Россия на мировом рынке технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 06:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование участия и перспектив России на мировом рынке высоких технологий.
В связи с этим перед нами поставлены следующие задачи:
1) проанализировать структуру и особенности мирового рынка высоких технологий;
2) исследовать долю России на мировом рынке высоких технологий;
3) рассмотреть проблемы участия России на мировом рынке высоких технологий;
4) определить пути повышения участия России на мировом рынке высоких технологий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности мирового рынка технологий……………………4
1.1 Современные условия и формы обмена технологиями………….4
1.2 Научные ресурсы: основные показатели…………………………7
Глава 2. Состояние мирового рынка высоких технологий на
современном этапе развития……………………………….…10
2.1 Общий анализ мирового рынка высоких технологий……...…..10
2.2 Доля России на мировом рынке высоких технологий……….....13
Глава 3. Перспективы участия России на мировом рынке высоких
технологий……………………………………………………..22
3.1 Проблемы участия России на мировом рынке высоких
технологий……………………………………………………….22
3.2 Пути повышения роли России на мировом рынке высоких
технологий…………………………………………………...…..30
Заключение…………………………………………………………...….38
Список использованной литературы……………………………..…….40

Вложенные файлы: 1 файл

Рефер Мой.docx

— 67.99 Кб (Скачать файл)

Основное препятствие развитию отечественной индустрии рискового  капитала – отсутствие источников капитала. Российская банковская система  не может быть включена в венчурное  инвестирование в силу законодательных  ограничений.

В) Внешние условия:

  • Существенное отставание уровня технологического развития ключевых секторов российской экономики от стран-лидеров, в первую очередь обусловленное сложившейся системой воспроизводства технологической многоукладности российской экономики с ярко выраженным преобладанием производств, относящихся к отсталым технологическим укладам.
  • Существующие политические и экономические барьеры со стороны западных стран для технологического заимствования со стороны российских компаний.

Это как законодательные поправки, так и затруднения связанные  с реализацией наиболее эффективного способа получения передовых  технологий через «слияние и поглощение»  западных компаний

Анализируя  преимущества научно-технологический потенциала, можно выделить условия успешного развития проектов в сфере высоких технологий:

В России сохраняется довольно масштабный научно-технологический потенциал: пока еще проводятся исследования по относительно широкому спектру областей науки и техники.

Об этом свидетельствуют данные по публикациям российских специалистов в ведущих научных журналах мира по различным областям науки 

Имеются существенные заделы по отдельным  направлениям науки и технологическим  разработкам.

По ряду областей науки доля статей российских авторов существенно  превышает среднемировой показатель. Это относится к таким сферам как физика, химия, психология и науки  о Земле и космосе, где индекс специализации превышает единицу.

Россия входит в число лидеров  по ряду важнейших направлений и  разработок, в том числе в таких  областях как: нанотехнологии, атомная и водородная энергетика, энергосберегающие системы, разработки прикладных программ, охрана окружающей среды

Россия пока еще имеет значительный кадровый потенциал в сфере НТК (качество которого, уменьшается). Численность  персонала, занятого исследованиями и  разработками в России – одна из самых высоких в мире.

Россию по этому показателю опережают  только КНР и США. При этом Россия находится по этому показателю на уровне одного из признанных мировых  технологических лидеров – Японии, и существенно опережает крупнейшие европейские страны (ФРГ, Франция, Италия).

Наличие по отдельным направлениям уникальной научной, экспериментальной  и испытательной базы

Российский НТК располагает  набором научно-исследовательского оборудования, стендовой и экспериментальной  базой, в ряде случаев находящимися на уровне лучших мировых аналогов или являющегося уникальным.

В качестве примеров таких уникальных объектов научно-исследовательской, экспериментальной  и испытательной базы могут быть упомянуты следующие:

Большой Телескоп Азимутальный (БТА) с диаметром главного зеркала 6 м, установленный в Специальной  астрофизической обсерватории на горе Семиродник в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесской республики на высоте 2070 м над уровнем моря; глубоководный нейтринный телескоп NT-200 на озере Байкал, построенный по инициативе Института ядерных исследований РАН; комплекс оборудования Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и Летно-испытательного института (ЛИИ) в г. Жуковский, позволяющий проводить натурные испытания любых образцов авиационной техники в широком диапазоне скоростей и условий полета; уникальные экспериментальные и испытательные стенды, позволяющие производить, испытывать и эксплуатировать ракетно-космическую технику; российские модули международной космической станции.

Россия является участником международной  проектной группы, созданной в  рамках реализации проекта в области  физики высоких энергий по созданию Международного линейного коллайдера. От России в проекте участвуют Объединенный институт ядерных условий в подмосковной Дубне и другие институты.

Российские научно исследовательские  организации и специалисты достаточно активно работают в ряде международных  проектов.

Российские ученые достаточно активно  участвуют в совместных исследованиях  и разработках с иностранными партнерами. Наиболее интенсивно международное  сотрудничество ведется с партнерами из стран Европы и СНГ.

По абсолютной величине (в расчете  по паритету покупательной способности) внутренних затратам на исследования и разработки Россия существенно отстает от стран-лидеров, но находится примерно на уровне таких достаточно инновационно развитых стран, как Канада, Италия, и превосходит уровень Испании, Швеции, Нидерландов

В последние годы происходит увеличение финансирования НИОКР. Растут расходы  на эти цели государственного бюджета, внебюджетных источников

Практически все используемые в  мире организационные формы поддержки  инноваций созданы в стране.

В России для успешного перехода от одной стадии инновационного цикла  к другой созданы следующие элементы инновационной цепочки: технопарки, инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы, центры трансфера технологий, наукограды, особые экономические зоны.

Содействовать становлению инновационной  системы призваны созданные институты  развития (имеющие свойства как финансовой, так и территориальной инфраструктуры): Российская венчурная компания, Российская корпорация нанотехнологий, Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий, Банк Развития, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития.

 

3.2 Пути повышения роли России на мировом рынке высоких технологий

 

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, обеспечить конкурентоспособность  национальной экономики в долгосрочном периоде, необходимо организовать процесс  формирования согласованного видения  технологического будущего России у  всех участников этого процесса: государства, бизнеса, науки, гражданского общества и совместными усилиями пытаться реализовать поставленные цели. Ключевая роль в организации этого процесса принадлежит государству не только как его инициатору, но и как  гаранту выполнения достигнутых  договоренностей.

При наличии  политической воли высших органов государственной  власти основные усилия по данной проблеме должны быть направлены на:

-выделение наукоемких технологий, которые объективно, в современных экономических условиях, может внедрить Россия на мировом рынке;

-определение технологических приоритетов и их реализация в рамках научно-технической и промышленной политики государства;

Решить  данную задачу без государства невозможно. Можно изыскать финансирование и  создать новый конкурентный продукт, но это только одна треть пути, а  две трети – это создание системы  поддержки и продвижение продукта. Именно на этапе продвижения продукта определяющую роль играют действия государства  с применением, в том числе, и  политических инструментов влияния. Рыночные механизмы не выведут промышленность на международный рынок, так как  он уже поделен транснациональными корпорациями, которые будут жестко отстаивать свои позиции.

-выработку стратегий внедрения высоких технологий;

В обсуждении стратегии внедрения высоких  технологий предлагается четыре варианта решения этой проблемы:

-Государство организует внедрение высоких макротехнологий.

-Разработка высокой технологии осуществляется совместно с зарубежными партнерами.

-Внедрение высокой технологии осуществляется путем объединения усилий организаций, образующих кооперацию высококвалифицированных групп для решения общих задач по основным направлениям внедряемой технологии.

-Внедрение высоких технологий осуществляется при поддержке государства на начальном этапе и кооперации снизу, а также подключении крупных инвесторов на этапе коммерциализации технологии.

Участие государства во внедрении  высоких технологий и широкая  кооперация различных организаций  дадут уверенность потенциальному инвестору в серьезности коммерческого  предложения и гарантии возврата вложенных средств. На этапе борьбы за мировой рынок возрастает роль государственной поддержки. На наш  взгляд, наиболее рациональной стратегией внедрения высоких технологий является интеграция трех ключевых составляющих: самоорганизация профессиональных ресурсов снизу-вверх, поддержка государства  и инвестиции от крупных отечественных  партнеров.

    1. Создание эффективно функционирующей национальной инновационной системы;

Национальная инновационная система  включает в себя не только инфраструктурные элементы, но и нормативно-правовую базу, способствующую коммерциализации научно-технических разработок. В  настоящее время целый ряд  правовых документов, регулирующих хозяйственную  деятельность организаций научно-технической  сферы, не соответствует решаемым ими  инновационным задачам.

Важный элемент национальной инновационной  системы – институциональная  среда, т.е. совокупность законодательных  актов, норм, правил и ведомственных  инструкций, определяющих формы и  методы взаимодействия занятых инновационной  деятельностью – в России не развита.

Элемент, обеспечивающий взаимодействие производителей интеллектуального  продукта с внутренним и внешним  рынком, вообще отсутствует в национальной инновационной системе.

На сегодняшний день можно констатировать фактическое отсутствие эффективной  национальной инновационной системы, способной продвигать высокие технологии на мировой рынок.

Формирование замкнутой инновационной  цепочки, способной материализовать  высокие технологии и продвинуть их на мировой рынок, является актуальной проблемой России.

    1. Развитие технологической среды и ее гармонизации с развитыми странами в области технологической совместимости, систем обеспечения качества, сертификации;

Гармонизация технологической  среды с развитыми странами приобрела  особое значение в России на современном  этапе.

Основой для выполнения этой задачи является развитие технологической  среды, способной обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. Технологическая  среда должна быть приближена к технологической  среде промышленно развитых стран  с устранением имеющейся диспропорции. Совершенствование ее должно идти по инновационному пути развития науки  и техники, создания систем управления интегрированными производственными  структурами на основе информационных технологий; доведения технологического оснащения до мирового уровня; внедрения  систем качества, соответствующих международным  требованиям; сохранения и укрепления кадрового состава.

    1. Формирование рыночной инфраструктуры трансферта инноваций.

Трансферт инноваций – один из рыночных регуляторов диффузии инноваций. Диффузия инноваций – процесс  равновесного распространения нововведений в деловых циклах научно-технической, производственной и организационно-экономической деятельности.

Успешная диффузия инноваций, как  показывает опыт передовых стран, возможна лишь при прямом взаимодействии организаций  научно-технической сферы и рынка  при участии государства. Непонимание  особенностей организационно-экономической  природы знаний и технологий является одним из важных препятствий на пути инноваций

На наш  взгляд, с целью совершенствования  механизма частно-государственное партнерства в сфере высоких технологий необходимо реализовать следующий комплекс мероприятий.

-Разработка государственной системы поощрения предпринимателей за использование в производстве новейших достижений в науке и технике. Это налоговые льготы, специальные кредиты, лизинг новейших видов машин и оборудования под государственные гарантии и целевое финансирование особо важных и перспективных проектов, особенно в сфере высоких технологий, безвозмездная передача или предоставление на льготных условиях государственного имущества или земли.

-Формирование инновационных кластеров — комплексов связанных между собой промышленных фирм, лабораторий, органов государственного управления, коммерческих организаций типа территориальных технопарков.

-Создание специализированных государственных учреждений, регулирующих использование частно-государственного партнерства на федеральном и региональном уровнях. Подобные организации могут выполнять как координирующую, так и регулирующую функции, обеспечивать необходимую политическую поддержку проектов, что является чрезвычайно важным фактором в условиях России.

-Реализацию широкого спектра мер демонополизации российской экономики, способствующих повышению мотивации конкурирующих предприятий к инновационному производству. Например, ужесточение контроля за соблюдением нормативов по расходам на капитальный ремонт и на эксплуатацию используемого оборудования. Искусственно завышая издержки на производство, монополия снижает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и уходит от налогообложения. Если же разрешить гасить задолженность по налогу вложениями в инновационные проекты, направленные на повышение надежности эксплуатации оборудования, ресурсо и энергосбережение, это позволит стимулировать расширение предложений на инновационных рынках.

Информация о работе Россия на мировом рынке технологий