Рынок хлеба и хлебобулочных изделий: сущность, функции, экономическая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель выполнения курсовой работы – изучение особенности функционирования рынка хлеба и хлебобулочных изделий.
Для достижения цели выполнения курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- изучение особенности функционирования рынка продовольственных товаров в России;
- изучение особенности функционирования рынка хлеба и хлебобулочных изделий в России;
- предложение рекомендаций направленных на увеличение эффективности работы предприятий данной отрасли.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 13.docx

— 212.59 Кб (Скачать файл)

Тема: Рынок хлеба и хлебобулочных изделий: сущность, функции, экономическая характеристика»

Содержание

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы. Рынок как экономическая категория является понятием многофункциональным и многогранным, имеет сложную иерархическую структуру, чутко реагирует на экономическую, социальную, демографическую ситуацию. Поэтому его исследование должно вестись с учетом большого числа факторов. При этом рынки дифференцированы по видам товаров, что особенно характерно для продовольственных рынков. Среди них особую роль играет рынок хлеба и хлебобулочных изделий, определяемую, прежде всего высокой и относительно постоянной долей хлеба в потреблении населения.

Функционирование рынка хлеба и хлебобулочных изделий специфично в сельских и городских поселениях, особенно в крупных, именуемых мегаполисами. Примером такого мегаполиса в Российской Федерации является Екатеринбург. Рынок хлеба и хлебобулочных изделий здесь имеет большое социально-экономическое значение, в том числе в связи со сверхконцентрацией населения, промышленности, торговли. Поэтому анализ состояния этого рынка, исследование специфики функционирования, выявление тенденций его развития, выработка предложений по повышению эффективности очень актуальны.

Вопросам рынка традиционно уделяется много внимания как зарубежными, так и отечественными учеными. Проблемам и особенностям продовольственного рынка посвящены работы А.Алтухова, М. Алибекова, В. Гончарова, А. Гордеева, В. Добросоцкого, Е. Закшевской, В. Клюкача, С. Нуралиева, Е.Серовой, В. Шайкина.

Цель выполнения курсовой работы – изучение особенности функционирования рынка хлеба  и хлебобулочных изделий.

Для достижения цели выполнения курсовой работы были поставлены следующие задачи:

- изучение особенности функционирования рынка продовольственных товаров в России;

- изучение особенности функционирования рынка хлеба и хлебобулочных изделий в России;

- предложение рекомендаций направленных  на увеличение эффективности  работы предприятий данной отрасли.

Объект исследования – хлебопекарные, торговые и другие субъекты рынка хлеба и хлебобулочных изделий.

Предмет исследования – экономические отношения участников рынка хлеба и хлебобулочных изделий.

Методологическая основа исследования. В процессе исследования применялись аналитический, экономико-математический и другие методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Рынок продовольственных товаров  как экономическая категория

 

1.1 Понятие, классификация рынка и его экономическая характеристика

 

Рынок как экономическая категория является теоретическим выражением определенных общественных отношений. Существует множество определений рынка, каждое из которых характеризует ту или иную его сторону.

Рынок (market) – это совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуги) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги). Действие рыночного механизма проявляется в сложных процессах, которые определяют состояние рынка, темпы его развития и основные пропорции.

Рынок в самом широком значении представляет собой экономический механизм взаимодействия производителей и потребителей товаров и услуг, при котором производители ориентируются на спрос покупателей и сами решают фундаментальные проблемы экономики:

- какие товары и в каком количестве производить;

- как эти товары производить, т. е. из каких ресурсов и с помощью каких технологий;

- для какого потребителя производить.

Понятие «рынок» в системе общественного воспроизводства включает в себя четыре основные сферы экономической деятельности: производство, распределение, обмен, потребление [3, с. 50].

Производство товаров и у слуг является необходимым условием обеспечения потребностей общества. Без производства не может быть никакого рынка. Поэтому развитие производственной сферы является важнейшей задачей государства в реализации ее конечной цели.

Распределение имеет не менее важное значение в реализации конечной цели, поскольку в этой сфере решается вопрос, кому достанутся результаты производства, т. е. кто станет собственником произведенной продукции. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного процесса.

Обмен, являясь также одной из важнейших сфер экономики, оказывает серьезное воздействие на общественное производство и развитие рынка.

Потребление является конечной целью экономической жизни любого общества и важнейшей задачей органов государственной власти, бизнеса и науки.

Основными предпосылками создания рыночного механизма и необходимыми условиями эффективного функционирования рынка являются:

- общественное разделение труда;

- экономическая самостоятельность и свобода предпринимательской деятельности;

- наличие рыночной конкуренции (совершенная и несовершенная);

- наличие различных форм собственности;

- свободное ценообразование;

- наличие развитой инфраструктуры рынка;

- наличие стабильной налогово-бюджетной и кредитно-денежной системы [1, с. 98].

Для функционирования свободного рынка необходимы следующие дополнительные условия:

- абсолютно свободный доступ на рынок и такой же выход из него. Это означает, что каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить подобную деятельность (открыть свое дело, нанять работников, купить акции, приобрести государственные облигации, положить деньги в банк, инвестировать их в недвижимость и т. д.);

- абсолютная мобильность материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Это означает, что любой участник в условиях свободного рынка может вкладывать свои деньги в дело по своему усмотрению и он в праве рассчитывать на свободное перемещение своего капитала и трудовых ресурсов для получения дохода;

- полная информированность каждого участника рынка о состоянии спроса, предложения, цен и т. д. Это условие необходимо для того, чтобы сделать правильный выбор при приобретении того или иного товара;

- наличие однородных товаров. Отсутствие этого условия или же наличие торговой марки ставит товаропроизводителя или продавца в привилегированное положение, а это уже не свободный рынок;

- отсутствие у всех участников свободного рынка возможности оказывать влияние на решения, принижаемые другими участниками. Монопольное положение на рынке, как правило, приводит к диктату цен или условий поставки товаров и услуг.

Важное место в развитии рынка отводится конкуренции, которая способствует более полному и качественному удовлетворению общественных потребностей. Механизм рыночной конкуренции принуждает производителей к эффективной деятельности и использованию прогрессивных технологий, совершенствованию качественных характеристик и обновлению ассортимента товаров.

Выделяют шесть основных признаков классификации рынков: географический, организационный, экономический, по уровню насыщения, характеру продаж и степени регулирования [3, с. 120].

По географическому признаку выделяют внешний и внутренний рынок (национальный, региональный и местный).

По организационному признаку выделяют рынок совершенной (чистой) конкуренции и несовершенной конкуренции (монопольной, олигопольной и монополистической конкуренции).

По экономическому признаку выделяют рынок товаров, рынок услуг и рынок ресурсов (земли, труда и капитала).

По уровню насыщения выделяют дефицитный, избыточный и равновесный рынок.

По характеру продаж выделяют рынок оптовой и рынок розничной торговли.

По степени регулирования выделяют нерегулируемый и регулируемый рынок.

Важнейшей задачей рынка является удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах. Для реализации этой задачи выделяют следующие основные функции рынка:

Посредническая функция. Эта функция заключается в том, что рынок соединяет в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей, формирует взаимовыгодные экономические связи между конкретными участниками в сфере производства, переработки и реализации готовой продукции;

Регулирующая функция. Эта функция связана с воздействием рынка прежде всего на производство. Выполняя эту функцию, рынок дает ответы на вопросы: что, как и для кого производить. Важная роль в решении этих вопросов при этом отводится развитию рыночной конкуренции. Конкуренция регулирует соотношение спроса и предложения на основе рыночной цены. Если цена растет, то это сигнал к расширению объемов производства, если цена падает – сигнал к сокращению;

Ценообразующая функция. Эта функция заключается в том, что в результате взаимодействия производителей и потребителей (спроса и предложения) на рынке формируется цена, отражающая полезность товара и издержки на его производство. Эта функция предполагает, что рынок признает только те затраты на производство продукции, которые согласен оплатить конечный покупатель;

Информационная функция. Эта функция предполагает, что информация о состоянии цен на рынке дает возможность участникам производства корректировать объемы производства и ассортимент товаров и услуг, которые поставляются на рынок;

Санирующая функция. Эта функция заключается в том, что с помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от слабых, экономически неустойчивых и хозяйственно нежизнеспособных предприятий и некачественных товаров и, напротив, способствует более предприимчивым и эффективным предприятиям (фирмам).

Все эти функции рынка основаны на взаимодействии спроса и предложения посредством рыночной цены и конкуренции. Экономическая наука представляет рынок как модель рыночной зависимости между спросом, предложением и ценой на основе развития рыночной конкуренции.

 

1.2 Сущность и структура  продовольственного рынка

 

Продовольственный рынок представляют собой органическую часть общенационального рынка. Как и в других секторах экономики, в агропромышленном комплексе действуют общие закономерности экономического развития. Более того, поскольку сельское хозяйство развитых стран является производством, представленным многочисленными и сравнительно небольшими предприятиями, действующими относительно автономно друг от друга, многие законы рыночного хозяйства проявляются в аграрной экономике в более чистом виде, чем в других отраслях [12].

Продовольственный рынок - это целостная динамическая система рационального формирования и распределения продовольственных ресурсов первичной и вторичной переработки, обеспечивающая автоматическое согласование интересов производителей и потребителей в установлении объемов и структуры производства, а также достижение и поддержание необходимых качества и цены продукции.

Особенность продовольственного рынка состоит в том, что на нем реализуются товары первой жизненной потребности  - продовольствие, имеющее важнейшее жизненное значение.

Поэтому продовольственный рынок попадает в сферу не только экономических, социальных, но и политических интересов.

Таким образом, продовольственный рынок качественно выделяется среди других рынков совокупностью реализуемых на нем товаров, которые объединятся в группы взаимозаменяемых продуктов питания:

1. Зерно и хлебопродукты.

2. Мясо и мясопродукты.

3. Молоко и молочные  продукты.

4. Рыба и рыбопродукты.

5. Сахарная свекла, сахар  и кондитерские изделия.

6. Картофель и картофелепродукты.

7. Овощи и овощепродукты.

8. Яйцо.

9. Семена и маслопродукты.

10. Фрукты и фруктопродукты.

11. Безалкогольные напитки.

Эти группы товаров составляют основу соответствующих продуктовых рынков, между которыми существует косвенная связь через единый платежеспособный спрос населения на продовольствие и определенную взаимозаменяемость в потреблении.

Продовольственный рынок объединяет рынок сельскохозяйственного сырья и готовых товаров - продовольствия.

Рынок связан со всеми воспроизводственными стадиями в продовольственном хозяйстве, выполняющими свои определенные функции: производство формирует предложение, а потребление - спрос, распределение и обмен связывают потребление с производством. В товарном производстве рынок устанавливает экономические связи между производителями, удовлетворяя их личные и производственные потребности [14].

Специфика любого рынка в первую очередь определяется видом реализуемых на нем товаров.

Функционирование продовольственного рынка определяется рядом условий:


– право собственности хозяйствующих субъектов на средства производства, землю, произведенные продукты, доходы;

– свобода выбора видов и форм деятельности для любого хозяйствующего субъекта;

– равноправие субъектов различных форм собственности;

– свобода ценообразования, при которой цена на продукцию, работы, услуги формируется на основе соглашения между продавцом и покупателем при минимизации государственного вмешательства;

– самофинансирование: каждый субъект рыночных отношений, обретая экономическую самостоятельность, должен сам покрывать финансовые расходы на свое существование и развитие;

Информация о работе Рынок хлеба и хлебобулочных изделий: сущность, функции, экономическая характеристика