Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:22, доклад
Важнейшая характеристика товарного рынка – его конъюнктура, определяемая как результат взаимодействия различных условий и факторов внешней и внутренней среды предприятия.
Конъюнктура товарного рынка учитывает состояние дел в сфере производства, обмена и потребления соответствующих товаров на определённом отрезке времени. Она отражает:
• динамику товарных цен;
• количество заключаемых сделок;
• движение товарных запасов;
• поступление заказов;
• загрузку производственных мощностей;
• объёмы производства и реализации продукции с учётом соотношения и масштабов экспорта-импорта;
• размеры переходящих остатков товаров и товарно-материальных запасов;
• динамику ссудного процента, поведение курса ценных бумаг и т.п.
Рынок товаров и услуг
Рынок – это одна из экономических категорий товарного хозяйства, представляющая собой сферу товарного обмена. Товарный рынок – это особая экономическая категория, характеризующая совокупность отношений, складывающихся в сфере обмена при реализации товара.
Важнейшая характеристика товарного рынка – его конъюнктура, определяемая как результат взаимодействия различных условий и факторов внешней и внутренней среды предприятия.
Конъюнктура товарного рынка учитывает состояние дел в сфере производства, обмена и потребления соответствующих товаров на определённом отрезке времени. Она отражает:
Каждый товар имеет свой жизненный цикл – долгосрочный или скоротечный. Цикл, как времена года, состоит из четырёх стадий:
Предпринимателю, который прежде всего заинтересован в сбыте своей продукции, необходимо получить достоверные сведения о продолжительности жизненного цикла товара. Иначе можно попасть впросак: ввод товара, разработанного им, придётся на стадию старения товара-заменителя. Тогда товар не может быть реализован, хоть производство прекращай! Для рационального чередования циклов фирма должна приступить к разработке нового товара, когда уже производимый ею товар вступает в период зрелости.
Однако прогнозировать жизненный цикл какого-либо товара – весьма сложная задача. Приходится в процессе маркетингового исследования ориентироваться на аналогичные товары и рыночные ситуации. Рынок услуг – это специфическая форма обмена, организованная по законам товарного производства и обращения, при которой осуществляется постоянное приспособление к индивидуальным потребностям и удовлетворяются запросы людей в виде предоставления им конкретных вещей или результатов деятельности службы сервиса, не имеющих материальной формы. Как относительно самостоятельная часть общего рынка он включается в систему присущих ему производственных отношений, обслуживает действующие отношения собственности и развивается с ними в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.
Рынок услуг выступает
связующим звеном между производством
и потреблением, утверждает окончательное
признание общественного
Различают несколько видов рынка услуг.
Ёмкость конкретного рынка определяется объёмом (в физических единицах или стоимостном выражении) реализуемых в нём товаров. Она зависит от общей экономической и политической ситуации в стране, от размеров национального производства этого вида товара, размеров его импорта и экспорта.
Для товаров индивидуального потребления при этом существенны факторы, которые определяют:
Уровень рынка товаров производственного назначения определяется темпом развития соответствующих отраслей и инвестиционной политики предпринимателей, оперирующих в конкретных отраслях. Зная ёмкость рынка, а главное – тенденции её изменения, предприятие может оценить перспективность этого рынка для себя.
Сегментация рынка позволяет нацелить предприятие на конкретную группу потребителей – сегмент – через специализированный план маркетинга, который основывается на потребностях именно этого сегмента.
Завоевание определённой доли выбранного рыночного сегмента при заранее определённых издержках является целью любого предприятия. Для этого необходимы следующие элементы:
Для успешного проведения сегментации необходимо выполнить по крайней мере два условия:
На каждом из рассмотренных сегментов следует произвести позиционирование товара, т.е. определить его место – сильные и слабые стороны – по сравнению с другими имеющимися на этом сегменте рынка товарами.
После завершения сегментации рынка можно приступить к выбору сегмента. Основные требования к выбранному сегменту рынка следующие:
Покупатели отличаются друг от друга по самым разным параметрам, например потребностям, местожительству, привычкам и т.п. И любой из этих переменных можно воспользоваться в качестве основы для сегментирования рынка.
В основе сегментации лежит положение о том, что одна фирма в условиях конкуренции не может удовлетворить все потребности в определённом товаре и должна ориентироваться на те, которые являются наиболее предпочтительными с точки зрения её производственных, финансовых, сбытовых возможностей.
Фирмы в своей деятельности опираются на следующие типы стратегии работ с потребителем.
Специалисты выделяют следующее виды сегментации:
Использование принципов сегментации особенно эффективно при проникновении на рынки, характеризуемые высокой степенью конкуренции. Одной из основных трудностей использования принципов сегментации является правильный выбор соответствующего рыночного сегмента. При этом соблюдаются следующие правила:
Показатели, используемые для оценки сегмента:
Для оценки сегмента по потребительским товарам используются следующие показатели: возраст, пол, род занятий потребителя, наличие семьи, уровень образования, размер доходов, характер использования товара потребителем, язык, на котором говорит большинство населения, традиции и обычаи, требования к внешнему оформлению товара, упаковке, применяемые средства рекламы.
Для оценки сегмента по товарам производственного назначенияиспользуются такие показатели, как характер деятельности фирмы, размер и число потребителей на рынке, объём партий по размещённым заказам, объём сопутствующих технических услуг, техническое обслуживание.
Те потребности, которые не удовлетворены существующими производителями, но которые могут быть удовлетворены специально разработанным и внедряемым на рынке товаром называются нишей в потребительском спросе. Такие ниши относятся к «ключевым факторам успеха», вытекающим из требований рынка и способным дать фирме преимущества перед её конкурентами.
Поиск и нахождение таких
ниш неразрывно связаны с сегментацией,
т.е. выявлением группы потребителей, специфические
запросы которых не удовлетворяются
предлагаемыми на рынке товарами,
разработкой соответствующей их
требованиям продукции и
Поиск ниш или других ключевых
факторов успеха всегда связан с сопоставлением
потребительского спроса, собственной
деятельности и работы конкурентов.
При этом анализируются различия
в потребительских
Определение рыночной ниши – это метод маркетинга, с помощью которого предприниматель находит участок рынка для своей фирмы и впоследствии продвигает на него свой товар или услуги с учётом действия конкуренции и других сил.
Для начинающего предпринимателя определение своей ниши жизненно важно, а особенно в процессе бизнес-планирования, поскольку зачастую у него мало ресурсов для исправления даже незначительных ошибок. Рынок нужно выбрать сравнительно большой, для того чтобы привлечь больше клиентов и иметь средства для развития. Но в то же время он должен быть достаточно малым и специализированным, чтобы иметь хорошую защиту от конкурентов.
Основа успешного выбора рыночной ниши состоит в том, чтобы сделать свой бизнес выделяющимся на рынке, отличающимся от бизнеса конкурентов.
Следующих ход – продвижение товаров и услуг на рынок, заполнение ниши. Предприниматель думает о потенциальном клиенте, когда тот ещё не осведомлён о существовании его фирмы: что она продаёт, какие услуги оказывает. Но реклама в местной прессе, на радио, кабельном телевидении, в почтовом ящике, презентация товаров и услуг – всё это делает свое дело.
Постепенно клиент узнаёт о существовании фирмы, её товарах и услугах. Затем, присмотревшись (и приценившись), он постигает выгоды, убеждается и, наконец, начинает действовать. А предприниматель его уже ждёт с распростертыми объятиями. И кстати, ненавязчиво интересуется, почему тот к нему пришёл. Предприниматель должен дать себе ответ на вопрос: что заставит потенциальных клиентов подумать именно о данном предприятии, когда они захотят приобрести что-либо из того, что на рынке предлагается? Ведь вокруг полно конкурентов, которые, если честно, мало чем отличаются, но все-таки обязательно отличаются.