Смешанная и Командная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель этого исследования – продемонстрировать сущность смешанной и командной экономик, а также способы их регулирования.
Согласно указанной цели, главными задачами исследования являются:
- уяснить определение, выделить главные черты данных экономических систем;
- определить отрицательные и положительные стороны каждого экономического типа;
- изучить основные способы регулирования;
- выяснить роль государства в регулировании командной и смешанной экономик.

Содержание

Введение 3
1.Командная экономика как тип экономической системы 5
1.1 Понятие и сущность командной экономики 5
1.1 Роль государства в регулировании командной экономики 7
2. Смешанная экономика как тип экономической системы 11
2.1 Смешанная экономика как экономическая категория 11
2.2 Способы регулирования смешанной экономики 14
Заключение 18
Список используемой литературы: 20

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_Krismi.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

Экономика любой  страны представляет собой огромную, сложную, очень динамичную систему. Совокупность всех экономических процессов, происходящих  в обществе на основе действующих в нем форм собственности и организационно-правовых норм, представляет собой экономическую систему этого общества. Каждому государству свойственен свой тип экономической системы. Они различаются подходом и методами решения основных экономических проблем. Есть четыре основных типа: традиционная, административно-командная, рыночная и смешанная экономики.

 В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.1

В последние  несколько лет в мире преобладают  административно-командная, рыночная и смешанная экономики.  И каждая по праву может стать ведущей во многих странах. Однако на современном этапе большинство стран склоняются именно к смешанному типу, т.к. в действительности ни одна экономическая система не может существовать отдельно. Это результат того, что экономика и государство неразрывны между собой. Несколько типов экономики дополняют друг друга, сокращая недостатки.  Именно поэтому наблюдается стремительное распространение смешанного типа экономической системы, в которой важную роль играют административно-командные способы регулирования. Конкретно данным разъясняется актуальность данной темы.

Цель этого  исследования – продемонстрировать сущность смешанной и командной  экономик, а также способы их регулирования.

Согласно указанной  цели, главными задачами исследования являются:

- уяснить определение,  выделить главные черты данных  экономических систем;

- определить  отрицательные и положительные  стороны каждого экономического  типа;

- изучить основные  способы регулирования;

- выяснить роль  государства в регулировании  командной и смешанной экономик.

С учетом особенности  этой темы и круга тронутых вопросов структура работы разрешает поочередно раскрыть в первой части понятие  и особенности командной экономики, во второй – провести анализ смешанной  экономики уже с учетом раскрытых  тем из первой части.

Предметом исследования являются труды основных научных  работников, таких как Игоря Владимировича  Липсица, российского ученого, доктора  экономических наук, Кэмбелла Макконелла, американского профессора экономики  и других.

Объект исследования – это специфические моменты каждой из данных экономических систем.

Темa этой курсовой работы носит исследовательский характер и учитывает многостороннюю характеристику объекта изыскания.

  1. Командная экономика как тип экономической системы

    1.  Понятие и сущность командной экономики

Рождение командной  экономической системы явилось  следствием ряда социалистических революций, идеологическим знаменем которых был  марксизм.2 Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских стран.

 Понятие командная экономика, включает в себя способ управления экономической системой, хозяйством страны, основанный на высоком уровне централизации функций руководства экономикой, применении директивных методов управления, сосредоточении основных видов ресурсов производства в государственной собственности.3

Главными идеями командной экономики было то, что  человечество могло бы резко ускорить свой путь к повышению благосостояния и устранить различия в индивидуальном благополучии граждан путем ликвидации частной собственности, устранения конкуренции  и ведения всей хозяйственной деятельности страны на основе единого общеобязательного (директивного) плана, который разрабатывается руководством государства на научной основе. Однако реальные итоги десятилетий «планового развития» СССР  и стран Восточной Европы  не оправдали ожиданий.  При сравнении со странами, где господствовали другие экономические системы, выяснилось, что:

1)Большинство,  производимой продукции в этих  странах не пользуется спросом,  как на внутреннем, так и на мировом рынке из-за низкого качества и устаревших конструкций.

2) Уровень благосостояния  и продолжительность жизни оказался  ниже, а детская смертность выше, чем в странах, проживших   ХХ век в рыночной экономике.

3)Технический  уровень производственного сектора  отставал от ряда других ведущих стран мира.

4)загрязнение  природы значительно выше, чем  в странах рыночной и смешанной  экономических систем.

В итоге конец  ХХ века стал эпохой глубокого разочарования  в возможностях планово-командной  системы, а бывшие социалистические страны занялись не легким делом возрождения частной собственности и системы рынков.4

Что же послужило  причиной таких результатов?  Для  ответа на этот вопрос необходимо разобраться  в отрицательных и положительных  сторонах административно-командной экономики.

К преимуществам  данной экономической системы относят  полную занятость населения, т.к. создаются  условия для полного использования  трудовых ресурсов. Если в каком-то регионе недостаточно рабочих мест,  центральные планирующие органы принимают решение о строительстве нового завода, либо создании нового сельскохозяйственного предприятия.  Низкий уровень инфляции, поскольку при командной экономике весь спектр цен на товары и услуги устанавливается административно. Минимальные потери ресурсов из-за государственного планирования производства и распределения, т.к. производитель не подвергается риску израсходовать ресурсы впустую.  Все деньги, полученные предприятиями от реализации продукции, снова возвращаются в производство. Таким образом, большие потери, связанные с формированием прибыли, тоже отсутствуют. Также положительными чертами являются стабильность, социальные гарантии, наименьшая степень социального неравенства, удобство использования командных механизмов в экстремальных ситуациях.

К отрицательным  сторонам можно отнести то, что  невозможно создать идеальный и  точный план развития хозяйства, следовательно, неизбежны ошибки, нестыковки, диспропорции развития отраслей экономики, а, следовательно, дефициты, неравномерность развития, низкий уровень жизни. При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается большой бюрократический аппарат - большие расходы на его содержание, инертность, бюрократизм. Отсутствие конкуренции, приводит, с одной стороны, к отсутствию стимулов к труду, и низкой его производительности, с другой стороны, к снижению качества продукции, замедлению развития самой экономики. Значительным минусами командной экономики также являются невозможность к научно-техническому прогрессу, низкий уровень жизни населения, теневая экономика, дефицит товаров и услуг.

Подводя итог, можно  говорить о том, что командная  экономика имеет серьезные отрицательные  моменты, которые  сильно оттеняют все  её достоинства. И как показала практика: нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям научно-технического прогресса и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика.5

    1.  Роль государства в регулировании командной экономики

Во всех экономических  системах государство играет весомую  экономическую роль, выполняя больший  или меньший набор хозяйственных  и социальных функций. В условиях командной экономики господствует общественная (государственная) собственность  на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредствам государственного планирования.

Командную экономическую  систему характеризует государственная  собственность практически на все  материальные ресурсы и принятие экономических решений органами централизованного экономического планирования. Все крупные решения, касающиеся объемов используемых ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются центральным плановым органом. Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив. Производственные планы устанавливаются плановым органом для каждого предприятия, причем план конкретизирует количество ресурсов, которое должно быть выделено каждому предприятию, чтобы оно могло выполнять свои производственные задания. Соотношение инвестиционных и потребительских товаров (средств производства и предметов потребления) в совокупном продукте также устанавливаются централизовано, средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемым центральным плановым органом.6

Понять роль государства в регулировании  командной экономики, помогает взгляд на недавнюю историю СССР, где хозяйственная деятельность предприятий- производителей регулировалась различными государственными комитетами, министерствами и т.п.  Что производить – устанавливал Государственный плановый комитет. Отраслевое министерство, диктовавшее технологию производства и дававшее деньги на покупку оборудования, решало, как производить. Кому продавать и у кого покупать - определял государственный комитет по снабжению. По какой цене продавать – диктовал Государственный комитет по ценообразованию, утверждавший справочники цен, которые не менялись десятилетиями. Государственный комитет по труду и заработной плате рассчитывал сколько платить рабочим. Министерство финансов решало, как использовать доходы, полученные предприятием. Что строить для развития производства – определял Государственный комитет по строительству. Сколько денег и на какие цели взять в банке – устанавливал один из отраслевых государственных банков. Министерство внешней торговли назначало, что продать за рубеж или что купить там.7

Как видно из примера, планирование бывает иногда полезным для предприятий, фирм, ферм в масштабах страны, т.к. позволяет, во-первых, следовать строгому плану, что ускоряет темпы производства, во-вторых , четкое установление границ необходимых денежных средств, заработной платы, цен на производимые товары - позволяет нести меньшие убытки, в-третьих, такой способ производства приносит большие доходы и государство может рассчитывать на установленные сроки. Такая результативность это последствие, прежде всего работы государственных органов, опирающихся опираются на существующую экономическую информацию, которую собирают и осмысливают именно те, кто принимает решения и отвечает за них.

Однако есть и существенные минусы:

  1. дефицитом оказались даже самые простые из необходимых людям благ;
  2. однообразие товаров;
  3. безынициативность директоров предприятий;
  4. тяжелая восприимчивость к нововведениям;
  5. ограниченность свободы выбора хозяйствующего субъекта.

И так, в командной  экономической системе государство  играет ведущую роль. Оно имеет  возможность единолично контролировать все части экономической жизни страны, т.к. отсутствует частная собственность. Государство командует использованием и распределением экономических ресурсов в соответствии с планами и по указанию центральных органов управления.

2. Смешанная экономика как тип экономической системы

  • 2.1 Смешанная экономика как экономическая категория

Современные экономические  системы большинства стран представляют собой широкое разнообразие смешанных  форм. О смешанной экономике можно  говорить в случае соединения и переплетения различных форм хозяйства, т.к. реальная хозяйственная жизнь, всегда представляет собой смесь элементов различных экономических систем.(1)

Данная экономическая  система все чаще стала появляться и преобладать в ряде стран  с конца ХХ века. Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит именно смешанный характер.8

Определение смешанной  экономики звучит так – это  экономика, которая включает как  частную и корпоративную, так  и общественную, либо государственную  собственность на средства производства. Она позволяет частным предпринимателям и физическим лицам принимать независимые финансовые решения, однако их автономия ограничена тем, что государство или общество обладает приоритетом в этих финансовых вопросах. В основном идею смешанной экономики придерживаются сторонники демосоциализма.9

Характерными  чертами смешанной экономики  являются:

  • разнообразие типов хозяйствования и форм собственности;
  • сочетание государственного регулирования процессов экономического и социального характера с рыночной саморегуляцией;
  • развитие систем социальной защиты и социального партнерства, а также социальная ориентация экономики.

Информация о работе Смешанная и Командная экономика