Рынок труда как элемент рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить:
1. Рассмотреть рынок труда как элемент рыночной экономики
2. Исследовать механизм функционирования рынка труда.
3. Проанализировать особенности рынка труда в Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Рынок труда как элемент рыночной экономики 5
1.1. Понятие рынка труда 5
1.2. Состав и структура рабочей силы 5
1.3 Виды рынков труда 8
2. Механизм функционирования рынка труда 12
2.1 Спрос на рынке труда 12
2.2 Предложение на рынке труда 13
2.3 Равновесие на рынке труда 17
3. Особенности рынка труда в Российской Федерации 19
3.1. Рынок труда и безработица 19
3.2. Государственное регулирование занятости населения 22
3.2. Современное состояние рынка труда в Российской Федерации 30
Заключение 36
Список использованной литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа (рынок труда).doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

Значительна и посредническая роль государства на рынке труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения работников содействуют максимально быстрой адаптации последних к меняющимся требованиям рынка.

Политика регулирования рынка труда предусматривает достижение трех основных целей: стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения высвобождаемых работников; наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь; предоставление работы каждому, кто ее ищет.

Регулирование рынка труда, проводимое государством, осуществляется в краткосрочном и долгосрочном периодах. Меры краткосрочного периода включают всевозможное стимулирование труда: увеличение государственных расходов на финансирование занятости в общественных работах; субсидирование новых рабочих мест; поддержание самозанятости населения.

Долгосрочные меры государства предполагают увеличение гибкости рынка труда. Это может быть достигнуто через систему определенных действий: переподготовку, переквалификацию работников; развитие всех видов информационной базы государственной и негосударственной служб занятости.

Наряду с государственными органами власти в осуществлении политики занятости участвуют негосударственные органы и организации. К таковым следует отнести Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, функционирующую на постоянной основе и состоящую из представителей общероссийских объединений работодателей, представителей общероссийских объединений профессиональных союзов и представителей Правительства РФ. Эта комиссия функционирует на федеральном уровне, способствуя обеспечению единой согласованной политики в области регулирования социально-трудовых отношений.

Одной из характерных черт российского рынка труда является безработица, которая сопровождается различными проблемами социального, экономического и психологического характера. В России значительный рост безработицы пришелся на начало 90-х годов XX века и был обусловлен переходом к рыночной экономике.

Помимо безработицы российский рынок труда характеризуется также такими негативными моментами, как неполная занятость, неравномерность в распределении трудовых ресурсов по регионам и отраслям экономики, неформальный сектор экономики и ряд других.

Указанные явления позволяют оценить способность российского рынка труда к саморегуляции как незначительную, что сохраняет потребность в использовании элементов государственного вмешательства. Предпринимаемые в этой сфере государством меры могут быть сведены в основном к профилактике растущей безработицы (содействие занятости населения, включая трудоустройство), а также к снижению ее последствий (материальная поддержка безработных, которая включает в себя выплату пособий по безработице, переподготовка безработных и др.).

Государственная политика регулирования рынка труда, опираясь на мировой опыт формирования общественных институтов и институциональных структур, одновременно должна учитывать специфику российских условий, определяющих ее выбор и приоритетные направления. Непременной исходной позицией государства при регулировании процессов на рынке труда всегда является задача обеспечения продуктивной занятости, как правило, обусловливающей экономический рост, вследствие которого расширяется спрос, в том числе и на рабочую силу. Этому должна быть подчинена деятельность государства по линии прогнозирования перспектив развития и обеспечения задач экономического роста; повышения занятости населения; подготовки целевых программ по созданию и расширению рабочих мест; выработки нормативно-правовых основ обеспечения занятости; социальной поддержки безработных; профессиональной подготовки и переподготовки кадров; увязки потребностей рынка труда с рынком учебных услуг в части количества и качества специалистов по их профессиональной структуре; создания институциональных структур, обеспечивающих решение текущих задач в сфере занятости и материальной поддержки безработных; выработки согласованных механизмов по регулированию занятости на действующих производствах и предотвращения массовой безработицы на основе коллективно-договорных и согласительных механизмов.

Реализация положений, предусмотренных Концепцией развития рынка труда, позволит существенно улучшить ситуацию на рынке труда в Российской Федерации, снизить уровень общей безработицы до 5-6 % экономически активного населения.

Повышение гибкости рынка труда будет способствовать расширению возможностей реализации прав граждан на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии.

Повышение взаимосвязи рынка труда и профессионального образования, а также развитие межтерриториальной и межотраслевой мобильности трудовых ресурсов станут одними из важнейших факторов содействия обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.

Осуществление специальных программ занятости будет способствовать интеграции в рынок труда и эффективной занятости безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда, испытывающих трудности при трудоустройстве.

Развитие механизмов социального партнерства в целях содействия занятости населения, повышения качества рабочих мест и совершенствование системы оплаты труда будут способствовать росту уровня заработной платы и, в конечном счете, повышению уровня жизни населения Российской Федерации.

 

Список  использованной литературы

 

1. Конституция  Российской Федерации (принята на  всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – №  4. –  Ст. 445

2. Гражданский кодекс Российской  Федерации (ГК РФ) (часть  первая) от 30.11.1994  № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301,

4. Трудовой кодекс Российской  Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197–Ф (ред. от 29.12.2010 ) // Российская газета. – 2010. –  27 декабря.

5. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822,

6. Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ 
«Об объединениях работодателей» (с изменениями от 5 декабря 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 48. – Ст. 4741,

7. Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 11 сентября 2007 г. № 211 «Об утверждении регламента Федеральной службы по труду и занятости.

8. Аганбекян Р.Л. Рынок и занятость в переходной экономике [Текст] : / Р.Л. Аганбекян; Моск. гос. пед. гос. ун-т. – М.: Прометей, 2007. – 279 с.

9. Адамчук В.В. Экономика и социология  труда: Учеб. [Текст] : / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 407 с.

10. Адамчук В.В. Экономика труда: Учеб. [Текст] : / В.В. Адамчук, Ю.П. Кокин, Р.А. Яковлев. - М.: Финстатинформ, 2007. – 431 с.

11.Андреев Б.Ф. Системный курс  экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика: Учеб. пособие [Текст] : / Б.Ф. Андреев. – СПб.: Лениздат, 2007. – 574 с.

12. Бартенев С.А. История экономических  учений в вопросах и ответах [Текст]: / С.А. Бартенев. – М.: Юристъ, 2008. – 188 с.

13. Барр Н. Рынок труда и социальная  политика в Центральной и Восточной  Европе: переходный период и дальнейшее развитие. [Текст]: / Н. Барр – М.: Юрайт, 2007.– 431 с.

14. Боровик В.С., Ермакова Е.Е., Похвощев  В.А. Занятость населения. [Текст]: / В.С. Боровик – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 286 с.

15. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. [Текст] : / Е.Ф. Борисов. – М.: Юристъ, 2007. – 567 с.

16. Горелов И.А. Социальная защищенность  и мотивация деятельности в  условиях рынка. [Текст]: /И.А. Горелов  – СПб.: ЮНИТИ–ДАНА, 2008. – 450 с.

17. Вереникин А.О. Занятость и  государство в переходной экономике [Текст]: / А.О. Вереникин; МГУ. – М.: ТЭИС, 2008. – 116 с.

18. Виноградов, В.В. Экономика России: Учеб. пособие [Текст] : / В.В. Виноградов. – М.: Юристъ, 2007. – 319 с.

19. Гатаулин А.М. Экономическая теория: Толковый терминол. слов.: Учеб. Пособие [Текст] : / А.М. Гатаулин. – М.: Колос, 2007. – 247 с.

20. Генкин Б.М. Экономика и социология  труда: Учеб. [Текст] : / Б.М. Генкин. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: НОРМА–ИНФРА–М, 2008. – 399 с.

21. Гриценко Ю.М. Сборник справочных  пособий по трудовому законодательству (в схемах и таблицах) [Текст] : / Ю.М. Гриценко. – Ульяновск, 2007. – 236 с.

22. Тенденции на рынке труда // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // http://www.gks.ru.

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Рынок труда как элемент рыночной экономики