Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 14:30, курсовая работа
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем.
.Введение………………………………………………………………….3
2.Общая характеристика рынка…………………………………………..4
3.Методы государственного регулирования рынка…………………….13
4.Механизм рыночного саморегулирования…………………………….15
5.Конкуренция, ее роль и виды…………………………………………..17
6.Методы конкурентной борьбы………………………………………….22
7.Анализ современного состояния потребительского рынка и
перспективы его развития………………………………………………….28
8.Заключение………………………………………………………………..25
9.Список используемой литературы………………………………………27
3) ценообразующая функция. Эта функция заключается в том, что в результате взаимодействия производителей и потребителей (спроса и предложения) на рынке формируется цена, отражающая полезность товара и издержки на его производство. Эта функция предполагает, что рынок признает только те затраты на производство продукции, которые согласен оплатить конечный покупатель;
4) информационная функция.
Эта функция предполагает, что
информация о состоянии цен
на рынке дает возможность
участникам производства
5) санирующая функция.
Эта функция заключается в
том, что с помощью
Все эти функции рынка
основаны на взаимодействии спроса и
предложения посредством
Спрос- это внедрение на рынок конкретных платежеспособных потребителей, которые могут быть удовлетворены при наличии соответствующего товарного предложения. В настоящее время происходит снижение платежеспособного спроса в связи с падением уровня жизни основной части населения, который происходит из-за кризиса финансово-кредитной системы.
Предложение- это масса товаров, предназначенных для реализации на рынке. Товарное предложение выступает как материальная основа удовлетворения потребностей рынка в потребительских товарах и характеризует количество и качество товаров, подлежащих реализации.
Цена- это денежное выражение стоимости товара, регулирует соотношение между спросом и предложением. Если рынок насыщен товарами, то снижается спрос- это является основой для снижения цен. Если потребительский спрос не удовлетворяется, то цены на товары могут расти. Цена является мощным рычагом экономического управления предприятием. Изучение спроса позволяет уменьшить риск ценовой политики.
Конкуренция является движущей силой рынка. Это состязание, соперничество между производителями и продавцами за овладевание рынка как по объему выпускаемой продукции, так и по ценовой политике. Конкуренция бывает ценовая и неценовая.
Условия, необходимые для развития рынка и рыночной экономики:
1.Наличие соответствующего уровня развития отношений собственности и равноправие всех его видов. В условиях рынка экономическая особенность товаропроизводителей предусматривает владение, пользование и распоряжение средствами производства, выпущенной продукцией, оказанными услугами, т.е реализацию своего труда.
2.Недопустимость административного вмешательства государственных органов управления в хозяйственную деятельность и предпринимательство предприятий независимо от форм собственности и хозяйствования. Должна быть обеспечена максимальная свобода хозяйственной деятельности, т.к основу рыночной экономики составляют свободные товаропроизводители, приумножающие свою собственность и в конечном счете- национальное богатство.
3.Широкая, в рамках
установленных правил игры
4.Рыночное ценообразование. Рыночный механизм эффективно функционирует, если цены на рынке формируются свободно, исходя из взаимодействия спроса и предложения. Государственный контроль за ценами допустим в определенной ограниченной сфере товаров и услуг, когда это диктуется интересами общества и экономики.
5. Демонополизация экономики. Важной предпосылкой развития здоровой конкуренции является предотвращение возникновения в экономике монополизма (сговора продавцов, ведущего к установлению на рынке диктата производителей, и возможности манипулирования на нем ценами)
3. Государственное регулирование рынка.
Государственное регулирование рынка представляет собой активное вмешательство государственных органов в структуру функционирования рынка, воздействуя на развитие производства в общественно нужном направлении, а также для решения возникающих социальных проблем. Необходимость данного момента возникает при несовершенстве отдельных рынков, которое проявляется в нестабильности, частичном учете затрат и полученных результатов, не единственности равновесия. Еще одной немаловажной причиной государственного регулирования рынка является потребность в решении макроэкономических задач. К ним относятся:
Государственное регулирование рынка ставит перед собой следующие цели: Стабилизация рыночных отношений, установление их равновесия или сдвиг, направленный на их равновесие или отклонение.
Методы государственного регулирования, с помощью которых достигаются вышеуказанные цели:
Введение налога на конкретную сферу производственной деятельности вызывает активный рост предложений, где стоимость налога вносится в государственный бюджет продавцами из средств покупателей, приобретающих товар. Дотация представляет обратную сторону налога, устанавливающаяся в определенном проценте к стоимости товара или в сумме (рассчитанной в рублях) на единицу товара. Дотации получают чаще всего производители, хотя существует реальная возможность получения и частному лицу. Фиксированные цены устанавливаются на сельскохозяйственную продукцию, превышая уровень цен равновесия. Таким образом, методы позволяют регулировать цены на рынках государством.
4.Механизм рыночного саморегулирования
Рыночное саморегулирование — автоматическое воздействие рыночного механизма взаимодействия спроса и предложения, конкуренции на формирование цен, объемов производства и продаж товаров, уровень потребления, эффективность производства, качество работы. Р.С. не имеет всеобщего характера и должно дополняться государственным регулированием, менеджментом, реакцией общественности, индивидуумов.
К основным рычагам саморегулирования рынка труда относятся:
-цена труда
-баланс платежеспособного спроса на труд
- предложение труда и конкуренция.
Заработная
плата выступает на рынке
При саморегулировании
на рынке труда важная роль
отводится прибыли
Привлекательной стороной саморегулирования рынка является ситуация, при которой в рыночных условиях выживает сильнейший, с этой стороны видны перспективы экономического роста. Но для социальных взаимоотношений в обществе она неприемлема. Доход фирмы является экономической основой ее денежной активности. О степени успеха предпринимателя можно смело судить по размерам дохода. Если не принять экстренные меры, то падение доходности фирмы может повлечь за собой ее банкротство и выброс персонала фирмы на улицу. Немало тому примеров в практике рыночной экономики. При благоприятной деловой активности специалисты отмечают оживление процесса капитальных вложений в народное хозяйство. При этом спрос на труд резко увеличивается, растет заработная плата, которая привлекает наемных работников в развивающиеся области до полного их насыщения рабочей силой.
5. Конкуренция, ее роль и виды
Конкуренция — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.
По масштабам развития выделяют следующее виды:
По характеру развития конкуренция разделяется на свободную и регулируемую. Также конкуренцию делят на ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место в том числе, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.
Ценовая конкуренция наиболее часто применяется в сфере услуг, при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).
Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций и нанотехнологий, патентирования и брендирования и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Этот вил конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели.
Неценовая конкуренция путем сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя.
Можно выделить следующие основные направления конкурентной деятельности фирмы:
Можно выделить совершенную и несовершенную конкуренции.
Совершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке.
Несовершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка.
Можно выделить следующие виды конкуренции (разновидности совершенной и несовершенной конкуренции):
Информация о работе Рынок, его структура и условия функционирования