Рыночное предложение. Производство. Издержки и прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:35, дипломная работа

Краткое описание

Человеческие потребности безграничны, а ресурсы ограничены. Изучением проблемы использования последних для наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребностей общества и занимается экономика. Однако ограниченность ресурсов не позволяет достигнуть идеального решения. Непреложным фактом является то, что совокупность всех наших материальных потребностей превышает производительные возможности всех имеющихся ресурсов. Вот почему абсолютное материальное изобилие не представляется осуществимым.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. РЫНОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1.1 Эластичность предложения
1.2 Сравнение кратковременного и долговременного коэффициентов эластичности предложения
1.3 Равновесная цена.
ГЛАВА 2. ПРОИЗВОДСТВО
2.1 Сущность производства
2.2. Производственная функция
2.3 Закон убывающей отдачи
ГЛАВА 3.ИЗДЕРЖКИ
3.1 Понятие издержек
3.2 Издержки производства и их виды
3.3 Классификация затрат
3.4 Трансакционные издержки
3.5 Методы снижения издержек предприятия
ГЛАВА 4. ПРИБЫЛЬ
4.1 Понятие прибыли
4.2 Функции прибыли
4.3 Влияние издержек производства на прибыль предприятия
4.4. Максимизация прибыли

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Микроэкономика - курсовая 11г.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

    В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

    Экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.

    Рассматривая  прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели.

    В условиях рыночных отношений предприятие  должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.

    В условиях рыночных отношений, как свидетельствует  мировая практика, имеются три  основных источника получения прибыли:

    первый  источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;

    второй  источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства;

    Третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

    В практическом плане прибыль представляет собой обобщающий показатель результатов хозяйственной деятельности предприятий любой формы собственности.

    Различают прибыль бухгалтерскую и экономическую.

    Экономическая прибыль – это разница между  выручкой и всеми издержками производства (внешними и внутренними).

    В бухгалтерском смысле прибыль –  это разница между общей выручкой и внешними издержками.

    В бухгалтерской практике различают  и в процессе анализа хозяйственной  деятельности используются следующие  показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

    Балансовая  прибыль включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ  и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций.

    Чистая  прибыль – прибыль, остающаяся у  предприятия, исчисляется как разница  между балансовой прибылью и величиной  уплаченных в бюджет налогов из прибыли.

    Льготируемая  прибыль – часть балансовой прибыли, не подлежащая налогообложению по действующему законодательству.

    Налогооблагаемая  прибыль – прибыль, подлежащая налогообложению  по установленным ставкам12.

    4.3 Влияние издержек производства на прибыль предприятия

    Предпринимателю в процессе деятельности постоянно приходится принимать решения о цене, по которой продукция будет реализована, о переменных и постоянных издержках, о приобретении и использовании ресурсов. Для этого необходимо точно и достоверно организовать уровни затрат и прибыли.

    Все предпринимаемые в условиях рынка  управленческие модели основаны на изучении взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли. Специальный анализ помогает понять взаимоотношения между ценой  изделия, объемом производства, переменными  и постоянными затратами. Он позволяет сравнить различные варианты цен на продукцию и получение прибыли, а также отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными, постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Достичь этого можно разными способами: снизить цену продаж и соответственно увеличить объем реализации; увеличить постоянные затраты и увеличить объем;

    Пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции. Иногда анализ соотношения затрат, объема производства и прибыли (CVP-анализ, Cost-Volume-Profit) трактуют более узко, как анализ критической точки.

    Под критической понимается та точка  объема производства, в которой затраты  равны выручке от реализации всей продукции, т.е. где нет ни прибыли, ни убытков. Эту точку называют также «мертвой», или точкой безубыточности.

    Для ее вычисления можно использовать три  метода: уравнения, маржинальной прибыли  и графического изображения.

    Метод уравнения

    В качестве исходного уравнения для  анализа принимают следующее  соотношение выручки, издержек и прибыли:

    Выручка – переменные затраты – постоянные затраты = прибыль.

    Если  выручку представить как произведение цены продажи единицы изделия  и количества проданных единиц, а  затраты пересчитать на единицу  изделия, то в точке критического объема производства будем иметь: 

    

    Исходя  из этого определяем количество единиц продукции, которое необходимо продать, чтобы достигнуть критической точки: 

    

 

    где Qкр – объем производства продукции в критической точке (количество единиц);

    Р – цена единицы продукции;

    VС – удельные переменные затраты на единицу продукции;

    FС – постоянные расходы.

    Рассмотрим  этот метод на условном примере. Предприятие  планирует продать свою продукцию  по цене 500 ден. ед., постоянные расходы  составляют 70 000 ден. ед., удельные переменные расходы на единицу продукции – 300 ден. ед. В точке безубыточности прибыль равна 0, тогда

    500 • Х – 300 • Х – 70 000 = О

    200 • Х = 70 000

    Х = 350

    Таким образом, при продаже 350 ед. изделий  предприятие достигнет точки, в  которой прибыль и убытки равны.

    Критическую точку можно рассчитать и в  стоимостном выражении, если умножить полученный объем на цену единицы  продукции:

    350–500= 175 000 ден. ед.

    CVP-анализ может быть использован для определения объема реализации, необходимого для получения желаемой величины прибыли. Предположим в нашем условном примере, что предприятие хочет достигнуть прибыли в размере 40 000 ден. ед. Каким должен быть объем производства и продаж? Эту задачу можно решить методом уравнений13.

    В точке безубыточности, как известно, выручка равна сумме постоянных и переменных затрат. Поэтому, чтобы рассчитать заданную величину прибыли, необходимо прибавить ее к сумме затрат:

    Выручка = переменные затраты + постоянные затраты + прибыль. 

    

 

    500 • Х = 300 • Х + 70 000 + 40 000

    200-Х= 110000

    X = 550

    Таким образом, заданная величина прибыли  может быть получена при объеме продаж, равном 550 ед., что составляет в денежном выражении

    550 • 500 = 275 000 ден. ед.

    Метод маржинальной прибыли представляет собой модификацию

    метода  уравнений.

    Маржинальная прибыль – это разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами, т.е. это определенная сумма средств, необходимая, в первую очередь, для покрытия постоянных затрат и получения прибыли предприятия. Маржинальную прибыль на единицу изделия можно также представить как разность между ценой реализации единицы товара и удельными переменными расходами. Маржинальная прибыль, приходящаяся на единицу продукции, представляет вклад каждой проданной единицы в покрытие постоянных затрат.

    Преобразование формулы (2) раскрывает связь объема продукции и относительного маржинального дохода: 

    

 

     где d – относительный уровень удельных переменных расходов в цене продукта (d = VC/Р);

    (1 – d) – относительная маржинальная прибыль на единицу объема реализации.

    В нашем примере маржинальная прибыль  на единицу составляет

    500 – 300 = 200 ден. ед., а точка безубыточности  равна 70 000 / 200 =350 ед.

    Графический метод дает наглядное представление  о СVР-анализе и сводится к построению комплексного графика «затраты – объем

    производства  – прибыль».

    В прямоугольной системе координат  строится график зависимости затрат и дохода от количества единиц произведенной  продукции (см. рис.).

    По  вертикали откладываются данные об издержках и доходе, по

    горизонтали – количество единиц продукции. Порядок построения графика следующий:

    1. Чтобы нанести на график линию  переменных расходов (VС), выбираем любой объем, предположим, 500 ед. и находим точку расходов, соответствующую этому объему: 300 • 500 =150 000 (точка А). Проводим линию переменных расходов через точки 0 и A.

    2. Чтобы нанести линию постоянных  расходов (ТС), отметим на оси ординат  точку, соответствующую 70 000 ед. (точка  В), а от точки А вверх отложим  70 000 ед. (точка С). Используя точки  В и С, проводим линию постоянных расходов параллельно линии переменных расходов. Линия ВС показывает общую сумму затрат. 

    

    Рис. 4.3.1. График поведения затрат, прибыли и объема продаж 

    3. Чтобы нанести на график линию  выручки (ТR), возьмем тот же условный объем продаж (500 ед.). Отметим точку Д, полученную от умножения цены единицы продукции на объем (500 • 500 = 250 000 ден. ед.). Проводим линию выручки через точки 0 и Д.

    Критическая точка (точка перелома) образуется в  месте пересечения линии выручки  ОД и линии валовых (совокупных) издержек ВС. В точке критического объема производства К нет прибыли и нет убытка.

    Слева от критической точки заштрихована область чистых убытков, которая  образуется в результате превышения величины постоянных издержек над величиной  маржинальной прибыли. Справа от нее заштрихована область чистых прибылей. Для каждого значения Q (количества единиц продукции) чистая прибыль определяется как разность между величиной маржинальной прибыли и постоянных издержек.

    Проекция  точки К на ось абсцисс дает критический объем производства в физических единицах измерения (шт. м, кг). Проекция точки К на ось ординат дает критический объем производства в стоимостном измерении.

    Приведенная графическая зависимость затрат, прибыли и объема продаж позволяет  сделать важные для предприятия выводы:

    1. Предприятие может получить прибыль  (выручка за минусом постоянных  и переменных издержек) лишь при  условии реализации продукции  большего объема, чем критическая  точка К.

    2. Точка К, находящаяся на пересечении  кривой валовых издержек (ГС) и  кривой выручки от реализации (TR), называется критической точкой, при переходе через которую наступает окупаемость всех издержек и предприятие начинает получать прибыль.

    3. Точка пересечения кривой постоянных  издержек (FC) и кривой маржинального дохода показывает тот объем производства, после прохождения которого наступает окупаемость постоянных затрат.

    4. С повышением цен на производимую  продукцию минимальный объем  производства, который соответствует  критической точке, уменьшается,  а при снижении цены – возрастает.

Информация о работе Рыночное предложение. Производство. Издержки и прибыль