Система целей макроэкономического регулирования. Конфликт целей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического развития. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально–экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, миграции, экологией и т.д. Появляется острая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм регулирования принятия экономических и политических решений

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Социально-экономические цели………………………………………………4
2. Социальная политика и обеспечение стабильности цен: варианты решения конфликта …………………………………………………………………………7
2.1 Социальная политика
2.2 Стабильность цен
3. Экономический рост и сохранение окружающей среды: решение конфликта………………………………………………………………………...14
3.1 Промышленность
3.2 Энергетика
3.3 Транспорт
3.4 Сельское хозяйство
3.5 Лесное хозяйство
3.6 Туризм
3.7 Урбанизация
3.8 Решение проблемы
4. Заключение…………………………………………………………………….21
5. Литература …………………………………………………………………… 22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 51.62 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Омский  государственный технический университет 

Кафедра: «Организации и управления наукоемкими  производствами» 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине: «Экономическая теория»

Тема: «Система целей макроэкономического регулирования. Конфликт целей» 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент 1 курса

Борисенко А.Ю.

Группа: «ТД-131»

Проверил:

Белых В.И.

к.т.н., доцент, профессор кафедры 
 
 
 

               Омск 2012 г.

 

Содержание. 

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Социально-экономические  цели………………………………………………4

2. Социальная политика и обеспечение стабильности цен: варианты решения конфликта …………………………………………………………………………7

2.1 Социальная  политика

2.2 Стабильность  цен

3. Экономический  рост и сохранение окружающей  среды: решение конфликта………………………………………………………………………...14

3.1 Промышленность

3.2 Энергетика

3.3 Транспорт

3.4 Сельское хозяйство

3.5 Лесное хозяйство

3.6 Туризм

3.7 Урбанизация

3.8 Решение проблемы

4. Заключение…………………………………………………………………….21

5. Литература …………………………………………………………………… 22 

Введение. 

Экономическая политика государства – это составное  звено и необходимый элемент  рыночной системы.

       Государственное вмешательство  в экономику является объективно  необходимым для любого правительства  независимо от того, рыночная  это экономика или командно-распределительная.  В распределительной экономике  государство берет на себя  все права и обязанности по  производству и распределению  товаров и услуг. Однако такая  система, существовавшая в СССР  и ряде других стран, показала  свою неэффективность и несостоятельность.

       В рыночном хозяйстве перед  правительством не стоят задачи  непосредственной организации производства  товаров и распределения ресурсов. Оно не имеет право свободно  распоряжаться ресурсами, капиталом  и производственными товарами, как  это происходит в командно-распределительной  системе. В рыночной системе  – это, прежде всего прерогатива  в принятия решений производителей  и потребителей. И все же регулирующие  функции государства и здесь  имеют большое значение.

       Рыночный механизм не в состоянии  разрешить все проблемы экономического  развития. Усиление межгосударственной  интеграции на основе разделения  труда приводит к перерастанию  общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально–экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, миграции, экологией и т.д. Появляется острая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм регулирования принятия экономических и политических решений.

       Макроэкономическая теория изучает экономику в целом или крупные сектора экономики. Она исследует такие вопросы, как национальный доход, производство, нормы безработицы, уровень инфляции, платежный баланс, государственный бюджет и др. Цель макроэкономической политики, опирающейся на макроэкономическую теорию, - поддержание полной занятости, стабильности цен, эффективного экономического роста. Макроэкономическая теория рассматривает общие экономические проблемы, функционирование рыночной экономики в целом. Актуальными являются вопросы: в каких сферах, в каком объеме государство должно вмешиваться в экономику, какой должна быть экономическая политика, какие инструменты экономической политики необходимо применять? 

   Социально-экономические  цели. 

   Экономическая политика представляет собой процесс  реализации определенных целей. Жизнь  показывает, что в ходе развития общества необходимо решать одновременно множество целей. Для их полного  понимания, обозначения и правильного  выполнения требуется четко представлять всю структуру задач общества.

   Наиболее  удачная структурная картина  выглядит следующим образом. На глобальном, высшем уровне следует обозначить основную цель экономики. Она заключается  в стремлении достичь максимального  благосостояния всего общества.

   Интересно отметить, что в экономической  теории понятие «благосостояние» активно  разрабатывалось экономистами США  и Англии, где возник даже специальный  научный термин - «экономика благоденствия». В качестве ведущей, цели это понятие  было определено и в рамках прежней, нерыночной советской экономики.

   Однако  практика показала, насколько сложным  в теоретическом плане является это понятие. Причина в том, что, говоря о благосостоянии, трудно конкретно, количественно сформулировать эту  цель. Она в значительной степени  имеет относительный характер, В  реальной экономической политике цель благосостояния в своем прямом варианте даже не называется.

   Кроме основной цели, существует совокупность задач как бы второго уровня. Их можно условно назвать подгруппой главных целей. Данную подгруппу  и совокупность прикладных целей  часто называют «функциями государства».

   Отметим параллельно важную методическую деталь. Соотношение разных целей находится  в диалектической взаимосвязи. Достижение нижестоящей цели есть средство для  выполнения цели более высокого уровня. Так, цель экономического роста можно  представить как задачу, имеющую  более высокий (по сравнению с  достижением полной занятости) уровень. В таком случае меры по устранению безработицы следует рассматривать  как сред-ство обеспечения экономического роста.

   К главным целям принято относить: 1) свободное развитие общества; 2) правовой порядок; 3) внешнюю и внутреннюю безопасность. Выполнение данных целей  обеспечивает наиболее общие, принципиальные условия существования рыночной системы.

   Понимание важности подгруппы главных целей  со временем менялось. Первая, ставшая  «классической» их классификация была дана А. Смитом. Опираясь на работы Ф. Бэкона и В. Петти, он выдвинул следующий перечень целей:

   1) обеспечение безопасности по отношению к внешней сфере

   2) создание правового порядка

   3) обеспечение государством инфраструктуры.  

   В последующем экономисты развили  эту классификацию, сделав ее гораздо  обширнее. Интересно отметить, что  на первое место выдвигают теперь цель, связанную со свободным развитием  общества.

   Проблема  достижения цели « свободное развитие общества » связана прежде всего с пониманием данной категории. В отношении ее трактовки существуют различные подходы. И здесь многое зависит от интересов отдельных групп и слоев общества. Определить объективное содержание такой категории достаточно трудно.

   Видна, например, интересная зависимость между  пониманием «свободы» как философской, социальной категории, с одной стороны, и как экономического термина, с другой. Зависимость такова: чем ценнее признается свобода отдельного человека в обществе, тем более значимой воспринимается экономическая свобода в государстве.

   В условиях России понятие «экономической свободы» пока существенно отличается от сложившегося в странах с развитой рыночной экономикой. В основном это связано с общественно-политическими традициями, представлениями, частично - с менталитетом (общественной психологией) населения. Россия всегда отличалась высокой степенью государственной централизации.

   Цель, связанная с обеспечением правового  порядка, достаточно сложна. У разных субъектов представление о правовой обоснованности того или иного экономического решения может быть весьма дифференцированным. Это также связано с наличием разных интересов. Правовая обоснованность видится, как правило, тогда, когда  экономическая политика выполняет  интерес данного субъекта. В связи  с этим стратегия регулирования  должна направляться таким образом, чтобы принимаемые меры по возможности  соответствовали представлениям о  законности разных общественных групп. Этого можно достичь лишь в  форме признаваемого всеми компромисса.

   Гораздо сложнее достигать консенсуса в  оценке законности в рамках экономической  политики России. Дифференциация общественных взглядов слишком велика. Например, цели, реализуемые правительством в  области поддержания финансовой стабильности (в частности по линии  сдерживания социальных расходов), характеризуются рядом политических партий как преступные шаги. Меры по перестройке структуры промышленности и сокращению доли отраслей ВПК обозначаются как предательство российского народа.

   В плане практической реализации цель по созданию правового порядка предусматривает прежде всего обеспечение с помощью законов права на собственность (и ее защиты) и права на систему хозяйственных договоров (с необходимой системой государственного контроля). Уместно при этом вспомнить слова А. Смита, что торговля и производственная деятельность редко могут расцветать в государстве, в котором не существует определенной степени доверия к правовой надежности, которую должно обеспечить государство.

   Выполнение  цели по обеспечению внешней и  внутренней безопасности предусматривает  создание системы соответствующих  институтов по поддержанию общественного  порядка внутри страны и наличие  профессионально подготовленной армии. По этому поводу у А. Смита сказано, что лишь такая армия, которую может подготовить только богатая и цивилизованная нация, в состоянии защитить страну от нападения бедных и слаборазвитых народов.

    
 
 
 

    
 
 
 

 

   Социальная  политика и обеспечение  стабильности цен: варианты решения конфликта. 

   Социальная  политика

   Понятие социальной политики относится к  числу таких категорий, которые  широко используются в практике государственного строительства, употребляются в  официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом  достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его  содержание у различных исследователей значительно отличаются.

   Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана  с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью  населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой  в своем социальном развитии.

   Социальная  политика – это составная часть  внутренней политики государства, воплощенная  в его социальных программах и  практике, и регулирующая отношения  в обществе в интересах и посредством  интересов основных социальных групп  населения.

   Любые социальные программы, как известно, являются лишь декларацией, если не подкреплены  материально, не обеспечены экономически. В этом смысле социальная политика вторична относительно экономики, как  по содержанию, так и по задачам, предпочтениям. Но это не означает второстепенности ее значимости и влияния на ход  развития материальной и духовной культуры, ход общественного развития.

   В социальной сфере проявляются и  оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и  способность удовлетворять интересы и потребности людей. В социальной сфере находит отражение и  проявление степень гуманности политики государства, и чем она сильнее, тем наглядней гуманистическая  сущность, гуманистический смысл  направленности общественного развития.

   Наконец, без действенной социальной политики невозможна активизация инновационного творческого начала в деятельности человека как главного и центрального элемента производительных сил общественного  развития, хозяйственных успехов.

 

Информация о работе Система целей макроэкономического регулирования. Конфликт целей