Рынок экономических ресурсов на примере рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 10:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – комплексное исследование рынка ресурсов на примере рынка труда и выявления их особенностей.
Задачи исследования:
1.раскрыть теоретические основы категорий рынок экономических ресурсов, рынок труда, факторы производства, спрос на факторы производства;
2.дать характеристику рынку труда;
3.выявить проблемы современного рынка ресурсов на примере рынка труда;
4.Выявить особенности основных рынков экономических ресурсов на примере рынка труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………….3
1 Глава 1. Теоретические аспекты рынка экономических ресурсов………….....6
1.Особенности функционирования рынков экономических ресурсов…..
2.Состояние мирового и регионального рынка природных ресурсов........19
Вывод по главе 1……………………………………………………………………25
2 Глава 2. Теоретические основы рынка труда и его государственное регулирование………………………………………………………………………26
2.1 Сущность, классификация, специфика и механизм функционирования рынка труда…………………………………………………………………………26
2.2 Основные задачи, способы и инструменты государственного регулирования рынка труда……………………………………………………….32
Вывод по главе 2…………………………………………………………………...41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...………………42
Библиографический список………………………………………………………..44
ГЛОССАРИЙ….…………………………………………………………………..47
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….......51

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по э.т..docx

— 154.69 Кб (Скачать файл)
    1. Основные задачи, способы и инструменты государственного регулирования рынка труда

Регулирование рынка труда  представляет собой сложную систему  мер и мероприятий, охватывающих в своем взаимодействии не только сферу занятости как таковую, но практически все элементы экономической  системы общества. Регулирование  рынка труда может быть рассмотрено  как в широком, так и в узком (сугубо прагматичном) смысле этого  термина. В соответствии с теорией  рынка труда, его регулирование, в широком смысле слова, будет  охватывать все процессы, связанные  с формированием спроса на труд и  его предложения. В узком смысле слова регулирование рынка труда  можно рассматривать как систему  конкретных мер, направленных на оказание помощи безработным гражданам. [26, С.151]

 

 

              Основные задачи регулирования  рынка труда

Можно выделить следующие  основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда: во-первых, достижение такого соотношения между спросом  и предложением труда, а также  его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень  жизни основной массы населения, а с другой – сохраняются эффективные  стимулы к труду. Во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно - образовательной  и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки  для повышения эффективности  всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость  интеграции России в международную  систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию  в сфере производства, науки и  техники, организации управления. [26, С.183]

Государство на рынке труда  должно осуществлять систему мер  целенаправленного воздействия  на количественные и качественные аспекты  развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в  настоящее время появились новые  противоречия, такие противоречия , как между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.

Процесс регулирования рынка  труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма. Это обусловлено тем, что в России в системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспособного населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и, кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами.

Можно выделить два основных направления деятельности государства  на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся  меры, регулирующие количественные соотношения  между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке  труда, а также трудоустройство  отдельных категорий работников. Ко второму – комплекс мер воздействия  на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть  динамизм государственного регулирования  на рынке труда, когда каждому  этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует  специфическая экономическая политика. [21, С.345]

Государственное регулирование  рынка труда должно развиваться  как экстенсивно, так и интенсивно. Под экстенсивными методами подразумеваются  занятость в государственном  секторе экономики и влияние  на занятость на негосударственных  предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное  развитие предполагает рост влияния  государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство  трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д. [21, С.182]

В общей системе государственного регулирования рынка труда можно  выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие  носит регулирующий и корректирующий характер. Заключается в организации общественных работ, в стимулировании создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, в развитии системы производственного обучения и переподготовки, в стимулировании или, наоборот, в сдерживании развития производства в тех или иных регионах, в регламентации продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, в организации сезонных работ. [26, С.184]

Косвенно воздействуют на рынок  труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, государственные закупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос.

Государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в  экономике, проводить соответствующую  структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические  связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует  также учитывать, что возможности  государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает  роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы.

             Способы государственного регулирования  рынка труда

Для ограничения уровня безработицы  составляются среднесрочные и долгосрочные прогнозы занятости населения по отдельным территориям и разрабатываются  по их результатам соответствующие  программы для регулирования  рынка рабочей силы. [21, С.347]

Методы территориального регулирования подразделяются на методы регулирования спроса и методы регулирования  предложения рабочей силы, которые  в свою очередь делятся на методы увеличения спроса и методы сокращения спроса. Выбор метода для практического  использования и решения практических задач обусловлен ситуацией, создаваемой  в тот или иной период на рынке  труда.

Для регулирования рынка  труда существует Государственная  система управления трудовыми ресурсами.

Государственная система  управления трудовыми ресурсами  РФ включает совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения  в стране, методы управления и механизм их использования.

Основными задачами государственной  системы управления трудовыми ресурсами  являются: принятие законов, контроль над их исполнением, выработка и  реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений  в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования  занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда.

В условиях развития рыночной экономики государственное регулирование  социально-экономических отношений  носит ограниченный характер и в  основном касается вопросов трудового  законодательства, занятости, оценки уровня жизни. [21, С.382]

Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения, в том числе  в области социально-трудовых отношений. Она представлена федеральным собранием  в лице двух палат - Совета Федерации  и Государственной Думы.

Федеральные законы в области  трудового законодательства принимаются  Государственной Думой. Совет Федерации  не наделен правом принимать законы, но он правомочен одобрять или отклонять федеральные законы, принятые Госдумой.

Значительную роль в осуществлении  парламентского контроля играют комитеты и комиссии палат. Эти органы способствуют эффективной деятельности парламента через подготовку, экспертизу, обоснование  законов и других нормативных  документов. [21, С.382]

В Совете Федерации и Госдуме  созданы комитеты, в компетенцию  которых входят вопросы регулирования  социально-трудовых отношений.

Органы исполнительной власти осуществляют исполнение законов, на них  возлагается исполнительно-распорядительная деятельность.

Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, формируемое Президентом.

Правительство обеспечивает соответствие Конституции РФ, федеральных  законов, нормативных указов Президента в области социально-трудовых отношений  на практике.

Центральным органом федеральной  исполнительной власти, осуществляющим руководство работой по обеспечению  единой государственной политики в  области труда, одновременно координирующим работу по этим направлениям в РФ, является министерство труда и социального развития РФ. [22, С.47]

Основными задачами Минтруда РФ являются:

  • выработка политики в социально-трудовой сфере;
  • разработка направлений социальной политики Правительства;
  • координация работы в социально-трудовой сфере;
  • подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда;
  • формирование правовой и нормативной базы регулирования социально-трудовых отношений;
  • участие в заключении генеральной и отраслевых тарифных соглашений;
  • регулирование рынка труда, занятости населения.

Минтруду РФ подчиняется  ряд организаций, ведущих научную, методическую, практическую деятельность в области производительности труда, оплаты и условий труда, повышения  квалификации и по другим направлениям управления трудовыми ресурсами.

Минтруд России, подведомственные ему организации, учреждения, предприятия  и органы, учреждения, предприятия  и органы по труду региональных субъектов  РФ образуют единую систему управления социально-трудовыми вопросами в  РФ. [22, С.39]

Судебные органы осуществляют правосудие: наказание нарушителей, разрешение проблем, конфликтов, связанных  с применением трудового законодательства.

В решении ряда социально-трудовых проблем важную роль играют профсоюзные  организации (заключение коллективных договоров, генерального и отраслевых соглашений и т.д.)

Россия является членом Международной  организации труда (МОТ). Многие вопросы  управления трудовыми ресурсами  рассматриваются с учетом международных соглашений, конвенций и других документов, обязательных для членов МОТ.

         Инструменты государственного регулирования  рынка труда

Можно указать на следующие  основные инструменты государственного регулирования, так или иначе  применяемого во многих странах с  развитой рыночной экономикой. В-первых, широкое распространение общего государственного планирования с применением целевых установок и ориентированных показателей. При этом общее государственное планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая деятельность и т.д., и создает тем самым основу долгосрочной экономической политики. Все это способствует более динамичному и поступательному развитию рыночного хозяйства. Следует отметить, что современная система национальных счетов, на которую переходит Россия, основываются полностью на теоретических выводах неокийнсианцев.

Во-вторых, среднесрочное  финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного  инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений. В-третьих, политика «согласования  действий», сутью которой является достижение согласованности интересов  работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы с  учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны. В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная  кредитно-денежная политика. [23, С.52]

Экономическая политика российского  правительства, направленная на уменьшение дефицита госбюджета путем сокращения государственных расходов, усиливает  нестабильность положения многих российских граждан, работающих на предприятиях и  организациях, деятельность которых  долгое время была связана с государством как крупнейшим заказчиком и работодателем. В этой связи можно привести опять США 30-х годов, концентрированным выражением экономической политики которых является призыв к американской нации президента Ф. Рузвельта: «Расходы во имя собственного спасения», с которым он обратился к Конгрессу в 1938 году.

Информация о работе Рынок экономических ресурсов на примере рынка труда