Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 10:51, курсовая работа
Цель исследования – комплексное исследование рынка ресурсов на примере рынка труда и выявления их особенностей.
Задачи исследования:
1.раскрыть теоретические основы категорий рынок экономических ресурсов, рынок труда, факторы производства, спрос на факторы производства;
2.дать характеристику рынку труда;
3.выявить проблемы современного рынка ресурсов на примере рынка труда;
4.Выявить особенности основных рынков экономических ресурсов на примере рынка труда.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………….3
1 Глава 1. Теоретические аспекты рынка экономических ресурсов………….....6
1.Особенности функционирования рынков экономических ресурсов…..
2.Состояние мирового и регионального рынка природных ресурсов........19
Вывод по главе 1……………………………………………………………………25
2 Глава 2. Теоретические основы рынка труда и его государственное регулирование………………………………………………………………………26
2.1 Сущность, классификация, специфика и механизм функционирования рынка труда…………………………………………………………………………26
2.2 Основные задачи, способы и инструменты государственного регулирования рынка труда……………………………………………………….32
Вывод по главе 2…………………………………………………………………...41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...………………42
Библиографический список………………………………………………………..44
ГЛОССАРИЙ….…………………………………………………………………..47
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….......51
Регулирование рынка труда
представляет собой сложную систему
мер и мероприятий, охватывающих
в своем взаимодействии не только
сферу занятости как таковую,
но практически все элементы экономической
системы общества. Регулирование
рынка труда может быть рассмотрено
как в широком, так и в узком
(сугубо прагматичном) смысле этого
термина. В соответствии с теорией
рынка труда, его регулирование,
в широком смысле слова, будет
охватывать все процессы, связанные
с формированием спроса на труд и
его предложения. В узком смысле
слова регулирование рынка
Основные задачи регулирования рынка труда
Можно выделить следующие
основные задачи, стоящие перед государством
на рынке труда: во-первых, достижение
такого соотношения между спросом
и предложением труда, а также
его активной и резервной частями,
при котором, с одной стороны,
обеспечивается необходимый уровень
жизни основной массы населения,
а с другой – сохраняются эффективные
стимулы к труду. Во-вторых, формирование
оптимальной профессионально-
Государство на рынке труда
должно осуществлять систему мер
целенаправленного воздействия
на количественные и качественные аспекты
развития и потребления работников,
достижение большего соответствия их
профессиональной подготовки современному
уровню производства. Кроме того, в
настоящее время появились
Процесс регулирования рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма. Это обусловлено тем, что в России в системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспособного населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и, кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами.
Можно выделить два основных
направления деятельности государства
на рынке труда, а именно: социальное
и экономическое. К первому относятся
меры, регулирующие количественные соотношения
между спросом и предложением
труда, содержащие рост безработицы, направленные
на изучение конъюнктуры на рынке
труда, а также трудоустройство
отдельных категорий
Государственное регулирование рынка труда должно развиваться как экстенсивно, так и интенсивно. Под экстенсивными методами подразумеваются занятость в государственном секторе экономики и влияние на занятость на негосударственных предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное развитие предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д. [21, С.182]
В общей системе государственного
регулирования рынка труда
Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, государственные закупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос.
Государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы.
Способы государственного
Для ограничения уровня безработицы
составляются среднесрочные и долгосрочные
прогнозы занятости населения по
отдельным территориям и
Методы территориального
регулирования подразделяются на методы
регулирования спроса и методы регулирования
предложения рабочей силы, которые
в свою очередь делятся на методы
увеличения спроса и методы сокращения
спроса. Выбор метода для практического
использования и решения
Для регулирования рынка труда существует Государственная система управления трудовыми ресурсами.
Государственная система
управления трудовыми ресурсами
РФ включает совокупность органов законодательной,
исполнительной и судебной власти,
централизованно регулирующих основные
социально-экономические
Основными задачами государственной системы управления трудовыми ресурсами являются: принятие законов, контроль над их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда.
В условиях развития рыночной
экономики государственное
Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения, в том числе в области социально-трудовых отношений. Она представлена федеральным собранием в лице двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
Федеральные законы в области трудового законодательства принимаются Государственной Думой. Совет Федерации не наделен правом принимать законы, но он правомочен одобрять или отклонять федеральные законы, принятые Госдумой.
Значительную роль в осуществлении парламентского контроля играют комитеты и комиссии палат. Эти органы способствуют эффективной деятельности парламента через подготовку, экспертизу, обоснование законов и других нормативных документов. [21, С.382]
В Совете Федерации и Госдуме созданы комитеты, в компетенцию которых входят вопросы регулирования социально-трудовых отношений.
Органы исполнительной власти
осуществляют исполнение законов, на них
возлагается исполнительно-
Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, формируемое Президентом.
Правительство обеспечивает соответствие Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента в области социально-трудовых отношений на практике.
Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство работой по обеспечению единой государственной политики в области труда, одновременно координирующим работу по этим направлениям в РФ, является министерство труда и социального развития РФ. [22, С.47]
Основными задачами Минтруда РФ являются:
Минтруду РФ подчиняется ряд организаций, ведущих научную, методическую, практическую деятельность в области производительности труда, оплаты и условий труда, повышения квалификации и по другим направлениям управления трудовыми ресурсами.
Минтруд России, подведомственные
ему организации, учреждения, предприятия
и органы, учреждения, предприятия
и органы по труду региональных субъектов
РФ образуют единую систему управления
социально-трудовыми вопросами
Судебные органы осуществляют
правосудие: наказание нарушителей,
разрешение проблем, конфликтов, связанных
с применением трудового
В решении ряда социально-трудовых проблем важную роль играют профсоюзные организации (заключение коллективных договоров, генерального и отраслевых соглашений и т.д.)
Россия является членом Международной организации труда (МОТ). Многие вопросы управления трудовыми ресурсами рассматриваются с учетом международных соглашений, конвенций и других документов, обязательных для членов МОТ.
Инструменты государственного
Можно указать на следующие основные инструменты государственного регулирования, так или иначе применяемого во многих странах с развитой рыночной экономикой. В-первых, широкое распространение общего государственного планирования с применением целевых установок и ориентированных показателей. При этом общее государственное планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая деятельность и т.д., и создает тем самым основу долгосрочной экономической политики. Все это способствует более динамичному и поступательному развитию рыночного хозяйства. Следует отметить, что современная система национальных счетов, на которую переходит Россия, основываются полностью на теоретических выводах неокийнсианцев.
Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений. В-третьих, политика «согласования действий», сутью которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны. В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика. [23, С.52]
Экономическая политика российского правительства, направленная на уменьшение дефицита госбюджета путем сокращения государственных расходов, усиливает нестабильность положения многих российских граждан, работающих на предприятиях и организациях, деятельность которых долгое время была связана с государством как крупнейшим заказчиком и работодателем. В этой связи можно привести опять США 30-х годов, концентрированным выражением экономической политики которых является призыв к американской нации президента Ф. Рузвельта: «Расходы во имя собственного спасения», с которым он обратился к Конгрессу в 1938 году.
Информация о работе Рынок экономических ресурсов на примере рынка труда