Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, цена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: охарактеризовать рыночные элементы и изучить механизм установления рыночного равновесия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:
1. определить понятие рынка;
2. определить рыночные спрос и предложение;
3. определить равновесную цену и равновесное количество;
4. установить причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия;
5. рассмотреть модели рыночного равновесия;
6. рассмотреть равновесие в мгновенном, коротком, длительном периодах.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..3
1. Рынок и его основные элементы……………………………………………...6
1.1. Рыночный механизм: определение, особенности и элементы….......6
1.2. Закон спроса. Кривая спроса. Факторы спроса. Эластичность спроса……………………………………………………………………………....8
2. Рыночное предложение. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена………………………………………………………………...13
2.1. Закон предложения. Кривая предложения. Эластичность предложения……………………………………………………………..……….13
2.2.Равновесный объем и его функции. Равновесная цена…….……....18
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы……………………………………….…..26

Вложенные файлы: 1 файл

курс1 другой.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Данная точка E на пересечении спроса и предложения  называется точкой равновесия. Точка PE  - цена, при которой спрос и  предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил. Точка QE – величина товарной массы, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил[11,с.424].


  



 

Рис.2.3 линия спроса и предложения

 

Механизм  достижения рыночного равновесия:

Свободное движение цены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей.

 

Виды  рыночного равновесия:

Равновесие  бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объём, то равновесие называют устойчивым. Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объём спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.

Устойчивость  равновесия. Виды устойчивости:

Устойчивость  равновесия — способность рынка приходить в состояние равновесия путём установления прежних равновесной цены и равновесного объёма.

 

Виды  устойчивости:

Абсолютная

Относительная

Локальная (колебания  цен происходит, но в определённых пределах)

Глобальная (Устанавливается  при любых колебаниях)[10,с.112].

 

Равновесная цена и равновесный объем 

Равновесная цена является одним из механизмов установления рыночного равновесия.

Равновесная цена – это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, иначе говоря, это единственная цена, соответствующая условию:

PE  = PD = PS                                                                                                        (1)

При данной цене на рынке устанавливается и равновесное  количество предлагаемых на рынке товаров:     QE  = QD = QS                                  (2)

 

 

 

Равновесная цена выполняет важнейшие функции:

  •        информационную – ее величина служит ориентиром для всех субъектов рынка;
  •    нормирующую – она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем предложения товара он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от  производства. Тем самым нормируется спрос производителя на ресурсы;
  • стимулирующую – она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки «уложились» в цену и осталась еще какая-то прибыль.

Чтобы окончательно определить понятие рыночного равновесия нужно рассмотреть его свойства.

Существование и единственность равновесия

Из выше сказанного неявно предполагались следующие допущения:

-   на рынке отдельного товара равновесие существует;

- равновесие существует только при единственном сочетании значений цены и объема.

Однако можно  привести примеры, в которых эти  допущения нарушаются:

- объем предложения и объем спроса не равны между собой при любом неотрицательном значении цены;

- существует более чем одно сочетание цена-объем, при котором достигается равновесие на рынке[8,с.94].

 

Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия

Изменения в  рыночном равновесии происходят вследствие изменений неценовых факторов.

  • Реакция рынка на изменение спроса

Предположим, что  объем предложения возрастает. Значит, возрастает спрос на данный товар.

  • Реакция рынка на изменение предложения

Предположим, что  в результате применения новых технологий сократились издержки производства у производителей и как следствие, возросло предложение товара Q на рынке.     При одновременном движении спроса и предложения. (если растет доход  потребителей и сокращаются издержки у производителей) возможно цена равновесия   и не изменится, но равновесный объем продаж непременно увеличится[2,с.241].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Цель работы достигнута, охарактеризованы рыночные элементы и изучен  механизм установления рыночного равновесия.

Из выше сказанного следует, что при характеристике рынка как экономической категории  следует учитывать конкретные формы  рыночных отношений, проявляющиеся  в количественных и качественных соотношениях элементов рынка –  спроса, предложения, цены. Эти главные элементы характеризуют конкретные формы взаимосвязи и количественные пропорции между производством и потреблением.

Рыночный механизм обладает существенным потенциалом  самонастройки, то есть стремлением  к оптимальному состоянию, рыночному равновесию. Повышение цен на некоторые товары при значительном росте спроса на них – явление довольно обычное для рыночной экономики. Но также обычным является и последующее наращивание предложения этих товаров. В нормально функционирующей экономике рост цены товара устанавливает равновесие между спросом и предложением лишь в краткосрочном периоде, а в более длительном – оно достигается путем роста производства (предложения) подорожавшего товара. Увеличение предложения – основной способ достижения рыночного равновесия. Поэтому в развитом рыночном хозяйстве рост цен на товары не может быть постоянным, что обеспечивает минимальные темпы инфляции, социальную направленность экономики.

Рынок замечателен  тем, что при любом отклонении от равновесия он стремится к нему возвратится. И в ситуации неудовлетворенного спроса, и в ситуации избыточного предложения, взаимодействуя друг с другом, приводят рынок к равновесию.

 

 

Список использованной литературы

1. Авдокушин Е.Ф., Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юрист, 2007. – 304 стр.

2. Арутюнова Г.И. Экономическая теория для студентов технических вузов. Учебник. М.: Международные отношения, 2003. - 368 стр.

3.   Борисов Е.Ф., Хрестоматия по экономической теории, 2000. – 536 стр.

4. Борисов Е.Ф., Экономическая теория Московская государственная юридическая акад. - 2-е изд., доп. 2005. - 535 стр.

5. Булатов  А.С., Большаков И. И., В. Виноградов Н.В., и др., Экономика: Учебник для вузов под ред. Булатова А. С., - 3-е изд., Экономист, 2005. - 894 стр.

6. Васильев В.П., Экономика для школьников и абитуриентов, 2007 - 127стр.

7.  Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. – 727 стр.

8. Маковецкий М.Ю., Макроэкономика вузов, Омск. гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского. - 2-е изд., стер. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2005. - 110 стр.

9.   Спиридонов Н.А. Мировая экономика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 256 стр.

10. Шастин А. В. Государственная инвестиционная политика и инвестиционный процесс в трансформируемой экономике России, Изд-во ОмГУ, 2005. - 187 стр.

11. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / под ред. В.Е. Рыбалкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 605 стр.

12. Экономика предприятия под редакцией В.Я. Горфинкеля, Е.М. Купрякова - Москва: "Банки и биржи", издательское объединение "Юнити", 2006.

13.http://ru.wikipedia.org

14. http://ecsocman.edu.ru

15. http:// ido.rudn.ru

16. http:// eup.ru

17. http://dictionary.economicus.ru

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, цена