Россия на мировом рынке технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 06:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование участия и перспектив России на мировом рынке высоких технологий.
В связи с этим перед нами поставлены следующие задачи:
1) проанализировать структуру и особенности мирового рынка высоких технологий;
2) исследовать долю России на мировом рынке высоких технологий;
3) рассмотреть проблемы участия России на мировом рынке высоких технологий;
4) определить пути повышения участия России на мировом рынке высоких технологий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности мирового рынка технологий……………………4
1.1 Современные условия и формы обмена технологиями………….4
1.2 Научные ресурсы: основные показатели…………………………7
Глава 2. Состояние мирового рынка высоких технологий на
современном этапе развития……………………………….…10
2.1 Общий анализ мирового рынка высоких технологий……...…..10
2.2 Доля России на мировом рынке высоких технологий……….....13
Глава 3. Перспективы участия России на мировом рынке высоких
технологий……………………………………………………..22
3.1 Проблемы участия России на мировом рынке высоких
технологий……………………………………………………….22
3.2 Пути повышения роли России на мировом рынке высоких
технологий…………………………………………………...…..30
Заключение…………………………………………………………...….38
Список использованной литературы……………………………..…….40

Вложенные файлы: 1 файл

Рефер Мой.docx

— 67.99 Кб (Скачать файл)

Выделив 5–7 приоритетных высоких  макротехнологий, Россия должна вырастить на их основе 50 компаний-чемпионов, построенных по западному типу, и они принесут доход больший, чем все остальные 16 тысяч разрозненных предприятий, имеющих технологическую базу двадцатилетней давности.

Решить данную задачу без государства  невозможно. Можно изыскать финансирование и создать новый конкурентный продукт, но это только одна треть  пути, а две трети – это создание системы поддержки и продвижение  продукта. Рыночные механизмы не выведут  нашу промышленность на международный  рынок, так как он уже поделен  транснациональными корпорациями, которые  будут жестко отстаивать свои позиции.

В России пока еще нет жизнеспособного  ядра крупных предприятий – даже сходных с теми, которые существуют, например, в Корее, – обладающих способностью осваивать и создавать  новые наукоемкие технологии, укреплять  стратегические связи со знающими, квалифицированными поставщиками и  клиентами. Действительно динамичный и конкурентоспособный сектор хай-тека (высоких технологий) не возникнет до тех пор, пока недостатки не будут устранены.

Частный бизнес в России пока не заинтересован  в форсированном освоении рынков высокотехнологичной продукции, располагающих  высокими входными барьерами патентной  защиты.

Малые предприятия, действующие в высокотехнологичном  секторе, слабо защищены от изменений рыночной инфраструктуры, имеют низкую привлекательность для страховых компаний. Поддержать такое предприятие могут либо государство, либо крупный бизнес, способные взять на себя страхование рисков, которые с неизбежностью сопровождают производственную деятельность такого предприятия. Даже разработав технологически ту или иную идею, малое высокотехнологичное предприятие не может довести его до серийного производства, поскольку обеспечить его реальный выпуск может только крупное предприятие, способное компенсировать потери, связанные с низкой востребованностью наукоемкой продукции на еще не сформировавшихся под нее рынках. Спрос на такую продукцию внутри страны невысок, а продвижение продукции на внешние рынки предполагает значительное количество ограничений. Снять такие ограничения способно государство, предоставив дополнительные возможности для продвижения продукции таких компаний на внешние рынки. Исключительную роль крупных предприятий можно объяснить возможностями централизации капитала, концентрации на этих предприятиях основной части научно-технического потенциала, финансовых ресурсов, высококвалифицированной рабочей силы, перспективами перестройки малоэффективных звеньев своей структуры, а также государственной поддержкой.

Господствующее  положение крупного бизнеса в  инновационных процессах не приводит к исчезновению средних и мелких предприятий и даже не влечет за собой снижения их значимости. Это  обусловлено основными направлениями  в развитии научно-технического прогресса. К числу главных из них можно  отнести: во-первых, развитие специализации  при сближении технического уровня крупного, среднего и мелкого производства; во-вторых, развитие и внедрение  сравнительно мало капиталоемких технологических  методов, производственных линий и  систем машин, эффективных при сравнительно небольших масштабах производства. С точки зрения рыночной ситуации у мелких и средних предприятий  возникают возможности временного доминирования на рынке в случае существования так называемых ниш, которые возникают в тех отраслях, где пороговые инвестиции в НИОКР относительно невелики, а крупные предприятия считают пока нецелесообразным (из экономических соображений) замыкаться на этот рынок. Основная деятельность мелких и средних предприятий может быть сосредоточена на усовершенствовании уже существующих товаров, создании новых комбинаций известной техники, а также на распространении инноваций, созданных в прошлом. Это общее правило не исключает, разумеется, случаев, когда важнейшие научные и технические идеи возникают в мелких и средних предприятиях, а крупные предприятия уже используют результаты этих исследований.

Развертывание инновационной деятельности определяется в значительной степени отраслевой направленностью предприятий. Наиболее высокая активность в разработке и освоении новой продукции присуща  ограниченному кругу наиболее динамичных и перспективных отраслей экономики. Это — аэрокосмическая промышленность, производство электронного, энергетического  оборудования, отрасли химии, фармацевтика, автомобильная промышленность, где  инвестиции в крупномасштабные и  долгосрочные НИОКР, а также первоначальные затраты, связанные с производством  и коммерциализацией кардинальных инноваций, составят сотни миллионов  и миллиарды долларов.

Не побуждает  частный бизнес к инновационной  деятельности и состояние отечественной  конкурентной среды. Крупные компании — лидеры российского сырьевого  сектора сравнительно недавно приступили к формированию инновационных стратегий, лишь единицы при этом позиционируются  как стратегические новаторы. Большинство  частных компаний, в отличие от государственных, к сожалению, не имеют  средств, для реализации долгосрочных, наукоемких проектов. А созданные в последние годы госкорпорации лишены серьезных стимулов форсировать высокорисковую инновационную деятельность. Очевидно, что на сегодняшний день на рынке инновационных технологий в России отсутствует сложившаяся система финансирования и продвижения инноваций. И поэтому без государства, без его прямой поддержки (как материальной, так и организационной) такая система существовать просто не может.

«Россия должна занять не менее 2% мирового рынка высоких технологий. Достичь  этой цели нужно не только за счет традиционных сильных позиций России в энергомашиностроении и вооружении, но и благодаря продвижению  новых перспективных направлений. Среди таких направлений можно  выделить фармацевтику, химические и  биотехнологии электронику, телекоммуникации и наноматериалы. Развитие этих секторов должно существенно увеличить долю инновационной продукции в промышленном производстве страны с нынешних 4,5-5% до 25-30% к 2020г. При этом главным критерием эффективности реализации стратегии инновационного развития России до 2020г. должен стать реальный спрос на российскую наукоемкую продукцию не только на внутреннем, но и на внешних рынках. Инновационный прорыв для России должен быть не отдельным, разовым усилием, а требует постоянного подтверждения конкурентоспособности в высокотехнологичном секторе» Такое мнение высказал премьер-министр РФ Владимир Путин на заседании президиума правительства РФ.

 

3. Перспективы  участия России на мировом рынке высоких технологий

3.1 Проблемы  участия России на мировом рынке высоких технологий

 

Проведенная оценка текущего уровня научно-технологического комплекса  России позволяет выделить главную  проблему российского научно-технологического комплекса – значительный разрыв между имеющимися ресурсами (главным  образом, научно-технологическим потенциалом) и эффектом от их использования –  производством и экспортом высокотехнологической  продукции и технологий.

Эта проблема – результат совокупного  действия ряда факторов и тенденций. Все факторы, являющиеся слабыми  сторонами российского высокотехнологического комплекса, можно отнести к одной  из трех групп:

внутренние экономические условия,

внутренние институциональные  условия (слабости, в основе которых  лежит несовершенство институтов, как  специфических, связанных с обеспечением инновационной деятельности, так  и общих, обеспечивающих функционирование рыночной экономики в целом)

внешние условия, связанные с особенностями  позиционирования российских производителей высокотехнологичной продукции  на внешних рынках.

А) Внутренние экономические условия:

  • Неконкурентоспособность рабочего места как следствие низкого уровня затрат на одного исследователя.

В российской сфере НИОКР складывается ситуация неконкурентоспособности  рабочего места. Уровень затрат на одного исследователя очень низок. Можно  привести следующее сравнение, внутренние затраты на исследования и разработки в расчете на одну единицу персонала  в Корее, Австрии, Швеции и Японии доходят до 140 тыс. дол. Тогда как в России не дотягивает и 20 тыс. дол. Происходящее в последние годы увеличение расходов явно не достаточно. Причиной низкого уровня затрат на исследователя является также «распыленность» ресурсов по разным научным и технологическим направлениям.

Низкий уровень затрат на исследователя  ведет к деградации научно-технологического потенциала сферы НИОКР – кадрового  и материально-технического.

  • Деградация материально-технической базы

Масштабы  финансирования, направляемые на закупки  нового оборудования не обеспечивают компенсацию морального устаревания и физический износ материально-технической базы сферы НИОКР.

Тенденция наиболее сильна в сфере  опытно-конструкторских работ (ОКР), что ведет исчерпанию возможности  проводить конкурентоспособные  исследования и ОКР.

  • Низкая инновационная активность российских компаний

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем  числе организаций в секторе  «добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды» составил в 2009 г. в  России 9,4%. Это значительно ниже, чем в других странах, особенно развитых. Аналогичный показатель в 2007 – 2008 гг. составил в Германии 72,8%, Великобритании – 44,4%, Франции – 36,1%. Норвегии – 43,4%. Это подтверждается низкими затратами  на технологические инновации.

Качество инновационной активности российских компаний не способствует эффективности функционирования отечественного НТК. Конечным итогом низкого качества инновационной активности российских компаний является низкая доля высокотехнологичной  продукции.

  • Несоответствие структуры спроса, предъявляемого со стороны бизнеса, и имеющейся структуры научно-технологических заделов

Спрос модернизирующихся российских компаний на готовые технологии и технологические решения на сегодняшний день главным образом удовлетворяется зарубежными производителями. В то же время, компании не заинтересованы в долгосрочных и высокорискрованных финансовых вложениях в разработку собственных технологий.

Основная часть производственных инноваций в российской экономике  на сегодняшний день – ассортиментные инновации. Инновации направлены на расширение ассортимента производимой продукции, а не на изменение ее технологического уровня, качественных параметров.

Существенной особенностью технологического развития России сегодня является именно то обстоятельство, что на рынке  технологий в России сегодня отсутствуют  решения, необходимые для бизнеса. С одной стороны, российская сфера  НИОКР не может удовлетворить  имеющийся высокий спрос компаний на новые высокотехнологичные решения  по отдельным направлениям (радиоэлектроника, телекоммуникации и др.). С другой стороны, технологии, разрабатываемые  за счет государственного финансирования (в рамках поддержки критических  технологий, реализации отраслевых мегапроектов и др.) в значительной своей части не соответствуют структуре реальных запросов со стороны компаний. Именно этот фактор порождает необходимость систематического проведения национального технологического форсайта, обеспечивающего формирование совместного видения приоритетов и механизмов технологического развития со стороны государства, бизнеса и научного сообщества.

Б) Внутренние институциональные  условия воспроизводства научно-технологического потенциала России:

  • Фрагментарность национальной инновационной системы

Главное препятствие воспроизводству  научно-технологического потенциала в  стране и полноценному осуществлению  инновационной деятельности – отсутствие целостной национальной инновационной  системы. Цепочки создания инновационной продукции в России разомкнуты: фундаментальные исследования не переходят в прикладные, прикладные – в ОКР, а последние – в промышленную продукцию. Звенья цепочки оторваны друг от друга, и каждое решает свои собственные задачи.

  • Неразвитость инновационной инфраструктуры

Выстраиваемая в настоящее время  инновационная инфраструктура не выполняет  своей главной задачи – обеспечение  бесперебойного и эффективного функционирования полного цикла инновационной  цепочки: прохождения инновационного проекта от стадии фундаментального исследования до выпуска промышленной продукции. При этом, отдельный элемент инновационной инфраструктуры, призванный стимулировать эффективное функционирование определенного звена инновационной цепочки, не справляется со своей задачей.

Система институтов не содействует  выстраиванию коммуникаций между НИИ, малым бизнесом и крупным бизнесом. В требованиях к проектам для  получения финансирования отсутствует  требование наличия выстроенной  сети коммуникаций.

Система институтов не способствует успешному функционированию цепочки  «наука – образование – бизнес». Отдельные программы, реализуемые  Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической  сфере, идейно перспективные, не снабжены достаточным финансовым и административным ресурсом.

Не продуман механизм перехода созданной  инновационной продукции в промышленное производство.

Таким образом, основные слабости инновационной  инфраструктуры на сегодняшний день – недостаточность бюджетного финансирования и слабость государственного контроля за выполнением элементами инфраструктуры своих действительных функций.

  • Несовершенство нормативно-правовой базы

Выстраиваемая инновационная инфраструктура не может успешно функционировать  в отсутствие развитых рыночных институтов.

Институциональная среда инновационной  деятельности в России на сегодняшний день является препятствием инновационной активности. Неопределенность прав на интеллектуальную собственность (особенно, созданную с участием бюджетных средств) ограничивает деятельность венчурных фондов и малых инновационных компаний. Крупные и средние компании не имеют стимула к осуществлению долгосрочных инвестиций в инновационные проекты в силу ряда институциональных ограничений. Отсутствует реальная защита прав собственности по причинам несовершенства законодательства о собственности и банкротстве, несовершенства функционирования судебной и законодательной систем. Налоговое и таможенное законодательство не стимулируют (иногда – дестимулируют) российский бизнес к производству высокотехнологичной продукции на внутренний рынок и на экспорт.

Информация о работе Россия на мировом рынке технологий