Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 13:28, курсовая работа
Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить:
1. Рассмотреть рынок труда как элемент рыночной экономики
2. Исследовать механизм функционирования рынка труда.
3. Проанализировать особенности рынка труда в Российской Федерации.
Введение 3
1. Рынок труда как элемент рыночной экономики 5
1.1. Понятие рынка труда 5
1.2. Состав и структура рабочей силы 5
1.3 Виды рынков труда 8
2. Механизм функционирования рынка труда 12
2.1 Спрос на рынке труда 12
2.2 Предложение на рынке труда 13
2.3 Равновесие на рынке труда 17
3. Особенности рынка труда в Российской Федерации 19
3.1. Рынок труда и безработица 19
3.2. Государственное регулирование занятости населения 22
3.2. Современное состояние рынка труда в Российской Федерации 30
Заключение 36
Список использованной литературы 40
Значительна и посредническая роль государства на рынке труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения работников содействуют максимально быстрой адаптации последних к меняющимся требованиям рынка.
Политика регулирования рынка труда предусматривает достижение трех основных целей: стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения высвобождаемых работников; наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь; предоставление работы каждому, кто ее ищет.
Регулирование рынка труда, проводимое государством, осуществляется в краткосрочном и долгосрочном периодах. Меры краткосрочного периода включают всевозможное стимулирование труда: увеличение государственных расходов на финансирование занятости в общественных работах; субсидирование новых рабочих мест; поддержание самозанятости населения.
Долгосрочные меры государства предполагают увеличение гибкости рынка труда. Это может быть достигнуто через систему определенных действий: переподготовку, переквалификацию работников; развитие всех видов информационной базы государственной и негосударственной служб занятости.
Наряду с государственными органами власти в осуществлении политики занятости участвуют негосударственные органы и организации. К таковым следует отнести Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, функционирующую на постоянной основе и состоящую из представителей общероссийских объединений работодателей, представителей общероссийских объединений профессиональных союзов и представителей Правительства РФ. Эта комиссия функционирует на федеральном уровне, способствуя обеспечению единой согласованной политики в области регулирования социально-трудовых отношений.
Одной из характерных черт российского рынка труда является безработица, которая сопровождается различными проблемами социального, экономического и психологического характера. В России значительный рост безработицы пришелся на начало 90-х годов XX века и был обусловлен переходом к рыночной экономике.
Помимо безработицы российский рынок труда характеризуется также такими негативными моментами, как неполная занятость, неравномерность в распределении трудовых ресурсов по регионам и отраслям экономики, неформальный сектор экономики и ряд других.
Указанные явления позволяют оценить способность российского рынка труда к саморегуляции как незначительную, что сохраняет потребность в использовании элементов государственного вмешательства. Предпринимаемые в этой сфере государством меры могут быть сведены в основном к профилактике растущей безработицы (содействие занятости населения, включая трудоустройство), а также к снижению ее последствий (материальная поддержка безработных, которая включает в себя выплату пособий по безработице, переподготовка безработных и др.).
Государственная политика регулирования рынка труда, опираясь на мировой опыт формирования общественных институтов и институциональных структур, одновременно должна учитывать специфику российских условий, определяющих ее выбор и приоритетные направления. Непременной исходной позицией государства при регулировании процессов на рынке труда всегда является задача обеспечения продуктивной занятости, как правило, обусловливающей экономический рост, вследствие которого расширяется спрос, в том числе и на рабочую силу. Этому должна быть подчинена деятельность государства по линии прогнозирования перспектив развития и обеспечения задач экономического роста; повышения занятости населения; подготовки целевых программ по созданию и расширению рабочих мест; выработки нормативно-правовых основ обеспечения занятости; социальной поддержки безработных; профессиональной подготовки и переподготовки кадров; увязки потребностей рынка труда с рынком учебных услуг в части количества и качества специалистов по их профессиональной структуре; создания институциональных структур, обеспечивающих решение текущих задач в сфере занятости и материальной поддержки безработных; выработки согласованных механизмов по регулированию занятости на действующих производствах и предотвращения массовой безработицы на основе коллективно-договорных и согласительных механизмов.
Реализация положений, предусмотренных Концепцией развития рынка труда, позволит существенно улучшить ситуацию на рынке труда в Российской Федерации, снизить уровень общей безработицы до 5-6 % экономически активного населения.
Повышение гибкости рынка труда будет способствовать расширению возможностей реализации прав граждан на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии.
Повышение взаимосвязи рынка труда и профессионального образования, а также развитие межтерриториальной и межотраслевой мобильности трудовых ресурсов станут одними из важнейших факторов содействия обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.
Осуществление специальных программ занятости будет способствовать интеграции в рынок труда и эффективной занятости безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда, испытывающих трудности при трудоустройстве.
Развитие механизмов социального партнерства в целях содействия занятости населения, повышения качества рабочих мест и совершенствование системы оплаты труда будут способствовать росту уровня заработной платы и, в конечном счете, повышению уровня жизни населения Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301,
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197–Ф (ред. от 29.12.2010 ) // Российская газета. – 2010. – 27 декабря.
5. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822,
6. Федеральный закон от 27 ноября 2002 г.
№ 156-ФЗ
«Об объединениях работодателей» (с изменениями
от 5 декабря 2009 г.) // Собрание законодательства
РФ. – 2002. – № 48. – Ст. 4741,
7. Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 11 сентября 2007 г. № 211 «Об утверждении регламента Федеральной службы по труду и занятости.
8. Аганбекян Р.Л. Рынок и занятость в переходной экономике [Текст] : / Р.Л. Аганбекян; Моск. гос. пед. гос. ун-т. – М.: Прометей, 2007. – 279 с.
9. Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учеб. [Текст] : / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 407 с.
10. Адамчук В.В. Экономика труда: Учеб. [Текст] : / В.В. Адамчук, Ю.П. Кокин, Р.А. Яковлев. - М.: Финстатинформ, 2007. – 431 с.
11.Андреев Б.Ф. Системный курс экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика: Учеб. пособие [Текст] : / Б.Ф. Андреев. – СПб.: Лениздат, 2007. – 574 с.
12. Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах [Текст]: / С.А. Бартенев. – М.: Юристъ, 2008. – 188 с.
13. Барр Н. Рынок труда и социальная
политика в Центральной и
14. Боровик В.С., Ермакова Е.Е., Похвощев В.А. Занятость населения. [Текст]: / В.С. Боровик – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 286 с.
15. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. [Текст] : / Е.Ф. Борисов. – М.: Юристъ, 2007. – 567 с.
16. Горелов И.А. Социальная защищенность и мотивация деятельности в условиях рынка. [Текст]: /И.А. Горелов – СПб.: ЮНИТИ–ДАНА, 2008. – 450 с.
17. Вереникин А.О. Занятость и
государство в переходной
18. Виноградов, В.В. Экономика России: Учеб. пособие [Текст] : / В.В. Виноградов. – М.: Юристъ, 2007. – 319 с.
19. Гатаулин А.М. Экономическая теория: Толковый терминол. слов.: Учеб. Пособие [Текст] : / А.М. Гатаулин. – М.: Колос, 2007. – 247 с.
20. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. [Текст] : / Б.М. Генкин. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: НОРМА–ИНФРА–М, 2008. – 399 с.
21. Гриценко Ю.М. Сборник справочных
пособий по трудовому
22. Тенденции на рынке труда // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // http://www.gks.ru.
Информация о работе Рынок труда как элемент рыночной экономики