Рынок труда как элемент рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить:
1. Рассмотреть рынок труда как элемент рыночной экономики
2. Исследовать механизм функционирования рынка труда.
3. Проанализировать особенности рынка труда в Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Рынок труда как элемент рыночной экономики 5
1.1. Понятие рынка труда 5
1.2. Состав и структура рабочей силы 5
1.3 Виды рынков труда 8
2. Механизм функционирования рынка труда 12
2.1 Спрос на рынке труда 12
2.2 Предложение на рынке труда 13
2.3 Равновесие на рынке труда 17
3. Особенности рынка труда в Российской Федерации 19
3.1. Рынок труда и безработица 19
3.2. Государственное регулирование занятости населения 22
3.2. Современное состояние рынка труда в Российской Федерации 30
Заключение 36
Список использованной литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа (рынок труда).doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах

уголовно-исполнительной системы;

проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению Федеральной государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта идокумента об образовании.

В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16 летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

 

 

  • 3.3. Современное состояние рынка труда в Российской Федерации

  •  

     

    По итогам обследования населения по проблемам занятости, численность экономически активного населения в среднем за 2012 год составила 75,6 млн. человек или более 53% от общей численности населения страны. В экономике страны в 2012 году было занято 71,3 млн. человек, что на 0,6 млн. человек больше, чем в 2011 году. (рисунок 7).

    Рисунок 7 – Динамика численности экономически активного населения [22]

     

     


     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Рисунок 8 – Уровень общей безработицы в 2008-2012 гг.[22]

     

    По данным рисунка 8 в среднем за 2012 год численность безработных, определяемых по методологии МОТ, составила,  по данным обследования населения по проблемам занятости, 4,3 млн. человек или 5,7% экономически активного населения, что на 0,7 млн. человек меньше, чем в 2011 году. В декабре 2012 г. уровень безработицы составил 5,3 процента. Данный уровень безработицы является рекордно низким за период с 1999 года. Снижению численности безработных способствовали восстановление спроса на труд в результате улучшения экономической ситуации в стране, а также реализация Правительством Российской Федерации мер по поддержке  рынка труда.

    В 2012 году из федерального бюджета на софинансирование региональных программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда, были перечислены субсидии на 1,5 млрд. рублей.

    При этом 540,5 млн. рублей было направлено на реализацию мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, а также родителей, воспитывающих детей-инвалидов и многодетных родителей.

    По состоянию на 1 декабря 2012 г. в указанном мероприятии приняли участие 12,8 тыс. человек, что составило  88% от запланированной численности участников мероприятия. Расходы консолидированного бюджета на его реализацию составили 518,3 млн. рублей или 87% от общего объема запланированных средств.

    Наиболее активно это мероприятие реализуется в Республике Дагестан, где за отчетный период трудоустроены 382 человека (100% от запланированной численности); Кировской области – 138 человек (100%); Республике Мордовия – 110 человек (100%); Республике Бурятия – 152 человека (101%); Тюменской области – 184 человека (104%), Орловской области – 115 человек (100%); Чувашской Республике – 138 человек (100%); Калининградской области – 109 человек (100 процентов).

    Кроме того,  в субъекты Российской Федерации с напряженной ситуацией на рынке труда было направлено 959,5 млн. рублей  на реализацию дополнительных мероприятий (республики Северного Кавказа, республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Калмыкия, Марий Эл и Тыва, Алтайский и Забайкальский края, Курганская область), в которых  приняли участие 22,6 тыс. человек или 107% от запланированной численности участников. В том числе:

    – прошли опережающее профессиональное обучение и стажировку 5,1 тыс. работников организаций или 136% от запланированной численности участников мероприятия;

    – прошли стажировку, в том числе в других субъектах Российской Федерации, 6,2 тыс. выпускников учреждений профессионального образования или 121% от запланированной численности участников мероприятия;

    – прошли профессиональное обучение и аттестацию с целью получения документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию, 1,9 тыс. граждан, ищущих работу, или 111% от запланированной численности участников мероприятия;

    – были трудоустроены в других субъектах Российской Федерации 2 тыс. безработных и ищущих работу граждан, проживающих в субъектах Российской Федерации с напряженной ситуацией на рынке труда, или 104% от запланированной численности участников мероприятия;

    – трудоустроены на дополнительные рабочие места, созданные гражданами из числа безработных, открывших собственное дело в рамках региональных программ по снижению напряженности на рынке труда, 7,4 тыс. безработных граждан или 86% от запланированной численности участников мероприятия.

    Расходы консолидированного бюджета на реализацию указанных мероприятий составили 856,7 млн. рублей или 84% от общего объема запланированных средств.

    Наиболее активно дополнительные мероприятия реализуются в Курганской области, где за отчетный период участие в них приняли 2,4 тыс. человек или 154% от запланированной численности участников мероприятия; в Республике Тыва – 0,8 тыс. человек (162%); Забайкальском крае – 2,2 тыс. человек (130%); Республике Бурятия – 1,7 тыс. человек (129 процентов).

    В результате, численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости субъектов Российской Федерации с напряженной ситуацией на рынке труда, с начала текущего года уменьшилась на 42,3 тыс. человек (или 13%) – с 367,7 тыс. человек на 1 января 2012 г. до 325,4 тыс. человек на 1 декабря 2012 года.

     

     

     

     

     

     

     


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Рисунок 9 – Численность официально  зарегистрированных безработных и потребность а работниках [22]

     

    По данным рисунка 9 в целом по Российской Федерации в органах службы занятости населения в среднем за 2012 год было зарегистрировано на 20% меньше безработных граждан, чем в 2011 году.

    С конца февраля 2012 года число вакантных рабочих мест в органах службы занятости населения превышает численность зарегистрированных безработных. По состоянию на конец декабря 2012 г. в банке данных органов службы занятости было 1,3 млн.  вакантных рабочих мест.

    Следует отметить, что коэффициент напряженности в расчете на 100 заявленных вакансий сократился со 120,7 человека в конце декабря 2011 г. до 91,3 человека в конце декабря 2012 года.

    В январе-декабре 2012 г. продолжилась реализация положений Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предусматривающих упрощение привлечения в Российскую Федерацию высококвалифицированных специалистов (ВКС), создание комфортных условий для их пребывания и осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации, а также легализацию трудовых мигрантов, прибывающих в Российскую Федерацию в безвизовом режиме, и осуществляющих трудовую деятельность по найму у физических лиц, путем внедрения патентов на осуществление такой деятельности.

    В 2012 году было оформлено 11,8 тыс. разрешений на работу ВКС, что на 9,1% больше, чем в 2011 году. Для осуществления высококвалифицированными специалистами трудовой деятельности в рамках реализации проекта «Сколково» оформлено 97 разрешений на работу.

    За январь-декабрь 2012 г. на 51,7% по сравнению с показателем прошлого года  выросло количество оформленных патентов и составило 1,229 млн. патентов (за январь-декабрь 2011 г. – 0,81 млн. патентов). Сумма платежей за приобретение патентов в 2012 году составила 6,32 млрд. рублей, что на 84% больше, чем в 2011 году (3,43 млрд. рублей).  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Заключение

     

    Таким образом, рынок труда - это специфический рынок, на котором в качестве товара выступает рабочая сила (поскольку сам по себе труд не является товаром и объектом рыночных отношений быть не может).

    На рынке рабочей силы формируются спрос, предложение и цена на рабочую силу. Субъектами экономических отношений на рынке рабочей силы выступают, с одной стороны, предприниматели и государство, с другой отдельные работники или их ассоциации.

    Спрос на труд - это потребность в рабочей силе. В денежном выражении спрос представляет собой ожидаемые совокупные затраты, связанные с вовлечением в народное хозяйство дополнительной рабочей силы.

    Предложение труда – это число рабочих, выдвигаемых на рынок труда; потребность в денежных средствах, необходимых для создания новых рабочих мест и содержания рабочей силы.

    Рынок труда может быть национальным и местным. Когда отношения в сфере найма строятся внутри предприятия, фирмы, такой рынок принято считать внутренним рынком труда. В узком смысле рынок труда - это текущий рынок, составляющий часть совокупного. Текущий рынок труда можно подразделить на открытый и скрытый.

    Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие.

    Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим слоям населения, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и пр.). Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения наемных работников в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены услуг труда, впрямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.

    Информация о работе Рынок труда как элемент рыночной экономики