Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 18:39, курсовая работа
Таким образом, целью данной работы является исследование проблемы оплаты труда госслужащих и выработка предложений по ее совершенствованию.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
- раскрыта сущность оплаты труда и её организации
- дана общая характеристика денежного содержания государственных гражданских служащих;
- рассмотрены нормативно-правовые основы денежного содержания государственных гражданских служаших;
Должности гражданской службы подразделяются на категории (руководители, помощники, специалисты и обеспечивающие специалисты) и группы (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности государственной службы). Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.[4]
Военнослужащие - лица, выполняющие профессиональную служебную деятельность на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.
Служащие правоохранительных органов - лица, выполняющие профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
Если в качестве критерия классификации государственных служащих взять способ поступления на государственную службу, то можно выделить избираемых государственных служащих; назначаемых государственных служащих; служащих, замещающих государственную должность государственной службы по конкурсу.
Все государственные служащие могут
быть разделены на две группы: лица, принимающие
присягу (военнослужащие, сотрудники таможенных
органов, прокурорские работники и др.);
служащие, не принимающие присягу (например,
служащие отделов и управлений областной
администрации).
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат[2].
Согласно пункту 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся:
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200% этого оклада;
- ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
- премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);
- ежемесячное денежное поощрение;
- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
В соответствующих случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент.
Гражданским служащим производятся и другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В отношении отдельных категорий государственных гражданских служащих предусматриваются специальные правила оплаты труда.
Так, согласно пункту 3 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ по отдельным должностям гражданской службы указом Президента РФ может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учитываются премии и ежемесячное денежное поощрение.
Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, денежное содержание выплачивается в иностранной валюте и в рублях в порядке и размерах, установленных Президентом РФ и Правительством РФ.
Порядок оплаты труда указанной категории федеральных государственных гражданских служащих определены Указом Президента РФ от 25.07.2006 № 764 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в федеральном государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации".
По отдельным должностям гражданской службы в соответствии с пунктом 14 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. При этом к указанной категории гражданских служащих не применяются иные условия оплаты труда.
Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом РФ и Правительством РФ.
Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления оплаты труда гражданских служащих, утверждается соответственно указом Президента РФ по представлению Правительства РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Специфические показатели эффективности и результативности деятельности государственного органа, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений утверждаются правовым актом государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций.
Указом Президента РФ от 10.03.2009 № 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)"" предусмотрены меры по реформированию денежного содержания государственных служащих, включая развитие системы государственных гарантий, материального и нематериального стимулирования служащих, внедрение принципов оплаты труда по результатам работы.
В рамках реформирования в том числе предусматривается:
- повышение уровня правовой и социальной защищенности государственных служащих;
- совершенствование структуры денежного содержания (денежного вознаграждения), денежного довольствия федеральных государственных служащих с учетом особенностей видов государственной службы в целях повышения доли оклада денежного содержания в общем размере денежного содержания (денежного вознаграждения), денежного довольствия;
- совершенствование правового механизма регулярной индексации денежного содержания (денежного вознаграждения) государственных служащих;
- регламентация особого порядка оплаты труда по отдельным должностям государственной службы в зависимости от показателей результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих;
- формирование эффективной системы материального и нематериального стимулирования государственных служащих с учетом результатов их профессиональной служебной деятельности[17].
Для начала попытаемся разобраться с классификацией государственных служащих, т.к. применяемая система оплаты труда может быть принципиально разной в зависимости от ранга работника. Вообще в нашем случае корректнее говорить не просто о государственной, а о государственной гражданской службе (в отличие например от военной службы, которая по-существу тоже является государственной, но относится к совершенно к другой сфере). Гражданская служба – вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов. Все госдолжности в России сегодня разделены на категории "А", "Б", "В".
Под литерой "А" находятся так
называемые политические
Круг людей, профессиональную деятельность которых следует считать государственной службой, составляют лица, замещающие госдолжности категорий "Б" и "В". К первой группе чиновников относятся руководители администраций и аппаратов, помощники, советники, консультанты. Основная задача этих чиновников состоит в выполнении функций, обеспечивающих исполнение полномочий лицу, замещающему государственную должность категории "А". Что касается государственных должностей категории "В", то они учреждаются для исполнения и обеспечения полномочий соответственно второй группы госслужащих[25].
Госдолжности в регионах определяются конституциями и уставами субъектов РФ. В систематизированном виде они устанавливаются местным законодательством о государственной службе.
Основные нормативно-правовые акты, регулирующие оплату труда госслужащих – это Федеральный Закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (от 07.07.2004), а также указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 1997 г. № 310 «О денежном содержании федеральных государственных служащих» (с изменениями и дополнениями).
Для государственных служащих различных категорий устанавливается денежное содержание и денежное вознаграждение.
Денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, секретность и т.п., а также премий по результатам работы.
Денежное вознаграждение государственного служащего определяется в едином размере с учетом должностного оклада и других составляющих денежного содержания. Таким образом, денежное вознаграждение представляет собой неразделенное на части денежное содержание.
Для государственных служащих категории «В» оплата производится по системе денежного содержания. А поскольку количество должностей категории «А» и государственных служащих «Б» по своему удельному весу незначительны, то наиболее распространенной системой оплаты в государственной службе можно считать денежное содержание. Это утверждение верно как для федеральной государственной службы, так и для государственной службы субъектов Федерации и муниципальной службы. Следовательно, можно считать, что для элиты государственной службы применяется денежное вознаграждение, а для основной массы государственных служащих — денежное содержание[11].
Итак, оплата труда гражданского служащего (категории Б, В) производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования результатов профессиональной служебной деятельности.
Денежное содержание гражданских служащих состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы (должностного оклада) и месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклада за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданских служащих, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (для регионального уровня – соответственно законодательством субъекта Российской Федерации).
Если говорить об особенностях, то частном секторе основным критерием, в соответствии с которым в большинстве случаев осуществляется стимулирование сотрудников, является величина прибыли, которую он принес фирме, т.к. здесь основной задачей является максимизация прибыли. В госсекторе этот критерий не пригоден в силу уже того, что основной задачей госорганизаций является минимизация издержек при выполнении своих функций или увеличение объема госуслуг при фиксированном бюджетном финансировании.
Однако чтобы обеспечить конкурентоспособность госсектора на рынке труда, необходимо стремиться, чтобы потенциальный уровень оплаты труда квалифицированного работника не намного отличался от уровня, предлагаемого частным сектором.
Кроме того, зарплата госслужащего должна обязательно быть основным источником его дохода. Проблема здесь состоит в несовместимости должности госслужащего с другими видами деятельности. В частности, законом ему запрещено заниматься оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой, быть депутатом законодательного собрания, заниматься предпринимательством, состоять членом органа управления коммерческой организацией. Данные ограничения были введены, очевидно, для предотвращения злоупотреблений со стороны госслужащих в процессе управления госактивами. Нельзя не сказать, что в отличие от частного
Другая особенность – в отличие от частного сектора не определены ни функциональные, ни отраслевые особенности чиновничьей деятельности. А ведь если проводить аналогию с производством, то можно заметить, что для одних чиновников главное - качественное выполнение бюрократических процедур, той самой рутинной работы; для других - поиск нестандартных, прорывных решений, и это тоже нужно учитывать при формировании оплаты труда.
Информация о работе Система оплаты труда государственных гражданских служащих