Руководство и лидерство в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение понятия и сущности лидерства и руководства организации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность и роль лидерства в организации, а также выявить особенности лидерских отношений;
- рассмотреть современные модели и стили руководства;
- изучить лидерство и руководство организации на примере магазина «Хозяюшка».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты лидерства и руководства организации 5
1.1 Понятие и сущность лидерства 5
1.2 Понятие руководства: его стили и уровни 8
1.3 Анализ проблем лидерства и руководства организаций 12
ГЛАВА 2. Общая экономическая характеристика магазина «Хозяюшка» 15
2.1 Краткая характеристика магазина 15
2.2 Анализ стиля управления и лидерства магазина 21
2.3 Рекомендации по формированию оптимального стиля руководства 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rukovodstvo_i_liderstvo_v_organizatsi.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Российский  государственный торгово-экономический  университет

Уфимский институт (филиал)

 

 

 

 

Факультет юриспруденции и заочного обучения

Курс  1 (3,5 г.)

Специальность 060400 «Финансы и кредит»

 

 

 

 

Фатихова  Юстина  Раиловна

 

Руководство и лидерство в организации.

Курсовая работа

по дисциплине: «Экономическая теория»

 

 

 

К защите допускаю:

                                                                                 Руководитель: Юсупов В.М.____________

                                                                       (подпись)

_________________

                                                   (дата)

 

Оценка при защите

 

_______________________________________

Дата_________Подпись__________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа-2011г

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из самых главных  признаков успешности предприятия  является эффективная система управления, основу которой составляет пара элементов: руководитель – подчинённый (работники), а её эффективность зависит от характера их взаимодействия.

Под эффективной системой управления, применительно к данной работе будем понимать систему, обладающую двумя свойствами:

- максимальной эффективностью  решений, принимаемых руководителем;

- эффективностью исполнения этих решений подчинёнными.

Причём на всех уровнях  управленческой иерархии задачи руководителей  сходны. Действительно, и генеральный  директор, и начальник отдела выполняют  две основные функции: формулируют  задачи и побуждают подчинённых  выполнить поставленные задачи максимально быстро и качественно. Разница в масштабах и ответственности: генеральный директор занимается стратегическими проблемами, а начальник отдела решает текущие задачи в рамках общей стратегии, выработанной руководителями более высоких звеньев. Но оба они должны принимать максимально эффективные решения и с помощью своих подчинённых воплощать их в жизнь.

Об актуальности темы “Лидерство и руководство в организации” говорить не приходится. С этим встречается почти каждый человек в своей жизни, который в какой-либо степени находился в коллективе.

Лидерство и руководство  – два основополагающих понятия, с которыми связано эффективное управление организациями. Руководство–это формальная властная позиция, которая не имеет отношения к личным качествам людей. Лидерство – комплексное понятие, которое включает в себя несколько составляющих: - ассоциация с человеческими качествами;

-процессом, в котором “ведут ведомых”;

- результат деятельности человека.

Определяющая роль руководителя проистекает из того, что это лицо, наделенное полномочиями принимать решения, “это тот, кто решает, что делать, как делать, и несет за это ответственность”. Обладая реальной властью, руководитель существенным образом воздействует на трудовой коллектив, а через него, - на характер и результаты функционирования самого объекта. Особо важно отметить то, что он воспроизводит кадры системы по своему подобию: авторитетный руководитель окружает себя квалифицированными, знающими свое дело коллегами, а слабый еще более слабыми подчиненными. И, как следствие, первый руководитель ведет систему к процветанию, а слабый со своими кадрами загоняет ее, в конце концов, в тупик. Умелый руководитель четко формирует задачи коллектива, ясно понимает свою роль в их решении, способен задействовать внутренние стимулы к самостоятельным действиям и предвидеть возможные трудности, предупредить неудачи и находить наилучшее решение в каждой конкретной ситуации.

В наше время руководить – это значит неустанно подтверждать свое соответствие занимаемой должности, постоянно держать экзамен перед своими подчиненными, вышестоящим начальством.

Целью курсовой работы является изучение понятия и сущности лидерства  и руководства организации.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- определить сущность и роль лидерства в организации, а также выявить особенности лидерских отношений;

- рассмотреть современные модели и стили руководства;

- изучить лидерство и руководство организации на примере магазина «Хозяюшка».

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты лидерства и руководства организации

1.1 Понятие и сущность лидерства

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер  – это ведущий, идущий впереди. Лидер  – член организации, обладающий высоким  личным статусом, оказывающий сильное  влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций[1].

Лидерство определяют как  процесс социального влияния, при  котором лидер ищет добровольного  участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей; или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей[2].

Лидерство определяют также  как конкретные действия лидера по координации и управлению деятельностью  группы[3].

Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных  элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному (управление — подчинение) и горизонтальному (коррелятивные одноуровневые связи, например, разделение труда и кооперация) распределению функций и ролей, и прежде всего выделению управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности обычно требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер.

Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры.

Лидерство как специфический  тип отношений управления основывается больше на процессе психологического воздействия. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Собственно отношения «начальник – подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление заменяются отношениями «лидер – последователь».

Лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Оно – суть неформальное руководство. «Руководство - пишет, в частности, Р. Л. Кричевский, - феномен, имеющий место в системе формальных (или, как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство – феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль руководителя заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет. Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический»[5]. Руководство – явление более стабильное, менее подверженное перепадам мнений и настроений членов группы, чем лидерство.

По механизму своего выдвижения лидер может быть формальным или неформальным. В первом случае его назначают сверху или же выдвигают  и избирают и он приобретает, таким  образом, официальный статус руководителя. Неформальный же лидер может проявиться и получить признание в коллективе, организации в силу своих ярко выраженных индивидуальных, социальных, политических, психологических и иных качеств. Своим авторитетом и влиянием неформальный лидер воздействует на поведение людей и может составить оппозицию формальному руководителю.

Сила и принуждение  при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. В  результате лидерского подхода воздействие  основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использовать власть и авторитет, получаемые от его последователей.

В целом лидерские  отношения отличает то, что последователи  признают лидера составной частью организации только тогда, когда он доказал свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей.

Неудачи постигают лидеров по разным причинам, но успех к лидерам приходит во многом при наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений. Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует. Что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские. В передаче последователям видения в такой форме, чтобы оно вселяло в них энтузиазм и обязательства, лидеру может помочь использование эффективной коммуникации.

В современных условиях эффективное лидерство – это не железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.

1.2 Понятие руководства: его стили и уровни

Управление – необходимый  вид деятельности. Оно осуществляется руководителем или менеджером. Обычно руководителя характеризуют по его  роли в организации. В социологии роль определяется как поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенное положение и обладающего определенным статусом. Руководитель занимается управлением – это его основная функция. Управление нередко рассматривают как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации.

Руководителей традиционно  делят на группы.

1. Технологический уровень  – ежедневно осуществляющиеся операции и действия.

2. Управленческий уровень  – координирует работу внутри организации, согласовывая разные формы деятельности.

3. Институционный уровень  – занимаются разработкой долгосрочных планов, установлением целей, изменениями политики организации, ее связями с другими организациями.

Эти группы соответствуют 3 уровням управления: 1) низовое звено; 2) среднее звено; 3) высшее звено.

Рассмотрим характеристики каждого уровня.

Руководители низового звена. Руководители низового звена, или  первого ранга имеют много  общего независимо от того, в какой  сфере они работают. Руководители этого ранга выполняют следующие функции:

- осуществляют контроль за выполнением производственных заданий; постоянно поучают информацию о ходе выполнения заданий;

- распоряжаются выделенным им сырьем и оборудованием, несут ответственность за его сохранность;

-  распределяют задания среди работников.

Руководители этого  ранга занимают должности, имеющие  следующие названия: мастер, бригадир, сержант, заведующий отделом, старшая  медсестра, старший специалист и  т. д. Этот уровень управления присутствует во всех организациях. В среднем срок выполнения заданий руководителем такого уровня небольшой – около 2-3 недель. Как правило, этим руководителям в основном приходиться общаться со своими подчиненными, что требует от них соответствующих качеств, которые должны учитываться при приеме на работу.

Руководители среднего звена. В большой организации, имеющей  несколько уровней управления, может  быть и несколько уровней руководящего среднего звена. Чаще всего их 2–  верхний и низший.

К этим должностям относятся: заведующий отделом, декан в общеобразовательном учреждении, директор филиала, менеджер, армейские офицеры от лейтенанта до полковника.

Руководители этого  ранга возглавляют крупные подразделения  организации, например отдел.

Руководители среднего звена выполняют следующие функции:

- выполняют работу руководителя высшего звена, если этой должности переданы соответствующие полномочия;

- принимают решения по работе своего подразделения; 
    определяют возникающие проблемы, выносят их на обсуждение; 
    организуют разработку предложений по улучшению работы;

- подготавливают информацию для вышестоящего руководителя и для своих подчиненных;

- доводят решения вышестоящего руководителя до своих подчиненных, реализуют их. Руководители этого звена характеризуются тем, что они наиболее часто подвергаются перестановке, а их должности наиболее часто сокращаются, видоизменяются. Большая часть их рабочего времени проходит в переговорах с другими руководителями.

Информация о работе Руководство и лидерство в организации