Система жизнеобеспечения местного сообщества, ее структура и механизм функционирования в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить систему жизнеобеспечения местного сообщества и ее функционирование в рыночных отношениях.

Задачи курсовой работы:
определить роль муниципальных систем жизнеобеспечения;
определить значение органов местного самоуправления как основы системы жизнеобеспечения;
охарактеризовать взаимосвязь городских систем жизнеобеспечения и качество городского управления;
рассмотреть понятие местного сообщества как социально-территориальной реальности;
изучить социальную и экономическую системы жизнеобеспечения населения Ростовской области;
определить перспективные направления работы по развитию инициатив местных сообществ в целях экономического развития Ростовской области.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Значение и роль системы жизнеобеспечения местного сообщества 4
1.1 Муниципальные системы жизнеобеспечения: социально-институциональная и технологическая инфраструктуры 4
1.2 Органы местного самоуправления – основа системы жизнеобеспечения 8
Глава 2. Функционирование системы жизнеобеспечения местного сообщества Ростовской области в рыночных условиях 12
2.1 Местное сообщество: социально-территориальная реальность 12
2.3 Перспективные направления работы по развитию инициатив местных сообществ в целях экономического развития Ростовской области 16
Заключение 23
Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Административно-территориальное деление течественый и зарубежный опыт.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

      Местное экономическое развитие не может  строиться в ориентации на поддержку  неэффективных государственных  предприятий, оно базируется на поддержании инновационного потенциала территории. Ориентация местной экономической политики на поддержку крупных неэффективных предприятий в форме различных льгот и неденежные формы уплаты налогов приводит к увеличению налогового пресса именно на новые предприятия. С этой точки зрения сегодня правильно было бы говорить об антиэкономической политике на местном уровне.

      Реорганизация местной экономической деятельности невозможна без предварительной управленческой реорганизации деятельности местных органов власти.

      Рассмотрим  набор принципов, определяющий успешность местного экономического развития.

      Принцип 1. Организация частного/государственного предприятия, основанного на рыночных принципах, с целью создания долгосрочных рабочих мест, получения доходов и достижения благосостояния.

      Реализация  этого принципа предусматривает  реорганизацию местного экономического уклада на основе долгосрочности, понимания  сравнительных преимуществ города, гибкой реакции на новые требования и возможности.

      В России приятие данного принципа сталкивается с отсутствием практики самостоятельного долгосрочного планирования собственной деятельности органами местного самоуправления. Качество муниципальной  управленческой работы таково, что  стратегическое планирование остается пока недоступным для большинства местных структур управления.

      Бюджетный процесс выстраивается исключительно  на один текущий год, в связи с  постоянно меняющимися источниками  формирования местных бюджетов, местная  аналитическая база в основном ориентирована на крупных налогоплательщиков, а средств влияния на их деятельность местные органы власти практически не имеют.

      Местные администрации очень часто напрямую занимаются хозяйственной деятельностью, что приводит к неэффективному использованию  бюджетных средств.

      Принцип 2. Упор на экономическую базу.

      Данный  принцип базируется на развитии экспортного  потенциала территории, дающего рабочие  места и способствующего импорту  благосостояния. Фирмы, реализующие  товары и услуги только на местном  уровне, относятся к распределительному сектору (иногда его называют вторичным или третичным сектором). Таким образом, предлагается провести выявление компаний, формирующих местную экономическую базу и выработать стратегию по расширению и диверсификации этой базы.

      Реализация этого принципа в России сталкивается с неразвитой сетью местных торгово-промышленных палат, отсутствием инвестиционных механизмов модернизации местной инфраструктуры, влияющей на себестоимость продукции местных производителей, отсутствием рынка муниципальных заимствований, а также тем, что крупные экспортно-ориентированные предприятия основную часть своих налогов платят в региональные, а не местные бюджеты.

      Принцип 3. Развивать сравнительные преимущества.

      Этот  принцип состоит в развитии отраслей, имеющих сравнительные преимущества на внешнем рынке.

      Для России, на первый взгляд, нет никаких  препятствий для выявления сравнительных  преимуществ местных предприятий  на внешнем рынке. Основные затруднения  лежат в формах и методах поддержки  таких предприятий. Задача в российском контексте может формулироваться как интеграция промышленного потенциала территории в общую программу продвижения города на внешних рынках. Вопрос состоит в средствах и методах взаимодействия местных властей и руководителей крупных предприятий. Ранее такое взаимодействие осуществлялось в форме советов директоров при главе местной администрации, однако, их работа строилась на прямом привлечении средств предприятий для решения городских проблем. В настоящее время такая постановка вопроса невозможна и должны сложиться новые формы.

      Принцип 4. Устранение рыночных барьеров.

      Рыночные  барьеры подразделяются на:

  1. Высокие затраты на получение информации или заключение сделок.
  2. Рыночные предрассудки.
  3. Нежелание рисковать
  4. Недостаточный уровень конкуренции.
  5. Государственные нормативы или государственная политика.

      Для России целесообразно выделить состав работ по преодолению рыночных барьеров для двух типов местных предприятий. Первый тип - предприятия, работающие на международный рынок, второй тип - предприятия, работающие на внутрироссийский рынок. Для первых характерна рыночная стратегия и сугубо денежные формы расчетов, для вторых - использование денежных суррогатов и, как правило, работа вне конкурентной среды.

      Принцип 5. Устранять причины, а не симптомы.

      Принцип сводится к формированию предпринимательской  основы управления предприятием, стратегии  прямых инвестиций и создания новых  предприятий.

      Для России это означает формирование идеологии  предпринимательства и поощрение  предпринимательской активности. Сегодня в большинстве регионов существуют значительные бюрократические препятствия для деятельности предпринимателей. Предприятия оцениваются чиновниками как совокупность материальных ресурсов, а не уровнем предприимчивости.

      Принцип 6. Соблюдайте поэтапную реализацию вашей инициативы.

      Это значит:

  1. Разрабатывайте собственную стратегию экономической реорганизации.
  2. Никогда не разрабатывайте стратегию экономической реорганизации, не произведя предварительно тщательной оценки местных рыночных возможностей и барьеров на пути к успеху.
  3. Оценка рынка должна постоянного пересматриваться.
  4. Определите для себя сферу экономики, которую вы собираетесь реорганизовывать.
  5. Собирайте любую информацию о вашем экономическом комплексе, предприятиях и общественной инфраструктуре из источников, находящихся за пределами вашего региона, чтобы лучше понимать, как ваш регион воспринимается извне.
  6. Составьте отчет о положении дел, где перечислите сравнительные преимущества и рыночные барьеры вашего региона.
  7. Разработайте стратегию реорганизации с учетом опыта ваших сравнительных преимуществ и рыночных барьеров.

      Для того чтобы соотнести задачи и  принципы развития самоуправления в  странах с развитой системой местного самоуправления и России, попытаемся изложить систему принципов построения (реорганизации) структуры местной администрации, которая также может быть квалифицирован как перечень основных задач и функций муниципального управления.

      1. Стратегическое планирование, включающее в себя разработку муниципальных политик в различных сферах, определяющих жизнь муниципального образования, разработку программ и проектов, прогнозирование и сценирование социально-экономического развития.

      2. Формирование нормативно-правовой  базы местного самоуправления.

      3.Формирование  базы социально-технических нормативов.

      4. Анализ внешней и внутренней  ситуации как условие гибкого  реагирования структуры муниципального  управления на изменения.

      5. Планирование работы как условие  согласования действий подразделений  Администрации по используемым  ресурсам и во времени.

      6. Контроль над исполнением нормативно-правовых актов и нормативных предписаний внутри структуры управления и в подведомственной муниципальной сфере.

      7. Управление персоналом, как условие  мотивации муниципальных служащих  и развития их компетентности.

      8. Регламентация собственной деятельности и деятельности в подведомственной сфере, как условие для обеспечения нормального функционирования всей структуры муниципального управления.

      9. Система муниципального заказа, как условие обеспечения публичности  в распоряжении средствами бюджета, минимизации расходов и создания конкурентной среды.

      10. Публичность деятельности, как условие  вовлечения муниципальных сообществ  в решение муниципальных задач  и расширения гражданского участия.

      На  прошедшей в июне отчетно-выборной конференции Ростовского регионального отделения Партии «Единая Россия» Глава Администрации (Губернатор) Ростовской области Василий Юрьевич Голубев выступил с инициативой поддержки конкретных экономических и социальных проектов в муниципальных образованиях области и проведения совместно с региональным отделением Партии проектных форумов «Стратегия-2020 - стратегия перемен».  
Выступая на отчетно-выборной конференции единороссов, Губернатор области Василий Юрьевич Голубев предложил провести проектные форумы «Стратегия-2020 — стратегия перемен». Ростовское региональное отделение Партии «Единая Россия» поддержало предложенную инициативу. 

      Форумы  позволят стимулировать проектную  работу, разработку и реализацию стратегии  развития в муниципалитетах. Они  станут тем механизмом, который поможет реализовать конкретные экономические, инфраструктурные и социальные проекты в территориях области, поддержать инициативы местного сообщества. Лучшие проекты станут составной частью региональной «Стратегии-2020».  
Проекты могут быть представлены по пяти основным направлениям:  
• ключевые, значимые инвестиционные проекты территорий в различных областях и сферах деятельности;  
• проекты внедрения инновационных разработок, технологических новшеств, нововведений в организации труда и управления - в самых разных областях и сферах деятельности;  
• проекты развития инфраструктуры - транспортной, логистической, энергетической, инженерной, социальной, инфраструктуры сбыта;  
•  проекты обновления, развития социальных институтов — института семьи, образования, здравоохранения, социальной защиты, финансовых, общественно-политических институтов (партии, общественные организации, власть);  
• проекты развития, формирования гражданской, общественной инициативы, поддержки предпринимательской активности, снижения иждивенческих настроений в обществе.

 

Заключение

 

      Итак, в заключение курсовой работы можно  сделать ряд важных выводов.

      Современное местное самоуправление по своей  природе является государственно-общественным институтом. Местное самоуправление как часть единой публичной власти является децентрализованным и организационно обособленным институтом государственного механизма, выступающим в качестве административной организации по обеспечению жизнедеятельности населения муниципального образования в соответствии с государственными социальными стандартами и общим политическим курсом органов государственной власти, и одновременно институтом самоуправления и самоорганизации населения для самостоятельного и под свою ответственность решения непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения.

      Местному  сообществу не может сопутствовать  успех, если его граждане пребывают  в состоянии дезорганизации и  апатии, не располагают в нем сетью  общественных структур, способной мобилизовать и четко выразить общую политическую волю, превратить ее в эффективный инструмент управления.

      Народовластие в системе местного самоуправления определяется и гарантируется не только необходимым объемом прав и свобод человека и гражданина, и даже не только реальными возможностями населения участвовать в политике, в формировании органов местной власти и управления, в выработке, принятии и реализации ими решений, но и в значительной степени общественным сознанием граждан, их политической и правовой культурой, их готовностью к участию в общественной деятельности.

      Ключевой  вопрос состоит в осознании того, что обновление жизни возможно лишь на основе свободы, самодеятельности и  участия самого народа, населения  в осуществлении власти законодательной и в контроле над властью исполнительной.

      Ведь  в любом местном сообществе наиболее продуктивен тот характер самоуправления, который позволяет максимально  развиваться инициативе, самодеятельности, непосредственной и представительной демократии, который максимально стимулирует самоорганизацию экономических и политических сил.

      В соответствии с разработанной концепцией города можно выделить четыре основных направления стратегического развития: развитие систем жизнеобеспечения, экономической  деятельности, административного управления и социально-политических отношений.

Информация о работе Система жизнеобеспечения местного сообщества, ее структура и механизм функционирования в условиях рынка