Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 18:03, реферат
Выявление ряд проблем развития государственной собственности в России и пути решения,а так же перспективы к дальнейшему развитию государственной собственности в нашей стране.
- она позволяет государству
быть самостоятельным
- государственная собственность
обеспечивает функционирование
капиталоемких отраслей, производств
и сфер экономики, имеющих
- государство создает
- государственная собственность
обеспечивает функционирование
некоммерческой социальной
- она позволяет сглаживать
Государственная собственность реализуется
еще в одном направлении. Обладая
экономической (и политической) властью,
она директивно присваивает часть
доходов субъектов
Государственная собственность всегда выступает одним из факторов ускорения развития экономики. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние данной формы собственности для развития экономики страны. Без надлежащей государственной помощи в снабжении предприятий современными средствами производства развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно.
Для более полного представления о собственности следует определить то место, которое принадлежит ей в системе общественных отношений.
Во-первых, собственность - это основа, фундамент всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят и формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике преобладает частная собственность.
Во-вторых, от собственности зависит положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию всех факторов производства.
В-третьих, собственность есть результат исторического развития. Ее формы меняются с изменением способов производства. Причем, главной движущей силой этого изменения является развитие производительных сил. Производство, олицетворяемое ветряной мельницей, писал Ф.Энгельс, дает общество с сюзереном во главе, паровая машина выдвигает на первый план промышленную буржуазию.
В-четвертых, хотя в пределах каждой экономической системы существует какая-то основная специфическая для нее форма собственности, это не исключает существования и других ее форм, как старых, перешедших из прежней экономической системы, так и новых, своеобразных ростков перехода к новой системе. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное воздействие на весь ход развития общества.
В-пятых, переход от одних форм собственности
к другим может идти эволюционным
путем, на основе конкурентной борьбы
за выживаемость, постепенным вытеснением
всего того, что отмирает, и усилением
того, что доказывает свою жизнеспособность
в соответствующих условиях. В
то же время имеют место и
В последнее десятилетие XX в. Россия осуществляла переход от плановой экономики к рыночной. Центральное место в этом переходе занимала трансформация общественной собственности (в форме государственной собственности). В плановой экономике наиболее распространенной формой собственности была государственная собственность. Впоследствии был проведен процесс разрушения государственной собственности (приватизация), однако данный вид собственности существует, и по сей день, причем ее роль в современной экономике, на наш взгляд, далеко немаловажная. Рыночная экономика базируется на частной собственности, поэтому весьма значимым становится вопрос о месте и роли государственной собственности в национальной экономике. Причем особую актуальность приобретает судьба государственной собственности в России[9,340с].
Роль государственной
Мировая практика накопила определенный опыт приватизации. В странах, где процесс национализации принимал относительной широкие масштабы (Великобритания, Франция), приватизация проходила, например, в Великобритании, путем: распродажи и безвозмездного распределения акций; подряда на оказание услуг; продажи государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Процесс этот длительный. В Западной Европе он продолжался 10-15 лет. Проведению приватизации предшествовала большая кропотливая работа. Определяются основные направления: бесплатная передача собственности, выкуп предприятий на льготных условиях, продажа акций, сдача предприятий в аренду, продажа мелких предприятий.
Главное содержание приватизации
заключается в трансформации
предприятий-производителей, основанных
на том или ином производственно-техническом
комплексе, в фирмы, базирующиеся на
капитале. Капитал как самовозрастающая
собственность несет в себе коренные
изменения всех функций, жизненных
циклов, структурных сдвигов бывших
государственных предприятий.
Цели приватизации
связаны с повышением эффективности хозяйственной
деятельности через развитие рынка и формирование
слоя частных собственников-
Приватизация направлена
на социальную защиту населения и
развитие объектов социальной инфраструктуры
за счет средств от приватизации.
Процесс приватизации в России начался
раньше, чем сформировалась сама концепция
приватизации, и понятие частной собственности
было признано официально. В результате,
происходила своеобразная приватизация
государственных финансовых ресурсов,
а по существу, разграбление государственной
собственности.
В чем состояли основные особенности процесса приватизации в России:
1. Директивность. Решение
о приватизации принималось не
трудовыми коллективами или
2. Приоритетность одной
формы. В качестве
3. Приоритет социально-
4. Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала. Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась сосредоточием государственной собственности у отдельных групп и отторжением от реального государственного имущества основной массы населения.
5. Форсирование развития
фондового рынка. К изменениям
в структуре собственности не
сводятся результаты
В современной России до сих пор пожинают плоды первоначальной приватизации. Во-первых, приватизация была принудительная. Во-вторых, продажа происходила в очень сжатые сроки (без рыночной реструктуризации). В-третьих, применялись особые квазиденьги - «ваучеры», основной капитал приватизируемых предприятий оценивался по остаточной стоимости, без учета инфляции, т.е. в десятки и сотни раз меньше их рыночной стоимости. Всего за четыре года в частные руки перешло не менее 70% собственности (без земли). В результате большинство приватизированных предприятий работают еще хуже государственных. Одним словом, возник поистине сюрреалистический рынок, на котором товары продаются, а собственность (по существу) раздается.
Говоря об опыте приватизации в России, необходимо отметить, что приватизация проводилась и в развитых странах, где периоды огосударствления сменяются усилением частного сектора, при этом государство не уходит из экономической жизни, как это случилось в России, а изменяется регулирующая роль государства.
Россия приступила к реформам без фундаментально проработанной государственной программы реформирования отношений собственности. Приоритеты, цели и конкретные методы регулирования приватизации постоянно менялись. Результаты оказались плачевными. Мировой опыт свидетельствует, что возможна модификация управленческой модели государственного предприятия без отчуждения имущественных прав - на основе подряда, аренды, контрактов, изменения в той или иной степени юридического или финансового статуса госпредприятия.
В 2000 г. реально начался новый этап реформирования и структурной перестройки российской экономики, который можно назвать этапом модернизации. Его задача - обеспечить высокие устойчивые темпы экономического роста и осуществить необходимые для этого структурные и институциональные изменения.
Приватизация уже никогда не примет столь впечатляющих масштабов, как в 1992-1994 гг., но у нее еще есть немало возможностей. В России госсектор, имея в виду предприятия в госсобственности, реально сократить на 10-15% ВВП, т.е. в 2-3 раза. Однако теперь приватизация уже не может быть самоцелью, она должна стать средством в решении более глобальной задачи. Такой задачей не может не быть получение доходов в бюджет. Денежный этап приватизации имел какой-то смысл до 2000 г., пока в бюджете зиял дефицит. Сейчас же целесообразно поставить приватизацию на службу модернизации, т.е. реконструкции и повышению эффективности российских предприятий. Это означает, прежде всего, привлечение инвестиций.
3 Проблемы и перспективы развития государственной собственности в современных условиях
Уже давно стало известным,
что бюрократическая
- во-первых, государственная собственность отождествляются с бюрократической;
- во-вторых, экономические реформы с обязательной приватизацией и переходом к частной собственности.
Между тем существуют эффективные и более или менее демократически управляемые предприятия. Существуют и варианты экономических реформ, при которых государственная собственность остается преобладающей, а мелкий бизнес и другие формы частной собственности развиваются параллельно с ним и, что особенно важно, не как результат приватизации. Так, например, проходят реформы в Китайской Народной Республике и в ряде других юго-восточных стран, где государственная собственность играет значительную роль в экономике. Кроме того, абсолютное отрицание влияния государственной собственности на экономику страны, может повлечь тяжкие последствия, как получилось в первые годы реформ в России. Ведь известно, что базис, на котором держится экономика ведущих индустриальных стран, — это большой государственно-корпоративный сектор. В США, к примеру, его удельный вес достигает 70%, который складывается из долей государственного сектора (2%) и корпоративного (68%). Столь высокий уровень обеспеченности капиталом, за которым — значительное машинное замещение труда, немыслим без общенациональной централизации ресурсов и производственных инвестиций. Такую степень централизации и обеспечивает государственно-корпоративный сектор. Он же дает свыше 90% ресурсов накопления. Исходя из этого, легко можно понять закономерность, и необходимость существования государственной собственности в экономике.