Сильные стороны и слабые места кардиналистской теории поведения потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:37, реферат

Краткое описание

Принимая во внимание то, что рыночная экономика должна быть ориентирована на потребителя, очень важно и для производителя, и для потребителя знать основные тенденции и законы поведения потребителя на рынке. Микроэкономика в своем анализе потребителя исходит из предположения рациональности его поведения. Рациональное поведение как отдельного человека, так и группы людей проявляется в их стремлении получить максимальную полезность из потребления данного товара с учетом ограничений бюджета. Полезность, заключенная в товарах и услугах, связана с качествами и характеристиками, позволяющими удовлетворить те или иные желания людей. К таким качествам могут быть отнесены здоровье, эстетическая красота или дизайн, легкость использования, долговечность, роскошь, комфорт и т.д. Наличие в полезности как объективных, так и субъективных качеств делает ее понятием относительным понятием, а не абсолютным

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 5
1.1. Основы поведения потребления 5
1.2. Ординалистская функция полезности 6
1.3 Кривые безразличия 8
2 ГЛАВА. КАРДИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 16
2.1 Правило максимизации полезности: кардиналистский подход 16
2.2. Сильные стороны и слабые места кардиналистской теории поведения потребителей 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Вложенные файлы: 1 файл

Сильные стороны и слабые места кардиналистской теории поведения потребителей.docx

— 36.89 Кб (Скачать файл)

Сильные стороны и слабые места  кардиналистской теории поведения потребителей

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ГЛАВА. ТЕОРИЯ  ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 5

1.1. Основы  поведения потребления 5

1.2.  Ординалистская функция полезности 6

1.3 Кривые  безразличия 8

2 ГЛАВА. КАРДИНАЛИСТИЧЕСКАЯ  ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 16

2.1 Правило  максимизации полезности: кардиналистский  подход 16

2.2. Сильные  стороны и слабые места кардиналистской теории поведения потребителей 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ 22

 

ВВЕДЕНИЕ

В основе формирования рыночного спроса на любое благо лежат решения отдельных его потребителей, т. е. индивидуальный спрос. В конечном итоге в условиях рыночной экономики производственная деятельность ограничивается и определяется поведением потребителей.

Принимая во внимание то, что рыночная экономика должна быть ориентирована на потребителя, очень важно и для производителя, и для потребителя знать основные тенденции и законы поведения потребителя на рынке. Микроэкономика в своем анализе потребителя исходит из предположения рациональности его поведения. Рациональное поведение как отдельного человека, так и группы людей проявляется в их стремлении получить максимальную полезность из потребления данного товара с учетом ограничений бюджета. Полезность, заключенная в товарах и услугах, связана с качествами и характеристиками, позволяющими удовлетворить те или иные желания людей. К таким качествам могут быть отнесены здоровье, эстетическая красота или дизайн, легкость использования, долговечность, роскошь, комфорт и т.д. Наличие в полезности как объективных, так и субъективных качеств делает ее понятием относительным понятием, а не абсолютным. Тем не менее, несмотря на относительный характер полезности, экономисты всего мира стремились сопоставить полезности различных товаров и услуг, что привело к появлению двух теорий полезности: количественный подходили так называемая кардиналистская теория полезности. В рамках данной теории выдвигается гипотеза о возможности количественного соизмерения полезности различных благ и существовании функции полезности. Порядковый подход или так называемая ординалистская теория полезности. В рамках этой теории предполагается возможность лишь ранжирования полезностей человека - от лучшей к худшей, и отказ от количественного соизмерения полезности благ.

Таким образом, целью данной работы является изучение кардиналистской теории полезности и выявления общего условия равновесия потребителя.

Актуальность этой темы объясняется переходом к рыночным условиям хозяйствования, в связи с чем, основная экономическая проблема заключается в поисках оптимального варианта удовлетворения насущных потребительских потребностей в условиях ограниченности бюджета и ресурсов.

Для достижения этой цели в ходе работы должны быть решены следующие задачи:

изучить литературу соответствующей направленности и ознакомиться с существующим на данный момент взглядом ведущих белорусских и зарубежных экономистов на понятие «кардиналистская теория».

определить понятия: общей и предельной полезности, равновесие потребителя, потребительское поведение, потребительский выбор;

выяснить возможности измерения полезности, особенности количественного подхода к ее анализу; изучить основные законы кардинализма;

провести анализ основных экономических теорий потребительского поведения и потребительского выбора;

раскрыть основные положения теории потребительского выбора; выявить факторы влияющие на предпочтения потребителей;

Методологической основой являются основные общенаучные методы исследования: диалектический, системный подход, подход индукции и дедукции, а также общематематические методы исследования.

 

   1 ГЛАВА. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ  ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

   1

1.1. Основы поведения потребления

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, то есть собственных денежных доходов.

В основе потребительского выбора всегда лежит желание покупателя удовлетворить ту или иную потребность. Каждый индивид имеет свои собственные предпочтения. Рыночный спрос суммирует эти индивидуальные предпочтения, так как потребители выражают свои желания путем распределения своих доходов между различными товарами и услугами, и определяет цену и объем предложения на рынке. Такая способность потребителя воздействовать на производителя называется суверенитетом потребителя. Суверенитет потребителя – способность воздействия потребителя на производителя путем свободного выбора товара на рынке.

Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:

1. Множественность видов  потребления. Каждый потребитель  желает потреблять множество  разнообразных индивидуальных благ.

2. Ненасыщенность. Потребитель  стремится иметь большее количество  любых товаров и услуг, он не  пресыщен ни одним из них. Предельная  полезность всех экономических  благ всегда положительна.

3. Транзитивность. Теория  потребительского выбора исходит  из постоянства и определенной  согласованности вкусов потребителя. Логически это может быть выражено  следующим образом: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.

4. Субституция. Потребитель  согласен отказаться от небольшого  количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.

5. Убывающая предельная  полезность. Предельная полезность  какого-либо блага зависит от  его общего количества, которым  располагает данный потребитель [16].

Свобода потребительского выбора очень важна. Ее ограничение может лишить возможности покупателя приобрести конкретный товар на рынке и повлиять на его производство. Свобода выбора может быть искажена в результате:

   * следования потребителя  за большинством покупателей (эффект  присоединения к большинству  или эффект подражания);

   * стремления потребителя  выделиться из общей среды (эффект  сноба);

   * настойчивой демонстрации  престижного потребления (эффект  Веблена или эффект демонстрации исключительности).

Несмотря на то, что результаты действий экономических агентов не всегда приемлемы с точки зрения общества и требуют корректировки, экономическая теория предполагает, что люди в своем потребительском поведении ведут себя разумно. Гипотеза о рациональности потребителя означает, что он стремится максимально эффективно распорядиться имеющимися у него средствами. Абстрактного, идеального человека, соответствующего данной гипотезе, в экономической науке принято называть "экономическим человеком".

 Анализ потребительского  поведения  требует знания критерия, который потребитель использует  в своем свободном выборе. Таким  критерием является полезность  товара. Полезность – это степень  удовлетворения, обеспечиваемая потреблением  какого-либо блага. Причем в процессе  потребления эта полезность снижается. Предельная полезность какого-либо  товара – прирост общей полезности  товарного набора при увеличении  объема потребления данного товара  на одну единицу. С этим понятием  связаны два экономических закона  Г. Госсена.

Первый закон Германа Генриха Госсена – закон насыщения потребностей. Он гласит: с удовлетворением потребности в каком-либо благе его ценность падает или по мере увеличения количества товара его полезность убывает. Переход к насыщению потребности происходит обычно не сразу, а постепенно, как бы по ступеням.

Если представить убывающие ступени полезности в виде лестницы, то полезность блага с каждой последующей единицей убывает. Убывание предельной полезности выражает «лесенка» уровней полезности. Если продолжить убывающую «лесенку», можно предположить, что точка насыщения полезности наступает при потреблении десятого по счету блага (на десятой «ступени») [15].

Практическое значение первого закона Госсена состоит в том, что он отражает связь между снижением предельной полезности и падением спроса (снижением кривой спроса). Кривая спроса может быть выведена как производная от кривой предельной полезности.

Второй закон Госсена – закон выравнивания предельных полезностей. Согласно этому закону каждый участник обмена стремится достичь максимума выгоды, распределяя свои средства между различными покупками. Он предполагает получить равное удовлетворение от каждой суммы денег, потраченной на каждый из приобретаемых товаров.

Чтобы получить максимум полезности, потребитель так распределяет количества потребляемых благ (к примеру, молока и хлеба), чтобы их предельная полезность была равна одной и той же величине.

Каждый участник обменной операции, распределяя свои средства между различными покупками, стремится достичь максимума выгоды.

Закон единства цены вытекает из закона замены потребительских благ. Для покупателя существует какой-то предел цены, выше которого он не станет приобретать товар. Для продавца имеется некая низшая граница цены, которую он желает получить и ниже которой не хочет опуститься.

На пересечении интересов покупателей и продавцов согласно второму закону Госсена находится ступень, соответствующая сочетанию полезностей сторон одинаковой интенсивности. Эта ступень – цена, соответствующая равной полезности остальных покупок [15].

1.2.  Ординалистская функция полезности

 

Ординалистская (порядковая) полезность – субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале Ординалистская (порядковая) теория полезности является альтернативой кардиналистской (количественной) теории полезности [13].

Ординалистскую (порядковую) теорию полезности предложили английский экономист и статистик Ф. Эджуорт (1845–1926), итало-швейцарский социолог и экономист В. Парето (1848–1923), американский экономист и статистик И. Фишер (1867–1947). В 30-х гг. XX в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную форму и по настоящее время остается наиболее распространенной.

Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляет ему наибольшее удовлетворение, 2-й набор – меньшее удовлетворение, 3-й набор – еще меньшее удовлетворение и т. д. Следовательно, подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ.

Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. Иными словами, с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор лучше другого.

Ординалистская (порядковая) теория полезности основана на нескольких аксиомах. Среди экономистов нет единства относительно количества и названия аксиом. Одни авторы называют четыре аксиомы, другие – три аксиомы. Здесь мы выделим следующие аксиомы.

1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя. Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой  из двух наборов благ лучше  другого, или признать их равноценными. Так, для наборов А и Б или А ≻ Б, или Б ≻ А, или А ~ Б, где знак «≻» выражает отношение предпочтения, а знак «~» – отношение равноценности или безразличия.

2. Аксиома транзитивности  предпочтений потребителя означает, что для принятия определенного  решения и его осуществления  потребитель должен последовательно  переносить предпочтения с одних  благ и их наборов на другие. Так, если А ≻ Б, а Б ≻ В, то всегда А ≻ В, а если А ~ Б и Б ~ В, то всегда А~ В. Из представленного ранжирования следует, что А доставляет большее удовлетворение, чем Б, а Б – большее, чем В. Следовательно, А дает большее удовлетворение, чем В.

Транзитивность также предполагает, что если потребитель не делает различия между альтернативами А и Б и между Б и В, то он всегда не должен делать различия между А и В.

3. Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровень благосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровень полезности потребителей. В ординалистской теории полезности используются кривые и карта безразличия. Графически система предпочтений потребителя иллюстрируется посредством кривых безразличия, впервые использованных Ф. Эджуортом в 1881 г. [12].

1.3. Кривые безразличия

Чтобы ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете, мы должны знать, какой из наборов продуктов предпочтем. Наши предпочтения выражаются через кривые безразличия.

Кривая безразличия – это линия, каждая точка которой представляет комбинацию двух товаров, которые имеют для потребления одинаковую общую полезность, и поэтому потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать [17].

Кривая безразличия изображает совокупность наборов, между которыми потребитель не делает различий. Любой набор на кривой обеспечит один и тот же уровень удовлетворения. Иными словами, кривая безразличия изображает альтернативные наборы благ, которые доставляют одинаковый уровень полезности (рис. 1.1).

На рис. 1.1 на одной оси отложено число единиц одежды, на другой – число единиц продуктов питания. Соединив точки А, В, С, получим кривую U1; каждая точка которой показывает возможные комбинации единиц одежды и продуктов питания, дающие одинаковое удовлетворение. Кривая U1 называется кривой безразличия, которая указывает, что потребитель безразличен к этим трем наборам продуктов, т. е. потребитель не чувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись от 10 единиц продуктов питания и получив 20 единиц одежды при перемещении от набора А к набору В. Точно так же потребитель одинаково ранжирует А и С, т. е. может отказаться от 10 единиц одежды, чтобы получить 20 единиц продуктов питания.

Информация о работе Сильные стороны и слабые места кардиналистской теории поведения потребителей