Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 06:47, контрольная работа
Рынок – сложное многофункциональное комплексное понятие, включающее в себя рынок товаров и услуг, с одной стороны, и рынок ресурсов – с другой. Взаимодействие этих рынков имеет кредитный характер и определяет системообразующее звено - экономический механизм государства.
Рынок ценных бумаг – это совокупность экономических отношений, возникающих между различными экономическими субъектами по поводу мобилизации и размещения свободного капитала в процессе выпуска и обращения ценных бумаг.
1. Рынок ценных бумаг: особенности, виды. Фондовая биржа………………..3
1.1 Рынок ценных бумаг его цели, функции, первичный и вторичный рынок.3
1.2 Фондовая биржа – как организованная форма рынка ценных бумаг……...4
1.3 Участники рынка ценных бумаг. Субъекты, формирующие спрос и предложение ценных бумаг………………………………………………………4
Выводы по первой главе………………………………………………………….9
2. Виды ценных бумаг. Курс ценных бумаг…………………………………...10
2.1 Долевые и долговые ценные бумаги……………………………………….10
2.2 Факторы формирования курса ценных бумаг……………………………..13
Выводы по второй главе………………………………………………………...15
3.Государственное регулирование рынка ценных бумаг……………………..15
3.1 Специфика государственного регулирования……………………………..15
3.2 Направления государственного воздействия на функционирование рынка ценных бумаг…………………………………………………………………….18
Выводы по третьей главе………………………………………………………..19
Список использованной литературы…………………………………………...20
2.2 Факторы формирования курса ценных бумаг
Ценность для инвестора, т.е. способность удовлетворять их определенные потребности, состоит, прежде всего, в том, что ценная бумага приносит определенный доход. Этот доход может реализовываться как при выплате процентов и дивидендов, так и в результате роста курса на бирже.
Специфической чертой ценной бумаги является ежедневное установление ее курса на официальном рынке. Котировка ценной бумаги представляет собой соотношение между текущим спросом и предложением на нее. Текущий спрос определяется наивысшей ценой, по которой покупатели согласны приобрести ценную бумагу, а текущее предложение соответствует минимальной цене, по которой кто-либо желает ее продать.
Так как покупатели, продавцы акций, сам фондовый рынок существуют не в вакууме, а в конкретных экономических условиях, то можно выделить три группы ценообразующих факторов, которые определяют курс ценных бумаг: объективные, спекулятивные и субъективные факторы.
В группе объективных выделяются две подгруппы факторов: факторы, действующие на микроуровне, и факторы, действующие на макроуровне.
Факторы, действующие на уровне выпуска акций, относятся к микроуровню. Эти объективные факторы сводятся к параметрам состояния действительного капитала, являющегося основной для выпуска ценных бумаг данным эмитентом:
Факторы, действующие на уровне группы выпусков или на всем фондовом рынке, располагаются на макроуровне. Эти объективные факторы характеризуют общее состояние экономики (в некоторых случаях и мировой):
На курс акций значительное влияние оказывают особые биржевые факторы субъективные и спекулятивные.
Субъективные факторы, влияющие на курс акций по своему характеру неоднородны: одни связаны с техническими аспектами функционирования фондовых рынков, другие – с методикой анализа ценных бумаг и прогнозирования их динамики, третьи – с позициями и мнениями отдельных лиц.
Важное значение для движения курсов акций имеют:
В целом, чем больше объем рынка и чем лучше его оснащенность, тем ниже риск инвестиционной деятельности. Тем не менее, при большом доверии к биржевому механизму любые технические ошибки в котировках и сбой в системе могут привести к непредсказуемым результатам, не имеющим ничего общего с реальным положением дел в экономике в целом.
Учитывая, что в каждый момент курсы акций определяются не только реальным положением дел в компании и экономике в целом, но и ожиданиями, инвесторами уделяется большое внимание анализу и прогнозированию котировок.
В условиях существования различных школ анализа появляется множество рецептов инвестиционной деятельности. Ни одна из теорий не может дать точного ответа на вопрос, каким будет курс завтра, послезавтра, через месяц и т.д.
На цены акций могут существенно воздействовать и чисто личностные факторы. К ним относятся:
склонность отдельных биржевиков к использованию конфиденциальной информации;
заявление финансовых деятелей, пользующихся доверием у инвесторов.
Спекулятивные факторы занимают особое место в ряду объективных и субъективных условий. С одной стороны, спекуляция не связана напрямую с состоянием действительного капитала, и ее нельзя отнести к объективным факторам. С другой стороны, для рынка ценных бумаг спекуляция – такая же объективная и важная форма операций, как «нормальная» торговля на рынке товаров. Более подробно спекуляция деятельность будет рассмотрена ниже.
Таким образом, на курсы акций влияет огромное множество факторов. Количественной оценке влияние всего этого комплекса факторов поддается с большим трудом. Однако можно выделить следующие наиболее важные из них:
Выводы:
Спекулянты способствуют повышению ликвидности рынка, то есть создают такой рынок, который позволяет быстро продавать и быстро покупать. С появлением на рынке спекулянтов увеличивается число реальных покупателей и продавцов. На ликвидном рынке с большим числом продавцов и покупателей можно осуществлять операции в любых масштабах при незначительном изменении цен.
В тоже время приход спекулянтов, увеличивая число участников операций, способствует конкуренции, а в итоге и более эффективному выявлению объективной цены.
Спекулянты принимают риск хеджеров на себя. Без них хеджерам было бы очень трудно, а может быть даже и невозможно согласовать цену, потому что продавцы требуют наивысшую цену, в то время как покупатели хотят заплатить наименьшую возможную цену. И урегулировать эти взаимные требования довольно сложно. Без спекулянтов продавцы были бы вынуждены принимать предложения, несмотря на низкие цены, а покупатели, – несмотря на высокие. Спекулянты являются как бы мостикам над этим ценовым разрывом предложения и покупки, что увеличивает в целом ценовую эффективность рынка.
Именно
спекулятивный потенциал ценных
бумаг способствует дополнительному
повышению интереса к ним вкладчиков
и таким образом, максимизируют
мобилизацию денежных средств для
развития экономики. Именно спекулятивное
стремление, т.е. стремлению к быстрому
обогащению, заставляет вкладчиков приобретать
бумаги рисковых (венчурных) предприятий,
без которых прогресс общества замедлился
бы.
3.Государственное регулирование рынка ценных бумаг.
3.1 Специфика государственного регулирования.
Переход
от плановой экономики к рыночной
предполагает проведение определенной
государственной ценовой
Программой перехода к рынку в Республике Беларусь первоначально предусматривалось три этапа введения свободных цен на протяжении 1990—1992 гг. Однако осуществить такие серьезные преобразования в сжатые сроки оказалось нереальным.
Еще в составе бывшего СССР с ноября 1990 г. предприятиям было разрешено формировать свободные цены на ряд товаров, не оказывающих существенного влияния на жизненный уровень населения (ювелирные изделия, изделия из натурального меха, ковры и ковровые изделия, изделия из хрусталя и др.).
Следующий шаг в направлении перехода к свободным ценам был сделан в апреле 1991 г., когда правительство значительно расширило перечень товаров и услуг, на которые могли применяться свободные (договорные) цены. На 50 % продукции производственно-технического назначения и 25 % товаров народного потребления предприятия устанавливали цены самостоятельно. С этого времени в сфере государственного контроля и регулирования остались только розничные цены и тарифы на важнейшие социально значимые товары народного потребления и услуги, оказываемые населению: хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочнокислая продукция, детское питание, мясо и мясопродукты, сахар, электро- и тепло- энергия, топливо бытовое, услуги пассажирского транспорта, связи, квартирная плата и некоторые другие.
Государственное регулирование было сохранено также на структурообразующую продукцию производственно-технического назначения, определяющую общий масштаб цен: нефть, газ природный и сжиженный, моторное и котельное топливо, теплоэнергия, перевозки грузов железнодорожным транспортом, основные услуги связи. В дальнейшем процесс либерализации цен развивался постепенно в сторону увеличения доли свободных (договорных) цен. С 1 марта 1993 г. стали реализовываться населению по свободных ценам такие продукты питания, как баранина, мясо птицы, ликероводочные изделия (кроме водки белой, на которую до сих пор действует фиксированная цена). В мае-июне этого же года на свободные цены были переведены такие основные продовольственные товары, как свинина, говядина, вареные колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, масло животное, мягкие сыры, сахар, которые до этого времени регулировались государством.
Либерализация
цен имела своей целью
В результате проводимых в 90-е годы преобразований в системе ценообразования были сглажены имеющиеся ранее диспропорции в ценах по отраслям экономики и отдельным группам товаров и услуг. Так, наиболее высокими темпами росли цены на продовольственные товары и потребительские услуги, которые длительное время были искусственно занижены. Опережающим ростом отличались цены на промышленную продукцию, транспортные услуги.
Основные направления ценовой политики в республике на краткосрочную и долгосрочную перспективу нашли отражение в разработанной и принятой правительством в 1999 г. Концепции ценообразования в Республике Беларусь. Целью совершенствования системы ценообразования является создание такого механизма, который бы создавал условия для эффективного использования ресурсов, повышения конкурентоспособности экономики, реализации приоритетов государственной экономической политики при одновременном сохранении равновесия на рынке и повышения на этой основе жизненного уровня населения. В социально ориентированной переходной экономике приоритетной задачей выступает достижение важнейших социальных результатов, в частности, обеспечение достойного прожиточного минимума, предоставление гражданам, в первую очередь, малообеспеченным, возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости.
Концепцией были определены главные составляющие политики цен на ближайшую и долгосрочную перспективу. Учитывая специфику переходного периода, финансовую нестабильность национальной экономики в тактическом плане, предусматривается усиление роли государства в сфере регулирования цен. В перспективе взят ориентир на создание рыночного механизма ценообразования. [6, с.45].