Система и пути совершенствования государственной службы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 13:00, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы определяется тем, что эффективное функционирование государственного аппарата России, укомплектованного кадрами надлежащей компетенции и высокой квалификации, выступает одним из решающих факторов ускорения перехода к качественной рыночной экономике и устранения многих кризисных явлений в жизни страны. Только сильная власть, принимающая разумные решения и способная обеспечить своевременное и полное их исполнение, в состоянии реализовать свое предназначение и выполнить свои обязанности перед обществом.

Содержание

Введение---------------------------------------------------------------------------стр.1
I. Теоретическая часть---------------------------------------------------------------стр.3
1. Правовые основы системы государственной службы в
Российской Федерации.
1.1. Система государственной службы в России----------------------------стр.3
1.2. Особенности правового статуса, прав и обязанностей
госслужащих в системе государственной службы-------------------стр.6
2. Необходимость и основные направления совершенствования государственной службы в Российской Федерации.
2.1.Недостатки в организации и осуществлении государственной
службы------------------------------------------------------------------------стр.10
2.2.Проблема коррумпированности
в деятельности госслужащих--------------------------------------------стр.13
II. Практическая часть--------------------------------------------------------------стр.20
Тесты--------------------------------------------------------------------------------стр.20
Заключение-------------------------------------------------------------------------стр.21
Список использованной литературы------------------------------

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

 

План работы

 

            Введение---------------------------------------------------------------------------стр.1

I. Теоретическая часть---------------------------------------------------------------стр.3

1. Правовые основы  системы государственной службы в

    Российской   Федерации.

     1.1. Система  государственной службы в России----------------------------стр.3

     1.2. Особенности  правового статуса, прав и обязанностей

            госслужащих в   системе государственной  службы-------------------стр.6

2. Необходимость и основные направления совершенствования      государственной службы в Российской Федерации.

     2.1.Недостатки  в организации и осуществлении  государственной

            службы------------------------------------------------------------------------стр.10

     2.2.Проблема коррумпированности

           в деятельности госслужащих--------------------------------------------стр.13

II. Практическая часть--------------------------------------------------------------стр.20

    Тесты--------------------------------------------------------------------------------стр.20

    Заключение-------------------------------------------------------------------------стр.21

     Список  использованной литературы-----------------------------------------стр.23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Введение

              Служба - одно из самых первых  слагаемых социального устройства  общества на самой ранней ступени  его развития, служба оформилась  и существовала задолго до  возникновения государства. С  появлением классов, государства, зарождением политических партий, общественных организаций, частных организаций и т.д. параллельно шел процесс укрепления службы и разделения службы и служащих на соответствующие социальной структуре виды и группы. В историческом плане развитие службы шло применительно к отмиранию одних и появлению новых социальных групп (классов и др.), развитию хозяйства и его специализации, а в целом наблюдается непрерывный рост численности видов службы и количества служащих.

               В настоящее время в Российской Федерации сложились конституционные основы государственной службы как механизма государственного управления страной, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления.

              При советской власти так и  не был принят закон о государственной службе. Детально регулировалось лишь прохождение службы в Вооруженных силах и органах внутренних дел. Соответственно в трудах наших ученых-юристов о правовом регулировании госслужбы говорилось очень мало. Назывались Временные правила о работе в госучреждениях и на предприятиях указы о введении классных чинов, рангов и специальных званий в некоторых отраслях, единая номенклатура должностей служащих, положение о дисциплинарной ответственности. Названными актами перечень основных источников института государственной службы, существовавших до 90-х годов, почти исчерпывался.   В начале 90-х годов прошлого столетия качество работы государственного аппарата резко снизилось, неэффективность,

2

коррумпированность его  действий возросли, возникла неудовлетворенность и политиков, и общества, и отдельных граждан. Поэтому возникла необходимость создания нового государственного аппарата.

                 В декабре 1993 года была принята  новая Конституция - основной  закон страны. Кардинально изменилась структура, функции органов государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого государственного аппарата и государственных служащих. Встала необходимость повышения эффективности функций государственного аппарата, обеспечения профессионализма государственных служащих, изучения новых аспектов и проблем государственной службы в целом.

Актуальность темы определяется тем, что эффективное функционирование государственного аппарата России, укомплектованного кадрами надлежащей компетенции и высокой квалификации, выступает одним из решающих факторов ускорения перехода к качественной рыночной экономике и устранения многих кризисных явлений в жизни страны. Только сильная власть, принимающая разумные решения и способная обеспечить своевременное и полное их исполнение, в состоянии реализовать свое предназначение и выполнить свои обязанности перед обществом.

 

 

 

 

 

 

 

 

3

I. Теоретическая часть

1. Правовые основы  системы государственной службы  в  Российской   Федерации

1.1. Система государственной  службы в России

                   Понятие "государственная служба" в юридической литературе толкуется как правовой институт, как организационно-структурное подразделение и как род общественно полезной деятельности. Как правовой институт государственная служба представляет собой совокупность юридических норм различных отраслей права (конституционного, административного, трудового, финансового, уголовного и др.) данный институт является комплексным. Как организационно-структурное образование государственная служба - это самостоятельный государственный орган либо его подразделение, с определенным объектом компетенции, например Федеральная служба безопасности РФ, служба протокола Администрации Президента РФ. Как род деятельности государственная служба есть не что иное, как реализация функций в рамках компетенции государственного органа. Она осуществляется наравне с другими видами общественно полезной деятельности, такими, как производство материальных ценностей, социально-культурное обслуживание, творчество, служба в частных и иных негосударственных организациях.

                Правовую основу государственной службы в России составляют: Конституция РФ, федеральные законы "О системе государственной службы Российской Федерации" см.Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2003. №22 Ст. 2063; №46 (ч.1). Ст.4437., "О государственной гражданской службе Российской Федерации" см. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ.

4

2004 №31 Ст.3215, другие федеральные  законы и подзаконные акты  федеральных органов государственной  власти, а также законодательство субъектов Российской Федерации.

            Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" определяет базовые принципы организации и деятельности, а также закрепляет единство системы государственной службы. Устанавливает систему государственной службы, определяет базовые принципы ее организации и прохождения. В соответствии с названым федеральным законом под государственной службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

1. Российской Федерации;

2. Федеральных государственных органов;

3. Субъектов Российской Федерации;

4. Государственных органов субъектов Российской Федерации;

5. Лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ,   федеральными законами, для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

6. Лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

             В соответствии с законодательством о государственной службе выделяют следующие виды:

- федеральная государственная служба;

5

- государственная служба субъектов Российской Федерации.

              Разделяя государственную службу на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов Российской Федерации, закон устанавливает двухуровневую систему правового регулирования государственной службы. Это федеральный уровень, на котором устанавливаются основы государственной службы в целом, а также особенности федеральной государственной службы и уровень субъектов Российской Федерации, законодательство которых регламентирует государственную службу в них. Такое разделение обусловлено федеративным устройством государства. Государственная служба выражает себя через систему принципов. Находясь в связях друг с другом, они образуют определенную целостность и единство. Закрепляя основополагающие начала, принципы указывают на основные исходные положения, качественные свойства, содержания и значения государственной службы. Они призваны обеспечивать стабильность государственно-служебных отношений и необходимую эффективность деятельности государственных служащих.                Принципы построения и функционирования государственной службы установлены федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации". Данный закон является "базовым" для всех иных, регулирующих государственно-служебные отношения законов и подзаконных актов, как федеральных, так и субъектов РФ. Правовая защита государственных служащих предполагает юридическую ответственность лиц за посягательство на их честь и достоинство. Государственными служащими должны быть обеспеченные достаточные гарантии против произвольных действий, затрагивающие их профессиональное положение. Реализация принципов построения и функционирования государственной службой обеспечивается

 

6

федеральными законами о видах государственной службы, которые устанавливают принципы построения и функционирования отдельных видов государственной службы, учитывающие их особенности.

1.2. Особенности правового  статуса, прав и обязанностей

госслужащих в   системе государственной службы

           Правовой статус государственного  служащего производен от правового положения государственного органа. Главным его элементом является государственная должность. Должность государственной службы - это структурный элемент государственного органа, в котором заключена часть его компетенций. Она образуется в структуре государственного аппарата или его подразделения в распорядительном порядке. Правовым актом определяются ее название и место в иерархии должностей. В названии каждой должности обязательно присутствует и название того органа где создана сама должность. С ней неразрывно связаны функции государственного органа либо какая-то их часть. Должность устанавливается определенным объемом полномочий, обязанностей и прав. Название должности государственной службы и ее место в иерархии должностей определяются законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов, в зависимости от того на каком уровне - федеральном или субъекта РФ - создается эта должность. Важнейшим качеством должности государственной службы является возможность существовать автономно от государственного органа, от других должностей его штатного расписания. Она всегда взаимодействует с другими должностями государственной службы, вбирая в себя какую то часть функций, которые возложены на государственный орган или его структурное подразделение.

            Должностью государственной службы  считается та, которая включена  в Реестр государственных должностей.    В   этом отношении данный   документ

7

является  исчерпывающим. Должность государственной  службы предполагает наделение лица, ее исполняющего, специальным или воинским званием, классным чином, дипломатическим рангом, которые в отличие от должности не являются элементом структуры органа, а присваиваются по должности персонально.

               Определяющим элементом правового  статуса государственного служащего являются государственные полномочия. Наделение государственного служащего частью функций, которые возложены на государственный орган, невозможно без включения в его административно-правовой статус полномочий как составной части компетенции государственно органа. Государственный служащий, реализует государственно-властные полномочия, вправе давать основанные на законе распоряжения и указания лицам, не находящимся по отношению к нему в непосредственном подчинении, выступать от имени государственного органа и государства в целом, применять в некоторых случаях меры государственно принуждения.

             Служебные (должностные) обязанности - самостоятельный элемент административно-правового статуса государственного служащего, должностные обязанности устанавливаются не персонально для служащего, а для должности, которую он замещает.

Так же правовым статусом государственного служащего являются права, предоставляющиеся ему в связи с исполнением обязанностей. Они определяют юридическую возможность выбора поведения государственным служащим, создают условия защищенности, как в правовой, так и в социальной сфере.

             Следующим элементом правового статуса государственно служащего являются ограничения и запреты, установленные законом при поступлении на государственную службу и при ее прохождении. Ограничения - это такие установленные законом условия, при наличии которых гражданин не может

8

быть принят на государственную службу и не может  находится на государственной службе, например признание гражданина недееспособным, наличие у него заболевания, препятствующего поступлению на государственную службу и ее прохождению, и т.п. Запреты - это установленные законом действия, от совершения которых государственный служащий должен воздержатся, например запрет на осуществление предпринимательской деятельностью, запрет на разглашение государственной и служебной тайны и т.п. Последним элементом в структуре правового статуса государственно служащего является ответственность. Ответственность - это устойчивая основа всех элементов, образующих административно-правовой статус государственно служащего. Она служит важным средством обеспечения законности и дисциплины, поэтому ее следует считать своеобразным способом контроля за деятельностью государственного служащего.

                Основным видом юридической ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность, реализующаяся в дисциплинарных взысканиях. Основание дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, то есть виновное нарушение правил, обязанностей службы, в частности служебной дисциплины. Перечень дисциплинарных взысканий не может произвольно изменяться субъектами их применения. Основание административной ответственности государственно служащего является административное правонарушение. К административной ответственности привлекаются госслужащие за нарушение общеобязательных правил, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, если их соблюдение вменено им в обязанность. К служащим может применяться только два вида административных наказаний: предупреждение и административный штраф.    Государственные служащие могут привлекаться и к материальной

Информация о работе Система и пути совершенствования государственной службы в Российской Федерации