Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:27, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить систему жизнеобеспечения местного сообщества и ее функционирование в рыночных отношениях.
Задачи курсовой работы:
определить роль муниципальных систем жизнеобеспечения;
определить значение органов местного самоуправления как основы системы жизнеобеспечения;
охарактеризовать взаимосвязь городских систем жизнеобеспечения и качество городского управления;
рассмотреть понятие местного сообщества как социально-территориальной реальности;
изучить социальную и экономическую системы жизнеобеспечения населения Ростовской области;
определить перспективные направления работы по развитию инициатив местных сообществ в целях экономического развития Ростовской области.
Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Значение и роль системы жизнеобеспечения местного сообщества 4
1.1 Муниципальные системы жизнеобеспечения: социально-институциональная и технологическая инфраструктуры 4
1.2 Органы местного самоуправления – основа системы жизнеобеспечения 8
Глава 2. Функционирование системы жизнеобеспечения местного сообщества Ростовской области в рыночных условиях 12
2.1 Местное сообщество: социально-территориальная реальность 12
2.3 Перспективные направления работы по развитию инициатив местных сообществ в целях экономического развития Ростовской области 16
Заключение 23
Список литературы 27
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
Курсовая работа
на тему:
«
Система жизнеобеспечения
местного сообщества,
ее структура и механизм
функционирования в
условиях рынка»
Выполнила студентка
Факультета управления
Группы 547
Нагорная Л. Н.
Научный руководитель:
Шхагошев
Р. В.
г. Ростов-на-Дону
2011
Актуальность темы курсовой работы. Понятие «местное сообщество» можно определить как объединение граждан, связанных с их проживанием в городе и селе, в районах и сельских округах, имеющее муниципальную собственность, местный бюджет, выборный представительный орган местного самоуправления, а также общие интересы в самостоятельном и под свою ответственность решении вопросов местного значения по обеспечению своей жизнедеятельности непосредственно, через органы местного самоуправления и своих выборных представителей в рамках действующего законодательства. Главной целью местного сообщества должна являться личность — необходимо дать ей максимальные возможности для самореализации. Именно человек и его права должны выступать целью. А местное сообщество и его органы как социальная организация — средством. Активность и эффективность участия отдельных граждан и общественных объединений в осуществлении своего права принимать участие в управлении делами местного сообществ как непосредственно, так и через органы местного самоуправления, своих депутатов и других выборных представителей определяется целым комплексом факторов. Степень развития местных сообществ зависит от степени развития в них местного самоуправления, демократии, самодеятельности, согласия и сотрудничества составляющих их различных ассоциаций граждан и социальных групп жителей на основе взаимопонимания, взаимопомощи, взаимных договоренностей, на основе стремления каждого помочь друг другу реализовать свои надежды и интересы — вот путь к тому, чтобы свободное развитие каждого стало условием свободного развития всех.
Политико-правовым фактором, создающим в местных сообществах надлежащую среду обитания, является господство права, народовластия, а также идеологическое и политическое многообразие. В нем власть закона должна быть непререкаемой и стоять выше власти личностей и аппарата, чтобы местная руководящая элита не стала властью над местным сообществом.
Местное самоуправление — это форма публичной власти, осуществляемая населением и от его имени муниципальными органами. Как и всякая публичная власть, местное самоуправление имеет общую основу с государственной властью. Но на муниципальном уровне она приобретает новые сущностные черты, связанные, прежде всего, с возможностью осуществления ее непосредственно за счет использования потенциала самоорганизации и самодеятельности граждан и в целом местных сообществ.
Цель курсовой работы – изучить систему жизнеобеспечения местного сообщества и ее функционирование в рыночных отношениях.
Задачи курсовой работы:
Цель и задачи курсовой работы сформировали ее структуру. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Когда в стране началась реформа местного самоуправления, в ходе нее предполагалось решать ряд разных по своему социальному масштабу и срочности проблем. Главными из них, согласно формулировкам различных официальных документов, были:1
Сформулированные таким образом проблемы с трудом соотносятся с теми конкретными текущими задачами, которые решаются в конкретных условиях муниципального образования.2
Это
и неудивительно, поскольку на разных
уровнях социально-
Напротив, утрата этой устойчивости приводит к социально-психологической дезадаптации, выражающейся в повышенной невротизации (депрессивности или, напротив, агрессивности), и к различным формам отклоняющегося поведения. Подобные аномии, то есть нарушения нормативных порядков повседневной жизни, прямо влияют на изменение ценностных, социальных и политических ориентаций населения, делая его социально-политическое поведение слабо мотивированным, понижая общую социальную стабильность. В этих условиях особое значение приобретает работа местной власти с гражданско-городскими институтами, максимально приближенными к горизонту повседневной жизни (в муниципальных округах, микрорайонах, комитетах территориально-общественного самоуправления и т. д.). Согласно представлениям, заложенным в законодательные документы о местном самоуправлении, оно неразрывно связано с местным сообществом, которое и есть подлинный субъект самоуправления.
Однако, и Конституция РФ, и Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления” вопрос о природе и функциональной роли местных сообществ обходят молчанием. От населения, понимаемого как статистическая совокупность людей, проживающих на данной территории, местное сообщество отличается наличием у каждого жителя и у всех жителей, вместе взятых, чувства принадлежности месту проживания своей жизни (городу, селу), сознания своего права и возможностей влиять на ход жизни в нем и ответственности за него. На ином языке это и называется гражданской идентичностью. Впрочем, в обычной речевой практике слово “население”, словосочетания типа “жители нашего города” (и другие со словами “мы”, “наше”) мало чем по смыслу отличаются от употребляемого с оглядкой на Европейскую хартию о местном самоуправлении термина “местное сообщество”. 4
Поэтому, пользуясь этим термином, приходится учитывать:5
Мы
включили этот экскурс в семантику
термина “местное сообщество” в
обзор, посвященный нормативно-
Для жизнедеятельности населения и города важна не столько формально-юридическая проработанность правовых основ местного самоуправления, сколько то, в какой мере уже принятые правовые нормы реализуются в практике управления и социальной политике, реализуемой в городе, в какой степени эта управленческая практика ориентирована на использование человеческих ресурсов города, в какой степени она опирается на предпринимательские и гражданские инициативы населения.7
Социологический анализ гражданских и демократических институтов развитых стран показывает, что непременным условием их эффективности является высокая степень социальной сплоченности, высокий уровень доверия населения власти, ориентация на социальный, культурно-образовательный и человеческий капитал городов.
Основной причиной, препятствующей становлению местного самоуправления, является недоверие к гражданским ценностям, правовой нигилизм, отсутствие социальной сплоченности и доверия в обществе, закрытость власти для населения.
Все
это позволяет усомниться в наличии
достаточных условий для
Анализ практики местного самоуправления в развитых странах показывает, что, в условиях обострения финансовой ситуации в государстве, основная тяжесть по выполнению его социальных обязательств ложится на плечи органов местного самоуправления, и общая стабильность в большей степени зависит от их устойчивости, чем от других уровней управления в государстве.
Признавая, что обострение нынешней ситуации связано с глубочайшим кризисом доверия граждан к большинству государственных институтов - что выводит кризис в гуманитарную плоскость, - отметим, что из всех государственных институтов только церковь и местное самоуправление сохраняют довольно высокий уровень доверия граждан.