Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:20, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение сущности, механизма деятельности, функций рынка.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1). Определить следующие понятия: рынок, функции рынка, рыночная экономика, структура рынка, инфраструктура рынка, преимущества рынка, недостатки («провалы» или «фиаско») рынка.
2). Раскрыть содержание функций рынка, показать преимущества рыночной экономики в использовании ограниченных ресурсов на основе анализа функций рынка.
3). Определить критерии классификации видов рынков. Дать обоснование критериям их классификации.
4).Провести сравнительный анализ рынков совершенной и несовершенной конкуренции по критериям: количество участников, тип продукта, тип конкурентной борьбы, условия вхождения и выхода из отрасли, доступность информации.
Источники монопольной власти:
1) Исключительные права (авторские права,
2) Устойчивые предпочтения потребителей (низкая эластичность спроса).
3) Контроль над ресурсами (местонахождение,
4) Эффект масштаба (оптимальный объем выпуска
Виды монополий:
1) Закрытая монополия носит долгосрочный характер, т.к. она защищена с помощью юридических ограничений (выпуск денег, оружия).
2) Открытая монополия носит временный характер, т.к. связана с исключительными правами, закрепляющими права собственности какого-нибудь уникального товара.
3) Естественная монополия носит долгосрочный характер, т.к. минимальный уровень средних общих издержек может быть достигнут при очень больших объемах производства (электроэнергетика, железные дороги и т.д.).
Общественные издержки монопольной власти - это убытки или потери для общества в целом от монопольной власти. Предельные издержки - затраты на производство дополнительной единицы продукции. Показатель Лернера монопольной власти - L = (Р - МС)/Р, который показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства. 0 < L < 1, чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана
Ценовая дискриминация - разница в ценах на одинаковый по качеству товар для разных покупателей, не связанная с затратами на его производство. Ценовая дискриминация первой степени (совершенная ценовая дискриминация) - наличие особой цены для каждого покупателя. Ценовая дискриминация второй степени (по объему продаж) - назначение цены в зависимости от объема покупки. Ценовая дискриминация третьей степени (сегментированная ценовая дискриминация) - назначение разных цен для разных групп покупателей.
Кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса. Для увеличения объёма продаж монополист снижает цену на каждую дополнительную единицу продукции. Кривая спроса на продукт чистой монополии имеет отрицательный наклон, поэтому фирма может оказывать влияние на цену, контролируя выпуск товаров. Возможность влиять на цену товара называется монопольной властью. В случае простой монополии предельный доход (MR), получаемый от продажи дополнительной единицы товара, ниже его цены (кроме первой единицы) - MR < Р. График MR проходит ниже кривой спроса Существует взаимосвязь эластичности спроса по цене, общего дохода (TR) и предельного дохода монополии (MR). Когда спрос эластичен, значение MR положительно и общий доход растет. Когда спрос не эластичен, MR < 0 и TR падает. Наконец, когда спрос единичной эластичности, MR = 0, a TR -- максимальный, монополист, очевидно, ограничит объем выпуска эластичной частью кривой спроса.
2.4 Рынок монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция - тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью фирмы-продавцы дифференцированного товара конкурируют за объем продаж, при этом ни одна из них не обладает всей полнотой власти по контролю рыночной цены. Рыночная власть - способность производителя (или потребителя) оказывать влияние на рыночную цену экономических благ.
Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию «чистой монополии» и в то же время на «совершенную конкуренцию». Американский экономист Эдуард Чемберлин в книге «Теория монополистической конкуренции» (1933) разъяснил, что реальные цены на рынке не тяготеют ни к чистой конкуренции, ни к чистой монополии, а стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае в соответствии с относительной силой обоих факторов.
Рынок монополистической конкуренции наиболее конкурентен и наименее монополизирован - это рынок взаимодействия относительно большого числа продавцов, предлагающих дифференцированную продукцию (похожую, но не идентичную).
Кривая спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции -- нисходящая, эластичная. Факторы эластичности спроса - число конкурентов; степень дифференциации продукта.
Особенности рынка монополистической конкуренции:
1) Дифференциация продукта;
замещение благ высокое, но не абсолютное;
лояльность к торговой марке; фирмы
2) Большое число продавцов; небольшая доля
3) Относительно свободный вход на рынок и
выход из него; издержки входа выше, чем при совершенной
4) Автономность поведения фирм приводит к
отсутствию сговора; свобода
5) Убывающая кривая спроса.
Уровень производства товара монопольно-конкурентной фирмой меньше, чем уровень производства фирмами, не являющимися монопольными конкурентами, но действующими при эффективном масштабе производства.
Дифференцировать товар - это значит отличить его от других, аналогичных товаров по какому-либо признаку: качество, реклама, торговая марка, условия продажи, упаковка и т.д. Дополнительные расходы, связанные с дифференциацией товара, могут стать барьером для входа новых фирм в отрасль. Монопольно-конкурентная фирма производит на уровне меньшем, чем при эффективном масштабе производства.
Эффективный масштаб производства - это объем выпуска, минимизирующий АТС. Поскольку фирма могла бы увеличить Q и уменьшить АТС, говорят о наличии избыточной мощности (AQ). AQ = эффективный масштаб производства - Q* (фактический объем выпуска).
Наличие избыточной мощности говорит о том, что покупатели потребляют не максимально возможное количество товара и не по самой низкой цене (Р* > МС). Это означает, что монополистическая конкуренция -- менее эффективная рыночная структура, чем совершенная конкуренция. Т.к. Р* > МС, то некоторые потребители воздерживаются от приобретения товара, таким образом возникают безвозвратные общественные потери монопольного ценообразования.
В краткосрочном периоде каждая фирма на рынке монополистической конкуренции во многом подобна чистой монополии .Сначала она выбирает объем выпуска, исходя из равенства МС = MR, а затем использует кривую спроса, чтобы установить цену, соответствующую этому объему (Р*).Будет ли при этом фирма получать прибыль или нести убыток, зависит от соотношения цены и АТС. Однако в условиях монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго.
2.5 Рынок олигополии
Мы уже знаем, как действуют
фирмы при совершенной
Рынок олигополии характеризуется
тем, что на нем действует несколько
конкурирующих производителей со значительными
рыночными долями продаж, так что
изменения в цене и объеме выпуска
отдельной фирмы могут повлиять
на прибыли соперников. Поэтому производственные
решения олигополистической фирмы
зависят не только от реакции потребителей,
но и от реакции конкурентов и
их стратегического поведения. Существование
такой олигополистической взаимосвязи
требует, чтобы каждая фирма тщательно
проанализировала и оценила последствия
собственных решений и
Единой модели олигополии не существует. Разработан ряд моделей, описывающих поведение фирмы в конкретных ситуациях. Каждая модель основывается на определенных предположениях отдельной фирмы относительно поведения соперников и их реакции на выбранную ею стратегию.
Я рассмотрю следующие модели: дуополию Курно, игру двух лиц с противоположными интересами, модель доминирующей на рынке фирмы, картель. Как будет показано ниже, результаты по выбору цен и объемов производства отражают промежуточное положение между совершенной конкуренцией и монополией, которое занимает олигополия. Все модели подтверждают тот факт, что олигополистическая конкуренция приводит к уменьшению прибылей, а сговор и сотрудничество увеличивают прибыли. В погоне за прибылью фирмы, с одной стороны, могут вступить в ожесточенное противоборство ("ценовую войну"), снижая цены в целях захвата рынка. Подрезая цены друг друга до уровня средних издержек, в конечном счете фирмы получают нулевую экономическую прибыль. С другой стороны, фирмы могут максимально увеличить свои доходы путем повышения цен и заключения соглашения о дележе рынка, т.е. вступая в картель. Таким образом, фирмам выгодно открыто или тайно согласовывать цены и объемы выпуска, но в силу конкуренции картели характеризуются внутренней нестабильностью.
В заключение отмечу, что ни одна модель не дает убедительного ответа на вопрос о том, каково взаимодействие фирм на олигопольном рынке. Прежде чем использовать ту или иную модель, необходимо тщательно проанализировать конкретную ситуацию, соотношение цены и предельных издержек, концентрацию в отраслях и другие важные обстоятельства, определяющие поведение фирм.
Модель дуополии Курно. Начнем рассмотрение формальных теорий олигополии с дуополии Курно. Пусть две фирмы имеют одинаковую технологию и производят однородную продукцию. Каждая фирма должна определить объем выпускаемой продукции, причем решения принимаются одновременно.
Суть модели Курно состоит в том, что каждая фирма, принимая решение о выпуске продукции, считает объем производства конкурента неизменным и исходит из данной величины. Каждая фирма считает, что она может повлиять на цену, изменяя собственный выпуск. Таким образом, в модели Курно взаимодействие фирм осуществляется через выбор объемов производства при фиксированной цене.
Равновесие по Курно. Обе фирмы выбирают максимизирующие прибыли одновременно. В точке равновесия Курно ни у одной из фирм нет стимула менять свой объем производства.
Основной недостаток модели - допущение каждой фирмой того, что конкурент не будет регулировать выпуск. На практике фирмы реагируют на изменения цен, объемов выпусков соперников, условий производства и т.д.
Для случая сговора совокупная
прибыль максимальна. Если фирмы
договариваются поделить прибыль пополам,
то получим монопольное
Фирмы в дуополии производят
меньше, чем при совершенной
Стратегия поведения фирм при олигополии. Теория игр анализирует поведение лиц с противоположными интересами и поэтому может быть использована при изучении олигополистической конкуренции. Данная теория формально отражает такой характер стратегического взаимодействия олигополистических фирм, при котором каждая фирма должна предугадать и проанализировать все возможные действия соперников и оценить, какое предположение относительно поведения конкурентов для нее оптимально.
Пусть на рынке действуют
две конкурирующие фирмы, каждая
из которых стремится
Однако соперничество
и недоверие друг к другу приводят
к тому, что каждая фирма предпочитает
понижать цену, так как если фирма
поддерживает цену, то соперник может
снизить ее, потому что, захватив большую
долю на рынке, он тем самым увеличит
прибыли. Таким образом, преимущество
стратегии максимина
Образование картеля: Как было показано выше, если фирмы договорятся поддерживать высокие цены, то они получат больше прибыли, чем при соперничестве и конкуренции. Так возникают картели - группы производителей, совместно максимизирующих прибыли путем согласования решений о ценах и объемах выпуска продукции. Фирмы-олигополисты действуют так, как если бы они были единой монополией: они повышают цену и для ее поддержания на данном уровне ограничивают объемы выпуска, устанавливая каждому члену картеля квоту.
Предположим сначала, что все фирмы действуют в условиях совершенной конкуренции, тогда экономическая прибыль фирм равна нулю.
Допустим теперь, что фирмы объединились в картель. Тогда задача максимизации прибыли решается как в случае монополии: общий выпуск и монопольная цена. Таким образом, объем продукции сокращен. Далее этот выпуск распределяется между фирмами, и главная проблема заключается здесь в установлении квот продукции каждой фирмы и контроле над ними. В погоне за прибылью отдельные фирмы могут превысить свои квоты, чтобы максимизировать прибыли при картельной цене. Если условия соглашения нарушит большинство фирм в отрасли, то возникнет избыточное предложение и цена будет падать. Таким образом, для поддержания картельной цены каждая фирма должна производить не более, чем величина ее квоты. На практике картели сталкиваются с проблемой соглашения о монопольной цене и установления процедуры проведения утвержденных квот в жизнь.
Лидерство в ценообразовании. Как уже было сказано, в условиях сотрудничества и согласования (открытого или тайного) цен и объемов выпуска олигопольные фирмы увеличивают свои доходы. Однако зачастую фирмам трудно договориться о приемлемой для всех цене., особенно, когда меняются издержки и спрос. Проблема согласования легко решается, если на рынке имеется одна доминирующая фирма, которая может выступать ценовым лидером. Эта фирма устанавливает цену, а остальные - следуют за ней. Такая практика наблюдается повсюду на олигополистических рынках.
Покажем, каким образом фирма-лидер определяет цену. Очевидно, она будет устанавливать цену, при которой ее собственная прибыль максимальна. Поскольку такая цена основана на соответствии предельного дохода и предельных издержек фирмы, то фирма-лидер должна прежде всего определить чистый спрос на свой продукт. Для этого она оценивает количество товара, которое могут продать прочие фирмы при каждой возможной цене и вычитает этот объем из рыночного спроса.