Рыночная власть: монополия и монопсония

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе я поставила перед собой цель - на основе изученного материала сделать выводы о механизме действия рыночных сил и их влиянии на фирмы и потребителей.
Для достижения данной цели я должна решить следующие задачи:
1. Изучить такую рыночную силу как монополия
2. Изучить такую рыночную силу как монопсония
3. На основе изученного материала сделать выводы о механизме действия рыночных сил и их влиянии на фирмы и потребителей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………..3
1. Сущность монополии………………………………………………………………….4
1.1 Основные черты и виды монополий………………………………………………...6
1.2 Барьеры для входа в отрасль………………………………………………………....8
1.3 Монопольная власть: ее источники и показатели……………………...………….10
2. Монопсония: ее виды и условия формирования…………………………………..13
2.1 Предельные издержки приобретения продукции монопсонистом……………….15
2.2 Кривая предложения для монопсониста……………………………………...……17
2.3 Равновесие монопсонии………………………………………………………..……19
2.4 Власть монопсонии, сочетающаяся с монопольной властью на рынках готовой продукции……………………………………………….…………………………….….20
3. Проблемы монополизации Российского рынка………………………………….….21
3.1Особенности монополизма в России……………………………………………….21
3.2 Антимонопольная политика в России……………………………………………...23
Заключение ………………………………………………………………………………28
Приложение………………………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

Естественно, чтобы  обладать монопольной властью фирме  не требуется быть чистой монополией. Причем необходимо, чтобы кривая спроса на продукцию фирмы была наклонена вниз, а не была горизонтальной, как для конкурентной фирмы, так как иначе у монополиста не будет возможности изменять цену путем изменения количества предлагаемого товара. В крайнем, предельном случае кривая спроса на продукт, реализуемый чистой монополией, является направленной вниз кривой рыночного спроса на данный продукт.

 Существенное  различие между монополистическим  рынком и рынком конкурентным  заключается в том, что монополист  способен влиять на цену, выручаемую  за товар, а конкурентный продавец такой возможности не имеет.

Источники монопольной власти.

Некоторые фирмы  обладают большой монопольной властью, а некоторые  незначительной или  вовсе никакой потому, что монопольная  власть заключается в способности  устанавливать цену выше предельных издержек и величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы.

Чем менее эластичен  спрос для фирмы, тем большей  монопольной властью обладает данная фирма. Конечной причиной монопольной  власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы.

 Вопрос заключается  в том, почему некоторые фирмы  сталкиваются с более эластичной  кривой спроса, тогда как другие–  с менее эластичной кривой  спроса.

Среди основных факторов, определяющих эластичность спроса по цене, выделяют:

  • наличие и доступность товаров-заменителей на рынке (чем больше заменителей, тем выше эластичность; при чистой монополии не существует совершенных заменителей товара, и риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален);
  • временной фактор (рыночный спрос, как правило, более эластичен в долгосрочном периоде и менее эластичен в краткосрочном. Это связано с временным лагом реакции потребителя на изменение цены и большой вероятностью появления со временем товаров-заменителей);
  • долю расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем выше эластичность спроса по цене);
  • степень насыщения рынка рассматриваемым товаром (если рынок насыщен каким-либо товаром, то эластичность будет скорее низкой, и наоборот, если рынок ненасыщен, то снижение цен может вызвать значительное увеличение спроса, т.е. рынок будет эластичным);
  • разнообразие возможностей использования данного товара (чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него. Это связано с тем, что рост цены уменьшает, а сокращение цены расширяет сферу экономически оправданного применения данного товара. Этим объясняется тот факт, что спрос на универсальное оборудование, как правило, эластичнее спроса на специализированные приборы);
  • важность товара для потребителя (товары первой необходимости (зубная паста, мыло, услуги парикмахера) обычно неэластичны по ценам; товары же, которые не столь важны для потребителя и приобретение которых может быть отложено, характеризуются большей эластичностью). [4]

 

Показатели  монопольной власти.

Существует важное различие между  совершенно конкурентной фирмой и фирмой с монопольной властью: для конкурентной фирмы цена равна предельным издержкам, для фирмы с монопольной властью цена превышает предельные издержки.

Следовательно, способом измерения  монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая  прибыль, превышает предельные издержки.

В частности, мы можем  использовать коэффициент  превышения цены над предельными издержками.

 Данный способ  определения монопольной власти  был предложен в 1934 г. экономистом  Абба Лернером и получил название  показателя монопольной власти  Лернера (см. приложение,ф.1).

 Численное  значение коэффициента Лернера  всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы P = MC и L = 0. Чем больше L, тем больше и монопольная власть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Монопсония: ее виды  и  условия формирования.

Монопсония - это  ситуация на рынке, когда фирма (или другая организация), называемая “монопсонистом”, полностью контролирует спрос на определенное благо (товар или услугу), являясь единственно  возможным его покупателем.

Исследование  проблемы монопсонии является одной  из важнейших научных заслуг Джоан  Робинсон.

Прежде чем анализировать установление цен в условиях монопсонии, сравним рынок совершенной и несовершенной конкуренции «глазами покупателя».

В условиях совершенной конкуренции  действует множество продавцов  и точно так же действует множество  покупателей. Как отдельный продавец в этих условиях не может повлиять на рыночную цену, так и отдельный покупатель на конкурентном рынке не может воздействовать на рыночную цену покупаемых им товаров.

Линия спроса на продукцию  совершенного конкурента-продавца характеризуется  абсолютной эластичностью.

 И так же линия  предложения для совершенного  конкурента-покупателя является  абсолютно эластичной. Это означает, что если покупатель предложит  за товар меньше денег, чем  сложившаяся рыночная цена, он  не купит ничего. А, предложив  денег больше, он купит товаров сколько угодно много. [5, с178.] 

Виды монопсоний:

  • Наиболее типичным проявлением монопсонии является государственная монопсония и монопсония на рынке труда.

Государственная монопсония - рыночная ситуация, при которой государство является единственным покупателем какой-либо продукции (например, вооружения); зачастую используется как средство для поддержки некоторых отраслей (прежде всего сельского хозяйства), продукцию которых государство покупает по твердым ценам.

Монопсония  на рынке труда - модель рынка, на котором фирма «диктует заработную плату». В этом случае ставка заработной платы, которую фирма должна выплачивать, находится в прямой зависимости от количества нанимаемых работников. Такая ситуация характерна для рынков, на которых ограниченно представлена покупающая сторона (один или несколько нанимателей), согласованно действующая при найме работников.

В условиях монопсонии кривая предельных издержек на ресурс (МРС) будет располагаться выше кривой предложения ресурса , так что  фирма должна повышать ставки заработной платы при найме дополнительных работников. Максимизируя прибыль, фирма будет нанимать меньше работников и выплатит им более низкую заработную плату, чем на конкурентном рынке труда.

  • Возможны также ситуации, когда монопсония является следствием конкурентных взаимодействий:

«Коммерческая»  монопсония - носит временный, неустойчивый характер, т. е. быстро разрушается. Тем не менее в условиях сбалансированного рынка монопсония может приводить к таким негативным последствиям, что и монополия. Например, искусственное занижение цен, навязывание контрагентам невыгодных условий договора и пр.

Подобные действия предприятий-монопсонистов преследуются антимонопольным законодательством.

  • Чистая монопсония - редкое явление, как и чистая монополия. Она может существовать в небольших городах, в которых, например, единственная фирма нанимает всех трудоспособных жителей. Или правительство как единственный покупатель, в частности, ядерного оружия. Оно закупает все его рыночные предложения, поскольку продажа этого товара другим покупателям запрещена. [6]

 

Монопсония  возникает при следующих условиях:

  • на рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой — либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающих как единый наниматель труда;
  • данная фирма (группа фирм) нанимает основную часть из суммарного количества специалистов какой-то профессии;
  • этот вид труда не имеет высокой мобильности (например, из-за социальных условий, географической разобщенности, необходимости приобрести новую специальность и т. п.);
  • фирма-монопсонист сама устанавливает ставку заработной платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу.

 

    1. Предельные издержки приобретения продукции монопсонистом.

Предельные издержки приобретения - это дополнительные издержки покупателя при закупке им дополнительной единицы  продукции.

Сравним кривые спроса и предложения  в условиях совершенной конкуренции со стороны покупателя и со стороны продавца (производителя).

На графике (см.приложение рис.3а), уже известном из анализа  совершенной конкуренции, кривая спроса на продукцию продавца (производителя) имеет горизонтальный вид, а кривая его предложения - это восходящая ветвь кривой предельных издержек МС.

График (см.приложение рис.3б) является зеркальным отражением графика на рис. 3а. Покупателей в  условиях совершенной конкуренции  много, и каждый из них не в состоянии  воздействовать объемом своих закупок на кривую предложения S, т. е. они также являются «ценополучателями».

Именно поэтому  горизонтальность графика предложения  является признаком совершенной  конкуренции среди покупателей. Неизменность цены в условиях совершенной  конкуренции для покупателя означает, что он никак не влияет на нее и соблюдаются все условия равновесия: Р = АС = МС.

Со стороны  покупателя уплачиваемая им цена Р  совпадает с дополнительными (предельными) издержками приобретения продукции.

Поясним это  подробнее:

Покупатель уплачивает за приобретаемый им товар определенную цену. Цена Р - его издержки как покупателя. Если эта цена неизменна при каждой дополнительной покупке единицы продукции, то и предельные издержки приобретения товара будут оставаться неизмен­ными. Это и отражается на горизонтальности линии предложения. [5, с. 179].

 

Следовательно, если Р = АС, то линия S есть не что иное как линия средних издержек (АС). И эта же линия совпадает с  линией предельных издержек приобретения (МС) покупателя. В условиях совершенной конкуренции, рассматриваемой со стороны покупателя, линия предложения S - это одновременно и линия средних издержек АС и линия предельных издержек приобретения продукции МС.

Условием равновесия продавца (производителя) является, как  известно, равенство МС и MR. Той же логики рыночного поведения должен придерживаться и покупатель: он должен сравнивать свои предельные издержки и предельный доход, если стремится к достижению равновесия.

Что такое предельные издержки покупателя, уже выяснено: это его дополнительные затраты на приобретение дополнительной единицы продукции. И если цена покупаемой продукции неизменна, то она совпадает с предельными издержками покупателя. Но что такое предельный доход MR покупателя? Если он приобретает продукцию, то, очевидно, руководствуется закономерностями, присущими динамике предельной полезности MU. Прирост дохода, т. е. MR, со стороны покупателя - это прирост полезности. Следовательно, кривая спроса D покупателя - это кривая предельной полезности MU, или кривая предельного дохода MR.

 

    1. Кривая предложения для монопсониста.

Перед тем как обрисовать конфигурацию кривой предложения в условиях монопсонии, важно подчеркнуть, что это будет  кривая предложе­ния всей отрасли, а  не просто кривая предложения какой-то одной фирмы. Ведь монопсонист имеет перед собой весь рынок, за его «благосклонность» конкурируют между собой разрозненные производители какой-либо отрасли в целом.

На данной стадии анализа ясно, что если покупатель - один, а продавцов - много, конкуренция  развернется, прежде всего, между продавцами (производителями), и цена будет понижаться.

Монопсонист имеет  возможность диктовать цены на приобретаемую  продукцию и устанавливать ее на уровне более низком, чем в  условиях совершенной конкуренции.

Как известно, монополист, имея власть над ценой, может установить ее на уровне, превышающем уровень цены равновесия в условиях совершенной конкуренции, и объем производства у монополиста ниже, чем при совершенной конкуренции. А каков объем закупок у монопсониста? Выше или ниже уровня условий совершенной конкуренции? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Все будет зависеть от условий предложения отрасли и соответствующего уровня цены предложения.

Зададимся вопросом: а зависит ли власть монопсониста от самого характера приобретаемого им продукта? Очевидно, да.

Сопротивляться  власти монопсониста могут, скорее, производители  не скоропортящейся продукции: если им не нравятся условия монопсонии, они еще могут какое-то время  поискать другого покупателя. А что  делать производителям скоропортящейся  продукции сельского хозяйства? По всей видимости, у них больше вероятности попасть в зависимость от условий, диктуемых монопсо-нистом. Конечно, это не единственный пример.

Итак, монопсонист, манипулируя объемом своих закупок, может воз­действовать на рыночную цену приобретаемой продукции. Следовательно, его можно назвать «ценоискателем». С точки зрения монопсониста, рыночная цена предложения будет отражать динамику средних издержек всей отрасли. Совокупное предложение отрасли характеризует кривая, отражающая совокупность средних издержек различных фирм данной отрасли.(см. приложение рис. 4)

Кривая предложения  для монопсониста - это кривая средних  издержек отрасли (АС). Любая точка, находящаяся на кривой АС, соответствует  тому или иному уровню цены предложения монопсониста при закупке им определенного количества товара Q. Итак, цена предложения в отрасли, «захваченной» монопсонистом, может быть и понижающейся, и повышающейся. Следовательно, и предельные (дополнительные) издержки приобретения продукции (МС) монопсониста перестают быть неизменными (как при совершенной конкуренции); они могут быть (поскольку МС отражает динамику кривой АС) также и понижающимися, и повышающимися.

Информация о работе Рыночная власть: монополия и монопсония