Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 18:39, курсовая работа
Таким образом, целью данной работы является исследование проблемы оплаты труда госслужащих и выработка предложений по ее совершенствованию.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
- раскрыта сущность оплаты труда и её организации
- дана общая характеристика денежного содержания государственных гражданских служащих;
- рассмотрены нормативно-правовые основы денежного содержания государственных гражданских служаших;
Подчеркнём, что на сегодняшний день в России не существует унифицированной и нормативно закрепленной методики определения оплаты труда госслужащих, что негативно сказывается на прозрачности как процесса формирования фонда оплаты труда, так и взаимоотношений органов исполнительной власти с распорядителями бюджетных средств. Например, что во многих субъектах РФ, а также муниципальных образованиях и районах местные чиновники устанавливают себе такие оклады, которые порой в разы превышают зарплату их федеральных коллег.
Очевидно, что вопросы денежного содержания всех госчиновников должны быть отрегулированы законодательно исходя из единства целей, функций и требований к государственным служащим всей страны, начиная с работника органа местного самоуправления и кончая федеральным министром. Это связано с тем, что принятый в 2004 году Федеральный закон о госслужбе по-прежнему даёт значительную свободу регионам, а разделы посвящённые оплате труда в нём лишь уточняют положения вышеупомянутого указа 1997 года.
Одним из важнейших направлений совершенствования системы государственного управления является внедрение новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, которые должны предусматривать совершенствование системы моральной и материальной мотивации государственных гражданских служащих и стимулировать их антикоррупционное поведение [1]. Безусловным фактором, определяющим эффективность работы государственного гражданского служащего является система оплаты труда.
В международной практике с незначительными отклонениями можно выделить две модели построения системы оплаты труда государственных служащих. Первая характеризуется невысоким уровнем денежного содержания со значительным социальным пакетом, а вторая – относительно высоким денежным содержанием, конкурентным на рынке труда и незначительным по объему социальным пакетом.
Каждая из моделей имеет свои преимущества и недостатки. Основными достоинствами первой модели являются:
Основными недостатками первой модели являются:
К достоинствам второй модели можно отнести:
Недостатками второй модели являются:
Международный опыт в области построения системы оплаты труда государственных служащих
Опыт США
В 2004 году законодательно была введена система оплаты труда в зависимости от результата (pay-for-performance) для высших руководителей, предусмотрена норма обязательного сертифицирования ведомствами своих систем оценки результатов деятельности служащих высшего звена.
В США оплата труда федеральных служащих ведется по Общей тарифной сетке. В ней 15 разрядов, каждый из которых характеризуется соответствующим уровнем сложности работы, ответственности и соответствующими квалификационными требованиями [36].
Опыт Германии
Формирование персонала государственной службы имеет вид алгоритма: образование – уровень службы – особенности замещения должности – денежное содержание. В ФРГ существует сводный реестр должностей с указанием сферы деятельности и подгруппы заработной платы. Он утвержден Федеральным законом о денежном содержании (Bundesbesoldungsgesetz).
Человек в системе государственной службы определяется по его знаниям и умениям:
Эти требования закреплены в основных законах и распоряжениях о чиновниках. Вследствие этого в Германии невозможно прийти на высокую должность, не имея соответствующего диплома. Подобное комплектование государственной службы закрывает дорогу некомпетентным, неподготовленным людям.
В результате реформирования государственной службы, проводившегося с 2004 по 2009 гг., Федеральный закон о денежном содержании был изменен, и количество выплат существенно сократилось. С 1 августа 2011 г. действуют следующие виды выплат:
Основными группами оплаты являются группа А – чиновники, в отношении которых действует порядок восходящего продвижения по службе на основе аттестаций и квалификационных экзаменов; B – чиновники, в отношении которых действует установленный оклад и которые не подлежат аттестации и квалификационным экзаменам (это только люди с университетским образованием). Ранее групп оплаты было значительно больше – свои правила действовали для солдат. Сегодня они введены в общую сетку оплаты (A и B). Теперь вся служба, включая военную, подчиняется единым правилам установления денежного содержания. В отдельные группы выведены профессора университетов (группа оплаты W) и судьи (группа оплаты R).
Оплата труда чиновника и бюджетника чрезвычайна прозрачна, все сетки оплаты входят составной, неотъемлемой частью в Закон о денежном содержании чиновников или в Тарифный договор в отношении государственных служащих (бюджетников).
Ранее система была более сложной, позволявшей использовать широкий набор инструментов для стимулирования чиновников. Сейчас она значительно более плоская, предусматривает линейную карьеру человека: при прохождении аттестации человек переводится со ступени оплаты на ступень; при повышении квалификации – в пределах своего уровня службы из группы оплаты в новую группу оплаты.
Все связано именно с тем, что теперь используются новые стимулирующие надбавки – за условия несения службы.
Прежде чем представить эти надбавки, нужно отметить также, что чиновники двух групп – B (высшие должностные лица государственной службы) и W (профессора университетов) – не имеют повышающихся ступеней, здесь все зависит от должности или полученного научного звания и замещаемой должности, и потому шкала – плоская.
Повышающимся является оклад судей низших категорий – здесь есть философия карьерного роста в зависимости от опыта, стажа, в зависимости от качества работы. Однако затем – тоже только установленный оклад, привязанный к должности судьи.
Поощрения могут достигать 15% от величины годового оклада чиновника. В параграфе говорится, что это не постоянно действующие выплаты: если успехи чиновника снижаются, то не может быть и выплат. Для начинающих чиновников и солдат премии не должны превышать 7%.
Однако для некоторых категорий чиновников премии могут быть более чем значительными – до 250% от оклада. Эти выплаты рассчитаны, прежде всего, на тех, кто связан с системами жизнеобеспечения страны, кто сам подвергает собственную жизнь риску.
В отношении бюджетников в Германии действует Тарифный договор.
В соответствии с тарифными договорами с 1 октября 2005 г. начала действовать новая система тарифных разрядов, которая объединила ранее раздельно оплачивавшиеся уровни публичной службы, предусматривается унификация отпусков, выплат на детей и по болезни для всех категорий служащих, ежегодных премиальных выплат.
В отличие от ранее действовавшей тарифной сетки ныне принято деление на 15 тарифных разрядов на публичной службе.
Показательно: на коммунальном уровне оклад растет быстрее в первые годы службы. Это сделано для того, чтобы удержать людей, в первую очередь молодежь, особенно тех, кто занят непосредственным оказанием услуг населению, на службе. Затем выплаты выравниваются и становятся такими же, как и для федеральных бюджетников.
В отличие от этого, тарифные договоры для других видов занятости отличаются иными шкалами окладов, например, для тех, кто оказывает социальные услуги эта шкала больше, оклады в начальные годы карьеры растут быстрее, чем у чиновников и федеральных бюджетников.
Принятие нового Тарифного договора преследовало несколько целей. Так, благодаря новой тарифной сетке сокращается количество тарифных разрядов, а сами эти разряды формируются на основе менее чем ста признаков, ранее для этого принималось в расчет около 17 тыс. различных факторов.
Все 15 разрядов сводятся к единым принципам оплаты труда. Учет опыта работы и индивидуальных результатов будет осуществляться на основе шести повышающих оклад ступеней, что делает публичную службу привлекательнее благодаря более лучшей оплате труда на начальных ступенях карьеры.
В ряду мер политики – постоянный мониторинг экономики, сопоставление показателей, характеризующих уровень жизни в стране, с тем, что есть на государственной службе. Примером такого рода мониторинга – сравнительные таблицы, в которых содержание чиновников, зарплата в промышленности сравниваются со стоимостью жизни [36].
По ряду должностей оклады установлены в виде так называемой вилки, при этом предусмотрена возможность их варьирования в определенных пределах. По некоторым группам должностей, включающих в основном вышестоящих руководителей оклады установлены в твердом размере. Здесь просматривается тенденция: чем «значительнее» должность, тем тверже и гарантированнее оплата. Нередко это аргументируется тем, что на высших должностях наличие «вилки» практически неоправданно, поскольку оклад, как правило, устанавливается по максимуму. Но этот довод не является обоснованным. Он предполагает, более того, закрепляет разные требования к деловым качествам служащих на высших и иных должностях, что не может быть признано оправданным. При такой системе в основном на уровень денежного содержания государственного служащего влияет занимаемая должность и квалификационный разряд, и практически никак не учитывается, насколько хорошо работает тот или иной государственный служащий.
По вопросу финансирования отметим одну особенность, которая ярко подтверждает, что серьёзные проблемы в оплате труда действительно имеются. В некоторых органах исполнительной власти, особенно на уровне субъектов РФ, при планировании ФОТ могут быть установлены определенные ограничения на совокупный размер ФОТ или на предельно допустимые уровни доходов по должностям. При этом, если государственный служащий имеет большую выслугу лет и интенсивно работал и, при расчете, ФОТ превышает предельно допустимые нормы, то происходит сокращение размера какого-либо из видов надбавок. Конечно, при такой практике ограничения оплаты лучших работников ни о каком эффективном стимулировании труда и речи быть не может.
Другая проблема - низкий размер окладов на начальных должностях государственной службы, когда фактически после поступления на федеральную государственную службу оплата труда государственных служащих состоит только из должностных окладов. Существующий разрыв между минимальным потребительским бюджетом и размером должностного оклада на практике означает, что на эти должности практически невозможно привлечь квалифицированных работников.
Кроме того, ни финансовые органы, ни госорганы управления не имеют четкого представления о том, сколько составляют реальные потребности в оплате труда органа исполнительной власти. При использовании метода планирования «от прошлого года» при изменении структуры и объема деятельности органа исполнительной власти размер фонда оплаты труда может оказаться недостаточным для выполнения задач и функций органа власти, и опять же придётся на ком-то экономить.
Последняя проблема уже упоминалась – это коррупция. С вымогательством взяток, волокитой в оформлении бумаг и т.п. сталкиваются около 20% граждан и 30% предпринимателей. Здесь важно подчеркнуть, что бороться надо не только с фактами коррупции, но и с причинами, ее порождающими - остающейся в силе теневой экономикой, непрофессионализмом части госслужащих и недофинансированием госаппарата. Таким образом, проблема коррупции связана, по большей части, как раз с неэффективной организацией оплаты труда, и является как бы суммарным итогом действия всех вышеозначенных негативных факторов[31].
Теперь несколько слов о вариантах преобразований в оплате и стимулировании труда госслужащих. Их не мало, они приводятся в СМИ, зарубежной и отечественной литературе. Наиболее распространенными предложениями являются :
Информация о работе Система оплаты труда государственных гражданских служащих