посягательства на сырьевые товары и топливно-энергетические ресурсы
В Российской Федерации
При проведении экономических
реформ был принят ряд
Прозрачные границы между странами СНГ, среди которых новых российских границ, определившихся после развала СССР, было 8,4 тыс. миль, и соответственно их полная необустроенность для пропуска больших партий товаров; огромные диспропорции между внутренними и внешними ценами и, следовательно, возможность получения гигантских прибылей на разнице цен, обуславливают в значительной степени интерес организованных преступных сообществ к коммерческой контрабанде энергоносителей, цветных и редкоземельных металлов, руд, леса, драгоценных камней, стратегического сырья и т.п. Ранее этот вид контрабанды не был характерным для России, поскольку «железный занавес» в виде крепких, хорошо обустроенных границ и жесткой регламентации государством всех внешнеэкономических операций, контролируемых спецслужбами, не давал и малейшей возможности ее осуществлять.
Результаты правоохранительной деятельности таможенных органов свидетельствуют, что «лидирующее положение» в незаконном вывозе (в том числе с использованием подложных таможенных документов и мошенничества по каналам связи) с территории России занимают нефть и нефтепродукты (например, в 1993 было задержано при экспорте 60,7 тыс. тонн, а в 1994 уже – 810 тыс. тонн). Далее следуют цветные и редкоземельные металлы, лес и лесоматериалы, черные металлы (вывозится до 1/3 всех полученных металлов) [74] .
В осуществление
В незаконных сделках, например,
по купле-продаже цветных
Одним из каналов
По мнению экспертов, указанные обстоятельства в 1992 - 1994 годах позволили странам Балтии, не производящим цветных металлов, выйти на одно из первых мест в Европе по экспорту цветных металлов и реализовать их на мировом рынке по демпинговым ценам.
По данным МВД РФ, в Литве действуют 4 мощные мафиозные структуры, специализирующиеся на «переориентации» российских товарных потоков. В результате до 70% следующего транзитом через Литву сырья из России никогда не достигает Калининграда. Ежедневно в 1993 году на территории Литвы исчезал железнодорожный груз с 7350 баррелями нефти. В операции участвовали работники железной дороги, таможенники, представители внешнеторговых организаций. Активно создаются на территории Калининграда ложные фирмы под проведение разовых сделок по получению сырья из России по субсидируемым ценам [75] . В 1993 - 1995 годах только по направлению Грозный–Калининград ежеквартально в страны Балтии контрабандным путем с использованием фактора «калининградского транзита» вывозилось до 30 железнодорожных составов нефтепродуктов. Ущерб, нанесенный России только за счет неуплаты таможенных сборов, по минимальной оценке, превышает 6 млн. долларов ежегодно [76] .
Практически все
Центр тяжести связанных
с экономической контрабандой
правонарушений сегодня
Между тем организованные преступные синдикаты, контролирующие экспортеров сырья, прежде всего нефти, газа, цветных металлов, все больше стремятся перейти к непосредственно легальной деятельности, приобретая контрольные пакеты акций ведущих добывающих и перерабатывающих предприятий России за счет средств криминальных капиталов, которые таким образом еще и отмываются. Это значительно способствует упрочению их положения на законном сырьевом рынке и в легальной внешнеэкономической деятельности. Более того, все чаще «владельцами» российских предприятий в этой сфере оказываются не россияне.
Так, например, две трети алюминиевого
производства России в
Преступные формирования
В топливно-энергетической
На состояние дел в топливно-
Выявлен ряд преступлений, связанных с реализацией сырья, переданного в распоряжение администраций в счет погашения задолженности по платежам в бюджет. Именно в рамках этой деятельности происходят незаконные сделки с нефтью, ее вывоз за пределы России, получение взяток должностными лицами за полученную сырую нефть. Таким образом бюджет не получает триллионы рублей.
Отсутствие действенного
В немалой степени
Неконтролируемая ситуация сложилась с поставками нефти в качестве давальческого сырья на НПЗ ближнего зарубежья, осуществляемыми по Временному положению от 7 марта 1992 года «О порядке ввоза в Российскую Федерацию иностранных товаров и вывоза российских товаров за границу для переработки, а также товаров по соглашениям о международной кооперации производства». В 1993 году отправлено для этих целей более 9 млн. тонн нефти, из которых только 22% вернулось обратно. В 1994 году поставки на условиях временного вывоза увеличились в полтора раза. При проверке МП «Войл» в доход государства за счет невозвращенных нефтепродуктов взыскано 5 млрд. рублей и 3 млн. долларов США. По имеющимся данным подобными операциями занимаются свыше 50 различных коммерческих структур [78] .
Получили распространение
В связи с отменой с 1 июля 1994 года квотирования и лицензирования поставок ряда нефтепродуктов за пределы России вывезено мазута в 1,4 раза больше, чем в 1993 году. Из-за этого в районах Дальнего Востока, Крайнего Севера сложилось катастрофическое положение в поддержании жизнедеятельности населения и промышленных предприятий в зимних условиях. А повышение цен на нефть на мировом рынке в 1999 году привело к значительному росту ее экспорта и «бензиновому кризису» внутри России. Полученная же в результате валютная выручка лишь частично возвращается в страну, оседая в основном в оффшорных зонах.
3.6. Организованная преступность и экологические проблемы в сфере экономики
О проблемах экономического развития России написано множество трудов, об организованной преступности и ее тесных связях с российской экономикой тоже. Проблемы экологии современной России выходят в последнее время на одно из первых мест по степени важности их решения для осуществления дальнейшего общественного развития, поскольку выживание нации в условиях максимально загрязненной внешней среды, источником которой является деятельность самого человека, всегда проблематично. Возникновение и существование экологических проблем, таким образом, напрямую связано с производственной деятельностью современного общества. Если же принять за истину, что теневая экономика составляет сегодня 40 - 50% от официального объема валового внутреннего продукта, а преступные группировки по самым скромным оценкам экспертов, держат в руках капитал приблизительно в 70 - 80 трлн. рублей и направляют его на развитие и приумножение теневой экономики, то очевидна связь между организованной преступностью и экологическими проблемами в сфере экономики.
Преследуя цель извлечения
максимальной прибыли и
Кроме того, экологические проблемы
возникают и в связи с
Слабость охраны границ и
Доходность такого бизнеса
определяется высокой
В совершении преступлений
такого рода нередко участвуют
«смешанные» интернациональные
группы, что облегчает перемещение
товара через границу, особенно
при осуществлении «прикрытия»
со стороны сотрудников
Рыболовецкий и грузовой флот РФ, как и практически все морские порты, акционированы, доля государственного пакета акций в общей структуре невелика. Между тем значительная их доля находится под контролем криминальных структур. Подразделения департамента по рыболовству не справляются с осуществлением контрольных функций, в результате широкое распространение получило браконьерство, которое в большинстве случаев носит организованный характер.
Выловленная рыба, краб за
наличную валюту сбываются
Японская полиция в ходе
расследования деятельности
На контрабанде рыбной
По некоторым экспертным оценкам в 1998 году подобным образом продано за наличную валюту около 80% этой российской продукции, причем по ценам, составляющим не более 30 - 40% от реальной оптовой цены. Большая часть валюты оседает в иностранных банках или контрабандным путем вывезена из России [84] . Хищническое разграбление морских ресурсов России ведет не только к колоссальным экономическим потерям, но и к серьезным экологическим проблемам в этой сфере.
Невосполнимый ущерб
Другой крупной экологической проблемой является постоянно усложняющаяся ситуация, связанная со сбором, утилизацией, обезвреживанием, уничтожением и захоронением промышленных и бытовых отходов. С одной стороны, эта проблема стоит остро в отношении российских отходов и связана либо с отсутствием средств на утилизацию, переработку или уничтожение с использованием экологически чистых технологий, либо с отсутствием возможности использования этих технологий, либо с нежеланием терять существенную долю прибыли на цивилизованное избавление от вредных промышленных отходов, тем более, если производство находится «в тени», а свалка в черте города.
С другой стороны, в 90-х годах
отмечена активизация
Прибыльность таких операций, складывающаяся из существенной разницы между стоимостью уничтожения отходов в промышленно развитых странах и в России, привлекает международные преступные группы, а бесконтрольное продолжение этого процесса все более превращает Россию в свалку западных отходов, угрожает экологической катастрофой.
О размерах поступающих в Россию опасных отходов можно только догадываться, сопоставляя их с масштабами выявленных и пресеченных попыток такого ввоза. Так, например, австрийская фирма «Глассимпекс» пыталась захоронить в различных регионах страны более 7 млн. тонн строительных и бытовых отходов, содержащих токсичные вещества. В порт Санкт-Петербурга из Голландии под видом угля было ввезено 18 тыс. тонн промышленных отходов с содержанием в них лишь 24% угля. «Уголь» был направлен якобы по линии гуманитарной помощи для электростанций г. Твери. По далеко не полным данным организации «Гринпис», в 1987 - 1994 годах западные фирмы пытались ввезти в Россию 34 млн. тонн опасных для здоровья населения отходов производства химикатов, пестицидов, радиоактивных и других токсичных веществ [87] .
Несмотря на огромный
Между тем экосреда едина и для правопослушных граждан, и для организованных преступников, природа не прощает человеку такого потребительски-разрушительного отношения к ней. Не случайно проблемы транснациональной организованной преступности по степени важности для цивилизации оказались, по мнению ООН, все-таки после экологических проблем [88] . Важно понимать, что время бездумного расточительства и уничтожения природных ресурсов и загрязнения природной среды дошло до грани, за которой нет сверхприбылей, а стоит лишь один вопрос о физическом выживании нации, человечества в целом.
[1] См., например: Организованная преступность Дальнего Востока. С. 62; Глинкина С.П. Причины усиления и специфика теневой экономики на этапе перехода России к рынку. С. 249; Организованная преступность – 4. С. 101-103.
[2] Исправников В.О. Теневая экономика: Личность, предпринимательство, криминал, государство // Теневая экономика и организованная преступность. М., 1998. С. 65. Аналогичную позицию занимает и Д.В.Чеснов, определяя теневую экономическую деятельность как «всякую деятельность, приносящую прибыль преступным организациям, запрещенную законом не только в экономической сфере, но и в любой другой» (Чеснов Д.В. Теневая экономика как сфера деятельности организованных преступных сообществ // Там же. С. 147).
[3] См.: Организованная преступность – 4. С. 120-121.
[4] См.: Яковлев А.М. Социология экономической преступности. М., 1988. С. 50; Криминология / Под ред. А.И. Долговой. С. 484; Петров Э.И., Марченко Р.Н., Баринова Л.В. Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений. М., 1995. С. 65.
[5] Основы борьбы с организованной преступностью. С. 208.
[6] См.: Попов П.М. Теневые экономические отношения и организованная преступность // Теневая экономика и организованная преступность. С. 41; Исправников В.О. Теневая экономика: личность, предпринимательство, криминал, государство. С. 65.
[7] См.: Экономическая безопасность. М., 1998. С. 32; Прогноз криминологической ситуации в Российской Федерации. С. 24; Организованная преступность - 4. С. 94.
[8] Для сравнения: нелегальный сектор ВВП западных стран официально оценивается в 5 - 10%.
[9] См.: Исправников В.О. Теневая экономика: Личность, предпринимательство, криминал, государство. С. 65-66; Глинкина С.П. Причины усиления и специфика теневой экономики на этапе перехода России к рынку. С. 265-266; Организованная преступность – 4. С.119.
[10] Степашин С. Главный критерий оценки нашей работы – уровень общественного доверия // Чистые руки. 1999. № 2. С. 65.
[11] Организованная преступность – 4. С. 96.
[12] См. : Организованная преступность – 4. С. 97.
[13] См.: Иностранные инвестиции в России // Бизнес: Организация, стратегия, системы. 1997. №1. С.15.
[14] См.: Русские с завистью смотрят на инвестиции в Китае // Вашингтон Таймс. 1996. 4 нояб. С. 20.
[15] См.: Материалы семинара по борьбе с коррупцией в Восточной и Центральной Европе и странах СНГ. Budapest. 1997. 7-12 Apr. Р. 5-6.
[16] Девятый Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями: Справочный документ о международной борьбе с коррупцией . A/CONF. 169/14. 1995. 13 Apr. Р. 5.
[17] См. подробнее: Лунеев В.В. Коррупция учтенная и фактическая // Государство и право. 1996. № 8.
[18] Справочный документ о международной борьбе с коррупцией . A/CONF. 169/14. 1995. 13 Apr. Р. 5.
[19] Klitgaard Robert National and international strategies for reducing corruption // Proceeding of Simposium on Corruption and Good Governance. Paris, 1995. 13-14 March.
[20] См.: Annual Report 1999. Transperensy International. Berlin, 1999. Р.13; Economical Perspectives. An Electronic Journal of the U.S. Information Adgensy. 1999. P. 36.
[21] См.: Лунеев В.В. Снисходительность властей к коррупционерам доведена до абсурда // Чистые руки. 1999. № 2. С. 30.
[22] Организованная преступность – 4. С. 95.
[23] См. подробнее об этом: Справочный документ о международной борьбе с коррупцией. Р. 7-8.
[24] Сведения об этом содержатся в докладе президентской комиссии, посвященном преступности и коррупции. См. подробнее об этом: Аслаханов А.А. Особенности российской коррупции. С. 42.
[25] См.: Россия и коррупция: Кто кого?// Рос. газ. 1998. 18 февр.
[26] См. подробнее гл. 2.
[27] Глинкина С.П. Причины усиления и специфика теневой экономики на этапе перехода России к рынку. С. 263.
[28] См.: Рос. газ. 1998. 19 февр.; Зотов М.Н. Роль органов предварительного следствия в борьбе с коррупцией // Коррупция: Политические, экономические, организационные и правовые проблемы. М., 2000.
[29] См.: Скобликов П.А. Нужна ли России самостоятельная федеральная служба для борьбы с организованной преступностью и коррупцией // Проблемы борьбы с коррупцией. С. 55.
[30] См. интервью с Ю.Скуратовым «Я знаю, что очень большие люди окажутся на скамье подсудимых» (Сов. секретно. 1999. № 6. С. 4-5).
[31] См.: Россия и коррупция: Кто кого? С. 8.
[32] О состоянии коррупции в этой сфере см. подробнее параграф 1.3.
[33] См.: Организованная преступность – 4. С. 39.
[34] Репецкая А.Л. Коррупция в системе государственной службы и российское общество: Детерминация социальных процессов // Коррупция: Политические, экономические и правовые проблемы. С. 55.
[35] См.: Максимов С.В. Коррупционная преступность в России: Правовая оценка, источники развития, меры борьбы // Проблемы борьбы с коррупцией. М., 1999. С. 28-29.
[36] См.: Лунеев В. В. Преступность XX века: Мировой криминологический анализ. С. 277- 278.
[37] Россия - страна повального взяточничества // СМ-Номер один. 1998. 8 апр.
[38] См.: Зотов М.Н. Роль органов предварительного следствия в борьбе с коррупцией; Лунеев В.В. Коррупция: Политические, экономические, организационные и правовые проблемы // Коррупция: Политические, экономические и правовые проблемы; Аслаханов А.А. Особенности российской коррупции. С. 44.
[39] См.: Максимов С.В. Коррупционная преступность в России: Правовая оценка, источники развития, меры борьбы. С. 30; Преступность в России: Аналитическое обозрение. М., 1997. С. 3.
[40] См.: Россия и коррупция: кто кого? С. 5.
[41] См.: Кернер Х., Дах Э. Отмывание денег: Путеводитель по действующему законодательству и юридической практике. М., 1996. С. 36-37.
[42] Money Laundering: Guidance Notes for Banks and Building Societies. 1990.
[43] См.: Международное сотрудничество в борьбе с отмыванием доходов полученных незаконным путем. М., 1999. С.19, 39.
[44] См.: Организованная преступность – 4. С. 212.
[45] См.: «Грязные» деньги и закон: Правовые основы борьбы с легализацией преступных доходов. М., 1994. С. 8 - 10; Организованная преступность – 4. С. 9; Волженкин Б.В. Отмывание денег. Спб., 1998. С. 5.
[46] См.: Босхолов С.С. Политико-правовые проблемы борьбы с «грязными деньгами» в России // Международное сотрудничество в борьбе с отмыванием доходов, полученных незаконным путем. С. 9; Геращенко В. Вокруг рубля // АиФ. 1999. № 39. С.3.
[47] См. подробнее: Лешенков А.В. Отмывание незаконных доходов с использованием банковского механизма // Международное сотрудничество в борьбе с отмыванием доходов полученных незаконным путем. С. 52-54.
[48] См.: Банковский бизнес в России: Криминологические и уголовно-правовые проблемы. М., 1994. С. 55-56.
[49] См.: Организованная преступность – 4. С.102.
[50] Там же. С. 129-130.
[51] См. подробнее: Но Д.П. Оффшорные операции, связанные с отмыванием нелегально приобретенных доходов в России // Международное сотрудничество в борьбе с отмыванием доходов, полученных незаконным путем. С. 59-64.
[52] Основы борьбы с организованной преступностью. С. 186.
[53] См.: Организованная преступность – 4. С. 129; Комсомольская правда. 2000. 2 февр.
[54] См.: Интервью с Ю. Скуратовым // Совершенно секретно. 1999. № 6.
[55] См. подробнее: «Русские баксы» отмывали и стирали // Ком. правда. 2000. 18 февр.; Banker Tell of Money Laundering Case. // N-Y Times. 2000. 17 of Feb.
[56] См.: Михайлов В.И. Криминологические особенности и юридический анализ легализации денежных средств и иного имущества, приобретенного заведомо незаконным путем. // Законодательство. 1999. Апр.
[57] Организованная преступность – 4. С. 121.
[58] Есипов В.М. Финансово-кредитная сфера: Вопросы преодоления криминальных явлений // Организованная преступность – 3. М., 1996. С. 186.
[59] См.: Организованная преступность – 4. С. 121.
[60] Главный критерий оценки нашей работы - уровень общественного доверия / из отчета С.Степашина // Чистые руки. 1999. № 2. С. 67.
[61] См.: Основы борьбы с организованной преступностью. С. 219.
[62] Там же. С. 220.
[63] Организованная преступность – 4. С.122, 124.
[64] См.: Организованная преступность – 4. С. 124.
[65] Там же. С. 126.
[66] См.: Вакурин А.В. Финансово-экономические факторы коррупции // Коррупция в России: Состояние, проблемы. Вып. 1. М., 1996. С. 48-49.
[67] См.: Итоги оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в 1998 году // Щит и меч. 1999. 11 марта.
[68] См.: Известия. 1999. 2 окт.
[69] Организованная преступность – 4. С. 96.
[70] Основы борьбы с организованной преступностью. С. 221.
[71] См.:Преступность, статистика, закон. М., 1998. С. 134; Итоги оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в 1998 году // Щит и меч. 1999. 11 марта.
[72] См.: Щит и меч. 1999. 11 марта.
[73] См.: Прогноз криминологической ситуации в Российской Федерации на 1999 г. С. 25.
[74] См.: Основы борьбы с организованной преступностью. С. 209; Новая ежедневная газета. 1994. 30 марта.
[75] См.: Глинкина С.П. Причины усиления и специфика теневой экономики на этапе перехода России к рынку. С. 264; Global Finance. 1994. Jan. Р. 34-36.
[76] См.: Организованная преступность – 3. С. 67.
[77] См. об этом подробнее в параграфе 1.4.
[78] Основы борьбы с организованной преступностью. С. 211.
[79] См.: Проблемы борьбы с организованной преступностью в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Проблемы сотрудничества и взаимодействия. С.45.
[80] См.: Организованная преступность - 4. С.138.
[81] Организованная преступность: Тенденции, перспективы борьбы. Владивосток, 1999. С.89.
[82] См.: Организованная преступность Дальнего Востока: Общие и региональные черты. С.159.
[83] Головин В. Черная аренда // Завтра России. 1997. № 50.
[84] См.: Прогноз криминологической ситуации в Российской Федерации на 1999 год. С.10.
[85] См.: Организованная преступность - 4. С. 138-139.
[86] См.: Основы борьбы с организованной преступностью. С. 211-212.
[87] Основы борьбы с организованной преступностью. С. 213.
[88] См.: VIII Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Гавана, 27 авг. - 7сент. 1990: Доклад, подготовленный Секретариатом. Изд-во ООН. N R 91, IV.2. гл. I. С.7.
Объем незаконного
возврата НДС в I полугодии 2006 года составил
порядка 30 млрд руб. Об этом сегодня, 23
ноября, на заседании Правительства заявил
статс-секретарь, замминистра экономического
развития и торговли Андрей Шаронов.
Вместе с тем, он предложил Правительству
"не драматизировать ситуацию", так
как, по его словам, это связано с проблемами
переходного периода и "к 2008 году ситуация
стабилизируется".
А.Шаронов добавил, что Минэкономразвития
готовит законопроект по введению системы
обязательной регистрации налогоплательщиков
по оплате НДС, которая позволит бороться
с незаконным возмещением налога.
По его словам, планируется создать механизм
противодействия получению статуса налогоплательщика
подставными лицами. Кроме того, будут
установлены жесткие требования к информации,
предоставляемой для регистрации налогоплательщика.
Статс-секретарь, замминистра финансов
Сергей Шаталов отметил, что при разработке
системы регистрации налогоплательщика
по уплате НДС необходимо решить вопрос
о пороговом значении годового оборота
компаний, которые будут включены в эту
систему. Он привел в пример европейские
страны, где такое пороговое значение
варьируется в рамках от 6-7 тыс. евро в
год в Дании до 76 тыс. евро во Франции.
Кроме того, по словам С.Шаталова, для России
целесообразно будет выбрать подход, при
котором компании с оборотом ниже порогового
значения вообще не будут платить НДС.