Рынок, его структура и условия функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем.

Содержание

.Введение………………………………………………………………….3
2.Общая характеристика рынка…………………………………………..4
3.Методы государственного регулирования рынка…………………….13
4.Механизм рыночного саморегулирования…………………………….15
5.Конкуренция, ее роль и виды…………………………………………..17
6.Методы конкурентной борьбы………………………………………….22
7.Анализ современного состояния потребительского рынка и
перспективы его развития………………………………………………….28
8.Заключение………………………………………………………………..25
9.Список используемой литературы………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая экономика.doc

— 356.50 Кб (Скачать файл)

                                     

Управление  среднего профессионального и начального профессионального образования

ОГБОУ СПО «Колледж индустрии питания, торговли и сферы  услуг»

 

 

 

      

 

 

         Допущена к защите

___________________

___________________

 

 

 

Курсовая  работа

 по  дисциплине: «Экономика отрасли»

на  тему: «Рынок, его структура и условия функционирования».

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка группы 1001

Специальности 100114

Дроздова Т.О.

Проверила:

Клочкова Я.А.

 

 

 

 

Томск 2013

                                            

 

Содержание:

1.Введение………………………………………………………………….3

2.Общая характеристика рынка…………………………………………..4

3.Методы государственного регулирования рынка…………………….13

4.Механизм рыночного саморегулирования…………………………….15

5.Конкуренция, ее роль и виды…………………………………………..17

6.Методы конкурентной борьбы………………………………………….22

7.Анализ современного состояния потребительского рынка и

перспективы его развития………………………………………………….28

8.Заключение………………………………………………………………..25

9.Список используемой литературы………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   1.Введение

Современная экономика  развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и  гибкой для решения  основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы и, по все видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

Переход от натурального хозяйства  к товарному связан с формированием  таких основных предпосылок, как экономическая обособленность или автономность товаропроизводителей, возможность или свобода для каждого экономического субъекта стремиться к обеспечению своих частных интересов и разделение труда между товаропроизводителями.

Рынок с присущей ему конкуренцией создает прочную основу товарного хозяйства (производства), становится лавным элементом этого механизма. Рынок формируется в ходе и в результате развития товарного производства.

Целью курсовой работы является изучение темы: рынок, его структура и условия функционирования.

       Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-изучить общую характеристику рынка

-рассмотреть методы регулирования  рынка

-рассмотреть конкуренцию  и методы борьбы с ней

-проанализировать состояние  потребительского рынка

    Предметом исследования является изучение общих характеристик продовольственного рынка, методы государственного регулирования и рыночного саморегулирования, рассмотрение конкуренции, ее роли и виды а так же методы борьбы с ней.

 

 

                          2.Общая характеристика рынка

Рыночная  экономика – это такая форма ведения хозяйства, при которой производитель и потребитель взаимодействуют с помощью рынка.

Существует множество  определений рынка, очень часто  его рассматривают как сферу товарного обращения или как конкурентный механизм взаимодействия спроса и предложения через систему цен.

Рынок в самом широком  значении представляет собой экономический  механизм взаимодействия производителей и потребителей товаров и услуг, при котором производители ориентируются на спрос покупателей и сами решают фундаментальные проблемы экономики:

• какие товары и в  каком количестве производить;

• как эти товары производить, т. е. из каких ресурсов и с помощью  каких технологий;

• для какого потребителя производить.

Понятие “рынок” в  системе общественного воспроизводства  включает в себя четыре основные сферы  экономической деятельности: производство, распределение, обмен, потребление.

Производство товаров  и у слуг является необходимым  условием обеспечения потребностей общества. Без производства не может быть никакого рынка. Поэтому развитие производственной сферы является важнейшей задачей государства в реализации ее конечной цели.

Распределение имеет  не менее важное значение в реализации конечной цели, поскольку в этой сфере решается вопрос, кому достанутся результаты производства, т. е. кто станет собственником произведенной продукции. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного процесса.

Обмен, являясь также одной из важнейших сфер экономики, оказывает серьезное воздействие на общественное производство и развитие рынка.

Потребление является конечной целью экономической жизни любого общества и важнейшей задачей  органов государственной власти, бизнеса и науки.

Основными предпосылками  создания рыночного механизма и  необходимыми условиями эффективного функционирования рынка являются:

  • общественное разделение труда;
  • экономическая самостоятельность и свобода предпринимательской деятельности;
  • наличие рыночной конкуренции (совершенная и несовершенная);
  • наличие различных форм собственности;
  • свободное ценообразование;
  • наличие развитой инфраструктуры рынка;
  • наличие стабильной налогово-бюджетной и кредитно-денежной системы.

Для функционирования свободного рынка необходимы следующие дополнительные условия:

  • абсолютно свободный доступ на рынок и такой же выход из него. Это означает, что каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить подобную деятельность (открыть свое дело, нанять работников, купить акции, приобрести государственные облигации, положить деньги в банк, инвестировать их в недвижимость и т. д.);
  • абсолютная мобильность материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Это означает, что любой участник в условиях свободного рынка может вкладывать свои деньги в дело по своему усмотрению и он в праве рассчитывать на свободное перемещение своего капитала и трудовых ресурсов для получения дохода;
  • полная информированность каждого участника рынка о состоянии спроса, предложения, цен и т. д. Это условие необходимо для того, чтобы сделать правильный выбор при приобретении того или иного товара;
  • наличие однородных товаров. Отсутствие этого условия или же наличие торговой марки ставит товаропроизводителя или продавца в привилегированное положение, а это уже не свободный рынок;
  • отсутствие у всех участников свободного рынка возможности оказывать влияние на решения, принижаемые другими участниками. Монопольное положение на рынке, как правило, приводит к диктату цен или условий поставки товаров и услуг.

Важное место в развитии рынка отводится конкуренции, которая способствует более полному и качественному удовлетворению общественных потребностей. Механизм рыночной конкуренции принуждает производителей к эффективной деятельности и использованию прогрессивных технологий, совершенствованию качественных характеристик и обновлению ассортимента товаров.

         Условия формирования рыночных отношений:

  1. Частная собственность на средства производства.
  2. Свобода экономических действий (свобода выбора товара, партнеров по бизнесу, поставщиков.)
  3. Личная выгода (производители, стремясь увеличить объем продаж, удовлетворяет спрос покупателей).
  4. Саморегулирование экономики под влиянием свободных цен, взаимодействия спроса и предложения.
  5. Минимум вмешательства государства в экономику.

 

 

 

          Функции рынка:

  • Посредническая – сводит продавца и покупателя.
  • Ценообразующая – под влиянием спроса и предложения образуется рыночная цена.
  • Информирующая – рынок предоставляет информацию о том, выгодно ли производить данный товар.
  • Стимулирующая – рынок стимулирует производителей к увеличению объема продаж, улучшению качества, расширению ассортимента.
  • Оздоравливающая – освобождает экономику от невыгодных продавцов.

Виды  рынка:

  1. Рынок совершенной конкуренции – множество мелких фирм, продающих однородную продукцию и конкурирующих между собой.
  2. Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров.
  3. Олигополия – небольшое количество крупных фирм вступают в сговор и препятствуют вхождению новых конкурентов на рынок.
  4. Монополия – одна крупная фирма, продающая уникальную продукцию, манипулирует ценой. 

Рыночная  инфраструктура представляет собой комплекс отраслей, обслуживающих производственную и социальную сферы народного хозяйства. Она включает в себя рынок товаров и услуг, рынок капитала (фондовые биржи, банки), рынок труда (биржи труда).

  Острый экономический кризис, с которым столкнулись многие страны 80-х годов, потребовал перестройки государственного регулирования экономики, перехода и развития рыночных отношений. Основными направлениями реформ стали: приватизация и либерализация цен. Приватизация представляет собой переход  государственного имущества в частные руки, либерализация цен – свободное ценообразование.

Современная экономика характеризуется  взаимодействием рынка и государства. Существуют проблемы, которые рынок не в состоянии решить: социальное равноправие, устранение монополизма, несовершенная конкуренция и др. Поэтому требуется вмешательство со стороны государства. Существует два основных экономических метода государственного регулирования:

  1. определенная и достаточно жесткая налоговая политика, которая позволяет государству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества;
  2. создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом.

Выделяют шесть основных признаков классификации рынков: географический, организационный, экономический, по уровню насыщения, характеру продаж и степени регулирования.

1) по географическому  признаку выделяют внешний и  внутренний рынок (национальный, региональный и местный);

2) по организационному  признаку выделяют рынок совершенной  (чистой) конкуренции и несовершенной  конкуренции (монопольной, олигопольной  и монополистической конкуренции);

3) по экономическому  признаку выделяют рынок товаров,  рынок услуг и рынок ресурсов (земли, труда и капитала);

4) по уровню насыщения  выделяют дефицитный, избыточный  и равновесный рынок;

5) по характеру продаж  выделяют рынок оптовой и рынок розничной торговли;

Классификация рынков по основным признакам:

Важнейшей задачей рынка  является удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах. Для реализации этой задачи выделяют следующие основные функции рынка:

1) посредническая функция. Эта функция заключается в том, что рынок соединяет в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей, формирует взаимовыгодные экономические связи между конкретными участниками в сфере производства, переработки и реализации готовой продукции;

2) регулирующая функция.  Эта функция связана с воздействием  рынка прежде всего на производство. Выполняя эту функцию, рынок  дает ответы на вопросы: что,  как и для кого производить.  Важная роль в решении этих  вопросов при этом отводится развитию рыночной конкуренции. Конкуренция регулирует соотношение спроса и предложения на основе рыночной цены. Если цена растет, то это сигнал к расширению объемов производства, если цена падает – сигнал к сокращению;

Информация о работе Рынок, его структура и условия функционирования