Система целей макроэкономического регулирования. Конфликт целей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического развития. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально–экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, миграции, экологией и т.д. Появляется острая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм регулирования принятия экономических и политических решений

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Социально-экономические цели………………………………………………4
2. Социальная политика и обеспечение стабильности цен: варианты решения конфликта …………………………………………………………………………7
2.1 Социальная политика
2.2 Стабильность цен
3. Экономический рост и сохранение окружающей среды: решение конфликта………………………………………………………………………...14
3.1 Промышленность
3.2 Энергетика
3.3 Транспорт
3.4 Сельское хозяйство
3.5 Лесное хозяйство
3.6 Туризм
3.7 Урбанизация
3.8 Решение проблемы
4. Заключение…………………………………………………………………….21
5. Литература …………………………………………………………………… 22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 51.62 Кб (Скачать файл)

   Социальная  политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:

   • гуманизм, социальная справедливость;

   • системность, непрерывность, преемственность;

   • сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);

   • открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики – наличие «обратной связи» органов управления с массами);

   • демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);

   • действенный контроль общества над реализацией социальной политики;

   • адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения. 

   Содержание  социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций  – относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности. Важнейшими из них являются:

   • выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;

   • оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;

   • интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;

   • прогностическая;

   • социальная защита населения;

   • управление социальными процессами и др.

   С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики – гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества.

   Что касается направлений социальной политики, то здесь, как правило, принято выделять два относительно самостоятельных  блока:

   А) социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и  мероприятия, затрагивающие все  сферы жизни членов общества, включая  обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан;

   Б) собственно социальная политика (ее элементами являются политика в области социальной защиты и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей  и инвалидов).  

   Выделяют  следующие структурообразующие элементы социальной политики:

   - Социальное обеспечение

   - Социальная помощь

   - Социальная защита

   - Социальная работа. 

   Итак, смыслом социальной политики государства  является поддержание отношений, как  между социальными группами, так  и внутри них, обеспечение условий  для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в формировании экономических  стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть  мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий  общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической  ситуацией в стране.

   В широком смысле, социальная политика - это одно из направлений макроэкономического  регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и  создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для всех граждан страны.

   Характер  и содержание социальной политики зависят  от степени вмешательства государства  в управление социальными процессами. В зависимости от этого все  сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы:

     Первую условно можно назвать  остаточной. В данном случае социальная  политика выполняет функции, которые  не в состоянии осуществить  рынок. Это ограниченная по  своим масштабам и охватываемому  контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и  имеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основы формируются под воздействием идей консерватизма. Типичным представителем данного варианта (с известной степенью условности) является американская модель.

   Вторая  группа — институциональная. Здесь  социальная политика играет важнейшую  роль в обеспечении населения  социальными услугами и рассматривается  в качестве более эффективного в  социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система  частных институтов. Это более  конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал – демократической идеологии, и типичным ее представителем (также условно) является шведский вариант социального государства.

   Обе группы различаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства.

   Социальная  роль государства во всех остальных  странах мира находится в диапазоне  между этими двумя группами.

   Естественно, что практика гораздо разнообразнее любой типологии. Например, в Бельгии очень высок уровень социальных рас­ходов государства, однако социальная политика преимущественно пассивная, компенсационная. Скандинавские страны преимущественно социал-демократические, но их социальная сфера отнюдь не свободна от либеральных элементов. Также нет и либеральных ре­жимов чистого типа. Все европейские государства с социальной рыночной экономикой развивались под влиянием и либеральных, и социал-демократических импульсов. В последние годы происходит дальнейшее сближение основных характеристик различных типов государственной социальной политики, особенно это относится к идеологии перспектив ее развития.

 

   Из  социальной практики стран с развитой рыночной экономикой можно сделать следующие выводы: 

   1. Степень социальной поддержки  населения, в первую очередь  это касается бесплатного или  льготного предоставления социально  значимых благ и услуг (образование,  здравоохранение, культура), не является  прямой функцией уровня экономического развития, хотя, естественно, зависит от него.

   2. Существует прямая зависимость между уровнем многих социальных индикаторов развития нации и масштабами перераспределительной деятельности государства— это,  в частности, подтверждается многочисленными в последние годы исследованиями международных организаций (например, расчеты индекса развитая человеческого потенциала).

   3. Общество всегда стоит перед выбором- рост личных доходов (низкий уровень налогов и других изъятий из личных доходов) или повышение уровня удовлетворения на льготных условиях социально значимых потребностей всего общества (или его значительной части).

   4. Идеология государственной политики  в социальной сфере по отношению  к центральному вопросу—степени  вмешательства государства в  социальную сферу – претерпевает  циклические изменения не только  в зависимости от экономических  возможностей общества, но и в  соответствии с реакцией массового  избирателя на изменения в  политике, затрагивающие его интересы.

    

 

Стабильность  цен.

   Денежно-кредитная  политика в России носит пассивный  характер. Она направлена на снижение инфляции, обеспечение стабильности цен. А должна выполнять двуединую  задачу: содействовать устойчивому  экономическому росту и увеличению занятости, снижению инфляции. Принципиально  важно не просто снижать темпы  инфляции, но и повышать инвестиционное обеспечение отечественной экономики. Вопросы экономической политики вновь находятся в центре внимания, в первую очередь, в связи с  формированием нового правительства, последними событиями на российских и зарубежных финансовых рынках, предварительным  подведением итогов текущего 2007 года.

   В I квартале 2007 года объем ВВП увеличился на 7,9%. Промышленное производство в  январе— мае по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года возросло на 7,4%. Наиболее быстрыми темпами увеличивался выпуск продукции в обрабатывающих производствах. Высокими темпами росло предложение отдельных видов услуг, особенно связи и розничной торговли.

   Расширение  производства поддерживалось значительным увеличением внутреннего спроса. Рост реальных денежных доходов населения  обусловливал увеличение потребительских  расходов. В январе—апреле расходы  населения на покупку товаров  и оплату услуг в реальном выражении  возросли, по оценке, на 13% к соответствующему периоду предыдущего года. Инвестиции в основной капитал увеличились  на 19,9%.

   Потребительские цены в мае 2007 года повысились по сравнению  с декабрем предыдущего года на 4,7% (в мае 2006 года— на 5,9%). Инфляция за скользящий 12-месячный период в мае 2007 года составила, по оценкам, 7,8%. Замедление роста потребительских цен по сравнению с предыдущим годом было связано, прежде всего, со снижением темпов прироста цен на товары до 3,2% по итогам января-мая 2007 года по сравнению с 4,8% за соответствующий период 2006 года. Уменьшились темпы роста цен на товары и услуги, учитываемые при расчете базового индекса потребительских цен. Базовая инфляция в мае 2007 года по сравнению с декабрем предыдущего года составила 2,5% (в соответствующий период 2006 года— 3,6%). 

   Очевидно, что социальная политика не направлена на обеспечение стабильности цен.  
 

   К примеру: 

   Составным элементом социальной политики государства  должна быть программа социальной защиты населения. Ее нельзя понимать лишь как  наличие тех или иных выплат и  льгот отдельным группам населения. Мировая практика позволяет говорить, что социальная защита – это система  законов, экономических и социальных гарантий для нормальной жизнедеятельности  всем социально-уязвимым слоям населения: пенсионерам и инвалидам, многодетным  семьям, безработным. Простое увеличение пенсий и пособий, стипендий и  других денежных выплат без обеспечения  роста выпуска промышленной и  сельскохозяйственной продукции, т.е. без прироста товарной массы и  налоговых поступлений у государства, неизбежно ведет к росту цен  и углублению инфляции.

   При решении данного конфликта возрастает роль социального прогнозирования, которое должно охватывать все области человеческого взаимодействия. Только при тщательном изучении состояния социальной сферы, выявлении возможных тенденций изменений в ней социальная политика может стать реалистичной и эффективной. 

   Существующие  теории диспропорциональности, или "неравновесия" (Ф. фон Хайек) объясняют кризисы отсутствием правильных пропорций между отраслями, стихийными действиями предпринимателей, вмешательством государства в рыночные отношения. Теория "политического делового цикла" базируется на том, что существует обратная зависимость между уровнем безработицы и уровнем инфляции, которая определяется кривой Филипса, т. е. безработица уменьшается, а цены растут. Правящая партия пытается варьировать темпы инфляции и норму безработицы, понижая их, чтобы выиграть на предстоящих выборах. После прихода к власти администрация старается снизить темпы роста цен путем искусственного провоцирования кризисных явлений, а к концу своего правления власть начинает решать противоположную задачу — поднимает уровень занятости. Последний вызывает рост цен, но расчет делается на то, что к выборам уровень занятости поднимется, а инфляция не успеет набрать полной силы.

 

   Экономический рост и сохранение окружающей среды: решение  проблемы. 

   Промышленность

   По  своей эксплуатации природных ресурсов, потреблению энергии и порождению загрязнения и отходов, промышленный сектор находится среди важнейших  причин ухудшения качества окружающей среды. В дальнейшем, как только экологические  последствия промышленной активности превысят допустимый уровень, произойдет блокирование дальнейшего существования.

   Одна  из важнейших целей промышленной политики — это создать основу и условия для сильного, новаторского и конкурентоспособного индустриального  сектора, таким образом, гарантируя конкурентоспособность и стабильность.

   Интерес общества состоит в том, чтобы  долгосрочные экономические и социальные вознаграждения не приносились в  жертву ради краткосрочных финансовых прибылей.

   Экологически  чистая промышленность более не вопрос роскоши, а скорее вопрос необходимости. Многие секторы промышленности берут  на себя ответственность по сохранению окружающей среды и природных  ресурсов. Таким образом, промышленность становится не только частью проблемы, но также частью ее решения. Экологическая  политика может способствовать оптимизации  управления ресурсами, созданию общественного  доверия и развитию рыночных возможностей. Многие новые чистые и низкоотходные технологии не только снижают загрязнения, но и экономят расход сырых материалов и энергию до такой степени, что снижение издержек может более чем возместить исходные, более высокие инвестиционные затраты и таким образом снизить себестоимость единицы продукции. Широкие возможности скрыты  в использовании генетической инженерии и биотехнологии для сельского хозяйства, пищевой промышленности, химии и фармацевтики, очистки окружающей среды и получении новых материалов и энергетических источников.

Информация о работе Система целей макроэкономического регулирования. Конфликт целей