Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.

Вложенные файлы: 1 файл

Рынок труда.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

Численность незанятого населения, состоящего на учёте в  государственных учреждениях службы занятости

(на конец периода)

                                                                                                                               Таблица 3

 

Лица, незанятые 
трудовой деятельностью, ищущие работу-всего, человек

из них имеют статус безработного:

из числа безработных  получают пособие по безработице

Заявленная предприятиями  потребность в работниках,                       человек

Нагрузка незанятого населения  на одну заявленную вакансию, человек

человек

процентов

человек

процентов

2004

9511

8493

89,3

7464

87,9

5403

1,8

2005

10713

9802

91,5

8781

89,6

5045

2,1

2006

12054

11186

92,8

9837

87,9

5917

2,0

2007

11608

10354

89,2

9286

89,7

7435

1,6

2008

12011

10665

88,8

10025

94,0

7949

1,5

I квартал

12656

11336

89,6

10661

94,0

8368

1,5

I полуго-дие

12069

10730

88,9

9908

92,3

12427

1,0

9 месяцев

12544

10996

87,7

9977

90,7

11242

1,1

2009

9096

8241

90,6

6895

83,7

9774

0,9

I квартал

9275

8078

87,1

6908

85,5

8661

1,1

I полуго-дие

8507

6809

80,0

5688

83,5

13762

0,6

9 месяцев

8804

7673

87,2

6367

83,0

12468

0,7


 

Лица, незанятые трудовой деятельностью, ищущие работу  в 2009 году составляют 9096 человек, из них имеют статус безработного 8241 человек или 90,6 %, из числа безработных  получают пособие по безработице 6895 человек или 83,7 %, заявленная предприятиями потребность в работниках 9774 человек,  нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию 0,9 человек.

Постановлением правительства  области утверждена программа по стабилизации ситуации на рынке труда региона в этом году. В ее рамках организуются временное трудоустройство, опережающее обучение, общественные работы, содействие развитию малого предпринимательства. На реализацию программы выделяется 372 миллиона рублей, из них средства федерального бюджета составляют более 353 миллионов.

Главы местного самоуправления должны определить операторов по организации  общественных работ, временного трудоустройства  безработных, выпускников учебных  заведений и работников, которым  грозит массовое увольнение. В специальный  перечень войдут предприятия и организации, на которых  будут организованы общественные работы для временного трудоустройства. Планируется, что в рамках реализации программы на временную работу устроятся 18 тысяч 600 человек, 1200 выпускников образовательных учреждений пройдут стажировку.

По предварительной оценке под  сокращение в этом году могут попасть  почти 54 тысячи жителей области. В  первую очередь это работники  обрабатывающих производств (производство машин и оборудования и строительных материалов, металлургия, химические предприятия), торговле, строительству, транспорту и связи, сельскому хозяйству.

  В основном в 2009 году на  рынке труда были востребованы  рабочие специальности: токари, фрезеровщики, электрогазосварщики, слесари, повара, медсестры и другие. Среди специалистов требовались инженеры, программисты, бухгалтеры, врачи. В то же время уменьшение числа вакансий наблюдается в обрабатывающем производстве, строительстве, оптовой и розничной торговле, транспорте и связи.

В рамках реализации программы для их трудоустройства будут организованы общественные и временные работы по благоустройству территорий. В том числе – демонтажу старых построек, ветхих объектов АПК, расчистке лесопосадок, родников.

Опережающее обучение пройдут три тысячи сто двадцать человек, из них 324 жителя области устроятся на работу на другие предприятия по новой специальности. А пятистам сегодняшним безработным – потенциальным предпринимателям помогут открыть свое дело. На базе учреждений начального профессионального образования есть возможность обучиться 56 специальностям. Среди них – каменщик, маляр, штукатур, токарь и другие. Выучиться на техника или технолога можно в одном из 24 учреждений среднего профессионального образования.

Для того, чтобы сохранить 9 тысяч 100 рабочих мест, правительство области заявило о своем участии в федеральных программах реформирования ЖКХ, поддержки малого предпринимательства. На их реализацию выделяются средства из федерального бюджета. Так, в рамках программы реформирования ЖКХ будет проведен капитальный ремонт домов и переселение жителей региона из аварийного жилья. Это позволит сохранить почти три тысячи рабочих мест в строительстве. Также планируется получение субсидии на поддержку малого предпринимательства (микрозаймы, предоставление грантов начинающим предпринимателям, субсидирование процентных ставок по кредитам). В первую очередь предполагается стимулировать малый бизнес в сельском хозяйстве, в частности, в рамках областной программы «Семейные фермы Белогорья». Для этого потребуются инвестиции в размере от 15 до 400 тысяч рублей.

Планируется, что реализация программы позволит удержать  уровень зарегистрированной безработицы на уровне 1,8 процента от числа экономически активного населения области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Цена  труда

 

В соответствии с рыночным законом спроса и предложения  уровень и динамика заработной платы  на конкретном предприятии устанавливаются  с учетом соотношения спроса и  предложения труда. Однако наряду с  равновесной ставкой, при которой спрос на труд равен его предложению, на уровень рыночной заработной платы влияют и результаты договоренности между профсоюзами и работодателями, которые являются субъектами рынка труда. Рыночная ставка заработной платы зависит также от гарантий и ограничителей, установленных органами государственной власти. Под влиянием всех перечисленных факторов и формируется рыночная цена труда, которая является основой при установлении заработной платы на предприятиях.

В условиях рыночной экономики изменение конъюнктуры на рынке труда может привести к резкому снижению спроса на те или иные категории персонала, а следовательно, к значительному падению их уровня заработной платы. Кроме того, наемному работнику в одиночку чаще всего трудно противостоять давлению работодателя, заинтересованного в максимизации прибыли за счет сдерживания темпов роста заработной платы.

Защитить наемного работника в рыночных условиях можно, установив определенные гарантии как  по минимальной заработной плате (4330 рублей), так и по тарифным ставкам (окладам) и другим компенсационным выплатам различным профессионально-квалификационным группам. Решение этой задачи предполагает установление соответствующих гарантий в законодательных и нормативных актах на государственном уровне, а также в соглашениях и коллективных договорах. Гарантированные ставки заработной платы, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты не ниже предусмотренных в законодательных и нормативных актах, а также в соглашениях и коллективных договорах устанавливаются и в трудовом договоре.

Дифференциация  заработной платы по категориям персонала  на предприятиях осуществляется в зависимости  от требуемых на данном рабочем месте  профессиональной подготовки, физических и умственных усилий, ответственности  за персонал или (и) используемые средства и предметы труда и др., а также с учетом условий труда. Кроме того, на различия в заработной плате работников существенное влияние оказывают результаты труда. Вся эта совокупность факторов, определяющих различия в заработке работников, может быть названа, как количество и качество труда. Таким образом, дифференциация заработной платы должна осуществляться с учетом количества и качества труда и обеспечивать заинтересованность персонала в повышении как своей квалификации, так индивидуальных результатов труда.

Важную роль в регулировании заработной платы  играет индивидуальный трудовой договор. "Трудовой договор - соглашение между  работодателем и работником, в  соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику  работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя".  Возможны два основных варианта регулирования заработной платы в трудовом договоре независимо от того, является он бессрочным или срочным:

- оплата труда  на условиях, общих для всех  работников;

- оплата труда  на индивидуальных для конкретного  работника условиях, но не ниже гарантий, предусмотренных коллективным договором.

Обеспечение повышения  уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских  цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Среднемесячная плата  работников Белгородской области по полному кругу организаций  приведена  в таблицах 4 и 5.

 

Среднемесячная  заработная плата работников  Белгородской области

(по полному  кругу организаций) 

 

                                                                                     Таблица 4

 

 

Отчетный месяц

Период с начала года

рублей

в % к соответствующему месяцу прошлого года

рублей

в % к соответствующему периоду прошлого года

2009г.

Январь

12815,0

107,9

12815,0

107,9

Февраль

12489,3

102,5

12646,0

105,1

Март

13255,0

103,8

12844,6

104,6

Апрель

13540,6

106,1

13018,5

105,0

Май

13723,3

103,6

13158,7

104,7

Июнь

14554,3

105,9

13393,6

104,9

Июль

14670,6

103,6

13572,4

104,7

Август

14359,4

102,3

13670,3

104,3

Сентябрь

14445,3

103,0

13755,5

104,2

Октябрь

14545,5

100,5

13833,1

103,8

Ноябрь

14454,8

106,0

13887,4

103,9

Декабрь

17182,6

111,7

14159,9

104,7

2010г.

Январь

14058,1

110,6

14058,1

110,6


 

 

Из таблицы видно, что  среднемесячная заработная плата работников в Белгородской области в 2009 году увеличилась с 12815,0 рублей в январе до 17182,6 рублей в декабре. В январе 2010 года среднемесячная заработная плата составила 14058,1 рубль и уменьшилась по сравнению с декабрём 2009 года на  3124,5 рублей или на 17,7%, а по сравнению с январём 2009 года увеличилась на 1243,1 рубль или на 10,6%. В среднем за год среднемесячная зарплата за 2009 год увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2008 года на 4,7 %.

Информация о работе Рынок труда