Рынок, его механизм и условия формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы заключается в наиболее полном раскрытии темы: «Рынок, его механизм и условия формирования».
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность рынка.
2.Определить основные виды рынков.
3.Рассмотреть функции и структуры.
4.Ознакомиться с содержанием государственного регулирования экономики

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Экономическая роль и системная структура рынка………………………..5
1.1 Рынок и его значение………………………………………………………………5
1.2 Сущность, происхождение и основные элементы инфраструктуры рынка……8
1.3 Основные направления и проблемы формирования инфраструктуры рынка в России………………………………………………………………………………….17
Глава 2. Разнообразие функций рынка……………………………………………...25
2.1 Содержание функций рынка……………………………………………………..25
2.2 Позитивные и негативные стороны рынка……………………………………...30
Глава 3. Содержание государственного регулирования экономики………………33
Заключение……………………………………………………………………………37
Список использованной литературы………………………………………………...41

Вложенные файлы: 1 файл

рынок.doc

— 852.50 Кб (Скачать файл)

 - Неспособность структурных изменений производства, организации денежного обращения, решения региональных и межгосударственных проблем;

 - Нестабильность развития и подверженность спадам производства и инфляционным процессам;

 - Рынку чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма и т.д. Разные народы сложили немало пословиц и поговорок по этому поводу: «рынку нет дела до человека без кошелька»; «рынок - это специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга» и т.д.

 

 

Глава 3.Содержание государственного регулирования экономики

 

 

Государственное регулирование  экономики в условиях рыночного  хозяйства представляет собой систему государственных мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и развития экономики, приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

С точки зрения выполняемых  функций государственное воздействие  на экономику включает в себя:

 - законотворчество - разработку и принятие правовых норм хозяйственной деятельности;

 - администрирование - создание и прекращение деятельности субъектов хозяйствования;

 - информирование хозяйствующих субъектов об экономической ситуации и возможном ее изменении в будущем при разработке прогнозов и индикативных планов как страны в целом, так и отдельных ее территориальных образований;

 - регулирование деятельности регионов, отраслей и крупных предприятий в общенациональных целях;

 - контроль за текущей деятельностью предприятий в целях предотвращения нарушений существующего законодательства.

Некоторое представление  о масштабах государственного регулирования  экономики дает доля ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды (государственный сектор экономики). Эта доля в середине 90х годов в Японии и США составляла от 35 до 40%, в Германии, Франции, Италии и Канаде - около 50%, а в Швеции - свыше 60%.33 Однако, несмотря на заметные различия в отдельных странах в доле перераспределяемого государством ВВП, рынок в каждой из этих стран играет первостепенную роль, а государственное регулирование лишь дополняет рыночное саморегулирование.34

Роль государства в экономике страны характеризует и такой показатель, как доля государственной собственности. Более высокая доля государственной собственности при прочих равных условиях свидетельствует о большем участии государства в экономике. Государство начинает принимать непосредственное участие в хозяйственных процессах, оно активно развивает инфраструктуру в военно-политических и экономических целях, строит морские и речные порты, каналы, линии телеграфной связи, участвует само или поощряет частный капитал в строительстве железных дорог, военных заводов и верфей, выдает военные заказы.

Строятся и приобретаются  в государственную собственность  объекты в инфраструктурных отраслях.

Несмотря на проводимую в некоторых развитых и развивающихся  странах приватизацию и реприватизацию, государственный сектор не ликвидируется и продолжает играть заметную роль в экономике.

В настоящее время  во все большем числе развитых стран осуществляется общегосударственное  среднесрочное программирование в  сочетании с выработкой долгосрочных ориентиров. Происходит все более адресное, дозированное и комплексное использование инструментов регулирования. Степень разработки общенациональных программ развития является одним из показателей активности государства в экономическом развитии страны.

Объектами государственного воздействия на экономику являются те условия, процессы и отношения, происходящие в сфере общественного воспроизводства, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще.

По уровню решаемых задач можно выделить следующие объекты государственного воздействия:

- общехозяйственные  процессы - экономический цикл, денежное обращение, занятость, инвестиции, НИОКР, цены;

- крупные секторы  экономики - промышленность, строительство, сельское хозяйство, инфраструктура, финансовая сфера;

 - отрасли и корпорации;

 - комплексное развитие регионов страны.

Государственное регулирование  отраслевой и территориальной структуры  осуществляется с помощью финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия для отдельных отраслей и регионов. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса, в других - поощряется развитие новых отраслей и видов производств - носителей научнотехнического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и в народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по преодолению чрезмерной концентрации производства в отдельных центрах.35

Основные направления  в регулировании рыночных отношений  таковы:

1. Установление целей  развития рынка. В законодательстве  указываются только общие ориентиры,  а граждане вольны поступать в соответствии с принципом: все, что не запрещено, дозволено. Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей природе антигуманны, противоестественны.

2. Законодательство закрепляет  и гарантирует все формы собственности  и их равенство.

3. Определение круга  лиц, которые являются хозяйствующими  субъектами и могут быть участниками  соответствующих рыночных отношений.

4. Запрещение в законе  порочных методов ведения хозяйства  и коммерции.

5. Регламентация порядка  разрешения конфликтов, которые возникают в связи с функционированием рыночных отношений.

6. Законодательство предусматривает  эффективную юридическую ответственность для тех случаев, когда нарушается законность в сфере регулирования рыночных отношений.

Говоря об экономической роли государства, следует решительно подчеркивать, что речь может идти о нормальном государстве, который выражает интересы общества, проявляет заботу о стране, в том числе заботу о её будущности, а не о государстве, пекущемся о своем собственном существовании и уж тем более, не о государстве, проводящем в жизнь меркантильные интересы отдельных лиц.

В этой связи представляются целесообразными следующие меры государственноправового регулирования экономики.

1. Изданием необходимых  законов укрепить государственный сектор экономики. Особое внимание уделить тем монополиям, которые цементируют все отрасли экономики, на деле объединяют все регионы России.

В государственную собственность  могут перейти и те предприятия, которые были приватизированы с  явным нарушением установленного порядка. В порядке реализации уже существующих правовых норм необходимо усилить влияние государства в тех АО, в которых значительна доля государственных акций36.

2. В рамках действующего  законодательства активизировать  формы косвенного воздействия на развитие соответствующих отраслей, используя, в частности, такой правовой рычаг, как государственный заказ.

3. Создать все необходимые  условия для функционирования  свободного предпринимательства  в сфере мелкого и среднего  бизнеса, если этот бизнес увязан с производственной деятельностью.

4. Создать все правовые  условия для выхода из «тени»  всякой полезной деятельности. Одновременно повысить юридическую ответственность за организованную деятельность в сфере противозаконной «теневой экономики».

 

 

Заключение

Можно отметить, что возникновение  и становление рынка - это следствие очень длительного исторического развития.

Рыночный механизм - это  сложный и постоянно развивающийся  механизм, представляющий саморегулирующую и саморазвивающуюся систему. В условиях рынка множество потребителей самостоятельно решают, что, когда и сколько покупать. В свою очередь, все производители также самостоятельно решают, какую продукцию, когда и сколько производить. И потребитель, и производители руководствуются лишь собственными интересами. Но, преследуя свои частные интересы, они тем самым объективно удовлетворяют потребности всего общества.

Итак, как мы понимаем, важнейшими категориями микроэкономического  анализа являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса, потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.

Действие закона спроса объясняют существованием эффекта  дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим товаром другие, цены на которые не изменились.

Объем предложения зависит  от цены товара и других факторов, важнейшими среди которых являются основные средства производства, доступные производителям технологии, цены переменных производственных ресурсов, т.е. все факторы, определяющие издержки продавцов.

 

 

Рассмотрение законов  спроса и предложения, а также  принципа формирования равновесной цены позволять сделать следующие выводы.

1. В рыночной экономике  существует механизм, обеспечивающий  согласование интересов продавцов и покупателей на рынках:

- фирмы могут расширять  и сужать производство в зависимости  от изменения спроса, иными словами, они свободны в выборе объема и структуры выпуска;

- цены гибкие, изменяются  под воздействием спроса и  предложения;

- наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.

2. Если на рынке  произойдет какое-то событие,  которое нарушит сложившееся равновесие (например, изменение вкусов потребителей и соответствующее изменение спроса), то:

- фирмы-производители обязательно среагируют на изменение рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет производителям, куда следует направит свои усилия);

- начнется процесс  приспособления производителей  и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям.

 Итак, рынок сводит  продавцов и покупателей; равновесная  цена и объем продаж устанавливаются  в точке, где намерения продавцов и покупателей совпадают. Изменения в спросе и предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке. Таким образом, для каждого вида товара рыночная цена зависит от соотношения предложения его на рынке и спроса на него.

Рынок находится в  состоянии равновесия, когда цена устанавливается на уровне, при котором объем спроса равен объему предложения. При ценах ниже равновесной имеет место избыточный спрос (или дефицит), означающий превышение объема спроса над объемом предложения. При ценах выше равновесной существует избыточное предложение (излишек), означающее превышение объема предложения над объемом спроса. Значение углового коэффициента и положение кривой предложения определяются главным образом издержками производства, которые в свою очередь определяются технологией и стоимостью производственных ресурсов. Технологическое усовершенствование, сокращая издержки производства, будет, как правило, сдвигать кривую предложения вправо, вызывая снижение равновесной цены и рост объема выпуска. То же будет происходить и при снижении стоимости одного из производственных ресурсов.

Обобщая сказанное, подчеркнем, что описываемое обычно взаимодействие между совокупным спросом и совокупным предложением носит несколько схематичный характер. Выделяя факторы, определяющие размеры и динамику совокупных спроса и предложения, мы получаем лишь самое общее представление о тенденциях и закономерностях их развития. Реальные сценарии, складывающиеся в рамках той или иной системы или конкретной страны, намного сложнее, многообразное (противоречивее).

Когда в условиях развитого рыночного хозяйства возникает ситуация, при которой спрос несколько опережает предложение, то в действие тотчас вступает корректирующий механизм цен. Это обычная реакция, позволяющая подтолкнуть совокупное предложение, если оно отстало от изменившихся потребностей спроса.

Рынок представляет собой  сложную систему, включающую в себя множество взаимосвязанных элементов, которые в своем взаимодействии образуют многогранную систему экономических связей.

Состав рынка входят домашние хозяйства, фирмы и государство. Все субъекты рыночного механизма могут поочередно или одновременно выступать как в роли покупателя, так и в роли продавца.

Рыночный механизм призван  найти ответы на три главных вопроса:

1. Что производить?

2. Как производить?

3. Для кого производить?

Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций. Выполняя эти функций, рынок оказывает  громадное влияние на все стороны  общества, включая каждого отдельно взятого человека.


Для нормального функционирования рынка формируется его инфраструктура - система институтов, призванных содействовать рыночным отношениям. Инфраструктура рынка - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.

Информация о работе Рынок, его механизм и условия формирования