Рынок капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить и раскрыть особенности рынка капитала. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть происхождение рынка капиталов;
раскрыть сущность, структуру и функции рынка капитала;
изучить, как функционирует рынок капитала в переходной экономике
рассмотреть систему организации Российского фондового рынка;

Содержание

Введение 4
1. Рынок капиталов и его структура 5
1.1 Происхождение капитала 5
1.2 Сущность, структура рынка капиталов и его функции 8
2.Функционирование рынка капитала в переходной экономике. 17
2.1 Спрос и предложение на реальный капитал. 17
2.2 Функционирование рынка производных ценных бумаг 23
3. Особенности Российского рынка капиталов 29
3.1 Система организации Российского фондового рынка 29
3.2 Особенности функционирования рынка капиталов в России 31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ рэу.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

На рынке производных ценных бумаг присутствует несколько категорий участников. С точки зрения преследуемых ими целей и осуществляемых операций их можно подразделить на три группы: спекулянты, арбитражеры и хеджеры.

Спекулянт представляет собой лицо, стремящееся получить прибыль за счет разницы в курсах финансовых инструментов, которая может возникнуть во времени. Спекулянт покупает (продает) активы с целью продать (купить) их в будущем по более благоприятной цене. Успех спекулянта зависит от того, насколько правильно он прогнозирует тенденции изменения цены соответствующих активов. Он может открывать позиции (то есть заключать сделки) как на длительный период времени, так и на короткий срок (вплоть до нескольких минут). Спекулянтов, которые держат свои позиции открытыми в течение короткого промежутка времени, именуют скальперами. Спекулянт является необходимым лицом на рынке производных ценных бумаг, поскольку, во-первых, он увеличивает ликвидность фьючерсов и опционов и, во-вторых, берет риск изменения цены, который переносят на него хеджеры.

Хеджер является лицом, страхующим на рынке производных ценных бумаг свои финансовые активы от риска изменения цены на них. Например, инвестор приобрел пакет акций. В результате падения их курсовой стоимости он может понести большие потери. Рынок производных ценных бумаг предоставляет ему возможность заключить ряд сделок с целью страхования от таких потерь. Покупка фьючерса либо опциона позволяет ему избежать валютного риска. Как уже отмечалось выше, риск в данных сделках часто берет на себя спекулянт, выступая контрагентом хеджера.

Арбитражер выступает лицом, извлекающим прибыль за счет одновременной купли-продажи одного и того же актива на разных рынках, если на них наблюдаются разные цены. В целом арбитраж является операцией, которая позволяет получить вкладчику прибыль без всякого риска и не требует от него каких-либо инвестиций. Осуществление арбитражных операций приводит к выравниванию возникших отклонений в ценах на одни и те же активы на разных рынках и восстановлению паритетных соотношений между взаимосвязанными активами. [2, 37-45]

3. Особенности  Российского рынка капиталов

3.1 Система организации Российского фондового рынка

 

Система организации  Российского фондового рынка  характеризуется следующими признаками: Тенденции развития мировой экономики и фондовый рынок России [7].

1. В России  в ходе осуществления приватизации  появилось большое количество  акционеров, но в свободном обращении  находится небольшое количество  акций и объём рынка акций  небольшой.

2. Капиталы в  России концентрируются в коммерческих банках, которые занимаются как кредитованием, так и инвестиционной деятельностью; отсутствуют ограничения на деятельность банков на фондовом рынке. Вместе с тем существенная роль на рынке ценных бумаг принадлежит специализированным инвестиционным институтам. Банки доминируют на рынке государственных облигаций. На рынке акций основную роль играют профессиональные участники рынка, которые не являются банковскими учреждениями. Но эти небанковские структуры часто являются дочерними предприятиями банков и создаются с целью присутствия последних на рынке ценных бумаг.

3. Основной оборот  вторичного рынка в России  приходится на государственные  ценные бумаги.

4. В России  значительное развитие получил  внебиржевой рынок ценных бумаг,  а фондовые биржи являются негосударственными учреждениями.

Целью государственного регулирования рынка является создание такой системы, которая должна способствовать притоку инвестиций в экономику, создавать равные возможности для  реализации прав всем участникам рынка и не допускать ущемления интересов одних участников рынка за счет других.

Государственное регулирование фондового рынка  осуществляется соответствующими государственными органами в соответствии с нормативно - правовыми актами. Нормативно - правовая база регулировании рынка ценных бумаг складывается из трёх уровней:

1. Верхний уровень  - это законодательные акты, принимаемые  высшим законодательным органом  страны.

2. Второй уровень  образуют нормативные акты, которые  принимаются органами исполнительной власти.

3. Третий уровень  - это правила, инструкции, методики, которые разрабатываются саморегулируемыми  организациями и организаторами  торговли.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг  осуществляется по следующим основным направлениям:

1. установление правил выпуска и обращения ценных бумаг. На рынке ценных бумаг запрещаются публичное размещение, реклама неограниченному кругу лиц ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, публичное размещение которых запрещено или не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации. Эмиссия облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг некоммерческими организациями допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при наличии обеспечения, определенного указанными нормативными актами [12].

2. определение  видов профессиональной деятельности  на рынке ценных бумаг, установление  обязательных требований к деятельности  эмитентов и профессиональных  участников рынка и контроль  за деятельностью профессиональных  участников рынка.

3. разработка  системы квалифицированных требований к руководителям и специалистам организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг и аттестация их для работы с ценными бумагами.

4. лицензирование  деятельности профессиональных  участников рынка ценных бумаг.  В России лицензирование осуществляется Федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или другими уполномоченными органами.

3.2 Особенности функционирования рынка  капиталов в России

 

Ни одно государство  не может существовать без развития рынка капиталов. Даже тем странам, где государственный сектор составляет большую, чем в России, долю валового национального продукта, например Франции, необходим динамичный рынок капитала, предоставляющий возможность финансировать частный сектор экономики.

Большая часть российской экономики приватизирована. Россияне владеют активами: например, Россия занимает первое место в мире по доле жилья, находящегося в частной собственности. У многих россиян имеются значительные сбережения. Однако институты и структуры, которые способны заставить крутиться колеса экономики капитализма и обеспечить продуктивное использование имеющегося богатства, едва ли существуют.

Политическая  неопределенность и экономическая  нестабильность приучили россиян заботиться в лучшем случае о завтрашнем дне, но не более того. Инвестиции, способные принести пользу экономике страны, рассматриваются в лучшем случае как чересчур рискованные, а в худшем - как "выброшенные на ветер". В результате десятки миллиардов долларов, оседающих на счетах иностранных банков или под матрасами в домах россиян, финансируют развитие каких угодно экономик - США, Европы или Кипра, но только не российской экономики.

Отсутствие  четкой, последовательной и согласованной  стратегии развития рынка капитала, в соответствии с которой можно было бы выстраивать приоритеты и планировать действия, а также определять степень продвижения. Продолжают раздаваться голоса политиков, экономистов и участников рынка, призывающие выработать стратегию привлечения капитала в реальный сектор, однако среди них нет того, кто бы имел четкое представление о том, как развить и применить такую стратегию.

Сложная, обременительная  и несправедливая налоговая система, неподходящая учетная система и  бюрократия вместе взятые создают у  предприятий стойкое отвращение к раскрытию любой информации о себе. Недостаточная прозрачность усиливает стремление руководства предприятий и его ближайшего окружения "погреть руки" на подконтрольных активах и коррупцию, которые могут быть легко замаскированы.

Слабое принуждение  к исполнению законов и произвольное, не единообразное их применение, что объясняется частично огрехами законотворчества, частично - недостатком ответственности, а частично - слабым уровнем развития регулирующих и судебных органов, чьи ресурсы недостаточны для обеспечения их эффективной работы, поддержания независимости и компетентности.

Отсутствие  реальной банковской системы, заключающееся  в осуществлении расчетно-платежных  функций и предоставлении кредитов, не только сдерживает привлечение краткосрочных  сбережений, но также, вкупе с недостатками налоговой системы, увековечивает практику неденежных взаимных расчетов, зачетов и кредитования между предприятиями.

Сменяющие друг друга российские правительства  и по сей день не могут создать  и поддержать законодательные и практические рамки, необходимые для существования рынков капитала, способных вызвать доверие у граждан и зарубежных кредиторов и инвесторов [6, 52].Недостаточное развитие реально действующих отечественных рынков капитала и неспособность мобилизовать сбережения населения ограничивают способность правительства эффективно управлять экономикой и оставляют финансовую систему на волю капризных приливов и отливов иностранной инвестиционной активности.

Первый и наиболее важный принцип решения проблем на рынке капиталов в России заключается в том, что на уровне правительства необходимо признать следующее: [13]

для того чтобы  улучшить жизнь людей, следует сделать  все возможное для стимулирования развития;

жизнеспособных  предприятий, способных действовать  самостоятельно и платить по счетам без одолжений и субсидий со стороны государства, которые в настоящее время наносят ущерб бюджету;

эти предприятия  не могут начать эффективно работать, выплачивая непомерные налоги и испытывая  на себе произвол властей: необходимо выработать качественное законодательство, а также справедливую систему налогообложения;

эти предприятия  должны будут привлекать деньги для  собственного развития, и если последние  не будут привлечены на российском рынке, то они будут привлечены за рубежом и прибыль будут получать иностранцы, что не будет способствовать скорейшему оздоровлению России;

организации, имеющие  сбережения, не будут участвовать  в финансировании предприятий, если они сочтут, что могут стать  жертвами произвола или тяжелого налогового бремени: следует защищать права инвесторов, а также предоставлять им налоговые льготы;

граждане и  организации, имеющие средства и  доверяющие финансовой системе, станут вкладывать деньги через институты  долгосрочного инвестирования, которые, в свою очередь, смогут снизить проблему бюджетного дефицита, приобретая государственные ценные бумаги;

деньги не могут  эффективно и надежно работать, если в России не будет действующих  рынков капитала. Рынки же не способны выживать в условиях произвола.

Необходимо, чтобы существовала решимость создать условия для развития динамичного рынка капиталов. Половинчатые настроения, способные создать только иллюзию рынка без всякого содержания, в этой ситуации еще хуже, чем отсутствие всякого настроения. Целью должны стать выработка ясной стратегии и принятие обязательства неуклонно следовать ей.

Второй принцип сводится к тому, что необходимо принять комплексную программу мер, способствующих развитию рынков капитала. Применение одной части мер и игнорирование другой не приведет к успеху.

Третий принцип - рынки капиталов по указу не появляются. Идея о том, что предприятия можно заставить использовать рынки капиталов, а инвесторов - покупать ценные бумаги, не выдерживает критики. Правительство может лишь создать должный климат для развития рынков, а затем устраниться, с тем, чтобы позволить предприятиям и участникам рынка завершить процесс.

Четвертый принцип - рынки капиталов - это не те "двое из ларца", которые выпрыгивают из-под земли в полной готовности, только позови. Политика их развития должна быть долгосрочной, последовательность мер - продуманной и непротиворечивой.

Если все  будет делаться должным образом, несомненно, Россия станет преуспевающей  страной, какой она и должна быть, принимая во внимание ее ресурсы и  интеллектуальный потенциал. Если делом строительства рынка капиталов не заняться, то ей неизбежно грозит дальнейшее скольжение по наклонной плоскости по сравнению с другими странами.

 

Заключение

 

В ходе исследования были изучены рынок капитала, aункционирование рынка капитала в переходной экономике и особенности Российского рынка капитала.

Анализ результатов  темы курсовой работы позволяет сделать  следующие выводы:

1. Капитал является одним из основных элементов общественного богатства. Капитал в широком смысле слова - это любой ресурс, создаваемый с целью производства большего количества экономических благ. Получение определенного потока товаров и услуг в будущем предполагает наличие в производственном процессе определенного запаса ресурсов длительного пользования, то есть капитала.

2. Рынок капитала предусматривает отсутствие ограничений для привлечения и вложения капитала, одинаковые ставки по вкладам и кредитам, информированность участников рынка капитала о происходящих изменениях.

3. Капитал может накапливаться, использоваться для реализации проектов, а процентная ставка служит показателем минимума рентабельности инвестиционных затрат и условием их отбора в соответствии с чистой производительностью.

Информация о работе Рынок капитала