Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 06:47, контрольная работа

Краткое описание

Рынок – сложное многофункциональное комплексное понятие, включающее в себя рынок товаров и услуг, с одной стороны, и рынок ресурсов – с другой. Взаимодействие этих рынков имеет кредитный характер и определяет системообразующее звено - экономический механизм государства.
Рынок ценных бумаг – это совокупность экономических отношений, возникающих между различными экономическими субъектами по поводу мобилизации и размещения свободного капитала в процессе выпуска и обращения ценных бумаг.

Содержание

1. Рынок ценных бумаг: особенности, виды. Фондовая биржа………………..3
1.1 Рынок ценных бумаг его цели, функции, первичный и вторичный рынок.3
1.2 Фондовая биржа – как организованная форма рынка ценных бумаг……...4
1.3 Участники рынка ценных бумаг. Субъекты, формирующие спрос и предложение ценных бумаг………………………………………………………4
Выводы по первой главе………………………………………………………….9
2. Виды ценных бумаг. Курс ценных бумаг…………………………………...10
2.1 Долевые и долговые ценные бумаги……………………………………….10
2.2 Факторы формирования курса ценных бумаг……………………………..13
Выводы по второй главе………………………………………………………...15
3.Государственное регулирование рынка ценных бумаг……………………..15
3.1 Специфика государственного регулирования……………………………..15
3.2 Направления государственного воздействия на функционирование рынка ценных бумаг…………………………………………………………………….18
Выводы по третьей главе………………………………………………………..19
Список использованной литературы…………………………………………...20

Вложенные файлы: 1 файл

работа №4.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)
ustify">     В качестве принципов ценообразования определены:

    • сочетание свободных и регулируемых цен;
    • разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен;
    • установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли, при необходимости с предоставлением государственных дотаций и других мер государственной поддержки;
    • осуществление государственного контроля за законодательством о ценообразовании. [6, с.46].

     Правовой  основой государственного регулирования  цен в республике является Закон  Республики Беларусь «О ценообразовании» (1999 г.), определивший границы ценового государственного регулирования, сферы  применения свободных и регулируемых цен, права и обязанности как государства, так и юридических лиц в области ценообразования. [7, с.250].

     Республиканские органы государственного управления устанавливают  цены на целый ряд товаров и  услуг. В частности, министерство экономики утверждает цены на сырую нефть, природный и сжиженный газ, нефтепродукты, электроэнергию, отдельные социально значимые товары, продукцию оборонного значения, поставляемую по оборонному заказу, спирт, водку, квартплату, торговые наценки и некоторые другие товары и услуги. Правом утверждения и контролирования цен наделены также министерства транспорта и коммуникаций, связи, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального, лесного хозяйства и некоторых других.

     Местным органам власти дано право регулировать цены и торговые наценки на социально значимые товары и услуги, реализуемые предприятиями на их территории, услуги тепло- и водоснабжения, канализации для предприятий, коммунальные услуги для населения, перевозку пассажиров городским транспортом, продукцию общественного питания и др. Возможность ограничивать цены на продукцию подведомственных предприятий имеют также министерства и ведомства.

     В последние годы в республике использовались следующие основные способы государственного регулирования цен:

     1. установление предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, производимые в республике. При невозможности их соблюдения предприятия обязаны регистрировать цены на производимые товары или услуги в органах ценообразования или вышестоящих органах;

     2. определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров;

     3. обязательное обоснование цен  отечественными предприятиями на  производимую продукцию и импортируемые  товары со стороны затрат, прибыли,  налогов;

     4. установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий;

     5. установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных  (закупочные на сельхозпродукцию, алкогольные напитки, экспортируемые  товары) цен;

     6. ограничение уровня рентабельности в ценах на социально значимые товары, продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;

     7. ограничение размеров оптовых  и розничных торговых надбавок;

     8. обязательное обоснование цен  при товарообменных (бартерных) операциях;

     9. индексация тарифов (на грузовые  перевозки железнодорожным транспортом,  коммунальные услуги), квартплаты  с учетом инфляции;

     10. декларирование цен на продукцию  предприятий, занимающих доминирующее  положение на рынке;

     11. ограничение цен в рамках антимонопольного законодательства (запрещение установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений);

     12. контроль за соблюдением законодательства  о ценообразовании.

     Следует заметить, что в условиях переходного  периода используемые меры государственного ценового регулирования должны соответствовать целям антикризисного или антиинфляционного управления. Средства и способы ограничения цен должны быть достаточно просты и понятны на практике, не должны дублироваться, иначе возникает опасность получения обратного эффекта в виде скрытого потенциала роста цен. [6, с.47].

3.2 Направления государственного  воздействия на  функционирование  рынка ценных бумаг

     Ценовая политика Республики Беларуси направлена на сдерживание темпов инфляции путем  регулирования в кредитно-денежной  и валютной сферах, снижения уровня затрат на производство продукции и услуг. Формирование и регулирование цен основано на использовании традиционных, преимущественно экономических инструментов кредитно-денежной, валютной, налогово-бюджетной и таможенной политики. Учитывая неразвитость в стране рыночных отношений, отставание институциональных и структурных преобразований, недостаточно сформировать конкурентную среду, монетарные методы ценового регулирования дополняются активным воздействием государства на инфляцию издержек, связанных с производственными затратами. [7, с.249].

     Учитывая  ресурсную и энергетическую зависимость  белорусской экономики от одного импортера, Беларуси необходимо расширять  интеграционные связи по поставке энергоресурсов, сырья, материалов и комплектующих для базовых отраслей экономики. Это направление ценовой политики перспективно: во-первых, цены поставки на основные энергоносители из России уже приблизились, а по некоторым вышли на уровень мировых; во-вторых, выбор альтернативных партнеров создаст конкурентную среду, что будет сдерживать рост цен на промышленную продукцию, а также даст возможность импортировать ресурсы и технологии на более выгодных условиях.

     В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы основным направлением ценовой политики государства являлось гибкое сочетание свободных и регулируемых цен, расширение сферы рыночного ценообразования. Государственное ценовое регулирование сохранилось на товары и услуги субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики и включенных в Государственный реестр предприятий-монополистов, а также ограниченный перечень социально значимых товаров и услуг.

     Совершенствование ценообразования будет проводиться в органической взаимосвязи с кредитно-денежной, валютной, бюджетно-налоговой политикой, доходами населения. Приоритетным направлением государственного регулирования ценообразования станет устранение имеющихся диспропорций и перекосов в ценах, сокращение перекрестного субсидирования и бюджетного дотирования. В агропромышленном комплексе ценовое регулирование будет направлено на обеспечение рентабельного ведения сельского хозяйства эффективно работающими предприятиями.

     Кроме того, в области ценообразования в республике в соответствии с Программой действий по реализации положений договора о создании Союзного государства будет проводиться поэтапная работа по сближению подходов к ценовому регулированию, унификации нормативно-правовых актов Республики Беларусь и Российской Федерации. [7, с.250-251].

     Сегодня особых беспокойств по поводу инфляции в стране у правительства нет. В 2007 году этот показатель не должен превысить  прогнозируемые 6 - 8% и динамика для  этого хорошая.

     По  состоянию на начало августа 2007 года инфляция в стране была 4,1%. В этих же пределах, по прогнозам государственных экспертов, индекс потребительских цен будет и в следующем году, несмотря на планируемое повышение цены на газ. Вполне вероятно, что с 2008 года этот параметр будет введен в число важнейших социально-экономических показателей и утверждаться главой государства.

     В 2008 году правительство может снова  прибегнуть к такому инструменту, как  ограничение индекса прироста цен  производителей на уровне 0,5% в месяц. Такая мера вовсе не является прямым государственным регулированием цен и механизмом по сдерживанию инфляции в стране. Любой субъект хозяйствования, независимо от формы собственности может увеличить цену более чем на 0,5%  в месяц. Действующий порядок ценообразования это не запрещает. Нужно лишь произвести одну процедуру – зарегистрировать цену в Минэкономики либо местном органе власти.

     Многие  предприятия повышают цены значительно  выше, чем показатель инфляции по стране. Все зависит от того, насколько  продукция конкурентоспособная, как продается на внешнем и внутреннем рынках. При продаже на экспорт ограничений по ценам для производителей практически никаких нет. Он может продавать продукцию по любой цене, за исключением отдельных товаров, для которых установлена минимальная экспортная цена.

     Что касается импортных товаров, то здесь  устанавливать свою цену импортерам вообще никто не запрещает. 30-процентное ограничение цены применяется лишь в отношении товаров, «близких к  социально значимым» (рыба, морепродукты и т.д.), а также на продукцию, ввозимую для дальнейшей переработки.

     Правительство не будет серьезно повышать закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, поскольку по цепочке это может  привести к ускорению инфляции на потребительском рынке. У государства  четкая позиция: не допускать ни в коем случае снижения жизненного уровня населения.

     Все изменения цен на социально значимые товары останутся в рамках допустимых пределов и будут увязываться  с ростом реальных денежных доходов  населения. Последние же, растут опережающими темпами, за первое полугодие 2007 года – на 17,1%, что значительно выше, чем прогнозы в целом по году (7,5-5,8%). Реальная зарплата выросла на 10,1%. [10].

Выводы:

     Эффективность системы государственного регулирования  цен зависит от гибкого сочетания прямых и косвенных форм ценового регулирования.

     Ценовая политика Республики Беларусь, согласно Программе ориентирована на гибкое сочетание свободных и регулируемых цен, расширение сферы рыночного  ценообразования. Приоритетным направлением государственного регулирования цен является устранение имеющихся диспропорций в ценах, ликвидация перекрестного субсидирования и сокращение бюджетного датирования. В социально ориентированной переходной экономике одной из важнейших задач выступает достижение важнейших социальных результатов, в частности, обеспечение достойного прожиточного минимума, предоставление гражданам возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости. В условиях переходного периода частью системы регулирования внешнеэкономической деятельности государства выступает регулирование цен на экспортируемую и импортируемую продукцию.

     Взаимодействие  денежно-кредитной, бюджетной и налоговой  политики, позволит создать стимул для развития производства, насыщения  внутреннего рынка продукцией, сделать национальную экономику более защищенной от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и поможет эффективно управлять инфляцией. 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Макроэкономика: Учеб. Пособие/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2004. – 426с.
  2. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./ Н.И. Базылев, А.В. Бондарь,  С.П. Гурко и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1997. – 550с.
  3. Словарь современных экономических и правовых терминов/Авт.-сост. В.Н. Шимов, А.Н. Тур, Н.В. Стах и др.; Под ред. В.Н. Шимова и В.С. Каменкова. – Мн.: Амалфея, 2002. – 816с.
  4. Полещук И.И., Терёшина В.В. Ценообразование: Учебник / Под общ. ред. И.И. Полещук. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 303с.
  5. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник / Антонова Н.Б. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775с.
  6. Василега В. Тенденции и перспективы: ценовая политика / В. Василега // Экономическая газета. – 2006. – 16 июня (№46). – с.4.
  7. Головачев А.С. Макроэкономика: курс лекций / А.С Головачев, И.В. Головачева. – 2-е изд., стер. – Мн.: Акад. упр. при  Президенте РБ, 2005. – 255с.
  8. Государственное регулирование ценообразования /А. С. Морозова// Экономика. Финансы. Управление. – 2005. - №8. –с. 69-76
  9. Морозова А.С. Государственное регулирование ценообразования/ А.С, Морозова// Экономика, Финансы. Управление.-2005. - №8.-с.69-76
  10. Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. Моногр. / В.Н. Шимов. 2-е изд. – Мн.-БГЭУ, 2003. – 229с.
  11. Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование: Учеб пособие / Н.Я.Яковлев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Маркетинг, 2000. – 105с.

 

Информация о работе Рынок ценных бумаг