Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 20:41, доклад
Тейлор рассматривал рост производительности труда как основной при влиянии на прибыльность.
Естественно, что школа управления, сформировавшаяся во время господства традиционного подхода видения организации именуется классической или традиционной. Ф. Тейлор и его сторонники: Г. Ганнт, Фрэнк и Лилиан Гилбрет разработали теории и концепции, обосновавшие результативность такого подхода исходя из направления и уровня развития организации. Примитивный уровень развития объекта управления стал толчком к разработке системы управления, находящейся на таком же уровне.
Система Тейлора,
ее основные положения.
Тейлор рассматривал
рост производительности труда как
основной при влиянии на прибыльность.
Естественно, что
школа управления, сформировавшаяся
во время господства традиционного
подхода видения организации
именуется классической или традиционной.
Ф. Тейлор и его сторонники: Г. Ганнт, Фрэнк
и Лилиан Гилбрет разработали теории и
концепции, обосновавшие результативность
такого подхода исходя из направления
и уровня развития организации. Примитивный
уровень развития объекта управления
стал толчком к разработке системы управления,
находящейся на таком же уровне. Идеи Ф.
Тейлора нашли выражение в создании новой
области человеческих знаний, превратившейся
в одну из опор современного предприятия.
Созданная им система управления была
ориентирована на определенное состояние
экономической системы и организации.
Методы, которыми пользовался Ф. Тейлор
кажутся сейчас примитивными. В основу
теории легли 10 принципов Тейлора. Но тогда
выведенные им принципы, в которых он классифицировал
основные понятия менеджмнента активно
стали использоваться и приносить результаты.
Заслуга Тейлора не в развитии науки, а
том, что он заложил ее базовые основы,
создав школу. На основании существования
такой научной школы можно говорить именно
о научной области знаний. Путь развития
новой науки указал именно он.
Хотя на современном
историческом этапе, и на этапе, когда
управленческая наука стала развиваться
более быстрыми темпами, предполагающими
использование более
В своей книге
“Принципы и методы научного управления»
опубликованной в 1911 году, /15, С.48/ Ф. Тейлор
описал шаги, которые необходимо предпринять
для перехода от обычного типа организации
производства к научному. Его предложения
были новаторскими, что четко прослеживается
при анализе определения инновационной
идеи, предполагающей существенное отличие
от сложившейся практики и впервые использовалась
не только в данной организации, но и вообще
в экономической среде того времени. Он
задействовал механизмы не используемые
ранее.
Для перехода от
обычного типа организации производства
к научному, Тейлор предполагал, что
нужно осуществление 2 шагов:
1. Заменить грубые
практические методы научными.
2. Разделить
ответственность за
Анализируя аспект
эволюции применения методов в организации
производства во 2 главе книги «Принципы
и методы научного управления» /15, С.49/
Тейлор пишет, что методы и способы организации
производства, передававшиеся устно на
протяжении длительного периода, в большинстве
случаев освоены человеком бессознательно.
Отсутствие их анализа и системного описания
делает знания об организации неполными.
Эти знания, полученные из опыта, он называл
традиционными или сугубо практическими.
И эта эмпирия должна быть заменена новыми
научными знаниями, «потому что только
путем научного анализа можно открыть
наилучшую комбинацию методов и орудий,
пригодную для достижения целей, предполагающих
максимум прибыли и минимум издержек.»
На основе научной
проработки, которая предполагает сбор
и классификацию информации, производят
ее обобщение, а потом вводятся принципы
и правила, обобщающие весь накопленный
опыт, но уже на научной основе. Научная
проработка происходит на базе изучения
операций, которые производит рабочий.
Повышение эффективности или производительности
труда возможно только при применении
научной организации производства. Уничтожение
малой производительности служит стимулом
к снижению издержек производства, что
является одним из аспектов функционирования
предприятия в условиях господства производственной
ориентации.
Тейлор сравнивал
две системы возможные для
применения в организации. Эта «система
инициативы и поощрения» и «система научной
организации труда». «Система инициативы
и поощрения» предполагает применение
не научных методов, а тип управления,
при котором рабочий, проявляя свою инициативу,
получая специальное поощрение. В этой
системе применение разных видов оплаты
труда считается разрешением вопроса
о системе управления в целом.
В отличии от
такой односторонне развитой системы
механизм научного управления предполагает
использование урока и премии, как двух
основных элементов. По предположениям
классической школы урок – это мерило,
при помощи которого измеряется успешность
работы, а премия это вознаграждение за
успешную работу.
Вклад последователей Эмерсона, Файоля, Форда в развитие, классической теории.
У классического
научного менеджмента были такие
недостатки, как непризнание различия
между индивидами, неучет возрастающих
потребностей рабочих, игнорирование
предложений рабочих. Это приводило
к усилению конфликтов, способствовало
более интенсивной эксплуатации рабочих.
Тейлор смотрел на управление как на нечто
машинное, и преподнесение менеджмента
шло в виде промышленного менеджмента.
Значительный вклад в развитие системы
Тейлора внес Харрингтон Эмерсон (1853-1931гг.),
который исследовал принципы трудовой
деятельности независимо от типа производства.
Широко известна его работа: «Двенадцать
принципов производительности». Кроме
того, большое внимание Эмерсон уделял
исследованию штабного принципа в управлении,
подобно тому, как Тейлор внедрил функциональный
принцип, дополнивший существовавший
еще из «донаучного» менеджмента принцип
линейности.
Генри Форд (1863-1947гг.)
продолжил дело Тейлора в области
организации производства. Форд применил
конвейерную систему работы, максимальную
специализацию, регламентированный ритм
работы, механизацию транспортных операций,
развивал предприятие как комплекс, обеспечивающий
себя всем необходимым, отделял основное
производство от его обслуживания. Первый
конвейер был запущен в 1913 году и превзошел
все ожидания. Модель «Т» фордовского
автомобиля были выпущены с 1908 по 1927гг.
в количестве 15 млн. автомобилей. Генри
Форд является автором книги «Моя жизнь,
мои достижения» (1923г.).
Следующая область
классического менеджмента получила
известность как административные принципы,
приверженцы которых основное внимание
уделяли организации в целом и таким функциям
менеджмента как планирование, организация,
командная цепочка, координация и контроль.
Основной вклад
в развитие административного менеджмента
внесли француз Анри Файоль (1841-1925гг.) и
Мари Паркер Фоллет.
В своей наиболее
известной работе «Общее и промышленное
управление» (1916г.) он выделяет 14 базисных
принципов управления, некоторые
из них сохраняют значимость и в
наше время. Например, единовластие, единство
направления - единый план - один менеджер,
разделение труда, скалярная цепочка управления.
Краеугольным камнем концепции Файоля
являлось деление предприятия как организма
на две сферы: материальную и социальную.
Первая была изучена, второй Файоль посвятил
всю жизнь. Администрирование, составляя
часть управления, тем не менее, по Файолю,
весьма существенна. В значительной степени
успех зависит от опыта администратора,
его способностей и таланта, здесь не может
быть строгой регламентации, наподобие
хронометрирования. Деятельность по управлению
есть администрирование, и оно подразделяется
на такие операции как планирование, организация,
контроль и мотивация.
Из качеств, необходимых
менеджеру, Файоль неизменно выделял
компетентность и приобретение опыта.
Он негативно относился к уже тогда существующей
системе подготовки менеджеров ввиду
ее ограниченности инженерно-технической
стороной. Если Тейлор устанавливал рациональное
управление предприятием, фигурально
говоря, «снизу», то Файоль – «сверху».
Тут нет противоречия, утверждал Файоль,
а есть рассмотрение разных уровней организации
производства.
Заслуга Файоля
заключалась и в том, что он
разделил все функции управления
на общие (относящиеся к любой
сфере деятельности) и специфические.
Идеи Файоля
развивали его последователи. Так
Мари Паркер Фоллет в своем анализе
динамики взаимодействий менеджеров и
организаций рассматривала
В книге «Новое
государство» (1920г.), принесшей ей широкую
известность, Фоллет выдвинула гармонию
труда и капитала, которая могла
быть достигнута при правильной мотивации
и учете интересов всех сторон.
Фоллет пыталась совместить концепции школ «научного управления», административную и школу человеческих отношений.