Рынок, его сущность и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение сущности, механизма деятельности, функций рынка.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1). Определить следующие понятия: рынок, функции рынка, рыночная экономика, структура рынка, инфраструктура рынка, преимущества рынка, недостатки («провалы» или «фиаско») рынка.
2). Раскрыть содержание функций рынка, показать преимущества рыночной экономики в использовании ограниченных ресурсов на основе анализа функций рынка.
3). Определить критерии классификации видов рынков. Дать обоснование критериям их классификации.
4).Провести сравнительный анализ рынков совершенной и несовершенной конкуренции по критериям: количество участников, тип продукта, тип конкурентной борьбы, условия вхождения и выхода из отрасли, доступность информации.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по экономическое теории.docx

— 76.76 Кб (Скачать файл)

3) рыночное ценообразование:  цена на рынке формируется  в результате торга продавца  и покупателя, взаимодействия спроса  и предложения;

4) договорные  отношения;

5) конкуренция;

6) государственное  регулирование рынка и рыночных  отношений. В качестве инструментов  регулирования рынка выступают  государственные программы, налогообложение,  финансово-кредитная и банковская  система;

7) открытость  экономики: хозяйственные организации  и предприниматели обладают правом  осуществления внешнеэкономических  операций при соблюдении определенных  условий и ограничений;

8) обеспечение  социальной защищенности населения.  
  
  
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Структура рынка.  Инфраструктура рынка     

Рыночной  экономике необходима инфраструктура (от лат. infra - ниже, под и structura-строение, расположение) - комплекс рыночных институтов, обеспечивающих взаимосвязь основных макроэкономических потоков. Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое. Иными словами, инфраструктура рынка - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.     

Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и  другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.  Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи. В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие коммерческие банки.     

Важнейшими  элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи. Элементом  инфраструктуры рынка выступает  кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды  профсоюзов и других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. Ядро кредитной системы - банковская система. Она включает в себя национальный (государственный), коммерческие (осуществляют прием вкладов и превращение их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и инвестиционные банки.         В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ.  Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила "рыночной игры". 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Типология рынков. конкуренция и монополия в рыночном механизме

2.1 Виды рынков

По определению рынок - это организованная структура, в  которой существуют производители  и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители  могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое  производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.

Существуют множество  видов рынков, главные из которых  можно сгруппировать по следующим  четырем признакам : Таблица2.1.1 Основные виды рынков ( см. в приложение 1)

 В качестве исходного  рыночного критерия целесообразно  признать деление рынков по  признаку «факторы производства».  

 Каждый из рынков, в  свою очередь, можно разделить  на составляющие элементы. Так, рынок средств производства включает рынок земли, станков, кормов, газа и т. д.; рынок информации - рынки научно-технических разработок, ноу-хау, патентов и др.; финансовый рынок - рынки ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов. 

 В условиях углубления  и расширения хозяйственных связей  товарные рынки утрачивают национальные  и территориальные границы, превращаясь  в мировые товарные рынки, на  которых выступают торговцы всех  стран. Вместе с тем пока  продолжают существовать и относительно  обособленные национальные рынки  отдельных товаров в пределах  государственных границ. Среди множества  товарных рынков выделяются крупные  рынки сырьевых, продовольственных  товаров, машин и оборудования, других готовых изделий, рынки  рекламных, строительных, туристских  и иных услуг, а также фрахтовый,  валютный и кредитный рынки.  Существуют особые виды рынков: товарные биржи, аукционы, торги,  выставки, ярмарки. 

 Рыночная структура - набор технологических, рыночных и институ-циональных факторов, влияющих на поведение фирм. Виды рыночных структур определяются в зависимости от главных субъектов рынка - покупателей (psoneo - от греч.) и продавцов (poleo - от греч.) и количества субъектов (mono - один субъект; oligos - несколько; poly - много). В соответствии с этим можно построить матрицу рыночных структур. 

Таблица1.2.2 Матрица рыночных структур (см. в приложение 2)

При рассмотрении структурной организации рынка  определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих  в процессе обмена всеобщего эквивалента  стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и  потребителей, характер и структура  отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

В микроэкономической теории исследуют следующие 4 типа рыночных структур:

совершенная (чистая) конкуренция;

монополия;

монополистическая конкуренция;

олигополия.

В теории строения рынков исследуют следующие основные факторы, определяющие рыночную структуру (см. приложение 1 - стр. 37): количество фирм в отрасли и их размеры; количество покупателей; тип производимой фирмами  продукции (однотипная (стандартная) или  дифференцированная); возможность для  входа в отрасль и выхода из неё других фирм; тип конкуренции (ценовая или неценовая); информированность  продавцов и покупателей относительно изменения факторов спроса и предложения. 

 

 

2.2 Рынок совершенной  конкуренции.     

Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere - сталкиваться, состязаться). Конкуренция - по А.Смиту - поведенческая категория, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - "невидимая рука" рынка, которая координирует деятельность его участников. Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между произво

дителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Конкуренция - соперничество  между участниками рыночного  хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое  столкновение неизбежно и порождается  объективными условиями: полной хозяйственной  обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной  конъюнктуры и противоборством  с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание  и процветание - закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка.

Рис. 2.1.1. Классификация  рыночного соперничества

Совершенная конкуренция - рынок, где множество фирм продают  совершенно одинаковые товары, и ни одна фирма не обладает достаточно большой долей рынка, способной  влиять на рыночную цену товара.

Рыночную структуру  совершенной конкуренции определяют 6 основных характеристик:

1) Множество  фирм и их незначительные размеры  в отрасли (фирмы являются «ценополучателями»).

2) Множество  покупателей.

3) Однотипная (стандартизированная)  продукция.

4) Легкие условия  для входа в отрасль и выхода  из нее других фирм.

5) Отсутствие  ценовой конкуренции между продавцами.

6) Полная информированность  всех участников рынка относительно  изменения цен и свойств товаров.      

График  спроса на продукт конкурентной фирмы представляет собой горизонтальную линию D = MR = AR, т.к. в условиях совершенной конкуренции имеется множество фирм, каждая из которых производит лишь небольшой объем производства продукции и поэтому каждая их них в отдельности не может влиять на установление цены на рынке. Другими словами, фирма в условиях совершенной конкуренции является «ценополучателем», т.е. получает цену на продукцию с рынка и вынуждена продавать каждую единицу продукции по определенной рыночной цене.

Итак, фирма в  условиях совершенной конкуренции: не способна оказать влияния на рыночную цену; принимает рыночную цену как  данную; сталкивается с абсолютной эластичностью спроса на свою продукцию.

Средний доход (AR) фирмы и ее предельный доход (MR) равны  рыночной цене продукта, а графики  среднего и предельного дохода совпадают  с графиком спроса. Общий доход (TR) растет по мере увеличения объема продаж (рис. 2.2).

Максимизация  прибыли фирмой в краткосрочном  периоде

Существует два  подхода к максимизации прибыли.

Первый основан  на сравнении средних и предельных величин (рис. 2.2.3.). В условиях совершенной  конкуренции фирма максимизирует  свою прибыль или минимизирует убытки, выбирая такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR = МС) при условии, что цена (Р) превышает минимальное значение средних переменных издержек (Р > AVC). Точка - точка оптимального выпуска.

1) Если Q > Q*, то  МС > MR и невыгодно увеличивать  объем выпуска.

2) Если Q < Q*, то MR > МС, а это стимул для роста  производства.

3) В точке , МС - MR = Р или МС - Р.

Второй подход состоит в том, что фирма сравнивает получаемый ею валовой доход (TR) при  различных объемах выпуска с  валовыми издержками (ТС). Фирма выберет  вариант, когда разница между TR и  ТС будет максимальной, т.е. когда  будет достигнут максимальный объем прибыли.

До F1 и после F2 ТС > TR -- производство убыточно и  нецелесообразно.

Но и в этой, казалось бы, идеальной модели существуют изъяны. Экономисты признают четыре возможных  фактора, препятствующих эффективности  распределения ресурсов в конкурентной экономике:

а) нет причины, по которой конкурентная рыночная система  приведет к оптимальному распределению  доходов;

б) распределяя  ресурсы, конкурентная модель не допускает  побочных издержек и выгод или  производства общественных благ;

в) отрасль с  чистой конкуренцией может мешать применению лучшей из известных производственной техники и благоприятствовать медленному темпу технического прогресса;

г) конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий  для разработки новых продуктов.

Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Ее можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим для понимания принципов функционирования рыночного механизма. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Рынок чистой монополии      

Существуют  рынки, где в той или иной степени  возможно влияние на условия акта купли-продажи со стороны производителя (покупателя). Факт такого влияния определяет степень рыночной власти, характеризующей  рынки несовершенной конкуренции. Если для конкурентных рынков характерны только неценовые формы конкуренции, то отличительной особенностью несовершенных рынков являются ценовые формы борьбы между производителями. Потенциальная способность фирм устанавливать цены на свою продукцию определяет степень монополизации такого рынка.     

В зависимости от степени ограничения  конкуренции выделяют несколько  видов несовершенных рынков: монополия, олигополия и монополистическая  конкуренции.     

Монополия - исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее  одному лицу, определенной группе лиц  или государству. Рыночная власть - это способность фирмы (продавца) или покупателя воздействовать на цену товара. У монополии рыночная власть полная. Чистая монополия - это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Чистая монополия - это крайняя форма рыночной структуры, противоположная совершенной конкуренции. 

 Характерные черты чистой монополии: понятия «фирма» и «отрасль» совпадают; покупатели не имеют возможности выбора; чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении; кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический вид и совпадает с кривой рыночного спроса; чистая монополия ограждена от конкуренции высокими входными барьерами. 

 Барьеры для входа  в отрасль - это препятствия, которые выдвигаются на пути проникновения в отрасль новых фирм. Все барьеры делятся на 2 вида: естественные, которые возникают по экономическим причинам (экономия от масштаба производства, контроль над ключевыми ресурсами) и искусственные, создаваемые институциональным путем, например, вследствие действий правительства (патенты, лицензии или нечестные действия монополиста).

Информация о работе Рынок, его сущность и функции