Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, цена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: охарактеризовать рыночные элементы и изучить механизм установления рыночного равновесия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:
1. определить понятие рынка;
2. определить рыночные спрос и предложение;
3. определить равновесную цену и равновесное количество;
4. установить причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия;
5. рассмотреть модели рыночного равновесия;
6. рассмотреть равновесие в мгновенном, коротком, длительном периодах.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..3
1. Рынок и его основные элементы……………………………………………...6
1.1. Рыночный механизм: определение, особенности и элементы….......6
1.2. Закон спроса. Кривая спроса. Факторы спроса. Эластичность спроса……………………………………………………………………………....8
2. Рыночное предложение. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена………………………………………………………………...13
2.1. Закон предложения. Кривая предложения. Эластичность предложения……………………………………………………………..……….13
2.2.Равновесный объем и его функции. Равновесная цена…….……....18
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы……………………………………….…..26

Вложенные файлы: 1 файл

курс1 другой.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Сибирская государственная автомобильно-дорожная  академия

(СибАДИ)

Кафедра «общая экономика и право»

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине:  «Экономическая теория»

на тему: «Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, цена»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Капанина Д.Е.

ЛОГ-10э3

 Руководитель:

к.э.н., доцент

Алексеев Н.Е.

 

Омск-2011

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..3

1. Рынок и его основные элементы……………………………………………...6

1.1. Рыночный механизм: определение, особенности и элементы….......6

1.2. Закон спроса. Кривая спроса. Факторы спроса. Эластичность спроса……………………………………………………………………………....8

2. Рыночное предложение. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена………………………………………………………………...13

2.1. Закон предложения. Кривая предложения. Эластичность предложения……………………………………………………………..……….13

2.2.Равновесный объем и его функции. Равновесная цена…….……....18

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованной литературы……………………………………….…..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная тема является актуальной и в наши дни, так как с проблемами, которые  рассматриваются в ней, экономисты сталкиваются довольно часто. Понимание  рыночного равновесия и рыночного  механизма в целом дает возможность  правильной оценки ситуации на конкурентном рынке.

Цель работы: охарактеризовать рыночные элементы и изучить  механизм установления рыночного равновесия.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:

1. определить  понятие рынка; 

2. определить  рыночные спрос и предложение;

3. определить  равновесную цену и равновесное  количество;

4. установить  причины и механизмы сдвигов  рыночного равновесия;

5. рассмотреть  модели рыночного равновесия;

6. рассмотреть  равновесие в мгновенном, коротком, длительном периодах.

Первая глава посвящена  понятию рынка и его элементов - рыночному спросу. Вторая глава посвящена предложению, цене, рыночному равновесию, его свойствам, моделям его установления.

Равновесные модели применяются при изучении взаимоотношений  между экономическими агентами. Эти модели выступают частным случаем более общего класса моделей взаимодействия экономических агентов. Посредством равновесных моделей изучаются и равновесное и неравновесное положение экономической системы. В микроэкономической теории модели рыночного равновесия имеют особое значение потому, что экономические агенты могут эффективно осуществлять свою хозяйственную деятельность только при условии, что они имеют достоверную информацию обо всех ценах и на потребляемые ими ресурсы, и на предлагаемые им блага. Поскольку каждый отдельный экономический агент не может иметь такую информацию, то оптимальным способом изучения ценообразующих факторов может стать допущение о равновесном положении и незначительных изменениях одной конкретной цены.

  Первым, кто  взялся за построение модели общего равновесия был  швейцарский экономист Леон Мари Эспри Вальрас (1834-1910). Л.Вальрас использовал для доказательства достижения равновесия теорию нащупывания. Предшественником Л.Вальраса в построении модели общего равновесия был  представитель французской школы экономистов-инженеров А.-Н.Иснар (1749-1803). Главная работа А.-Н.Иснара – «Трактат о богатстве», вышедший в 1781г.  Работа А.-Н.Иснара оказала влияние на Л.Вальраса, выявилось  много общего в работе того и другого, включая общность аналитического инструментария вплоть до использования тем и другим одного из всего множества товаров в качестве счетного товара – numeraire.

 В свою  очередь взаимодействие спроса  и предложения рассматривал английский  экономист Альфред Маршалл (1842-1924), его концепция рыночного равновесия получила название «компромисс А.Маршалла». А.Маршалл ввел понятие эластичности спроса, характеризующее количественную зависимость спроса от трех факторов: предельной полезности, рыночной цены и денежного дохода, используемого на потребление. От анализа спроса А.Маршалл перешел к анализу предложения товаров и взаимодействия между предложением и спросом при установлении цены. Он определил зависимость влияния спроса и предложения на цену от фактора времени. При этом он исходил из того, что в краткосрочном периоде главным ценообразующим фактором является спрос, а в долгосрочном – предложение.

Позднее в 30-х  гг. первое строгое доказательство существование общего равновесия осуществил немецкий математик и статистик  А.Вальд (1902-1950). В последствии это доказательство усовершенствовал К.Эрроу и Ж.Дебре. Они установили, что существует единственной состояние общего равновесия с неотрицательными ценами и количествами, если выполняются два условия: 1) существует постоянная или убывающая отдача от масштаба; 2)для любого блага существует одно или несколько других благ, находящихся в отношении замещения [9,с.126].

В последующих  двух главах будет подробно рассмотрено  рыночное равновесие и механизм его  установления.

Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, четырех графиков, заключения, списка использованной литературы, содержащего 17 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Рынок и его основные элементы

Рынок– это механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) товаров и уcлуг.

Рыночный  механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены[13].

Особенность рыночного  механизма состоит в том, что  каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. В частности, спрос находится в обратной зависимости от цены: с повышением цены товара спрос на него, как правило, сокращается и наоборот.

Логику поведения главных субъектов рынка – покупателей и продавцов – отражают две рыночные силы – спрос и предложение. Итогом их взаимодействия становится сделка – соглашение сторон о купле-продаже товара или услуги в определенном количестве и по определенной цене.

Все рыночные операции взаимосвязаны между собой. Если некий товар  продается любому желающему по определенной цене, то аналогичный товар не может при тех же условиях стоить дороже или дешевле. Одна сделка влияет на другую, появившийся в одном месте спрос (предложение) воздействует на общее состояние рынка. Другими словами, конкурентное ценообразование аккумулирует в цене огромный объем разнообразной информации о количественных и качественных характеристиках экономических процессов, формирует информационно-побудительную основу рыночной экономики.

Роль и функции  рынка можно правильно понять, если рассмотреть его в рамках более широкой системы товарно-рыночного  хозяйства. Оно состоит из двух подсистем: а) товарного производства и б) рынка, которые воссоединяются с помощью прямых и обратных связей. Исходное звено общей системы производство товаров оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям: а) в производственной сфере постоянно создаются полезные продукты, которые затем поступают в рыночный обмен, б) в самом производстве создаются ожидаемые доходы участников рыночных сделок, в) в силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, создаётся необходимость самого рыночного обмена продуктами.

 В свою  очередь, рынок оказывает обратное явление на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и составляют особые функции рыка.

 Первая функция  состоит в том, что рынок  интегрирует (соединяет) сферы  производства и потребления. Без  рынка товарное производство  не может служить потреблению, область окажется без благ, удовлетворяющих запросы людей.

Другая функция: рынок выполняет роль главного контролёра конечных результатов производства. Именно в рыночном обмене непосредственно  выявляется, в какой мере качество и количество созданных продуктов соответствует нуждам потребителей. Кроме того, рынок проводит, так сказать, экзамен по экономике: для продавцов доходно или убыточно реализовывать товары, для покупателей разорительно или выгодно их приобретать?

 Наконец,  важная функция рынка проявляется в том, что рыночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов и покупателей. Взаимосвязь этих интересов строится на принципе, который сформулировал А. Смит: Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь, то, что тебе нужно…. Это предполагает: а) обмен нужными друг другу полезностями и б) эквивалентность рыночной сделки[5,с.645].

 

Спрос – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести [14].

В экономическом  смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривой спроса.

Спрос проявляется  и в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Связь между  ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса.

Согласно закону спроса потребителями, при прочих равных условиях, будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. То есть закон спроса состоит в обратной зависимости между уровнем цен и количеством покупаемой продукции.

Механизм рынка  позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним прежде всего относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами[11,с.348].

Особенности спроса

1. Микроэкономика  имеет дело со спросом на  какой-то один вид товара. Спрос  на товар может быть индивидуальным  и совокупным. В первом случае  это спрос со стороны отдельных  субъектов экономики, во втором  спрос на всю массу данного  товара, необходимую субъектам экономики как совокупному покупателю. Под последними понимаются потребители как представители домохозяйств или фирм.

2. Спрос отражает  не только нужность товара  для покупателя, но и способность  последнего его оплатить, т.е.  платежеспособную потребность. Тем самым спрос отражает покупательную способность субъекта спроса.

3. В понятии  «спрос» еще не заключен факт  покупки товара, так как спрос  на товар может быть и при  отсутствии самого товара т.е.  неудовлетворенный спрос. Спрос  населения может быть больше или меньше потребления. Спрос не равен потребностям, последние могут быть больше. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним, прежде всего, относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.).

4. Спрос предъявляется на определенном рынке локальном, региональном, национальном, международном.

5. Спрос имеет  временную характеристику: он может  быть на данный момент, день, неделю, месяц и т.д. Так что можно  говорить об определенной динамике  спроса на какой-то товар, если брать его за относительно продолжительный период[1,с.254].

 

Виды  спроса

Индивидуальный  спрос – это спрос со стороны  отдельных субъектов экономики  или спрос на микроуровне или  спрос на макроуровне. Удовлетворение потребностей любого экономического субъекта осуществляется при следующих важных условиях:

-большинство  товаров и услуг платны;

-у любого  товара есть заменители (субституты);

-неизбежный  выбор между субститутами требует  сопоставления дополнительных затрат  и дополнительных выгод.

Совокупный спрос (спрос на макроуровне говорят) – общий объем спроса на товары и услуги не на отдельном рынке, а на всем рынке в экономике в целом. Он характеризует реальный объем национального производства, который субъекты экономики (предприятия, домохозяйства, государство и др.) готовы произвести при различных уровнях цен.

Различают также  действительный (реально предъявляемый  спрос на товары и услуги), реализованный (это часть действительного спроса, которая реализована на рынке  в купленных товарах и услугах) и неудовлетворенный спрос (это нереализованная часть действительного спроса в виду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей).

Спрос на какой-то товар со стороны отдельных потребителей может быть повседневным (на продукты питания, электроэнергию, транспорт и т.п.) и периодическим (на одежду, обувь, мебель и т.д.). Но поскольку мы говорим о спросе со стороны всех потребителей того или иного товара, периодичность спроса на такие товары может устраняться, хотя сохраняется сезонность спроса на некоторые товары.

Информация о работе Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, цена